Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двигатели же новых конструкций (например, для автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули», некоторые дизельные двигатели), имеющие малые зазоры в трущихся парах, характеризующиеся тщательностью испол­ нения и малыми расходами масла на угар (менее 1%), предъявляют требования и к противозадирным свойствам масла.

Противоизносные свойства масла зависят от природы масляной основы и качества используемых присадок. При прочих равных усло­ виях сернистые масла по противоизносным свойствам лучше масел бессернистых (например бакинских). На рис. 71 видно, что темп износа пары кольцо — цилиндр при работе на сернистом масле меньше, чем при работе на бессернистом. Эти данные были получены на полно­

размерном двигателе

при измерении количества продуктов износа

в масле методом радиоактивных изотопов.

Причиной лучших

противоизносных свойств сернистых масел яв­

ляется то, что в этих маслах содержатся природные противоизносные компоненты (сернистые соединения), образующие в зонах трения сульфидные пленки.

Противоизносные и противозадирные свойства масел оцениваются на четырехшариковых машинах трения (ЧШМ) по различным методи­ кам. Конструктивно эти машины могут быть выполнены по-разному, но основной узел (рис. 72) — пирамида 1 из трех неподвижных и од­ ного подвижного шаров — является общим для всех машин.

 

О качестве масла судят по диаметру следов износа на нижних шарах.

Критическая нагрузка заедания Рк является

показателем,

характе­

 

 

 

 

 

 

 

ризующим

противозадирные

свойства

масла.

 

 

 

 

 

 

 

В маслах для двигателей для

улучшения их

£ 4 0 0

 

 

 

 

 

противоизносных

 

свойств

в

качестве

присадок

 

 

 

 

“7

_/

 

используют соединения,

содержащие

серу

или

3

0/U

 

 

L

~J

 

фосфор либо оба элемента одновременно.

Исклю­

t;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

i Y

 

чительно

высоким

противопиттинговым эффек­

М240

 

 

 

том обладают диалкилдитиофосфаты. Противоиз­

*

 

 

 

 

 

 

носным

эффектом обладают в той

или

иной сте­

 

 

 

 

 

 

пени

практически

все присадки

к маслам,

со­

g if :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•SL

 

 

 

 

 

держащие в своем составе серу и фосфор (ВНИИ

I

SO

 

 

 

 

НП-360, ИП-22к, АЗНИИ-8 и др ).

 

 

 

а?

 

 

 

 

 

 

 

 

t:

 

 

 

 

 

 

Действие противоизносных присадок заклю­

О

40

120

 

200

чается

в следующем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в адсорбции присадок на поверхности метал­

 

Продолжительность ра­

 

боты

двигателя,

пин

ла и создании граничных пленок;

 

 

 

 

Рис.

71.

Темп износа

в химическом взаимодействии присадок с ме­

таллом

в зонах

контакта

и создании

прочных

пары

 

цилиндр

 

сульфидных и фосфидных пленок;

 

 

 

 

кольцо

на

сернистых

 

 

 

 

и

бессернистых

мас­

в сглаживании, в полировке микровыступов

лах,

определенный

на

трущихся

поверхностей,

приводящем

к

сниже­

полноразмерном

дви­

нию

удельных

нагрузок

и

уменьшению

вз­

гателе

методом

ра­

диоактивных изотопов

носов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(по Демьянову и Во­

Противоизносные свойства масла в значи­

1

 

 

робьеву) :

тельной

мере зависят от

условий

эксплуатации

сернистое

масло;

и режимов работы двигателей.

 

 

 

 

2

бессернистое

масло

 

 

 

 

164


 

Износ деталей может резко возрасти

от

по­

 

 

 

падания в масло пыли.

 

 

 

 

надежно

 

 

 

 

Система фильтрации масла должна

 

 

 

задерживать все абразивные

загрязнения (пыль,

 

 

 

продукты износа, частички нагара и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что высокодисперсные уг­

 

 

 

леродистые частицы работавшего масла, не об­

 

 

 

ладающие слишком высокой твердостью, улуч­

 

 

 

шают его противоизносные свойства. Этому спо­

 

 

 

собствуют также накапливающиеся в масле по­

 

 

 

лярные продукты окисления (смолы, кислоты,

 

 

 

эфиры и т. д.)\

приведены данные по износам де­

 

 

 

 

В табл. 51

 

 

 

талей автомобильных двигателей, отнесенные к

 

 

 

1000 км пробега. Эти данные показывают,

что

 

 

 

при увеличении срока смены масла темп

изно­

 

 

 

са деталей уменьшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противоизносные свойства масла сохраняют­

 

 

 

ся и при большей бессменной работе масла. На­

 

 

 

пример, при введении в загущенное масло про-

 

 

 

тивоизносной

присадки

 

диалкилдитиофосфата

 

 

 

цинка

противоизносные свойства масла

обеспе­

 

 

 

чили

сравнительно

малые

износы

двигателя

 

 

 

М-21 при бессменной работе масла

в

течение

 

 

 

100 000 км пробега автомобиля. Однако срок сме­

 

 

 

ны масла в двигателе устанавливают с учетом из­

Рис. 72.

