Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
скреперов и других дорожных машин — с вязкостью 10—16 сст при
100° С.
Имеется определенная тенденция к переходу на масла меньшей б я з к о с т и . Так, если для дизельных двигателей типа В-2 вначале при менялось масло с вязкостью при температуре 100° С 20 сСт, то затем 16, далее 14 и наконец было показано, что оптимальный уровень вязкости масла для этого типа двигателя находится в интервале 8— 10 сст при 100° С. Именно при этом значении вязкости обеспечивается надежная смазка и минимальная температура подшипников при всех оборотах и при разных количествах подаваемого масла.
Использование масла для двигателей минимально допустимой вяз кости при 100° С позволяет снизить потери на трение и получить выиг рыш в его низкотемпературных качествах.
Преимущества загущенных масел особо проявляются при холодных пусках двигателей и в снижении пусковых износов.
Показано, что необходимая скорость подачи масел в пусковой пе риод у большинства двигателей обеспечивается при вязкости от 50 до 500 Пз. Температуры, соответствующие динамической вязкости, рав
ной 100 пз, приведены |
в табл. |
47. |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 47 |
Температуры масел для двигателей, |
соответствующие динамической вязкости, |
|||
|
|
|
|
равной 100 пз |
|
|
Температура, |
Температура, |
|
Загущенные |
|
при которой |
при которой |
|
масла |
|
вязкость |
Обычные масла |
вязкость |
|
|
масла равна |
масла равна |
|
|
|
100 Пз, °С |
100 пзУ°с |
|
АСЗп-6 |
ди- |
—43 |
ДСп-8 |
—20 |
МТ-14п + 20 % |
—38 |
МТ-8 |
— 19 |
|
зельного топлива |
|
АКп-6 |
-1 7 |
|
МТЗ-Юп |
|
—35 |
Машинное СУ |
-1 4 |
АКЗп-6 |
|
—29 |
ДСп-11 |
-11 |
АСЗп-10 |
|
—28 |
МТ-16п |
—5 |
МТ-14п |
|
—26 |
АК-10 |
—5 |
АКЗп-10 |
|
—24 |
|
|
Из данных табл. 47 следует, что загущенные масла имеют значи тельно лучшую прокачиваемость при холодном двигателе и поэтому обеспечивают лучшую смазку трущихся деталей в период пуска.
Плохие низкотемпературные свойства обычных масел вынуждают для облегчения пуска двигателя зимой прибегать к разбавлению масла бензином, дизельным топливом или веретенным маслом. При этом достигается существенное снижение вязкости масла и улучшение его прокачиваемости при низких температурах. В табл. 48 показано, что разбавление масла бензином на 10% в 1,5—2 раза снижает уровень вязкости при 100° С. Вязкость же этой смеси при температурах минус 20—30° С будет близка к вязкости загущенных масел при этих тем пературах.
155
|
|
|
|
Т а б л и ц а 48 |
||
Зависимость |
вязкости масел |
при 100° С от степени разжижения |
их топливом |
|||
Масло |
Вязкость, сСт. при содержании i масле бензина . % |
|||||
0 |
Г» |
10 |
20 |
25 |
||
|
||||||
АКЗп-6 |
7,0 |
5,5 |
4,5 |
3,2 |
2,9 |
|
АК-6 |
6,4 |
4,7 |
3,7 |
2,5 |
2,0 |
|
АКЗп-10 |
10,5 |
8,0 |
6.3 |
4,2 |
3,3 |
|
АК-10 |
10,4 |
8,1 |
5,7 |
4,0 |
3,3 |
Разбавление масла топливом применяется как вынужденная мера при отсутствии загущенных масел необходимого уровня вязкости. Разбавление снижает в масле концентрацию присадок и тем самым ухудшает качество масла. При разбавлении масла МТ-14п дизельным топливом противоизносные качества масла или критическая нагрузка Р1( (кгс) снижаются следующим образом:
Масло А1Т-14п |
дизельного |
то п л........................................................и в а |
105 |
||
То же |
+10% |
90 |
|||
» |
+20% |
» |
|
» ................................................... |
83 |
» |
+30% |
» |
.; |
» ................................................... |
75 |
Дизельное топливо |
• ....................................................... |
69 |
Однако в условиях «масляного голодания», характерного для перио да холодного пуска двигателя, важно не только качество смазки, но и ее количество. В этом отношении разбавление масла топливом дает положительный эффект.
