Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
|
|
|
Т а б л и ц а 42 |
||
|
|
|
Свойства |
сжатых газов |
|
|
|
Теплота |
Октановое |
Бензиновый |
|
Наименование |
число по мо |
||||
сгорания, |
торному |
эквивалент1, |
|||
|
|
ккал/мэ |
ме году |
|
кг/мэ |
Природные газы |
|
7 400—8 700 |
94— 105 |
0 ,7 1—0,83 |
|
Нефтяные попутные газы |
8 100— 10 000 |
91 — 102 |
0 ,7 8 -0 ,9 5 |
||
Газы нефтеперерабатывающих заводов |
8 6 0 0 -10 500 |
95— 105 |
0,82— 1,0 |
||
Механизированный |
коксовый газ |
6 000—6 500 |
<80 |
|
0,62—0,70 |
Канализационные |
газы |
7 000—7 500 |
95—97 |
|
0,70—0,75 |
Коксовый |
|
4 000—4 600 |
<80 |
|
0,39—0,41 |
Городской газ (светильный) |
4 000—4 300 |
<80 |
|
0,38—0,40 |
|
1 Бензиновым эквивалентом называют |
количество |
бензина |
в |
килограммах, |
|
равноценное 1 м3 |
газа но теплоте сгорания. |
|
|
|
Сжатые газы размещают в автомобиле в баллонах из низколегиро ванных сталей емкостью 50 л, рассчитанных на рабочее давление 200 кгс/см2. Баллоны объединяют в батарею из пяти —восьми балло нов и помещают ее под грузовую платформу автомобиля.
Из баллонов сжатые газы подаются под давлением через подогре ватель ифильтр в редуктор идалее в дозатор и карбюратор-смеситель.
В |
подогревателе |
газ |
подогревается |
отработавшими |
газами для |
того, |
чтобы в дальнейшем в редукторе |
при расширении не про |
|||
изошло охлаждения |
до |
отрицательных |
температур. |
В противном |
случае пары воды, содержащиеся в газах, могут сконденсироваться и замерзнуть с образованием кристаллов и вызвать закупорку трубо проводов, отверстий дозатора и карбюратора-смесителя. Во избежание этого явления количество влаги в сжатых газах ограничивают. В зим нее время оно не должно быть выше 0,5, в летнее не более 7,0 г/м*.
Кроме ограниченного содержания воды, в сжатых газах |
не допу |
|||
скается присутствие даже небольших количеств |
коррозионно-агрес |
|||
сивных соединений. При давлении 200 кгс/см2 даже |
небольшие коли |
|||
чества примесей настолько концентрируются, что могут |
вызывать |
|||
коррозию тары и топливной аппаратуры. В этой |
связи в сжатых |
|||
газах ограничивают содержание сероводорода, |
цианистоводородной |
|||
кислоты, аммиака и некоторых других соединений. |
|
|
||
§ |
3. |
СЖИЖЕННЫЕ ГАЗЫ |
||
Наиболее широкое применение в качестве |
топлива для |
газобал |
лонных автомобилей получили сжиженные газы. К сжиженным га
зам относят горючие газы, основными |
углеводородами в которых |
|
являются пропан или бутаны. |
В таких |
газах возможно присутствие |
и олефиновых углеводородов |
(пропилен и бутилены), однако коли |
чество их обычно невелико, так как олефиновые углеводороды предва рительно выделяют из горючих газов и используют в качестве сырья для нефтехимии.
141
Таким образом, свойства сжиженных газов определяются коли чеством и свойствами пропана и бутанов. Эти газы в отличие от ме тана тяжелее воздуха и поэтому при утечках скапливаются на полу, в смотровых канавах и т. д.
Пропан и бутаны имеют высокую детонационную стойкость. Их октановые числа равны 90—98 ед. Цетановые числа сжиженных га зов очень малы и составляют всего лишь 4—5 пунктов.