Четырехша­

менения всех

эксплуатационных свойств масла,

а

не

только

его

противоизносных

характе­

риковый

узел

трения

 

машины

ристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ся

Условия работы двигателя влияют на его износ. При установившем­

режиме работы двигателя трущиеся пары находятся в более бла-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

51

 

 

Износ деталей

 

автомобильных двигателей

на 1000 км пробега

 

 

 

автомобиля в зависимости от периодичности смены масла

 

Периодич­

 

 

 

 

Износ,

мкм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность смены

 

 

шейки колен­

 

 

 

 

 

клапана

поршневых

масла

(пробег

гнльзы

вклады.аей

 

автомобиля),

 

чатого вала

и направляю­

колец

 

 

км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щих

 

 

 

 

 

Авт омобиль

Г А З -2 1 «Волга»

(масло

А С З а-10)

 

 

 

 

3 000

1,54

 

 

0,48

0,39

 

 

1,19

12

 

 

6 000

1,53

 

 

0,46

0,35

 

 

0,79

 

5

 

12 000

1,41

 

 

0,36

0,27

 

 

0,73

13

 

 

 

 

Автомобиль Г A 3 -5 3 A

(масло

А С -8 )

 

 

 

 

3 000

2,01

 

 

 

1,37

1,62

 

 

1,26

9

 

 

6 000

1,57

 

 

0,70

0,82

 

 

0,81

2

155


гоприятных условиях в отношении смазки, чем при работе двигателя на неустановившемся режиме (частые пуски, резкие перемены в на­ грузке и т. д.).При резком открытии дросселя в карбюраторных двига­ телях резко увеличивается доля неиспарившегося топлива, что может привести к смыванию масла со стенок цилиндров и в результате к по­ вышению износа этой трущейся пары. В дизельных двигателях нару­ шение в характере распыла форсунок может также привести к частич­ ному смыванию смазки с гильз цилиндра. Поэтому топливная аппара­ тура должна всегда тщательно контролироваться.

С возрастанием скорости вращения коленчатого вала двигателя условия смазки ухудшаются в большей степени, чем с увеличением нагрузки, поэтому и темп износа деталей в первом случае будет не­

сколько выше.

На износ цилиндро-поршневой группы оказывает большое влияние температура стенок цилиндров. Если их температура будет ниже точки росы, то наблюдается конденсация влаги, в которой содержатся кор­ розионно-агрессивные вещества продуктов сгорания топлива и окис­ ления масла: минеральные (серная и сернистая) кислоты, органи­ ческие кислые продукты. В этом случае наблюдается коррозионный износ.

В связи с применением для холодного пуска двигателей пусковых жидкостей «Арктика» (для карбюраторных) и «Холод Д-40» (для дизельных) пусковые износы стали предметом особого изучения. Было установлено, что при использовании маловязких загущенных масел повышенных взносов деталей не наблюдается.

В заключение отметим, что современные двигатели при исполь­ зовании качественного масла достаточно долговечны при строгом со­ блюдении периодичности технического обслуживания.

§ 7. ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫЕ СВОЙСТВА

Противокоррозионными свойствами масла называют способность его препятствовать коррозии деталей двигателя.

Коррозионность масел оценивается по потере металла при контакте его с маслом в граммах с площади в 1 м2 за определенное время. В тех­ нические условия на масла для двигателей введен показатель кор­ розионности, определяемый по методу Пинкевича или по методу НАМИ.

Коррозионность по Пинкевичу характеризует потерю веса в грам­ мах на квадратный метр свинцовых пластин, периодически погружае­ мых в масло, нагретое до температуры 140° С. Частота погружений пла­ стинок — 15 раз в минуту. Продолжительность испытания — 50 ч. Аппарат Пинкевича показан на рис. 73.

По методу НАМИ определяется потеря веса свинцовой пластинки круглой формы, подвергаемой в течение 10 ч попеременному воздейст­ вию нагретых до 140° С испытуемого масла и воздуха. Испытания проводятся в приборе ДК-2 (рис. 74), представляющим масляную баню, в которой вращается кассета с вставленными в нее стеклянными колбами особой формы. Показатели коррозии по НАМИ и по Пин­ кевичу отличаются незначительно.

166


Существует и другой метод оценки коррозионности масел — метод п зз.

По этому методу на установке ПЗЗ (рис. 75) испытуемое масло, нагретое до заданной температуры (125—225° С), прокачивается со скоростью 125 л/ч через кассету с пластинами. Из кассеты масло по труб­ ке поступает в верхнюю часть бачка, разбрызгивается на его нагретые стенки и стекает вниз, далее поступает в насос и циркулирует по сис­ теме. В течение испытания во всасывающую трубку насоса подают 50 л/ч воздуха. Продолжительность испытания — 2 ч.

При испытании на установке ПЗЗ одновременно с коррозионными свойствами оценивается окисляемость масла в объеме и испаряемость (по потере веса).

