Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ше установленных пределов, так как в противном случае масло силь но разбрызгивается, проникает при этом через неплотности и сальни ковые уплотнения. Низкий уровень масел в агрегатах силовой переда чи ведет к их повышенному износу.
Экономия пластичных смазок достигается за счет правильной смаз ки узлов и надлежащего хранения смазок в таре в условиях автотранс портных предприятий.
Смазку узлов трения следует проводить после работы автомобиля, пока эти узлы не остыли. Как известно, вязкость смазок при пониже нии температуры очень быстро возрастает и из холодного узла трения невозможно полностью удалить отработавшую смазку и заменить ее свежей. При этом значительное количество смазки не проникает в каналы, остается на масленках, загрязняет узлы и безвозвратно теряется. При заправке теплых узлов этих потерь практически нет.
Для каждого вида смазки должен быть отдельный шприц. Это по зволяет избежать смешения смазок и уменьшить их расход.
При эксплуатации автомобилей необходимо строго придержи ваться указаний по периодичности смены смазок. При этом расход смазок составляет примерно 0,1—0,2 кг смазки на 100 л израсходован ного топлива. Однако установленная норма расхода смазок (0,6 кг на 100 л топлива) значительно выше действительного расхода.
Наибольшие возможности экономии смазок заложены в правиль ной организации хранения смазок в автотранспортных предприятиях, особенно в мелких. Большая часть автомобильных смазок затарива ется в деревянные бочки емкостью 200—250 л. Содержимого такой боч ки часто хватает для смазывания автомобилей на несколько недель, а иногда и месяцев. В открытой бочке смазки обводняются и загрязня ются. Значительную часть смазки из бочки приходится выбрасывать. Из изложенного выше видно, что экономия смазок в значительной мере зависит от расфасовки. В связи с этим намечено выпускать авто мобильные смазки в таре различной емкости.
Экономия тормозных жидкостей. Основной источник экономии жидкостей — аккуратная заправка тормозной системы, исключение случаев смешения касторовых и гликолевых жидкостей, минимальные потери при прокачках и ремонтах гидравлических систем.
Нормы расхода тормозной жидкости на год установлены в следу ющем размере: на заполнение и прокачку гидросистем — до 2,2 заправ ки1, на долив гидросистем при эксплуатации—до 1 заправки (в жар ких климатических условиях— 1,5 заправки), на ремонт гидроси стем— не более 1,1 заправки.
§3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОПЛИВ
ИРЕГЕНЕРАЦИЯ МАСЕЛ
Вслучае если автомобильные топлива по тем или иным причинам становятся некондиционными, их качество можно исправить.
Основным способом восстановления качества автомобильных топ
1 Под заправкой понимают полную емкость гидравлической системы.
239
лив, потерявших кондиционность, является смешение их со свежими, имеющими запас качества. Смешением бензинов можно улучшить такие показатели, как фракционный состав, октановое число, содер жание смол и кислотность. Смешением дизельных топлив можно сни зить кислотность и т. д.
Утяжеление фракционного состава вследствие испарения легких фракций бензина при хранении сопровождается повышением темпера туры перегонки 10% бензина. Для улучшения фракционного состава бензина по 10-процентной точке его смешивают с бензином, имеющим запас качества по этому показателю.
При выборе соотношения бензинов для смешения следует брать избыток хорошего бензина, так как фракционный состав смеси двух бензинов не является среднеарифметической величиной между фракци онными составами бензинов, взятых для смешения.
Исправить антидетонационные свойства автомобильного бензина можно, смешав его либо с высокооктановым компонентом, либо с бен зином более высокого сорта, имеющим большее октановое число, так как автомобильные бензины, выпускаемые заводами, не имеют запаса качества по октановому числу.
Для расчетов соотношения бензинов, необходимых для смешения, с некоторым приближением можно принять, что октановое число сме си является средним арифметическим между октановыми числами бен зинов, взятых для смешения.
Антидетонационные свойства автомобильных бензинов добавлением этиловой жидкости можно восстанавливать только на складах и ба зах, имеющих специальное смесительное оборудование. Этилиро вание и доэтилирование автомобильных бензинов без соблюдения всех правил техники безопасности запрещается.
В том случае, если октановое число бензина снижается вследствие разложения ТЭС, бензин перед восстановлением необходимо тщатель но профильтровать для отделения его от осадка свинцовых соединений. Осадок свинцовых соединений может образоваться и без снижения антидетонационных свойств этилированного бензина. В этом случае для восстановления требуемого качества бензина достаточно провести тщательную фильтрацию. Профильтрованный бензин необходимо рас ходовать сразу или как можно быстрее, так как начавшийся процесс разложения ТЭС будет продолжаться и после фильтрации.
Исправление автомобильных бензинов и дизельных топлив по содер жанию фактических смол и кислотности может быть достигнуто толь ко смешением их со свежими, имеющими большой запас качества по
этим |
показателям. Содержание смол и |
кислотность |
смеси |
топлив |
|
являются средними |
арифметическими |
величинами |
этих |
показа |
|
телей |
топлив, взятых |
для смешения. |
Топлива, исправленные по |
содержанию фактических смол и кислотности, необходимо расходо вать в первую очередь, так как начавшийся процесс окисления быстро приведет к накоплению новых смолистых веществ и кислых продуктов.
