Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
величина предела текучести цо максимальным тангенциальным
напряжениям на внутренней поверхности при разгонной скорости
достигнет 100 кГ/мм2. Хотя вес слитков бандажных колец для че тырехполюсных машин несколько больше, чем для двухполюс ных, однако понижение требования к механическим свойствам поковок делает проблему создания бандажных колец четырех полюсных машин более простой по сравнению с двухполюсными машинами той же мощности. Тем не менее для обеспечения бан
дажными кольцами |
турбогенераторов |
со скоростью |
вращения |
||
1500 об./мин. |
необходимо |
развивать |
производство |
поковок, |
|
в первую очередь за счет |
разработки |
и создания специального |
|||
оборудования |
для |
производства поковок бандажных колец |
|||
с повышенным |
весом. |
|
|
|
Таким образом, проанализировав основные механические ха рактеристики поковок бандажных колец отечественного про изводства, представляет интерес рассмотреть требования к поков кам бандажных колец, которые используются в США (табл. 6-6).
|
|
Таблица 6-6’ |
|
Механические характеристики поковок |
|||
|
бандажных колец в США |
|
|
Скорость вра |
Предел проч |
Предел |
Относитель |
щения турбо |
|||
генератора, |
ности, |
текучести, |
ное удлине |
об./мин. |
кГ/мм2 |
кГ/мм2 |
ние, % |
3600 |
130—160 |
91-112 |
16—20 |
1800 |
130—145 |
91—101 |
16—20 |
Из табл. 6-6 следует, что в США требования к поковкам
бандажных |
колец |
турбогенераторов |
со |
скоростью |
вращения |
3600 об./мин. находятся приблизительно |
на том же уровне, что |
||||
и в СССР. |
Поэтому запас прочности |
по |
уровню максимальных |
||
тангенциальных напряжений относительно предела |
текучести |
||||
в США будет ниже, |
чем в СССР. |
|
|
|
Особо следует обратить внимание на высокий уровень требо
ваний в США к механическим свойствам бандажных колец че тырехполюсных турбогенераторов. Такой уровень к показателям может быть объяснен тем, что, во-первых, скорость вращения
четырехполюсных машин в США равна 1800 об./мин. и, во-вторых, уже освоенные четырехполюсные турбогенераторы имеют мощ
ность 1280 MBA.
В заключение необходимо кратко рассмотреть еще одну очень важную проблему для обеспечения надежной работы бандажных колец. Это — исключение возможности появления коррозийных
трещин, а также подгаров и растрескиваний. В [17] указывается,
132
что опасность разрушения аустенитной стали существует из-за так называемой коррозии бандажных колец, имеющих механи
ческие напряжения. При этом сталь с присадкой никеля более
подвержена коррозии под напряжением, чем сталь с присадкой марганца.
Исследование проблемы коррозии поковок показало, что она
зависит не только от механических напряжений, по также от влаги и температуры. Поэтому для устранения коррозионных явлений могут быть рекомендованы две основные меры: 1) снижение отно сительной влажности водорода до 40—50% и далее вплоть до 10%, для чего необходимо иметь измерительные приборы для
определения влажности в среде водорода; 2) применение специаль ного антикоррозионного покрытия бандажных колец.
Что касается контактной коррозии, то она может быть след ствием ослабления натягов и недостаточного внимания к состоя нию посадочных поверхностей. Важное значение имеет серебре
ние посадочных поверхностей, особенно в мощных турбогенера торах.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
БАНДАЖНЫЙ УЗЕЛ, ДЕМПФЕРНАЯ СИСТЕМА
71-. БАНДАЖНЫЙ УЗЕЛ РОТОРА
В настоящее время в мощных турбогенераторах применяется несколько разновидностей конструкции бандажного узла, отли чающихся способом крепления бандажа и типом центрирующего кольца. Применяются посадки бандажного кольца на бочку ротора,
на центрирующее кольцо и двухпосадочная конструкция.
Наиболее рациональной является консольная конструкция,
вкоторой бандажное кольцо крепится только на бочке ротора,
ацентрирующее кольцо не имеет посадки на вал. Эта конструкция
используется всеми ведущими электромашиностроительными фир мами для мощных турбогенераторов.
Сама конструкция с консольной посадкой бандажа имеет ряд разновидностей, отличающихся способом крепления бандажного кольца на бочке ротора. Основными видами крепления являются резьбовое соединение бандажного кольца с бочкой ротора и креп ления с помощью запирающих элементов. В настоящее время
находят применение оба вида крепления.