При разбавлении масла топливом следует иметь в виду, что при использовании для этих целей бензина последний в течение получаса работы двигателя испаряется и исходная вязкость масла восстанавли вается. При использовании для этих целей дизельного топлива пол ного испарения последнего не происходит, в масле остаются тяжелые фракции топлива, приводящие к необратимому разжижению масла. В этих случаях необходим тщательный контроль за вязкостью масла и своевременная его замена.
Применение полимерных присадок позволило создать масла для двигателей с вязкостными свойствами, одновременно удовлетворяю щими требованиям летней и зимней эксплуатации как карбюраторных, так и дизельных двигателей. Примером такого масла может служить загущенное долгоработающее масло ДВ-АСЗп-10.
Улучшение низкотемпературных свойств масла с помощью де прес сорных присадок. При охлаждении смазочного масла переход его из жидкого состояния в гелеобразное или твердое происходит постепенно
вдовольно широком диапазоне температур.
Впервую очередь из масла выкристаллизовываются высокоплав кие парафины. Кристаллы парафина соединяются друг с другом и создают каркас, лишающий масло подвижности. Полностью удалить парафины из масла невозможно, да и нет необходимости, так как най-
153
Т а б л и ц а 49
Эффект снижения температуры застывания масла от введения депрессаторов
Депрессатор
Количество присадки в масле, % |
Депрессорный эффект (понижение температуры застывания мас^а, °С) |
Депрессатор
Количество присадки в масле, % |
Депреесорный эффект (понижение температуры застывания масла, °С) |
|
, |
Полиметакрилат Д |
0,0 |
23 |
Полиметакрилат Д |
1,0 |
24 |
То же |
0,2 |
АЗНИИ |
0,3 |
16 |
|
» |
0,4 |
23 |
АЗНИИ-ЦИАТИМ-1 |
0,5 |
17 |
дены соединения (депрессорные присадки), препятствующие образова нию каркаса и изменяющие характер кристаллизации парафина. По своей структуре присадки этого назначения представляют собой поверхностно-активные вещества, у которых одна часть молекулы полярная, а другая представляет длинную углеводородную цепь, хорошо растворяющуюся в масле. Распространена точка зрения, что депрессатор, адсорбируясь на мелких кристаллах парафина, препят ствует их росту и образованию сплошной кристаллической решетки (каркаса). Этим же объясняется некоторое улучшение текучести масла с депрессатором при низких температурах. Наиболее эффектив ны полимерные депрессаторы типа полиметакрилата Д. Эффективны и такие депрессаторы, как АЗНИИ-ЦИАТИМ-1, АФК, АЗНИИ (табл. 49). Депрессаторы в количествах до 1% способны понизить температуру застывания масла на 15—25° С.
§ 4. ПРОТИВООКИСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА
Окисление масел в процессе работы их в двигателе приводит к об разованию лаков и нагаров на деталях и к накоплению различных продуктов окисления в самом масле.
Чем выше температура зон, куда попадает масло, тем более глубокие превращения оно претерпевает.
Исследованию процессов окисления минеральных масел посвящены' многочисленные работы и предложен ряд теорий и гипотез протекания этого сложного процесса (Черножуков Н. И., Крейн С. Э., Иванов К. И.). Общепринятым считается, что при окислении происхо дит ряд последовательных реакций, протекающих по радикально цепному механизму.
В результате окисления минеральных масел образуется целая гамма сложных продуктов окисления: различных спиртов, альдегидов, кис лот, в том числе и оксикислот, играющих главную роль в образова нии лака на деталях двигателя, и продуктов более глубокого окисле ния, химическое строение которых не установлено.
Основные превращения углеводородов масел при окислении проте кают по следующей схеме:
J57
Углеводороды |
|
, |
|
ароматические |
|
||
с короткими ■—*■перекиси —>■фенолы —>■смолы — у асфальтены !i |
|||
боковыми цепями |
|
— у карбены |
|
Углеводороды |
—>-перекиси |
»- кислоты —>- оксикислоты —*- |
|
парафинового и |
|
асфальтогеновые кислоты —> |
|
нафтенового |
|
карбоиды |
|
ряда |
(остальная |
|
- кетоны —►продукты конден |
часть масла) |
|
||
|
|
|
сации |
|
|
|
спирты —►кислоты — у слож |
|
|
|
ные эфиры |
|
|
|
►спирты —>- оксикислоты — |
|
|
|
эфирокислоты и др. |
Если |
начальные |
продукты |
окисления — спирты, кислоты, аль |
дегиды — растворимы в масле, то продукты более глубокого окисле ния — асфальтогеновые кислоты, карбены и карбоиды — этой спо собностью уже не обладают. Асфальтены (продукты полимеризации смол) растворимы только в хлороформе, сероуглероде, бензоле, то луоле и нерастворимы в спирте и бензине. Поэтому разжижение масла бензином может привести к коагуляции и выпадению этих продуктов кз масла.
