Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение склонности автомобильных бензинов к потерям от испаре­ ния приобретает особенно актуальное значение в связи с тем, что неф­ теперерабатывающая промышленность вырабатывает зимний вид бен­ зинов с высоким давлением насыщенных паров до 700 мм рт. ст.

На основании обработки большого статистического материала раз­ работаны нормы естественной убыли автомобильных эксплуатационных материалов при хранении (табл. 78).

Обводнение

В практике применения автомобильных эксплуатационных мате­ риалов наиболее часты случаи ухудшения качества вследствие обводне­ ния. Пути попадания воды в топлива и масла различны, но все они при­ водят к ухудшению эксплуатационных свойств.

Основное и наиболее неприятное последствие попадания воды — усиление коррозионного воздействия на металлы и сплавы топливной и масляной систем, баков ит. д. Наиболее часто коррозионное разруше­ ние стенок резервуаров, топливных баков наступает в тех местах, где скапливается вода. Особенно сильную коррозию наблюдают обычно по линии раздела топлива с водой.

Растворимость воды в углеводородах невелика и составляет сотые доли процента. Однако при изменении температуры растворимость воды в углеводородах меняется, что иногда приводит к образованию на дне резервуара слоя воды. При повышении температуры раствори­ мость воды в углеводородах повышается и недостающее количество воды поглощается из воздуха. При охлаждении углеводородов избы­ точное количество воды может снова уйти в атмосферу или выпасть в резервуаре в виде второго слоя.

При техническом обслуживании автомобилей, особенно при пере­ ходе на зимнюю эксплуатацию, необходимо тщательно следить за сли­ вом отстоя воды из топливных баков и системы питания.

Попадание механических примесей

Многие эксплуатационные свойства топлив и смазочных материалов определяют количеством, размером и составом содержащихся механи­ ческих примесей.

Примеси попадают в автомобильные топлива и смазочные материалы в процессах их производства (продукты коррозии нефтеперерабатыва­ ющей аппаратуры), при транспортировании и хранении (пыль из воз­ духа) и при использовании в двигателях (продукты износа в масле и т. д.).

Топлива загрязняются главным образом за счет попадания пыли из воздуха. При этом особенно сильное загрязнение бывает в топ­ ливных баках во время эксплуатации. Так, при эксплуатации автомо­ биля в условиях Крыма при загрязненности бензина из бензоколонки 12,3 г/т после пробега 5000 км загрязненность бензина в топливном баке составляла уже 24,1 г/т.

234


При установке опытного фильтра на горловину топливного бака для фильтрации поступающего воздуха загрязненность бензина после 5000 км пробега оказалась равной 14 г/т.

Попадание механических примесей в топливо ведет к снижению на­ дежности системы питания и увеличению износа трущихся деталей двигателя.

Вкарбюраторных двигателях механические примеси в бензине вызы­ вают износ жиклеров, нарушение герметичности запорной иглы поплав­ ковой камеры, забивку фильтров, различных отверстий ит. д. Примеси из бензина попадают в камеру сгорания, вызывая увеличение износа пары кольцо — цилиндр и т. д.

Вдизельных двигателях попадание механических примесей в топли­ во ведет к увеличению износа плунжерных пар топливного насоса, износу отверстий распылителей форсунок, цилиндро-поршневой груп­ пы и т. д.

Основная масса механических примесей в топливах имеет непра­ вильную форму размером не более 60—70 мкм. Все частицы большего размера отстаиваются в топливе под действием собственного веса.

По данным спектрального анализа в состав примесей в топливе обычно входит около одной трети железа (продукты коррозии) и около одной трети кремния (почвенная пыль). Содержание всех других элементов значительно колеблется и зависит от времени года, условий эксплуатаций и т. д. В летнее время загрязненность топлив выше, чем зимой.

Общая загрязненность топлив колеблется от 2—3 до 300—350 г/т. Больше обычного топливо загрязняется в топливных баках автомобилей в летнее время при езде по целине, грунтовым дорогам и т. д. Загряз­ ненность топлива в баке значительно уменьшается, если прокладка и сама крышка горловины топливного бака исправны.

Для очистки топлива в системе питания автомобилей устанавлива­ ют систему фильтрации. Наиболее часто система фильтрации состоит из двух типов фильтров грубой и тонкой очистки. В легковых автомоби­ лях устанавливают один топливный фильтр.

При расчете поверхности фильтрующих элементов, их пористости и выборе материала исходят из необходимости равномерной загрузки всех фильтрующих элементов и обеспечения срока службы между тех­ ническими обслуживаниями при любой загрязненности топлива.

