Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Таблица 7-1
Зависимость I%t от I2
Материал |
í, |
¡2, Д. Є. |
lit |
концевых |
сек. |
||
клиньев |
|
|
|
Дюраль |
6 |
0.84 |
4.3 |
|
10 |
0.71 |
5.0 |
|
15 |
0.58 |
5.2 |
|
30 |
0.42 |
5.3 |
|
60 |
0.31 |
5.6 |
|
180 |
0.22 |
8.3 |
Легированная |
6 |
1.13 |
7.7 |
медь |
10 |
0.95 |
9.0 |
|
20 |
0.68 |
9.3 |
|
30 |
0.57 |
9.8 |
|
60 |
0.42 |
10.6 |
|
180 |
0.28 |
14.4 |
в 1958—1971 гг. на семи машинах мощностью 140—690 MBA, фирма допускает следующие значения величины Γ% t при кратко временных несимметричных режимах: двухполюсные турбогене
раторы (MBA): до 960— 10, до 1200 — 8, |
|
|
|
|||||
до 1200—1280’— 7, |
более |
1280 — нет |
|
|
|
|||
данных; четырехполюсные турбогене |
|
|
|
|||||
раторы: до 1440 — 10. |
|
|
|
|
|
|||
Фирма допускает следующие значе |
|
|
|
|||||
ния максимальной температуры частей |
|
|
|
|||||
ротора при кратковременных несим |
|
|
|
|||||
метричных режимах |
(°С): |
поверхность |
|
|
|
|||
бочки |
ротора |
— 426, |
алюминиевые |
|
|
|
||
клинья — 200, бандажные кольца (сред |
|
|
|
|||||
ний перегрев) — 45, температура в ме |
|
|
|
|||||
стах |
посадки — 375, |
демпферная об |
|
|
|
|||
мотка — 375. |
расчетов, |
основанных |
|
|
|
|||
По |
данным |
|
|
|
||||
на обработке результатов эксперимен |
Рис. |
Распределение |
||||||
тальных исследований, |
получены сле |
люминиевого клина ротора |
||||||
дующие ожидаемые максимальные тем- ' |
турбогенератора 60 |
МВт, |
||||||
пературы на турбогенераторе мощно |
температуры |
вдоль |
дюра |
|||||
3000 |
об./мин. |
|
||||||
стью |
1600 MBA при различных значе |
|
|
|
||||
ниях критерия |
II t |
(табл. |
7-2). |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Фирма допускает работу генераторов с длительной несимметрией, равной 8% тока статора.
C целью снижения местных нагревов в большом зубе расстоя ние между канавками Лаффуна и крайними пазами фирма «Дже-
нерал Электрик» принимает равным 70—80 мм.
139
Таблица 7-2
Критерий работы генератора в несимметричном режиме
Элементы турбогенератора |
|
|
|
lit |
|
4 |
6 |
8 |
12 |
||
|
|||||
Поверхность бочки ротора................ |
320 |
390 |
460 |
580 |
|
Алюминиевые клинья ротора .... |
154 |
190 |
224 |
283 |
|
Бандажные кольца: |
16 |
24 |
32 |
Á7 |
|
среднее превышение температуры |
|||||
температура в месте посадки . . . |
227 |
290 |
343 |
449 |
|
Демпферная обмотка в месте посадки |
227 |
290 |
343 |
449 |
По данным исследований английской фирмы «Дженерал Элек трик», наибольшие нагревы в роторе турбогенератора при кратко временной несимметричной нагрузке происходят на краях кана
вок Лаффуна. |
|
мощностью |
На изготовленных фирмой турбогенераторах1% t=2.5. |
||
660 МВт, 3000 об./мин. кратковременная несимметричная на |
||
грузка оказаласьI2 tдопустимой в пределах |
В настоящее |
|
время в результате улучшения контактов в концевой зоне допус |
||
тимое значение |
повысилось до 4. В турбогенераторах, выпус |
каемых фирмой, допускается длительный ток обратной последо
вательности до 10%.