Карбены и карбоиды являются продуктами дальнейшего окисли тельного уплотнения асфальтенов и представляют собой высокомоле кулярные соединения, не растворимые ни в каких органических раст ворителях.
Рассмотренные продукты окисления, а также продукты разложения присадок, продукты износа и другие загрязнения составляют основу всех углеродистых отложений в двигателе.
Основными видами этих отложений являются нагары, лаки и низ котемпературные отложения.
Нагары— твердые, черного цвета углеродистые вещества, откла дывающиеся в двигателях на стенках камеры сгорания, на клапанах, свечах, днище поршня, верхнем пояске боковой поверхности поршня, на форсунках и в продувочных окнах. Нагары содержат также золь ные продукты распада присадок.
Лаки — тонкие, как правило, блестящие пленки из продуктов окисления масла от светло-желтого до темно-коричневого и даже чер ного цвета. Лаки откладываются в зоне поршневых колец, на юбке и внутренних стенках поршня, на шатунах, на стержнях клапанов, на стенках масляного поддона. Лаковые пленки очень прочны и имеют низкий коэффициент теплопроводности. Лаки способствуют пригоранию поршневых колец и перегреву деталей.
Низкотемпературные отложения (шламы) — мазеобразные отло жения в картере и на нерабочих внутренних поверхностях двигателя, особенно в зонах с пониженной температурой. Отложения этого типа характерны для условий зимней эксплуатации, а также при частых пусках, остановках и при работе двигателя на так называемом низко температурном режиме работы.
В зависимости от условий эксплуатации, типа масла и конструкции двигателя характер низкотемпературных отложений может быть раз-
158
личен и их состав может изменяться примерно в следующих пре делах, %:
Масло |
, |
t v j . . |
||
Вода |
' |
|
. . |
|
Топливо |
|
и |
• |
. |
Зола |
|
• |
||
Оксикислоты |
j |
. |
, |
|
Асфальтены |
|
. . |
||
Карбены |
икарбоиды |
50—85
5—35
1—7 1-8
2—15 )
7 о |
Ol |
2—10 1
Продукты
окисления
масла
Отложения этого типа наблюдаются в больших количествах в из ношенных двигателях, так как прорыв газов из камеры сжатия в кар тер способствует загрязнению масла продуктами окисления.
Отложение нагара на деталях начинается с образования лаковой пленки. В зонах высоких температур лаковая пленка обугливается. В ней происходят процессы коксообразования. Новые порции масла Увеличивают толщину нагара. В маслах с малым содержанием зольных присадок количество нагара увеличивается до определенных пределов, а затем рост его прекращается и устанавливается своеобразное рав новесие между образованием нагара и его выгоранием. При исполь зовании высокозольных масел (содержание золы более 1,5%) на порш нях могут быть большие зольные отложения, которые уже не выгорают и могут привести к перегреву и прогару поршней. Поэтому следует применять масла для карбюраторных двигателей с меньшей зольностью
(около 0,8%)..
На процессы нагарообразования, помимо масла, оказывает влия ние качество топлива и содержание в бензине тетраэтилсвинца.
Если масло обладает плохими противоокислительными свойства ми, это приводит к повышенному лако- и нагарообразованию в двига теле, пригоранию колец и другим нарушениям.
Для торможения процессов окисления масла и снижения нагаро- и лакообразования в двигателе используют противоокислительные присадки, такие, как диалкилдитиофосфаты цинка (присадка ДФ-11), диарилдитиофосфат цинка (присадка ВНИИНП-354), некоторые фенолы.
Присадки этого типа способны прерывать цепные процессы окисле ния, разрушать гидроперекиси и превращать активные радикалы (инициаторы окисления) в неактивные соединения.
Противоокислительным эффектом обладают и зольные присадки, в состав которых входят сера и фосфор (присадки ВНИИНП-360, ЦИАТИМ-339, ИП-22к и др.).
Для уменьшения низкотемпературных отложений в масла вводят полимерные присадки, например некоторые сополимеры, включающие высокополярные группы, или сукцинимиды (полимерные присадки, имеющие в своем составе аминные группы).
Противоокислительные присадки по своему действию бывают двух видов: разрушающие гидроперекиси с образованием неактивных сое динений (диалкилсульфиды, тиофосфотированные продукты) и свя зывающие активные свободные радикалы в неактивные (алкилфенолы, ароматические амины и др.).
159