Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
Двигатели же новых конструкций (например, для автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули», некоторые дизельные двигатели), имеющие малые зазоры в трущихся парах, характеризующиеся тщательностью испол нения и малыми расходами масла на угар (менее 1%), предъявляют требования и к противозадирным свойствам масла.
Противоизносные свойства масла зависят от природы масляной основы и качества используемых присадок. При прочих равных усло виях сернистые масла по противоизносным свойствам лучше масел бессернистых (например бакинских). На рис. 71 видно, что темп износа пары кольцо — цилиндр при работе на сернистом масле меньше, чем при работе на бессернистом. Эти данные были получены на полно
размерном двигателе |
при измерении количества продуктов износа |
в масле методом радиоактивных изотопов. |
|
Причиной лучших |
противоизносных свойств сернистых масел яв |
ляется то, что в этих маслах содержатся природные противоизносные компоненты (сернистые соединения), образующие в зонах трения сульфидные пленки.
Противоизносные и противозадирные свойства масел оцениваются на четырехшариковых машинах трения (ЧШМ) по различным методи кам. Конструктивно эти машины могут быть выполнены по-разному, но основной узел (рис. 72) — пирамида 1 из трех неподвижных и од ного подвижного шаров — является общим для всех машин.
|
О качестве масла судят по диаметру следов износа на нижних шарах. |
|||||||||||||||||||
Критическая нагрузка заедания Рк является |
показателем, |
характе |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ризующим |
противозадирные |
свойства |
масла. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
В маслах для двигателей для |
улучшения их |
||||||||||||
£ 4 0 0 |
|
|
|
|
|
противоизносных |
|
свойств |
в |
качестве |
присадок |
|||||||||
|
|
|
|
“7 |
_/ |
|
используют соединения, |
содержащие |
серу |
или |
||||||||||
3 |
0/U |
|
|
L |
~J |
|
фосфор либо оба элемента одновременно. |
Исклю |
||||||||||||
t; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
г |
|
|
|
i Y |
|
чительно |
высоким |
противопиттинговым эффек |
||||||||||||
М240 |
|
|
|
том обладают диалкилдитиофосфаты. Противоиз |
||||||||||||||||
* |
|
|
|
|
|
|
носным |
эффектом обладают в той |
или |
иной сте |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
пени |
практически |
все присадки |
к маслам, |
со |
||||||||||
g if : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
•SL |
|
|
|
|
|
держащие в своем составе серу и фосфор (ВНИИ |
||||||||||||||
I |
SO |
|
|
|
|
НП-360, ИП-22к, АЗНИИ-8 и др ). |
|
|
|
|||||||||||
а? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
t: |
|
|
|
|
|
|
Действие противоизносных присадок заклю |
|||||||||||||
О |
40 |
120 |
|
200 |
чается |
в следующем: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
в адсорбции присадок на поверхности метал |
||||||||||||||||||
|
Продолжительность ра |
|||||||||||||||||||
|
боты |
двигателя, |
пин |
ла и создании граничных пленок; |
|
|
|
|
||||||||||||
Рис. |
71. |
Темп износа |
в химическом взаимодействии присадок с ме |
|||||||||||||||||
таллом |
в зонах |
контакта |
и создании |
прочных |
||||||||||||||||
пары |
|
цилиндр |
— |
|||||||||||||||||
|
сульфидных и фосфидных пленок; |
|
|
|
|
|||||||||||||||
кольцо |
на |
сернистых |
|
|
|
|
||||||||||||||
и |
бессернистых |
мас |
в сглаживании, в полировке микровыступов |
|||||||||||||||||
лах, |
определенный |
на |
трущихся |
поверхностей, |
приводящем |
к |
сниже |
|||||||||||||
полноразмерном |
дви |
нию |
удельных |
нагрузок |
и |
уменьшению |
вз |
|||||||||||||
гателе |
методом |
ра |
||||||||||||||||||
диоактивных изотопов |
носов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
(по Демьянову и Во |
Противоизносные свойства масла в значи |
|||||||||||||||||||
1 |
— |
|
|
робьеву) : |