Резьбовое соединение в свою очередь имеет ряд разновидностей, отличающихся резьбовыми элементами. Ряд иностранных фирм
применяет непосредственное навинчивание бандажного кольца
на бочку ротора, при этом улучшаются или полностью исключа ются переходные сопротивления для замыкания вихревых токов. Крепление с помощью запирающих элементов предусматривает
наличие в бандажном кольце и бочке ротора кольцевых канавок, в которые и вводятся запорные элементы (кольца, сегменты и др.).
Известно большое количество запирающих элементов, их вид
влияет в |
основном на технологию сборки и мало сказывается |
на работе |
турбогенератора. |
Конструкция с посадкой бандажа на центрирующее кольцо |
в мощных турбогенераторах не нашла широкого применения.
После длительной эксплуатации при отставленном бандажном кольце наблюдались изломы верхнего витка в месте его располо
жения между бочкой ротора и бандажным кольцом.
134
В настоящее время ведутся работы по применению для изго товления бандажных колец титановых сплавов, обладающих та
кой же прочностью, как сталь, но значительно более легких
(в 1.7 раза).
Наиболее перспективной для турбогенераторов мощностью 1000 МВт и более является конструкция с уменьшенным диамет ром бандажного кольца, полученным за счет отгиба лобовых час тей обмотки возбуждения к валу, с непосредственной посадкой бандажного кольца на бочку ротора.
72-. ДЕМПФЕРНАЯ СИСТЕМА РОТОРА
Демпферная система ротора в турбогенераторах образуется клиньями, удерживающими в пазах обмотку ротора. Кроме того, в турбогенераторах большой мощности используется специальная демпферная обмотка, укладываемая в пазы под клинья ротора.
Проводимость материала клиньев значительно больше прово димости материала зубцов, поэтому основная часть вихревых токов, наводимых в роторе в несимметричных режимах работы, будет протекать по клиньям. В современных типах турбогенера торов клинья по длине ротора разделены, в результате в местах раздела вихревые токи из клиньев переходят в зубцы ротора, что может вызвать в некоторых случаях местные перегревы.
Для повышения термической стойкости ротора в несимметрич ных режимах фирма «Крафтверкунион» клинья ротора изготов ляет из бронзы с пределом текучести 70—75 кГ/мм2, длиной 0.5— 1.0 м. Проводимость материала клиньев составляет примерно
1/3 проводимости меди. В некоторых случаях по требованию
заказчика клинья серебрят для улучшения контакта с зубцами ротора.
При отсутствии специальной демпферной системы вихревые токи на торцах ротора замыкаются через бандажное кольцо. По этому многие фирмы применяют серебрение контактных поверх
ностей в этой зоне как бочки ротора, так и внутренней поверх ности бандажного кольца. В большинстве случаев серебрение осуществляется методом распыления с помощью специальной
переносной установки.
Для турбогенераторов большой мощности демпферная сис тема, образованная клиньями ротора, является недостаточной для обеспечения необходимой термической стойкости ротора в несимметричных режимах. Поэтому ведущие фирмы переходят
на применение специальных демпферных обмоток на роторе.
Американская фирма «Дженерал Электрик» в крупных турбо
генераторах применяет демпферную обмотку длиной 0.5 м в па зовой части, демпферная обмотка замыкается короткозамыкаю-
щим кольцом под бандажом. Клинья ротора этой фирмой выпол няются из дюралюминия, концевые — из немагнитной стали.
135
Для улучшения формы магнитного поля в зазоре клинья в пазах, ближайших к большому зубу, выполняются из магнитной стали.
Для двухполюсных турбогенераторов мощностью 1280 MBA
и более, а также четырехполюсных мощностью 1440 MBA и более
Рис. 7-1. Демпферная обмотка ротора. |
Рис. 7-2. Разрез по верхней части |
|||||
1 — бандажное кольцо; 3 — дополнительная |
паза ротора |
фирмы |
«Альстом». |
|||
полоса; |
3 — ротор; 4 — полосы демпферной |
1 — латунный |
клин; 2 — медная дем- |
|||
системы, уложенные в |
пазы ротора, |
пферная |
обмотка; 3 — изоляционная |
|||
фирма |
предполагает |
применять |
прокладка; 4 — обмотка возбуждения. |
|||
полную |
демпферную |
обмотку |
на роторе.
Фирма «Броун Бовери» применяет также полную демпферную обмотку на роторе в турбогенераторах мощностью 300 МВт и бо-
1 2
Рис. 7-3. Демпферные полосы в торцовой части ротора фирмы «Альстом».
1 — клин; 2 — первый стык между клиньями; з — массив ротора; 4 — торец бочки ротора.
лее, которая закладывается во все пазы, включая пазы в большом зубе (рис. 7-1). В зоне большого зуба заполнение всех проме
жутков под бандажом обеспечивается припайкой дополнительных полос. Пазы большого зуба закрыты магнитными клиньями, ос
136
тальные пазы — клиньями из немагнитного материала, одинако
вого по всей длине.