Пропан и бутан переходят в жидкое состояние при обычной тем пературе под действием небольшого из-быточного давления. Так, при +20° С для перевода пропана из газообразного состояния в жид кое необходимо давление 8, 5; для н-бутана — 2,1; а для изобутана — 3,2 кгс/см2. В связи с этим для хранения и транспортировки сжижен ных газов на автомобилях используют баллоны, рассчитанные на рабочее давление 16 кгс/см2. Такое давление обеспечивает содержа ние в жидком состоянии даже чистого пропана до температуры око ло + 50° С.
Автомобильная газобаллонная установка рассчитана на подачу топлива к двигателю под давлением паров газа в баллоне. В связи с этим величина давления насыщенных паров сжиженных газов имеет важное эксплуатационное значение.
При любой температуре окружающего воздуха в баллоне со сжи
женным |
газом |
должно быть |
избыточное |
давление |
не менее 0,35 — |
|||
|
|
|
|
|
0,5 кгс/см2, достаточное для на |
|||
|
|
|
|
|
дежной подачи топлива к двига |
|||
|
|
|
|
|
телю, |
а также для |
обеспечения |
|
|
|
|
|
|
пуска и прогрева холодного дви |
|||
|
|
|
|
|
гателя на газе из парового про |
|||
|
|
|
|
|
странства баллона. Опыт экс |
|||
|
|
|
|
|
плуатации показывает, что дав |
|||
|
|
|
|
|
ление насыщенных |
паров сжи |
||
|
|
|
|
|
женных газов |
для |
газобаллон |
|
|
|
|
|
|
ных |
автомобилей |
должно быть |
|
|
|
|
|
|
не менее 2,7 при температуре |
|||
|
|
|
|
|
минус 20° С и не более 16 кгс/см2 |
|||
|
|
|
|
|
при температуре плюс 45° С. |
|||
|
|
|
|
|
Углеводороды, |
входящие в |
||
|
|
|
|
|
состав сжиженных газов, значи |
|||
|
|
|
|
|
тельно различаются по давле |
|||
|
|
|
|
|
нию насыщенных паров (рис. 63), |
|||
|
|
|
|
|
что позволяет производить сжи |
|||
|
|
|
|
|
женные газы, |
соответствующие |
||
|
|
|
|
|
времени года |
и климатическим |
||
|
|
|
|
|
условиям применения. Так, сжи |
|||
Рис. 63. |
Зависимость давления |
насы |
женный газ, состоящий в основ |
|||||
ном (более 70%) из пропана, хо |
||||||||
щенных |
паров |
углеводородов, |
входя |
рошо отвечает требованиям зим |
||||
щих в состав сжиженных газов, от тем |
||||||||
|
|
|
пературы: |
ней эксплуатации. Для примене |
||||
/ — этилен; |
2 —этан; |
3 — пропилен; |
4 — про |
ния при особо |
низких темпера |
|||
пан; 5 — |
изобутан; |
б^н-бутан; 7 — бутилен; |
||||||
|
|
|
8 — пентан |
турах |
в сжиженный газ может |
142
быть добавлено небольшое |
количество |
|
|
|
||||||
этана или этилена. Для |
летней эксплу |
|
|
|
||||||
атации в районах с жарким климатом |
|
|
|
|||||||
рекомендуется пользоваться смесью, со |
|
|
|
|||||||
стоящей из 70—80% бутана и 20—30% |
|
|
|
|||||||
пропана. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автомобильный баллон для сжижен |
|
|
|
|||||||
ного газа имеет две трубки с расход |
|
|
|
|||||||
ными вентилями—одна для газовой фа |
|
|
|
|||||||
зы, другая для жидкой. |
Пуск |
и прогрев |
|
|
|
|||||
двигателя |
осуществляют на |
газообраз |
|
|
|
|||||
ном топливе, |
которое отбирают из верх |
|
|
|
||||||
ней части баллона. Затем |
переключают |
|
|
|
||||||
вентиль на питание карбюратора-смеси |
|
|
|
|||||||
теля жидкой фазой топлива из баллона. |
|
|
|
|||||||
Все время питать двигатель паро |
|
|
|
|||||||
вой фазой |
из |
баллона |
нельзя |
по сле |
|
|
|
|||
дующим причинам. Во-первых, большой |
|
|
|
|||||||
расход |
паровой фазы |
сопровождается |
|
|
|
|||||