тельной |
мере зависят от |
условий |
эксплуатации |
||||||||||||
сернистое |
масло; |
и режимов работы двигателей. |
|
|
|
|
||||||||||||||
2 |
— |
бессернистое |
масло |
|
|
|
|
164
|
Износ деталей может резко возрасти |
от |
по |
|
|
|
|||||||||
падания в масло пыли. |
|
|
|
|
надежно |
|
|
|
|||||||
|
Система фильтрации масла должна |
|
|
|
|||||||||||
задерживать все абразивные |
загрязнения (пыль, |
|
|
|
|||||||||||
продукты износа, частички нагара и т. д.). |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Следует отметить, что высокодисперсные уг |
|
|
|
|||||||||||
леродистые частицы работавшего масла, не об |
|
|
|
||||||||||||
ладающие слишком высокой твердостью, улуч |
|
|
|
||||||||||||
шают его противоизносные свойства. Этому спо |
|
|
|
||||||||||||
собствуют также накапливающиеся в масле по |
|
|
|
||||||||||||
лярные продукты окисления (смолы, кислоты, |
|
|
|
||||||||||||
эфиры и т. д.)\ |
приведены данные по износам де |
|
|
|
|||||||||||
|
В табл. 51 |
|
|
|
|||||||||||
талей автомобильных двигателей, отнесенные к |
|
|
|
||||||||||||
1000 км пробега. Эти данные показывают, |
что |
|
|
|
|||||||||||
при увеличении срока смены масла темп |
изно |
|
|
|
|||||||||||
са деталей уменьшается. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Противоизносные свойства масла сохраняют |
|
|
|
|||||||||||
ся и при большей бессменной работе масла. На |
|
|
|
||||||||||||
пример, при введении в загущенное масло про- |
|
|
|
||||||||||||
тивоизносной |
присадки |
|
диалкилдитиофосфата |
|
|
|
|||||||||
цинка |
противоизносные свойства масла |
обеспе |
|
|
|
||||||||||
чили |
сравнительно |
малые |
износы |
двигателя |
|
|
|
||||||||
М-21 при бессменной работе масла |
в |
течение |
|
|
|
||||||||||
100 000 км пробега автомобиля. Однако срок сме |
|
|
|
||||||||||||
ны масла в двигателе устанавливают с учетом из |
Рис. 72. |
Четырехша |
|||||||||||||
менения всех |
эксплуатационных свойств масла, |
||||||||||||||
а |
не |
только |
его |
противоизносных |
характе |
риковый |
узел |
трения |
|||||||
|
машины |
||||||||||||||
ристик. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ся |
Условия работы двигателя влияют на его износ. При установившем |
||||||||||||||
режиме работы двигателя трущиеся пары находятся в более бла- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
51 |
|
|
|
Износ деталей |
|
автомобильных двигателей |
на 1000 км пробега |
||||||||||
|
|
|
автомобиля в зависимости от периодичности смены масла |
||||||||||||
|
Периодич |
|
|
|
|
Износ, |
мкм |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ность смены |
|
|
шейки колен |
|
|
|
|
|
клапана |
поршневых |
||||
масла |
(пробег |
гнльзы |
вклады.аей |
|
|||||||||||
автомобиля), |
|
чатого вала |
и направляю |
колец |
|||||||||||
|
|
км |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щих |
|
|
|
|
|
Авт омобиль |
Г А З -2 1 «Волга» |
(масло |
А С З а-10) |
|
|
|||||||
|
|
3 000 |
1,54 |
|
|
0,48 |
0,39 |
|
|
1,19 |
12 |
||||
|
|
6 000 |
1,53 |
|
|
0,46 |
0,35 |
|
|
0,79 |
|
5 |
|||
|
12 000 |
1,41 |
|
|
0,36 |
0,27 |
|
|
0,73 |
13 |
|||||
|
|
|
|
Автомобиль Г A 3 -5 3 A |
(масло |
А С -8 ) |
|
|
|||||||
|
|
3 000 |
2,01 |
|
|
|
1,37 |
1,62 |
|
|
1,26 |
9 |
|||
|
|
6 000 |
1,57 |
|
|
0,70 |
0,82 |
|
|
0,81 |
2 |
155
гоприятных условиях в отношении смазки, чем при работе двигателя на неустановившемся режиме (частые пуски, резкие перемены в на грузке и т. д.).При резком открытии дросселя в карбюраторных двига телях резко увеличивается доля неиспарившегося топлива, что может привести к смыванию масла со стенок цилиндров и в результате к по вышению износа этой трущейся пары. В дизельных двигателях нару шение в характере распыла форсунок может также привести к частич ному смыванию смазки с гильз цилиндра. Поэтому топливная аппара тура должна всегда тщательно контролироваться.
