Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дизельных топлив имеет меньшее значение, так как содержание смо­ листых веществ в свежих топливах может сильно различаться в зави­ симости от содержания смол в нефтяном сырье.

Все смазочные материалы и жидкости имеют

весьма высокую

стабильность, и быстро

протекающих химических

изменений в них

не наблюдается.

 

Скорость химических изменений автомобильных эксплуатационных материалов зависит от температуры, наличия цветных металлов в кон­ такте с продуктом, степени заполнения тары и т. д.

Наибольшее ускоряющее действие оказывает температура хране­ ния. Установлено, что при повышении температуры хранения на 10° С скорость окисления и смолообразования возрастает в 2,4—2,8 раза. Поэтому топливо лучше всего хранить в полуподземных и подземных резервуарах. Даже в самые жаркие дни температура топлива в таких резервуарах остается значительно ниже температуры окружающего воздуха.

При хранении топлива в наземных резервуарах температура его за­ висит от емкости резервуара и его окраски. Наземные резервуары ма­ лой емкости, подверженные воздействию солнечных лучей, прогревают­ ся быстрее, чем большие емкости, и средняя температура топлива в них обычно более высокая и смолообразование идет быстрее.

Для снижения температуры топлива наземные резервуары окраши­

вают

в белый

цвет. В наземном резервуаре,

окрашенном белой крас­

кой,

смолообразование

в бензине происходит значительно медленнее

(табл. 74).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 74

 

Смолообразование

в бензине при хранении

в резервуарах,

окрашенных

 

 

 

 

 

 

 

различной краской

 

 

Содержание

фактических

 

 

Содержание

фактических

 

 

смол,

мг/100 мл

 

 

смол, мг/100 мл

Срок хранения

Белый цвет

 

Черный цвет

Срок хранения

 

 

 

 

 

 

Белый цвет

Черный цвет

 

 

резервуара

 

резервуара

 

 

резервуара

резервуара

Исходное

4

 

4

3 месяца

6

• 10

I месяц

4

 

4

6

месяцев

10

24

2 месяца

0

 

6

9

»

13

42

Исследования показали, что все наиболее употребительные метал­ лы, находясь в контакте с топливом, ускоряют его окисление и обра­ зование смолистых веществ. Наибольшее ускоряющее действие оказы­ вают медь и ее сплавы. Поэтому при хранении бензина в баках автомо­ билей, где он соприкасается с латунной заборной трубкой и латун­ ной сеткой фильтра, смолообразование происходит быстрей, чем в боч­ ках такой же емкости.

Ускоренному смолообразованию при хранении способствует свобод­ ный доступ кислорода воздуха к поверхности топлива. В герметичной таре бензин окисляется значительно медленнее (табл. 75).

229


Т а б л и ц а 75

Влияние герметизации бака автомобиля на процесс смолообразования в бензине

 

 

 

Содержание фактических смол в бензине,

находящемся

 

 

Срок хранения

в топливном баке автомобиля ЗИЛ-150,

мг/100 мл

 

 

с обычной пробкой

с герметичной пробкой

 

 

 

Исходное

2

 

2

Через

1

месяц

4

 

4

»

2

месяца

8

 

4

»

3

»

21

 

4

»

4,5 »

28

 

16

При хранении топлива в таре, при неполном ее заполнении на еди­ ницу веса топлива приходится большая поверхность соприкоснове­ ния с воздухом и тем самым обеспечивается более свободный доступ кислорода к топливу и смолообразование ускоряется (табл. 76).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

76

Влияние степени

заполнения тары на интенсивности

смолообразования

 

 

 

 

 

 

в бензине

 

Содержание

фактиче-

 

 

Содержа ние

фактиче-

 

ских смол, м г/100 мл.

 

 

ских смол, мг/100 мл.