В турбогенераторах фирмы «Альстом» демпферная обмотка
образуется двумя |
слоями |
полосовой меди, расположенными |
под клиньями (рис. |
7-2) по |
всей Длине бочки ротора. Для разме |
щения демпферной обмотки на большом зубе на нем имеются спе циальные пазы небольшой глубины. В торцовых частях ротора полосы демпферной обмотки замыкаются бандажным кольцом
(рис. 7-3). Медные полосы под бандажным кольцом отгибаются в разные стороны. В результате образуются две взаимно пере крывающиеся системы шин, которые при вращении ротора при
жимаются одна к другой и к бандажному кольцу. Крайние клинья
серебрятся.
Фирма «Крафтверкунион» для генераторов большой мощности предполагает применить демпферные полосы по всей длине ро тора вблизи краев большого зуба для разгрузки ротора от вихре вых токов в несимметричных режимах.
37.- ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРМИЧЕСКОЙ СТОЙКОСТИ РОТОРА В НЕСИММЕТРИЧНЫХ РЕЖИМАХ
Подробные исследования термической стойкости ротора были выполнены фирмой «Альстом» [50]. Исследования проводились на турбогенераторе мощностью 250 МВт, 3000 об./мин. в режимах
установившегося двухфазного короткого замыкания при отно шениях IiHn от 0.055 до 0.20, а также при форсировке возбужде ния с замкнутыми накоротко двумя фазами статорной обмотки. Измерения нагревов элементов ротора производились с помощью 75 термопар, установленных на бочке ротора и демпферной об
мотке.
На рис. 7-4 приведена зависимость превышения температур
от (∕3∕∕b)2. Как следует из данных исследований, наибольший перегрев происходит в демпферной обмотке вблизи центра полюса.
Разность температур ротора у края поперечных канавок и около
их центра не превышает 10° С. Максимальная разность темпера тур между ротором и бандажным кольцом находится в пределах
Ho С.
На рис. 7-5 показаны зависимости превышения температур
от времени для различных значений (∕2∕∕u) Для термопары, нахо дящейся на демпферной обмотке между бандажным кольцом и бочкой ротора на оси полюса. По данным исследований, было получено, что для турбогенератора мощностью 250 МВт, 3000 об./мин. термическая стойкость ротора характеризуется критерием (∕2∕∕u)2 i=10.
После проведения исследований при осмотре ротора были
обнаружены мелкие выгорания диаметром порядка 1 мм на кон
тактных поверхностях между клиньями и демпферными полосами,
137
а также между демпферными полосами и прокладками под бандаж ное кольцо. Кроме того, было установлено, что в этих местах кон такты не были достаточно совершенными.
ЛЭО «Электросила» и ВНИИЭ [44] были проведены подробные исследования турбогенератора мощностью 60 МВт, 3000 об./мин. в несимметричных режимах. Исследования проводились с по мощью 40 медпогкоистаитаповых термопар, расположенных в 20,
50 и 150 мм от торца бочки равномерно по зубцам и клиньям
по полуокружности. Определение установившихся нагревов про-
водилось в режиме двухфазного ко роткого замыкания вплоть до токов Z2=O-I I11. Нагревы элементов тор
цовых зон ротора ’в кратковремен
ных несимметричных режимах иссле-
Рис. |
7-4. Превышения темпе |
Рис. 7-5. Зависимость превышения тем- |
|||
ратур |
при двухфазном к. |
з. |
пературы демпферной обмотки от вре- |
||
1 — термопары на демпферной |
об |
мели. |
|||
мотке; |
2 — на бочке ротора; |
3 — |
|
||
на бандажном кольце. |
|
|
|||
довались также Iв |
режиме двухфазного короткого замыкания до |
||||
токов |
∕2=0.85 |
n |
при ударном возбуждении (табл. 7-1). |
||
|
|
|
|
|
Зависимости получены при, условии, что наибольшая темпе ратура клиньев при кратковременных несимметричных режимах ограничивается 200o С.
Распределение температуры вдоль концевого дюралюминиевого
Ili
клина в кратковременном режиме |
двухфазного |
короткого |
|
⅛λ і |
|
замы |
|||||
кания с ∕2=0.3 |
при ¿==120 сек. |
и начальной температуре 30o C |
|||
показано па рис. |
7-6. |
|
|
L |
|
Осмотр турбогенератора мощностью 60 МВт при снятых бан дажах показывает, что принятая во время испытаний в качестве
предельно допустимой температура до 200° G является занижен ной.
Обширные исследования термической устойчивости роторов
в несимметричных режимах были выполнены фирмой «Дженерал Электрик» (США). По результатам исследований, проведенных
138