Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
∙⅛1
СО
се
SJ
IS
R
ю
сб
H
Механические свойства внутренней поверхности
коэффициент температурного линейного рас ширения, l ∕0C
ф ⅛ о
L й 2 л
Я S Φβ⅛-< ⅛. О 1—1 Z-V ¡=Г К ~ р. «
≡ S1 ≡ ~ ≡
gg,≈r≡ g iθ⅛σi S -
о C S Я
а о ⅛g c⅜e∙
До |
« . |
FS f→ |
„g |
≥>≡* |
о |
Fi ≈
окон
S !» |
Я |
|
¿ „ |
« |
|
5≡ о ≡ |
||
⅛ |
Л |
ф о |
FÏ |
≡ |
SJ >- |
>» |
|
нч |
д |
я сть, cmz |
|
р |
|
|
зя |
||
аа |
|
|
у |
в к kΓ∕ |
|
н |
о |
|
Л ʌ |
||
Д Ф _ |
5 “ “
О Ф ≡
≡sb
6- и
о
1 Ф Ф о |
||
5 |
о |
До- |
o≡≡ - |
||
- |
д |
ς о |
н |
R fʧ S |
|
oω>,H |
||
|
FS ⅛⅛ |
|
|
⅛φ S |
|
|
н Ф к |
|
|
|
ь |
F> Ô |
fLt |
|
Ф г- |
- 2 |
|
Fi it, |
~ S |
|
пре ρπo |
CT |
|
гк |
||
|
|
/ |
LC
I I
о О
—г-1
|
CC |
|
О |
|
со |
|
о |
«О |
to |
О |
|
о |
|
о |
lQ |
|
|
от |
|
OO |
*∙jJl |
г- |
|
CC |
Ю |
IO |
О |
CQ |
CQ |
о |
|
сч |
Sf |
I |
|
! |
|
LQ |
|
оч |
|
lɔ
о
TUQ
∞
о
о
о
СЧ I СО
ю
L-∙
й
CC rj
=S
3
й
о
CC
е- S
Ен
то ясно, что основная составляю щая растягивающих сил, вызывае мая центробежными силами само
го бандажного кольца, может быть
существенно уменьшена. Это при водит к возможности снижения требований к величинам механи ческих напряжений в бандаж
ных кольцах или к возможности создания бандажных колец на
большие диаметры при со
хранении |
уровня |
требующих |
|
ся механических |
напряжений |
||
(табл. 6-4). |
6-4 следует, |
что мо |
|
Из табл. |
|||
дуль упругости титанового |
сплава |
почти в 2 раза меньше, чем у стали.
В результате этого деформация ти танового кольца от центробежных сил при вращении получается боль ше, чем у стального кольца при
одинаковых напряжениях. Поэто
му при условии сохранения вели чины разъединительной скорости при титановом кольце необходимо иметь больший натяг при посадке.
Если в дополнение к этому учесть, что коэффициент температурного расширения титана примерно в 2
раза меньше, чем стали, то станет ясным, что нагрев бандажных ко
лец из титанового сплава должен проводиться до большей темпера туры, чем стальных бандажей.
Так, например, для получения не обходимого посадочного натяга у титановых бандажей для турбо генератора мощностью 100 МВт потребуется температура около 400o С, в то время как для сталь ных бандажей температура будет находиться в пределах 250o С. Вы сокая температура титановых бан дажей может превысить темпера туру= допустимую для изоляции,
расположенной под бандажным кольцом.
128
Для преодоления трудностей с применением бандажных колец из титановых сплавов были предложены оригинальные конструк
ции: двухслойное бандажное кольцо [89] и титановое бандажное кольцо совставкой [15]. Обе эти конструкции снижают температуру нагрева бандажных колец перед посадкой.
B¾SS⅛
Рис. 6-13. Двухслойное бандажное кольцо ротора турбогенератора.
1 — титановое кольцо; 2 — стальное кольцо.
Двухслойное бандажное кольцо, образованное посадкой тита
нового кольца на стальное кольцо с натягом, представляет единую деталь (рис. 6-13). На стальное кольцо действуют собственные цен тробежные силы и центробежные силы лобовых частей обмотки ротора. Расширению стального кольца препятствует титановое
кольцо, |
в |
результате чего |
|
|
Г/)/// |
|
||||
стальное кольцо |
разгружа |
|
|
1 ° |
|
|||||
ется. Распределение нагру |
|
|
|
|
||||||
зок между стальным и тита |
|
|
|
|
||||||
новым кольцами можно из |
|
|
|
|
||||||
менять |
за счет величины на |
|
|
|
.2 |
|||||
тяга |
при |
горячей |
посадке |
|
|
|
|
|||
титанового |
кольца |
на сталь |
|
|
|
|
||||
ное кольцо. Исследования, |
Рис. |
6-14. Титановое бандажное кольцо |
||||||||
выполненные Г. А. Загород |
|
со вставкой. |
|
|||||||
ной, показывают, что при |
а — для однопосадочного бандажного |
узла; |
||||||||
достигнутых в настоящее вре |
б — двухпосадочного; 1 — титановое кольцо; |
|||||||||
мя |
механических |
свойствах |
|
|
3кидной гайки. |
|
||||
і поковок из |
стали |
и титано |
2 — вставка; |
— шпонка; 4 — резьба |
на |
|||||
вого |
сплава |
двухслойное |
||||||||
|
|
|
|
бандажное кольцо позволяет
увеличить диаметры бандажей. Это в свою очередь открывает возможности для увеличения наибольшего диаметра бочки ротора `
при скорости вращения 3000 |
об./мин. с 1200 до 1300 мм. |
Размеры стальных вставок |
на посадочных местах бандажных |
колец со вставками (рис. 6-14) |
выбираются, как и толщина сталь |
ного слоя в двухслойном бандаже, из условия допустимой темпе ратуры нагрева кольца. Исследования Г. А. Загородной показали,
что коэффициент запаса прочности такого бандажного кольца
в месте посадки приблизительно такой же, что и в обычном бан
даже из немагнитной стали. Однако по мере удаления от места
9 и. А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
129 |
посадки вдоль бандажного кольца коэффициент запаса быстро увеличивается. Поэтому конструкция бандажного кольца из титана со стальными вставками на посадочных местах для мощных
турбогенераторов |
может рассматриваться |
|
как |
перспективная. |
|||
В 1966 г. наб). |
роторе турбогенератора мощностью 100 МВт были |
||||||
установлены |
два |
титановых |
бандажных |
кольца |
со вставками |
||
(рис. 6-14, |
В том ще году такой ротор был введен в эксплуата |
||||||
цию. |
В 1970 г. в период капитального ремонта указанные кольца |
||||||
были |
сняты |
для осмотра. При нагреве до |
температуры 280o G |
||||
они легко снялись; дефектов |
в кольцах |
и |
изменений первона |
чальных натягов не обнаружено. После проверки бандажные кольца были вновь надеты, и ротор введен в эксплуатацию.