интенсивным испарением и охлаждением |
|
|
|
|||||||
жидкой фазы. Жидкая фаза может ох |
|
|
|
|||||||
ладиться |
настолько, что давление в бал |
|
|
|
||||||
лоне не будет обеспечивать подачу топ |
|
|
|
|||||||
лива, а снижение температуры |
топлива |
Рис. 64. |
Изменение плотности |
|||||||
ниже 0° С может привести |
к |
вымерза |
углеводородов |
парафинового |
||||||
нию влаги и забивке топливоподающих |
ряда в сжиженном виде в за |
|||||||||
каналов. |
Во-вторых, при |
питании дви |
висимости от |
температуры: |
||||||
/ — нормальный пентан; 2 — изо |
||||||||||
гателя |
парами из смеси пропана с бу- |
пентан; <? —нормальный бутилен и |
||||||||
изобутилен; 4 — нормальный Су |
||||||||||
танами, в первую очередь, расходуется |
тан; 5 — |
изобутан; 6 — пропилен; |
||||||||
пропан |
как |
наиболее |
легко испаряю |
|
|
7 — пропан |
||||
щийся |
компонент. При этом жидкость |
|
паров снижается. |
|||||||
обогащается бутанами и давление ее насыщенных |
Так, если из паровой фазы сжиженных газов, состоящих из 30% про пана и 70 бутана и имеющих давление насыщенных паров при 20° С равное 3,96 кгс/см2, израсходовать 50% общего содержания газов в баллоне, то содержание пропана в жидкой фазе уже составит только 12%, а давление насыщенных паров оставшейся смеси уменьшится до 2,8 кгс/см2. После израсходования 70% смеси содержание пропана становится равным 5%, что влечет понижение давления насыщенных паров до 2,37 кгс/см2. При определенных условиях снижение давле ния газа в баллоне может быть столь резким, что вызовет нарушения в подаче топлива в карбюратор-смеситель.
Существенной особенностью сжиженных газов является большой коэффициент объемного расширения жидкой фазы (рис. 64). Плот ность жидкого пропана при 0° С равна 0,53, а при +50° С она сни жается до 0,46 кг/л, при этом удельный объем возрастает на 15,4% (объем 1 кг жидкого пропана увеличивается с 1,88 до 2,17 л). Эта особенность сжиженных газов учитывается при заполнении баллонов. Часть емкости баллона отводится на паровую фазу. Например, газо
143
баллонный автомобиль ЗИЛ-138 (газовый вариант двигателя ЗИЛ-130) имеет один баллон емкостью 250 л, в который рекомендуется заправлять не более 225 л сжиженного газа при ожидаемом увели чении температуры газа в баллоне не более чем на 20—30° С.
§ 4. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗООБРАЗНЫХ ТОПЛИВ
Газообразные топлива имеют ряд существенных преимуществ перед жидкими углеводородными топливами.
1. Газообразные топлива являются наиболее дешевыми видами топлива, так как могут использоваться непосредственно после полу чения с газовых, нефтяных месторождений или других источников без дополнительной переработки, иногда лишь после неглубокой очи стки. Огромные ресурсы газообразных топлив, строительство мощных
газопроводов, |
открытие новых газоносных площадей — все |
это сви |
||
детельствует |
о несомненной |
перспективности |
газообразных |
топлив. |
2. Газообразные топлива |
имеют высокую |
детонационную стой |
кость, что позволяет использовать их в двигателях с большой сте пенью сжатия и соответственно высокими технико-экономическими показателями.
3. При использовании газообразных топлив в результате лучшего смесеобразования и более совершенного протекания процесса сго рания образуется меньшее количество отложений в двигателе, а в от работавших газах уменьшается содержание токсичного компонен та — окиси углерода.
