Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
Изучение склонности автомобильных бензинов к потерям от испаре ния приобретает особенно актуальное значение в связи с тем, что неф теперерабатывающая промышленность вырабатывает зимний вид бен зинов с высоким давлением насыщенных паров до 700 мм рт. ст.
На основании обработки большого статистического материала раз работаны нормы естественной убыли автомобильных эксплуатационных материалов при хранении (табл. 78).
Обводнение
В практике применения автомобильных эксплуатационных мате риалов наиболее часты случаи ухудшения качества вследствие обводне ния. Пути попадания воды в топлива и масла различны, но все они при водят к ухудшению эксплуатационных свойств.
Основное и наиболее неприятное последствие попадания воды — усиление коррозионного воздействия на металлы и сплавы топливной и масляной систем, баков ит. д. Наиболее часто коррозионное разруше ние стенок резервуаров, топливных баков наступает в тех местах, где скапливается вода. Особенно сильную коррозию наблюдают обычно по линии раздела топлива с водой.
Растворимость воды в углеводородах невелика и составляет сотые доли процента. Однако при изменении температуры растворимость воды в углеводородах меняется, что иногда приводит к образованию на дне резервуара слоя воды. При повышении температуры раствори мость воды в углеводородах повышается и недостающее количество воды поглощается из воздуха. При охлаждении углеводородов избы точное количество воды может снова уйти в атмосферу или выпасть в резервуаре в виде второго слоя.
При техническом обслуживании автомобилей, особенно при пере ходе на зимнюю эксплуатацию, необходимо тщательно следить за сли вом отстоя воды из топливных баков и системы питания.
Попадание механических примесей
Многие эксплуатационные свойства топлив и смазочных материалов определяют количеством, размером и составом содержащихся механи ческих примесей.
Примеси попадают в автомобильные топлива и смазочные материалы в процессах их производства (продукты коррозии нефтеперерабатыва ющей аппаратуры), при транспортировании и хранении (пыль из воз духа) и при использовании в двигателях (продукты износа в масле и т. д.).
Топлива загрязняются главным образом за счет попадания пыли из воздуха. При этом особенно сильное загрязнение бывает в топ ливных баках во время эксплуатации. Так, при эксплуатации автомо биля в условиях Крыма при загрязненности бензина из бензоколонки 12,3 г/т после пробега 5000 км загрязненность бензина в топливном баке составляла уже 24,1 г/т.
234
При установке опытного фильтра на горловину топливного бака для фильтрации поступающего воздуха загрязненность бензина после 5000 км пробега оказалась равной 14 г/т.
Попадание механических примесей в топливо ведет к снижению на дежности системы питания и увеличению износа трущихся деталей двигателя.
Вкарбюраторных двигателях механические примеси в бензине вызы вают износ жиклеров, нарушение герметичности запорной иглы поплав ковой камеры, забивку фильтров, различных отверстий ит. д. Примеси из бензина попадают в камеру сгорания, вызывая увеличение износа пары кольцо — цилиндр и т. д.
Вдизельных двигателях попадание механических примесей в топли во ведет к увеличению износа плунжерных пар топливного насоса, износу отверстий распылителей форсунок, цилиндро-поршневой груп пы и т. д.
Основная масса механических примесей в топливах имеет непра вильную форму размером не более 60—70 мкм. Все частицы большего размера отстаиваются в топливе под действием собственного веса.
По данным спектрального анализа в состав примесей в топливе обычно входит около одной трети железа (продукты коррозии) и около одной трети кремния (почвенная пыль). Содержание всех других элементов значительно колеблется и зависит от времени года, условий эксплуатаций и т. д. В летнее время загрязненность топлив выше, чем зимой.
Общая загрязненность топлив колеблется от 2—3 до 300—350 г/т. Больше обычного топливо загрязняется в топливных баках автомобилей в летнее время при езде по целине, грунтовым дорогам и т. д. Загряз ненность топлива в баке значительно уменьшается, если прокладка и сама крышка горловины топливного бака исправны.
Для очистки топлива в системе питания автомобилей устанавлива ют систему фильтрации. Наиболее часто система фильтрации состоит из двух типов фильтров грубой и тонкой очистки. В легковых автомоби лях устанавливают один топливный фильтр.
При расчете поверхности фильтрующих элементов, их пористости и выборе материала исходят из необходимости равномерной загрузки всех фильтрующих элементов и обеспечения срока службы между тех ническими обслуживаниями при любой загрязненности топлива.