Рис. 6-15. Бандажное кольцо из титанового сплава с гибкой стальной вставкой.
I — стальное кольцо (вставка): 1 — утолщенная часть, 2 — гибкая часть; II — титановое кольцо, III — бочка ротора, IV — шпонка.
В последнее время Г. А. Загородной была предложена новая конструктивная схема бандажного кольца из титанового сплава с гибкой стальной вставкой (рис. 6-15). Стальное кольцо своей утол
щенной частью 1 запрессовывается в титановое кольцо. Исключе ние осевых перемещений может быть достигнуто, например, с по мощью кольцевой шпонки. Благодаря гибкой части 2 стального
кольца натяг между бандажным кольцом и бочкой ротора будет определяться только от центробежных сил самой стальной вставки.
Поэтому величина натяга будет даже меньше, чем у обычного бан дажного кольца, на которое еще действуют и центробежные силы лобовых частей обмотки ротора. В результате этого нагрев тита нового бандажа с гибкой стальной вставкой будет меньше, чем в обычной конструкции приблизительно в 1.5 раза.
Рассматривая перспективные решения конструкций бандажных колец, предложенных с целью расширения диапазона мощностей турбогенераторов, необходимо остановиться на принципиально
новом подходе к выбору величины запаса прочности бандажных колец. Как уже было отмечено выше, запас прочности определя
ется по максимальному тангенциальному напряжению при разгон ной скорости относительно предела текучести. Однако пластиче ская деформация за пределами текучести стали на внутренней поверхности бандажного/ кольца не означает его разрушения.
130
Более того, существует значительный запас по предельной нагруз ке бандажного кольца с учетом его пластической деформации,
и разрушение бандажных колец будет поэтому происходить при скорости, значительно превышающей скорость, при которой до стигается предел текучести на внутренней поверхности. Для ил
люстрации в табл. 6-5 даны результаты расчетов бандажных колец *
для |
турбогенераторов с номинальной скоростью вращения |
3000 |
об./мин. Эти расчеты подтверждают изложенное выше прин |
ципиальное положение о том, что реальные запасы прочности бан дажных колец значительно выше расчетных. Такое заключение открывает возможность для снижения расчетных запасов прочности и выполнения бандажных колец для турбогенераторов значительно больших мощностей при использовании материалов с теми же
прочностными характеристиками. |
|
Таблица |
6-5 |
|
Результаты расчета бандажных колец за пределами упругости |
|
|||
|
|
Мощность генератора, МВт |
|
|
|
165 |
300 |
500 |
' |
|
|
Диаметр ротора, |
мм |
|
|
1000 |
1075 |
1125 |
|
Коэффициент запаса |
Скорость при начале пластического |
|||
при разгонной скорости |
|
течения, об./мин. |
|
|
вращения |
|
|
|
|
|
4900 |
4500 |
4180 |
|
|
Предельная скорость вращения, |
|
||
|
|
об./мин. |
|
|
|
5980 |
5470 |
5090 |
|
По предельной нагрузке.................... |
2.76 |
2.54 |
2.00 |
|
По пределу текучести на внутренней |
1.95 |
1.65 |
1.42 |
|
поверхности........................................ |
|
|||
По пределу текучести на наружной по |
2.19 |
1.82 |
1.60 |
|
верхности ............................................. |
|
Перейдем теперь к особенностям создания бандажных колец для четырехполюсных турбогенераторов со скоростью вращения
1500 об./мин. В связи с меньшей линейной скоростью предел
текучести бандажных колец роторов турбогенераторов мощ
постью 500—1000 МВт достаточно |
иметь |
равным 75—80 кГ/мм2, |
а предел прочности 95—100 кГ/мм2, |
т. е. |
значительно ниже, чем |
у двухполюсных турбогенераторов тех же мощностей. Лишь у четырехполюспых турбогенераторов мощностью 2000 МВт требуемая
* Расчеты выполнены Г. А. Загородной.
9* 131