Требования к очистке топлива несколько различаются для карбю­ раторных и дизельных двигателей. Топливо для дизельных двигате­ лей не должно содержать механических примесей размером более 5— 8 мкм, бензины — 10—15. Для обеспечения этих требований во время эксплуатации автомобилей фильтрующие элементы необходимо свое" временно обслуживать, проверять и заменять.

Масла для двигателей загрязняются в основном в процессе их ра­ боты в двигателе. В масло попадают механические примеси из топлива и из воздуха, продукты неполного сгорания топлива, пары воды, про­ дукты износа и т. д. В примесях масла велика органическая часть — продукты старения самого масла.

235


Наиболее эффективная очистка масел в современных двигателях включает полнопоточные фильтры и центрифуги.

Загрязненность пластичных смазок связана, в первую очередь, с герметизацией узлов трения. Сохранение герметичности различных защитных устройств на узлах трения позволяет уменьшить количество примесей, попадающих в смазку, и продлить срок службы узла тре­ ния.

§2. ПУТИ ЭКОНОМИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

При производстве автомобильных эксплуатационных материалов затрачивают большие материальные средства, поэтому топлива, смазоч­ ные материалы и жидкости являются весьма ценными продуктами, эко­ номия которых имеет важное народнохозяйственное значение. В деле экономии топлив и смазочных материалов, как показывает опыт эксплуатации автомобилей, имеются большие, пока еще не всегда используемые возможности.

Для обеспечения строгого контроля за расходованием топлив и сма­ зочных материалов, а также для организации их экономного и рацио­ нального расходования в автотранспортных предприятиях создана служба топливо-смазочных материалов. На службу возложено участие в планировании потребности в топливо-смазочных материалах, их прием, хранение и выдача, контроль за правильным и экономным расходованием.

Экономия автомобильных эксплуатационных материалов может быть достигнута только при правильно поставленном, тщательном уче­ те расходов топлива, смазочных материалов и технических жидкостей как в целом по предприятию, так и по отдельным автомобилям.

Рассмотрим конкретные пути экономии отдельных видов эксплуата­ ционных материалов.

Экономия топлив складывается из предотвращения и сокращения потерь на складе и при заправке и умелого вождения технически ис­ правного автомобиля.

Потерь на складе и при заправке за счет проливов и утечек можно практически избежать полностью. Здесь все решает техническая ис­ правность оборудования и образцовый порядок. Потери от испарения бензинов полностью предотвратить не удается, но значительно сокра­ тить их можно. Этому способствует заправка закрытой струей, исправ­ ные прокладки и клапаны, герметичные насосы, задвижки, рукава, раздаточные краны и т. д.

Когда есть возможность механизированной заправки, применять для заправки ведра, канистры и другой подобный инвентарь недопусти­ мо, так как при этом неизбежны значительные потери от испарения, проливы и загрязнение топлив. Опытным путем установлено, что по­ тери топлива при заправке автомобилей с применением ведер и воронок составляют 1% от выданного на заправку. При механизированной за­ правке из колонок с раздаточными кранами потери составляют всего лишь 0,06%.

236


Существенное влияние на расход всех топливо-смазочных матери­ алов, и в первую очередь топлив, имеет техническое состояние автомо­ биля. Даже мелкие неисправности автомобиля, не имеющие прямого отношения к расходу топлива, могут стать причиной его перерасхода.

Казалось бы, слабый свет фар из-за малой мощности лампочек, пло­ хого состояния рефлекторов или недостаточного напряжения не дол­ жен оказывать влияния на расход топлива. Однако из-за плохой види­ мости при слабом свете фар водитель вынужден снижать скорость и двигаться на скорости ниже экономичной. Кроме того, водитель не может полностью использовать накат автомобиля и развить нужную скорость перед подъемом.

Для поддержания материальной части автомобиля в технически исправном состоянии необходимо проводить техническое обслуживание перед выездом на линию и при возвращении в парк, а также периоди­ ческие технические обслуживания после пробега автомобилем опреде­ ленного расстояния и при переходе с одного сезона эксплуатации на другой. При этом необходимо строго соблюдать соответствующие объ­ емы обслуживания, как этого требуют инструкции по эксплуатации автомобилей. Несоблюдение сроков и объемов технического обслужи­ вания ведет к ухудшению технического состояния автомобилей, к преж­ девременному отказу их в работе и вызывает перерасход топлива, ма­ сел и смазок.