Требования к очистке топлива несколько различаются для карбю раторных и дизельных двигателей. Топливо для дизельных двигате лей не должно содержать механических примесей размером более 5— 8 мкм, бензины — 10—15. Для обеспечения этих требований во время эксплуатации автомобилей фильтрующие элементы необходимо свое" временно обслуживать, проверять и заменять.
Масла для двигателей загрязняются в основном в процессе их ра боты в двигателе. В масло попадают механические примеси из топлива и из воздуха, продукты неполного сгорания топлива, пары воды, про дукты износа и т. д. В примесях масла велика органическая часть — продукты старения самого масла.
235
Наиболее эффективная очистка масел в современных двигателях включает полнопоточные фильтры и центрифуги.
Загрязненность пластичных смазок связана, в первую очередь, с герметизацией узлов трения. Сохранение герметичности различных защитных устройств на узлах трения позволяет уменьшить количество примесей, попадающих в смазку, и продлить срок службы узла тре ния.
§2. ПУТИ ЭКОНОМИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
При производстве автомобильных эксплуатационных материалов затрачивают большие материальные средства, поэтому топлива, смазоч ные материалы и жидкости являются весьма ценными продуктами, эко номия которых имеет важное народнохозяйственное значение. В деле экономии топлив и смазочных материалов, как показывает опыт эксплуатации автомобилей, имеются большие, пока еще не всегда используемые возможности.
Для обеспечения строгого контроля за расходованием топлив и сма зочных материалов, а также для организации их экономного и рацио нального расходования в автотранспортных предприятиях создана служба топливо-смазочных материалов. На службу возложено участие в планировании потребности в топливо-смазочных материалах, их прием, хранение и выдача, контроль за правильным и экономным расходованием.
Экономия автомобильных эксплуатационных материалов может быть достигнута только при правильно поставленном, тщательном уче те расходов топлива, смазочных материалов и технических жидкостей как в целом по предприятию, так и по отдельным автомобилям.
Рассмотрим конкретные пути экономии отдельных видов эксплуата ционных материалов.
Экономия топлив складывается из предотвращения и сокращения потерь на складе и при заправке и умелого вождения технически ис правного автомобиля.
Потерь на складе и при заправке за счет проливов и утечек можно практически избежать полностью. Здесь все решает техническая ис правность оборудования и образцовый порядок. Потери от испарения бензинов полностью предотвратить не удается, но значительно сокра тить их можно. Этому способствует заправка закрытой струей, исправ ные прокладки и клапаны, герметичные насосы, задвижки, рукава, раздаточные краны и т. д.
Когда есть возможность механизированной заправки, применять для заправки ведра, канистры и другой подобный инвентарь недопусти мо, так как при этом неизбежны значительные потери от испарения, проливы и загрязнение топлив. Опытным путем установлено, что по тери топлива при заправке автомобилей с применением ведер и воронок составляют 1% от выданного на заправку. При механизированной за правке из колонок с раздаточными кранами потери составляют всего лишь 0,06%.
236
Существенное влияние на расход всех топливо-смазочных матери алов, и в первую очередь топлив, имеет техническое состояние автомо биля. Даже мелкие неисправности автомобиля, не имеющие прямого отношения к расходу топлива, могут стать причиной его перерасхода.
Казалось бы, слабый свет фар из-за малой мощности лампочек, пло хого состояния рефлекторов или недостаточного напряжения не дол жен оказывать влияния на расход топлива. Однако из-за плохой види мости при слабом свете фар водитель вынужден снижать скорость и двигаться на скорости ниже экономичной. Кроме того, водитель не может полностью использовать накат автомобиля и развить нужную скорость перед подъемом.
Для поддержания материальной части автомобиля в технически исправном состоянии необходимо проводить техническое обслуживание перед выездом на линию и при возвращении в парк, а также периоди ческие технические обслуживания после пробега автомобилем опреде ленного расстояния и при переходе с одного сезона эксплуатации на другой. При этом необходимо строго соблюдать соответствующие объ емы обслуживания, как этого требуют инструкции по эксплуатации автомобилей. Несоблюдение сроков и объемов технического обслужи вания ведет к ухудшению технического состояния автомобилей, к преж девременному отказу их в работе и вызывает перерасход топлива, ма сел и смазок.