Срок хранения

в таре, заполненной

Срок хранения

в таре, заполненной

 

на

100%

на 25%

 

 

на 100%

на 25%

Исходное

 

4

4

Через

6 месяцев

8

36

 

Через 3 месяца

 

6

12

»

10 »

18

78

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

77

Сроки хранения автомобильных эксплуатационных материалов (в годах)

Наименование продукта и условия хранения

 

Климатические зоны

 

Северная

Средняя

Южная

 

 

 

 

 

Автомобильный бензин:

 

2,5

2,0

1,0

при хранении в наземных резервуа-

рах

в

полузаглубленных

3,0

2,5

1,5

при

хранении

и заглубленных

резервуарах

 

2,0

1,0

0,5

при хранении

в бочках

 

»

»

» баках машин

 

0,5

0,25/0,5*

0,25

Дизельное топливо

 

 

 

6,0

6,0

6,0

Масла всех видов

 

 

 

5,0

5,0

5,0

Солидолы

 

 

 

5,0

5,0

3,0

Консталин жировой

 

 

4,0

3,0

2,5

»

синтетический

 

3,0

2,0

1,0

Смазка

1-13

охлаждающая

жид-

2,0

1,5

1,0

Низкозамерзающая

5,0

6,0

5,0

кость

(антифризы)

 

 

 

 

 

Тормозная жидкость БСК

 

3,0

2,5

2,0

»

»

ГТЖ-22

 

5,0

5,0

4,0

* Числитель —в весенне-летний

период,

знаменатель —в осенне-зимний.

230


231
трубка;
I — напорная
склянка; 2 —резиновая
3 — зажим; < — змеевик; 5 — мер­ ник; 6 — пробирка
Рис. 92. Схема прибора для опреде­ ления потерь от испарения по мето­ ду Бударова:
Дизельные топлива, все смазочные материалы и большая часть жидкостей содержат в своем составе высококипящие продукты, поэтому в обычных условиях хранения они очень мало испаряются и не изме­ няют своих эксплуатационных свойств. Из автомобильных эксплуата­ ционных материалов наибольшую испаряемость имеют бензины.
Испарение легких углеводородов бензина ведет к ухудшению его пусковых свойств. Транспортирование и хранение зимних видов бен­ зина в летнее время может привести к существенному ухудшению пус­ ковых свойств вплоть до потери кондиционности. Поэтому все операции с зимним видом бензина требуют особого внимания.
Испарение бензинов связано со значительными материальными по­ терями. Потери имеют место при хранении, сливе, наливе, перевозках, заправках и даже при применении (из топливных баков автомобилей, карбюраторов и т. д.).
Потери бензинов связаны с ме­ ханическим вытеснением паров при заправке, с термическим расшире­ нием паровой и жидкой фаз, с вы­ ходом паров бензина при сниже­ нии давления и многими другими причинами. Однако главные и наи­ более существенные потери бензи­ на обусловлены так называемым «малым дыханием» резервуаров (ба­ ков) с бензином при суточных из­ менениях температуры. Днем при повышении температуры из резер­ вуара (бака) уходит смесь паров бензина с воздухом, вечером при охлаждении поступает в резервуар (бак) чистый воздух. Этот своеоб­ разный насос работает ежедневно в каждом резервуаре, вызывая по­ тери бензинов. Всякое снижение перепада температур (заглубление
Процесс окисления топлив значительно ускоряется в присутствии ранее отложившихся в резервуаре смолистых веществ или остатков осмоленного топлива.
На основании результатов опытного хранения автомобильных экс­ плуатационных материалов в различной таре в разных климатических условиях установлены допустимые сроки хранения (табл. 77).
При соблюдении элементарных правил хранения в течение допус­ тимого срока (см. табл. 77) могут произойти только такие химические изменения, которые не приведут к потере кондиционности материалов.
Испарение и потери

О0,03 0,06 0,09 ОД 0,15 0,18 0,21 0,24 0.27 0,300,330,36 0,39 0,02 0,05

Испаряемость по ГОСТ 6369при 20°сил-1,бес %

Рис. 93. Зависимость среднегодовых потерь топлива

за один

месяц храпения

в наземных горизонтальных (а) и вертикальных (б),

полуподземных (в) и под-

земных (г) резервуарах от испаряемости

по

ГОСТ

6369—52

при температ

 

 

 

 

20* 8

1 — южная

зона;

2 — средняя зона;

3 — северная зона

резервуара, окраска его в белый цвет, орошение и т. д.) ведет к сни­ жению потерь.