Расход топлива в карбюраторном двигателе зависит, в первую оче­ редь, от регулировки карбюратора. Правильный подбор дозирующих элементов и регулировка карбюратора осуществляются на заводеизготовителе. В эксплуатационных условиях необходимо следить за чистотой отверстий и каналов карбюратора, уровнем бензина в поплав­ ковой камере, состоянием и весом поплавка, плотностью прилегания клапана поплавка к седлу и другими регулировками в пределах уста­ новленных допусков. Столь же существенное влияние на расход топ­ лива имеет правильная регулировка системы питания дизельного дви­ гателя.

Большое влияние на расход топлива оказывает правильная регу­ лировка системы зажигания, состояние механизмов силовой передачи и ходовой части автомобиля, состояние дороги, время года и суток и т. д. Однако расход топлива зависит от индивидуальных качеств води­ теля, его квалификации. Сюда относятся умение и желание водителя экономить топливо, владение им навыками экономного вождения (вы­

бор скорости движения,

правильное использование наката, поддержа­

ние наиболее

выгодного теплового режима двигателя и т. д.). Одним

из важнейших

условий

экономии топлива является правильная орга­

низация перевозки: сокращение порожних пробегов, полная загрузка автомобилей, сокращение простоев и т. д.

Экономии масел можно достичь за счет сокращения расхода «на угар», предотвращения порчи и загрязнения масел, а также путем хо­ рошо организованного сбора отработавших масел.

При заправке узлов и агрегатов автомобиля маслами необходимо следить за тем, чтобы в заправляемые агрегаты и картеры вместе с маслами не попали песок, грязь и вода. Для этого следует тщательно

237


очищать пробки заливных отверстий от грязи, пользоваться чистыми заправочными средствами и посудой.

Сливать масло из картера двигателя и агрегатов нужно по возмож­ ности сразу же после остановки автомобиля, пока оно не остыло, или после предварительного его прогрева. В этом случае масло сливается быстро и почти полностью. Промывать системы и узлы, если необходи­ мо, следует также горячим маслом. Это способствует лучшей очистке их от отложений, механических примесей и продуктов износа.

Расход масел при эксплуатации автомобилей относительно мал и составляет для автомобилей с карбюраторными двигателями не более 3,5, а с дизельными двигателями — до 6%.

На новом обкатанном двигателе расход масла минимальный. По ме­ ре износа двигателя, и прежде всего гильз цилиндров, поршневых ко­ лец и поршневых канавок, подшипников и шеек коленчатого вала, рас­ ход масла увеличивается. С увеличением износа поршневых колец и поршневых канавок масло все интенсивнее проникает в камеру сго­ рания, где и сгорает. Характерными признаками большого износа поршневых колец и канавок являются большой расход масла и сизый цвет отработавших газов.

К повышенному расходу масла приводят также пригорание и залега­ ние поршневых колец. Существенное влияние на расход масла оказыва­ ет чистота отверстий в поршне для отвода масла и состояние вентиляции картера. Если маслоотводящие отверстия в поршне забиты отложения­ ми, масло хуже удаляется со стенок цилиндра и более значительная часть его «угорает». При этом масло быстрее загрязняется продуктами сгорания.

Сокращается срок службы масла при несоблюдении сроков промыв­ ки центрифуги и плохой работе масляного фильтра из-за несвоевре­ менной замены фильтрующего элемента.

Перерасход масла на «угар» получается и вследствие повышения теплового режима двигателя. При этом происходит также более ин­ тенсивное окисление масла и ухудшение его качества. Длительная эксплуатация двигателя на низких тепловых режимах приводит к ус­ коренному образованию низкотемпературных отложений, что также является причиной ухудшения качества масла.

На расход масла большое влияние оказывает частота вращения ко­ ленчатого вала двигателя. С увеличением частоты вращения расход масла возрастает, поэтому при эксплуатации автомобилей необходимо добиваться, чтобы вождение осуществлялось на повышенных переда­ чах при оптимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Расход масла в двигателе существенно зависит от уровня его в кар­ тере. Если в двигатель залито масла больше нормы, то, помимо пря­ мого перерасхода масла, наблюдается ускоренное ухудшение его качест­ ва. При недостатке масла в картере двигателя трущиеся детали быстрее изнашиваются, а масло быстрее загрязняется.

Расход трансмиссионных масел невелик и составляет 0,8% для автомобилей с одной ведущей осью, 1,1 — с двумя ведущими осями и 1,4% — с тремя ведущими осями. Уровень масла в коробке передач, заднем мосту и других агрегатах силовой передачи не должен быть вы­

238