Расход топлива в карбюраторном двигателе зависит, в первую оче редь, от регулировки карбюратора. Правильный подбор дозирующих элементов и регулировка карбюратора осуществляются на заводеизготовителе. В эксплуатационных условиях необходимо следить за чистотой отверстий и каналов карбюратора, уровнем бензина в поплав ковой камере, состоянием и весом поплавка, плотностью прилегания клапана поплавка к седлу и другими регулировками в пределах уста новленных допусков. Столь же существенное влияние на расход топ лива имеет правильная регулировка системы питания дизельного дви гателя.
Большое влияние на расход топлива оказывает правильная регу лировка системы зажигания, состояние механизмов силовой передачи и ходовой части автомобиля, состояние дороги, время года и суток и т. д. Однако расход топлива зависит от индивидуальных качеств води теля, его квалификации. Сюда относятся умение и желание водителя экономить топливо, владение им навыками экономного вождения (вы
бор скорости движения, |
правильное использование наката, поддержа |
|
ние наиболее |
выгодного теплового режима двигателя и т. д.). Одним |
|
из важнейших |
условий |
экономии топлива является правильная орга |
низация перевозки: сокращение порожних пробегов, полная загрузка автомобилей, сокращение простоев и т. д.
Экономии масел можно достичь за счет сокращения расхода «на угар», предотвращения порчи и загрязнения масел, а также путем хо рошо организованного сбора отработавших масел.
При заправке узлов и агрегатов автомобиля маслами необходимо следить за тем, чтобы в заправляемые агрегаты и картеры вместе с маслами не попали песок, грязь и вода. Для этого следует тщательно
237
очищать пробки заливных отверстий от грязи, пользоваться чистыми заправочными средствами и посудой.
Сливать масло из картера двигателя и агрегатов нужно по возмож ности сразу же после остановки автомобиля, пока оно не остыло, или после предварительного его прогрева. В этом случае масло сливается быстро и почти полностью. Промывать системы и узлы, если необходи мо, следует также горячим маслом. Это способствует лучшей очистке их от отложений, механических примесей и продуктов износа.
Расход масел при эксплуатации автомобилей относительно мал и составляет для автомобилей с карбюраторными двигателями не более 3,5, а с дизельными двигателями — до 6%.
На новом обкатанном двигателе расход масла минимальный. По ме ре износа двигателя, и прежде всего гильз цилиндров, поршневых ко лец и поршневых канавок, подшипников и шеек коленчатого вала, рас ход масла увеличивается. С увеличением износа поршневых колец и поршневых канавок масло все интенсивнее проникает в камеру сго рания, где и сгорает. Характерными признаками большого износа поршневых колец и канавок являются большой расход масла и сизый цвет отработавших газов.
К повышенному расходу масла приводят также пригорание и залега ние поршневых колец. Существенное влияние на расход масла оказыва ет чистота отверстий в поршне для отвода масла и состояние вентиляции картера. Если маслоотводящие отверстия в поршне забиты отложения ми, масло хуже удаляется со стенок цилиндра и более значительная часть его «угорает». При этом масло быстрее загрязняется продуктами сгорания.
Сокращается срок службы масла при несоблюдении сроков промыв ки центрифуги и плохой работе масляного фильтра из-за несвоевре менной замены фильтрующего элемента.
Перерасход масла на «угар» получается и вследствие повышения теплового режима двигателя. При этом происходит также более ин тенсивное окисление масла и ухудшение его качества. Длительная эксплуатация двигателя на низких тепловых режимах приводит к ус коренному образованию низкотемпературных отложений, что также является причиной ухудшения качества масла.
На расход масла большое влияние оказывает частота вращения ко ленчатого вала двигателя. С увеличением частоты вращения расход масла возрастает, поэтому при эксплуатации автомобилей необходимо добиваться, чтобы вождение осуществлялось на повышенных переда чах при оптимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Расход масла в двигателе существенно зависит от уровня его в кар тере. Если в двигатель залито масла больше нормы, то, помимо пря мого перерасхода масла, наблюдается ускоренное ухудшение его качест ва. При недостатке масла в картере двигателя трущиеся детали быстрее изнашиваются, а масло быстрее загрязняется.
Расход трансмиссионных масел невелик и составляет 0,8% для автомобилей с одной ведущей осью, 1,1 — с двумя ведущими осями и 1,4% — с тремя ведущими осями. Уровень масла в коробке передач, заднем мосту и других агрегатах силовой передачи не должен быть вы
238