С возрастанием скорости вращения коленчатого вала двигателя условия смазки ухудшаются в большей степени, чем с увеличением нагрузки, поэтому и темп износа деталей в первом случае будет не
сколько выше.
На износ цилиндро-поршневой группы оказывает большое влияние температура стенок цилиндров. Если их температура будет ниже точки росы, то наблюдается конденсация влаги, в которой содержатся кор розионно-агрессивные вещества продуктов сгорания топлива и окис ления масла: минеральные (серная и сернистая) кислоты, органи ческие кислые продукты. В этом случае наблюдается коррозионный износ.
В связи с применением для холодного пуска двигателей пусковых жидкостей «Арктика» (для карбюраторных) и «Холод Д-40» (для дизельных) пусковые износы стали предметом особого изучения. Было установлено, что при использовании маловязких загущенных масел повышенных взносов деталей не наблюдается.
В заключение отметим, что современные двигатели при исполь зовании качественного масла достаточно долговечны при строгом со блюдении периодичности технического обслуживания.
§ 7. ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫЕ СВОЙСТВА
Противокоррозионными свойствами масла называют способность его препятствовать коррозии деталей двигателя.
Коррозионность масел оценивается по потере металла при контакте его с маслом в граммах с площади в 1 м2 за определенное время. В тех нические условия на масла для двигателей введен показатель кор розионности, определяемый по методу Пинкевича или по методу НАМИ.
Коррозионность по Пинкевичу характеризует потерю веса в грам мах на квадратный метр свинцовых пластин, периодически погружае мых в масло, нагретое до температуры 140° С. Частота погружений пла стинок — 15 раз в минуту. Продолжительность испытания — 50 ч. Аппарат Пинкевича показан на рис. 73.
По методу НАМИ определяется потеря веса свинцовой пластинки круглой формы, подвергаемой в течение 10 ч попеременному воздейст вию нагретых до 140° С испытуемого масла и воздуха. Испытания проводятся в приборе ДК-2 (рис. 74), представляющим масляную баню, в которой вращается кассета с вставленными в нее стеклянными колбами особой формы. Показатели коррозии по НАМИ и по Пин кевичу отличаются незначительно.
166
Существует и другой метод оценки коррозионности масел — метод п зз.
По этому методу на установке ПЗЗ (рис. 75) испытуемое масло, нагретое до заданной температуры (125—225° С), прокачивается со скоростью 125 л/ч через кассету с пластинами. Из кассеты масло по труб ке поступает в верхнюю часть бачка, разбрызгивается на его нагретые стенки и стекает вниз, далее поступает в насос и циркулирует по сис теме. В течение испытания во всасывающую трубку насоса подают 50 л/ч воздуха. Продолжительность испытания — 2 ч.
При испытании на установке ПЗЗ одновременно с коррозионными свойствами оценивается окисляемость масла в объеме и испаряемость (по потере веса).
В работающем масле в результате окисления накапливаются кис лые продукты, вызывающие коррозию. Особые трудности возникают в связи с необходимостью защиты от коррозии цветных сплавов под шипников.
Чистые минеральные масла имеют высокую коррозионную агрессив ность, введение в масло специальных присадок резко снижает коррозию.