4. Применение газообразных топлив повышает долговечность дви гателя. Отсутствие жидкой фазы топлива предотвращает смывание масляной пленки со стенок цилиндра и колец и тем самым значительно снижает износ цилиндро-поршневой группы.
Исследования показали, что перевод двигателя с бензина на газ снижает износ цилиндро-поршневой группы примерно в 2 раза. Кроме этих основных преимуществ, применение газообразных топлив поз воляет улучшить работу свечей, снизить расход масла за счет уве личения сроков его работы, повысить надежность работы системы пи тания и т. д. Однако, несмотря на явные преимущества газообразных топлив, их внедрение на автомобили в нашей стране происходит до вольно медленно.
До недавних пор производство газобаллонных автомобилей огра ничивалось только приспособлением карбюраторных двигателей для работы на газообразном топливе. Устанавливалась дополнительная система питания, и двигатель мог работать как на газе, так и на бен зине. Это направление в выпуске газобаллонных автомобилей учи
тывало |
крайне ограниченную сеть газонаполнительных станций |
в нашей |
стране. |
Однако применение газообразных топлив в двигателях, рассчи танных на использование бензина, приводит к снижению их эффек
тивной мощности (табл. 43). |
использовании сжиженных и |
Это снижение достигает 20% при |
|
сжатых газов. Мощность двигателей |
падает, прежде всего, из-за |
Ш |
|
Т а б л и ц а 43
Мощностные показатели двигателей при работе на |
бензине |
и на газе |
|||
|
Степень |
|
|
Максималь пая эффек |
|
Двигатель |
Виц топлива |
тивная |
мотность |
||
сжатия |
|
% |
|||
|
|
|
|
л. с. |
|
ЗИЛ-164 |
6,2 |
Бензин |
|
107,0 |
100 |
|
6,2 |
Сжатый газ |
|
96,2 |
90 |
ГАЗ-51 с двухкамерным карбю- |
6,2 |
Сжиженный газ |
88,8 |
83 |
|
6,2 |
Бензин |
газ |
79,5 |
100 |
|
ратором-смесителем |
6,2 |
Сжиженный |
69,1 |
87 |
|
ЗИЛ-130 |
6,7 |
То же |
|
75,4 |
95 |
6,5 |
Бензин |
газ |
156,8 |
100 |
|
|
6,5 |
Сжиженный |
144,3 |
92 |
|
|
7,4 |
То же |
|
151,0 |
97 |
|
8,1 |
» |
|
162,0 |
104 |
снижения коэффициента наполнения, затем из-за меньшей теплоты сгорания газо-воздушной смеси, снижения механического к. п. д. цикла и некоторых других причин.
В двигателях, рассчитанных на применение бензинов с октановым числом 66—76, высокая детонационная стойкость газообразных топ лив не используется. Эффективность применения газообразных топ лив на специальных двигателях с повышенной степенью сжатия зна чительно возрастает.
Развитие газобаллонного автомобилестроения должно сопровож даться быстрым ростом числа газонаполнительных станций, особенно в районах, богатых горючими газами. Одновременно с ростом сети газонаполнительных станций будут создавать и совершенствовать га зовые двигатели с оптимальной степенью сжатия и рационально раз
работанными системами впуска и регулирования. |
автобусах |
и |
|
Применение газообразного топлива на городских |
|||
грузовых |
автомобилях, осуществляющих внутригородские перевоз |
||
ки, уже |
в ближайшее время позволит значительно оздоровить атмо |
||
сферу больших городов. |
|
|
|
|
|
Г л а в а |
V |
|
МАСЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ |
||
|
§ I. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ МАСЛА |
||
Качество масла—один из решающих факторов, |
определяющих |
работоспособность двигателя. В современных автомобильных двига телях условия работы масла стали более жесткими. Это связано с из менением конструкции двигателей, повышением их мощности, увели чением сроков смены масла и усложнением условий эксплуатации автомобилей. Все это привело к повышению требований к качеству масла. Основные требования к качеству масла следующие.
145