Бензины в зависимости от их составов имеют различную склонность к потерям от испарения. Для оценки этого показателя разработан спе-

232


циальиый метод (ГОСТ 6369—52), сущность которого состоит в опре­ делении убыли веса бензина (в весовых процентах) после продувки его строго определенным объемом воздуха. Для контрольных испыта­ ний берут 10 мл бензина и продувают его десятикратным объемом воздуха при температуре 20° С в приборе, изображенном на рис. 92. Установлена зависимость между склонностью бензинов к потерям от испарения по лабораторному методу и среднегодовыми потерями при хранении в различных климатических зонах (рис. 93).

Т а б л и ц а 78

Нормы потерь автомобильных эксплуатационных материалов, кг с 1-м2 поверхности испарения в месяц

Наименование продукта и условия хранения

Климатические зоны

Северная Средняя Южная

 

 

 

jj

 

 

Осеннезимний период

Весенне­ летний период

Осеннезимний период

Весенне­ летний период

Осеннезимний период

Весенне­ летний период

Автомобильный бензин при хранении;

2,542 0,788 3,076 1,57 4,153

п наземных

металлических горизон- 0.7

тальных

резервуарах

 

вполузаглубленных металлических 0,327 0,97 0,353 1,05 0,51 1,455 горизонтальных резервуарах

взаглубленных металлических гори- 0,28 0,89 0,299 0,985 0,48 1,12 зонтальных резервуарах

в таре в наземных хранилищах1

0,015

0,034

0,022

0,045

0,032

0,063

» »

в полузаглубленных и за-

0,015

0,033

0,02

0,041

0,025

0,049

глубленных хранилищах1

 

 

 

 

 

 

Дизельное топливо при хранении:

0,006

0,014

0,007

0,016

0,009

0,031

в наземных металлических горизон-

тальных резервуарах

 

 

 

 

 

 

вполузаглубленных металлических 0,006 0,014 0,006 0,016 0,008 0,03 горизонтальных резервуарах

взаглубленных металлических го- 0,006 0,014 0,006 0,016 0,008 0,03

ризонтальных резервуарах

0,004

0,009 0,005

0,009

0,007

0,016

в таре в наземных хранилищах1

» »

в полузаглубленных и заг-

0,004

0,009 0,005

0,009

0,007

0,014

лубленных хранилищах1 Масла при хранении:

вназемных металлических горизон- 0,006 0,006 0,006 0,006 0,006 0,006

тальных резервуарах

вполузаглубленных металлических 0,006 0,006 0,006 0,006 0,006 0,006

в

горизонтальных резервуарах

 

го-

0,006

0,006

0,006

0,006

0,006

0,006

заглубленных

металлических

 

ризонтальных

резервуарах

 

 

0,004

0,008

0,004

0,008

0,006

0,011

в таре

в наземных хранилищах1

за-

»

»

в полузаглубленных

и

0,004

0,008

0,004

0,008

0,006

0,011

 

глубленных хранилищах1

 

 

 

 

 

 

 

 

Смазки при хранении:

 

 

0,004

0,008

0,004

0,008

0,006

0,015

в таре в наземных хранилищах1

за-

»

»

в полузаглубленных

и

0,004

0,008

0,004

0,008

0,006

0,013

 

глубленных хранилищах1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

В процентах от хранимого количества в месяц.

 

 

 

 

233