Рис. |
73. Прибор |
для определения |
||||
коррозионной |
агрессивности |
масел |
||||
|
|
|
по |
методу |
Пинкевича: |
|
1 |
— |
пробирка с |
используемым |
маслом; |
||
2 |
— |
мешалка; |
3 — масляная |
баня; 4 — |
свинцовая пластинка; 5 — редуктор и си
стема |
рычагов, |
преобразующая |
враща |
|
тельное |
движение |
электродвигателя |
в воз |
|
вратно-поступательное |
движение |
рамки |
||
с подвешенными |
к ней |
пластинками; 5 — |
||
|
|
|
электродвигатель |
Рис. 74. Прибор ДК-2 для определе
ния |
потенциальной |
коррозионной |
|
агрессивности масел: |
|
|
/ — испытуемое масло; |
2 — термометр |
167
Рис. 75. Установка ПЗЗ для определения коррозионной агрессивности масел:
/ — реометр; 2 — бачок; 5 — спираль электроиодогрева; 4 — масло; 5 — насос; |
6 — электро |
двигатель; 7 — кассета с |
пластинками |
Коррозионная агрессивность работавшего масла повышается, так как в него вместе с прорывающимися газами попадают кислые про дукты из камеры сгорания.
Применение сернистых дизельных топлив, в результате сгорания которых образуются окислы серы, а следовательно, в контакте с вла гой серная н сернистая кислоты, повышает требования к противокор розионным свойствам масел для дизельных двигателей.
Определенным противокоррозионным эффектом обладают соедине ния, содержащие в своем составе серу (осерненные масла), серу и фос фор (ткофосфотированные продукты), серу в'боковых радикалах алкилфенолов, серусодержащие алкилфенолы.
Введение в масло многофункциональных (ВНИИНП-360, ЦИАТИМ-339, АЗНИИ-ЦИАТИМ-1 и др.), протиЕоокислительных (ДФ-11, ВНИИ НП-354 и др.) и других присадок (табл. 52), содержа щих в своем составе серу, позволили снизить коррозионную агрес сивность масел до допустимых пределов (5—10 г/м2).
Уменьшение коррозионного действия масла на металлы в двига телях достигнуто также и путем применения высококачественных металлов и подшипниковых сплавов (например, алюминиевых), более стойких к коррозии.
Процессы коррозии металлов в двигателе бывают двух видов: коррозия цветных и черных металлов от агрессивного действия кислых продуктов окисления масла как в процессе работы двигателя, так и на остановках; коррозия черных металлов (ржавление) при длительном
168
Т а б л и ц а 52
Противокоррозионные присадки к маслам
Название присадки
Осернениое масло
ДФ-11
ЛЗПИИ-ЦИАТИМ-1 и другие многофункциоиальпые присадки
ЛКОР-1
ИНГА Концентрат КГ1
Химическое строение |
Применение |
Продукты обработки минеральных масел серой при нагревании
Диалкилдитиофосфат цин ка
Бариевые и кальциевые соли алкилфенолов различного строения
Композиция, включающая нитрованное маело
—
Комплекс присадок, включающий соедине ния, содержащие серу и фосфор
Как противокоррозмонная и противоизпоепая присадка
То же
Как присадка, улучшающая лротивокоррозионные, моющие, противоокислительные и дру гие свойства масла
Для консервации техиики
Как присадки к некото рым маслам
То же Для консервации
П р и м е ч а н и е . Три последние присадки именуются также защитными присадками, так как защищают металл от коррозии в процессе хранения тех ники.
хранении техники в условиях возможного контакта с атмосферной влагой и продуктами окисления масла.
Против коррозии второго вида в масла добавляют противоржавейные присадки (АКОР, ИНГА, концентрат КП и др.).
Начинают получать распространение так называемые рабочеконсервационные масла. Эти масла содержат сложный комплекс при садок, включающий и присадку противоржавейного типа. Масла имеют большой запас противокоррозионных и противоржавейных свойств, что позволяет успешно использовать их при длительном хранении техники. При снятии с хранения техника без расконсерваций может быть сразу приведена в действие. Это стало возможным потому, что введенный в масло комплекс присадок, помимо защиты от коррозии, придает маслу и все другие необходимые свойства. Такие масла являют ся весьма ценными при некоторых особых случаях использования автомобильной техники (длительные перевозки ее, сезонное хра нение и т. д.).
Основной причиной коррозии подшипников является совместное действие перекисей и кислот, тогда как ранее основной причиной счи тали только кислоты, образующиеся в процессе окисления масла. Схема протекания коррозии может быть представлена следующим об разом: перекись, образовавшаяся в работавшем масле, воздействует на металл, превращая его в окись, которая вступает во взаимодействие с кислотами, образуя обычно малорастворимые соли. Большая роль
169