Для расчета количества свежего топлива, необходимого для исправ ления другого топлива по какому-либо показателю качества, подчи няющемуся закону прямой пропорциональности (содержание смол,
24G
кислотность, октановое число и т. |
д.), можно пользоваться следую |
щей формулой: |
|
К = — |
100, |
Pl-P* |
где /( — количество топлива лучшего качества, необходимое для ис правления топлива худшего качества, %;
Z3! — значение исправляемого физико-химического показателя лучшего топлива;
Р2 — значение исправляемогофизико-химического показателя худ шего топлива;
Р3— значение физико-химического показателя смеси, которое не обходимо иметь после исправления.
Необходимо отметить, что для исправления топлива сразу по не скольким показателям надо сделать расчет по каждому показателю отдельно и для смешения взять наибольшее количество лучшего топ лива, полученное при расчетах.
Исправление топлив по содержанию механических примесей может быть достигнуто путем отстоя с последующей фильтрацией. Выбор фильтра зависит от количества топлива, подлежащего исправлению. Удобно пользоваться фильтрами топливо-заправщиков и переносными фильтрами для топлив.
Обводненные топлива могут использоваться по прямому назначе нию после отстоя и слива водного слоя. Этилированные автомобиль ные бензины после сильного обводнения следует проверить в лабора тории на содержание выносителя и только после этого решать вопрос об их использовании. При незначительном обводнении этилирован ных бензинов их можно применять в смеси с другими этилированными бензинами, не подвергавшимися обводнению.
Следует иметь в виду, что исправление топлив всегда сопровож дается потерями и связано с определенными затратами. Гораздо легче сохранить качество топлива, чем его исправить.
Смазочные масла, отработавшие в автомобиле положенный срок, можно снова использовать по прямому назначению. При работе масла в двигателе только очень незначительная часть его подвергается глу боким изменениям и теряется безвозвратно. Если из отработавших масел удалить продукты превращений, то масло снова становится при годным для применения. Этот процесс называют регенерацией, а полу ченные масла регенерированными. Испытания показали, что регене рированные масла, в которые вновь добавлены присадки в оптималь ной концентрации, по эксплуатационным свойствам не уступают свежим.
Регенерацию отработавших масел производят централизованно, однако получение высококачественных регенерированных масел воз можно только при условии правильной организации сбора и хранения отработавших масел. За счет регенерации можно удовлетворить до 20% потребности страны в автомобильных маслах.
241
Глава X
КОНСТРУКЦИОННО-РЕМОНТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Эксплуатация автомобилей сопровождается расходованием топлив, смазочных материалов и технических жидкостей. Эти материалы на зывают эксплуатационными. При ремонте автомобилей применяют многочисленные материалы, которые относят к числу конструкционно ремонтных. Ниже изложены краткие сведения по пластическим мас сам, лакокрасочным материалам, клеям и т. д.
§ 1. ПЛАСТИЧЕСКИЕ МАССЫ
Производство пластмасс стало самостоятельной отраслью народ ного хозяйства. Их выпуск непрерывно увеличивается, поскольку область применения пластмасс непрерывно расширяется. Особенно быстрыми темпами растет применение пластмасс в автомобильной иромышленности.
Такие темпы роста обусловлены специфичными свойствами пласти ческих масс, которые отсутствуют у традиционных конструкционных материалов. К ним относятся малый удельный вес, хорошие антикор розионные и диэлектрические свойства, простота изготовления изделий, невысокая стоимость технологического процесса, а также декоратив ные качества.
Наряду с увеличением ассортимента полимерных соединений и из делий из них непрерывно улучшается и их качество, что обеспечивает рост их конкурентной способности по сравнению с металлом и деревом.
Современные пластические массы представляют собой сложные смеси различных химических веществ. Основным компонентом пласти ческих масс являются полимерные соединения. Для улучшения их качества, а иногда и для придания им тех или иных новых свойств в состав пластических масс вводят наполнители, пластификаторы, антистарители, красители и другие компоненты.
Полимеры — это соединения, молекулы которых состоят из много кратно повторяющихся структурных звеньев (мономеров), связанных между собой химической связью.
Полимерные соединения могут быть синтетическими (полиэтилен, фенолоформальдегидные смолы и др.) и естественными (натуральный каучук, целлюлоза, некоторые смолы и др.).
Характерной чертой как синтетических, так и естественных поли меров, является пластичность — способность материала принимать придаваемую ему форму под воздействием тепла и давления, и устой чиво ее сохранять.
Полимерные соединения разделяют на несколько групп в зависи мости от состава основной цепи макромолекулы1. У карбоцепных поли мерных соединений основная цепь состоит из углеродных атомов
...—С—С—С—С —С— ...
1 Макромолекулами называют молекулы полимерных соединений с большим молекулярным весом.
242