В работающем масле в результате окисления накапливаются кис­ лые продукты, вызывающие коррозию. Особые трудности возникают в связи с необходимостью защиты от коррозии цветных сплавов под­ шипников.

Чистые минеральные масла имеют высокую коррозионную агрессив­ ность, введение в масло специальных присадок резко снижает коррозию.

Рис.

73. Прибор

для определения

коррозионной

агрессивности

масел

 

 

 

по

методу

Пинкевича:

1

пробирка с

используемым

маслом;

2

мешалка;

3 — масляная

баня; 4 —

свинцовая пластинка; 5 — редуктор и си­

стема

рычагов,

преобразующая

враща­

тельное

движение

электродвигателя

в воз­

вратно-поступательное

движение

рамки

с подвешенными

к ней

пластинками; 5 —

 

 

 

электродвигатель

Рис. 74. Прибор ДК-2 для определе­

ния

потенциальной

коррозионной

 

агрессивности масел:

 

/ — испытуемое масло;

2 — термометр

167


Рис. 75. Установка ПЗЗ для определения коррозионной агрессивности масел:

/ — реометр; 2 — бачок; 5 — спираль электроиодогрева; 4 масло; 5 — насос;

6 — электро­

двигатель; 7 — кассета с

пластинками

Коррозионная агрессивность работавшего масла повышается, так как в него вместе с прорывающимися газами попадают кислые про­ дукты из камеры сгорания.

Применение сернистых дизельных топлив, в результате сгорания которых образуются окислы серы, а следовательно, в контакте с вла­ гой серная н сернистая кислоты, повышает требования к противокор­ розионным свойствам масел для дизельных двигателей.

Определенным противокоррозионным эффектом обладают соедине­ ния, содержащие в своем составе серу (осерненные масла), серу и фос­ фор (ткофосфотированные продукты), серу в'боковых радикалах алкилфенолов, серусодержащие алкилфенолы.

Введение в масло многофункциональных (ВНИИНП-360, ЦИАТИМ-339, АЗНИИ-ЦИАТИМ-1 и др.), протиЕоокислительных (ДФ-11, ВНИИ НП-354 и др.) и других присадок (табл. 52), содержа­ щих в своем составе серу, позволили снизить коррозионную агрес­ сивность масел до допустимых пределов (5—10 г/м2).

Уменьшение коррозионного действия масла на металлы в двига­ телях достигнуто также и путем применения высококачественных металлов и подшипниковых сплавов (например, алюминиевых), более стойких к коррозии.

Процессы коррозии металлов в двигателе бывают двух видов: коррозия цветных и черных металлов от агрессивного действия кислых продуктов окисления масла как в процессе работы двигателя, так и на остановках; коррозия черных металлов (ржавление) при длительном

168

Т а б л и ц а 52

Противокоррозионные присадки к маслам

Название присадки

Осернениое масло

ДФ-11

ЛЗПИИ-ЦИАТИМ-1 и другие многофункциоиальпые присадки

ЛКОР-1

ИНГА Концентрат КГ1

Химическое строение

Применение

Продукты обработки минеральных масел серой при нагревании

Диалкилдитиофосфат цин­ ка

Бариевые и кальциевые соли алкилфенолов различного строения

Композиция, включающая нитрованное маело

Комплекс присадок, включающий соедине­ ния, содержащие серу и фосфор

Как противокоррозмонная и противоизпоепая присадка

То же

Как присадка, улучшающая лротивокоррозионные, моющие, противоокислительные и дру­ гие свойства масла

Для консервации техиики

Как присадки к некото­ рым маслам

То же Для консервации

П р и м е ч а н и е . Три последние присадки именуются также защитными присадками, так как защищают металл от коррозии в процессе хранения тех­ ники.

хранении техники в условиях возможного контакта с атмосферной влагой и продуктами окисления масла.

Против коррозии второго вида в масла добавляют противоржавейные присадки (АКОР, ИНГА, концентрат КП и др.).

Начинают получать распространение так называемые рабочеконсервационные масла. Эти масла содержат сложный комплекс при­ садок, включающий и присадку противоржавейного типа. Масла имеют большой запас противокоррозионных и противоржавейных свойств, что позволяет успешно использовать их при длительном хранении техники. При снятии с хранения техника без расконсерваций может быть сразу приведена в действие. Это стало возможным потому, что введенный в масло комплекс присадок, помимо защиты от коррозии, придает маслу и все другие необходимые свойства. Такие масла являют­ ся весьма ценными при некоторых особых случаях использования автомобильной техники (длительные перевозки ее, сезонное хра­ нение и т. д.).

Основной причиной коррозии подшипников является совместное действие перекисей и кислот, тогда как ранее основной причиной счи­ тали только кислоты, образующиеся в процессе окисления масла. Схема протекания коррозии может быть представлена следующим об­ разом: перекись, образовавшаяся в работавшем масле, воздействует на металл, превращая его в окись, которая вступает во взаимодействие с кислотами, образуя обычно малорастворимые соли. Большая роль

169