Фирма «Броун Бовери» допускает работу турбогенераторов большой мощности с током обратной последовательности в уста новившемся режиме, равном 8—10%, и в переходном I2 t=7—8.
Теоретические исследования, выполненные во ВНИИэлектро-
маше [10], показали, что значительное влияние на концентрацию вихревых токов в торцевой зоне ротора оказывает посадка бан дажа на массив бочки с хорошим электрическим контактом и при
менение кольцевых радиальных канавок в торцовой зоне ротора. Распределение линейных нагрузок в этой зоне практически не за висит от материала и конструкции пазовой части ротора и опре
деляется конструкцией и посадкой бандажного узла и наличием короткозамыкающей демпферной системы.
Исследования влияния материала концевых клиньев на рас пределение вихревых токов в торцовой зоне показали, что практи чески при всех клиньях токи распределяются одинаково, а потери
зависят от удельного |
сопротивления элементов торцовой зоны |
||
и насыщения зубцов. |
|
|
|
Как показали |
выполненные расчеты, обеспечение высоких |
||
значений критерия |
/| |
t |
в турбогенераторах большой мощности |
|
представляет трудную задачу, для решения которой необходимо выполнение дополнительных исследований, связанных с созда нием более совершенных демпферных систем, улучшением кон тактов между элементами торцовой зоны и др.
140
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
УЗЕЛ КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ НА БОЛЬШИЕ ТОКИ
18-. СОВРЕМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ УЗЛА КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ
Состояние контактных колец во многом определяет успешную эксплуатацию машины, поэтому проблеме контактов уделяется большое внимание. C увеличением мощности турбогенераторов значительно возрастают токи возбуждения. Например, ток воз
буждения турбогенератора мощностью 200 МВт составляет порядка 2500 А, а для турбогенератора мощностью 1200 МВт он
возрастает до 8000 А. В настоящее время проводятся работы по созданию щеточного аппарата на токи порядка 10 000 А. При этом обращается особое внимание на решение проблемы безопасности и простоты замены износившихся щеток без остановки турбо генератора.
В современных типах турбогенераторов узел контактных ко лец располагается за подшипником со стороны возбудителя, что облегчает их обслуживание и повышает надежность работы.
Контактные кольца мощных турбогенераторов выполняются из
углеродистой стали с пределом текучести более 40 кГ/мм2 и отно сительным удлинением более 16% . В большинстве случаев кольца
насаживаются в горячем состоянии с натягом (до 1 мм) на сталь
ную промежуточную втулку, изолируемую от вала с помощью миканита (толщиной порядка 2 мм). В турбогенераторах большой мощности кольца выполняются со спиральными канавками глу
биной до 8 мм и шириной до 5 мм, которые обеспечивают более равномерное распределение тока между щетками, улучшают охлаждение и способствуют более плотному прилеганию щеток, а также устраняют возможность возникновения воздушного клина между контактным кольцом и щетками.
Для более интенсивного теплоотвода в контактных кольцах
предусматриваются сквозные охлаждающие отверстия (рис. 8-1). Рядом фирм, кроме того, устанавливаются специальные венти
ляторы.
C целью обеспечения более равномерной нагрузки контактного
кольца по его окружности отвод тока производится через проме жуточное кольцо из посеребреной меди (рис. 8-2).
141
Шины токоподвода от контактных колец к токоведущему
болту выполняются из медных полос шириной ДО 80 MM и толщиной
0.5 мм. Шина токоподвода, как правило, изолируется стекломика-
лентой, контактные поверхности серебрятся. Токоведущий болт,
соединяющий шины токоподвода со стержнем токоподвода, рас-
Bud И
Рис. 8-1. Контактные кольца турбогенераторов фирмы
«Броун Бовери».
положенным в центральном отверстии вала, выполняется из меди и изолируется теплостойкой резиной. Контактные поверхности болта серебрятся.
Стержень токоподвода выполняется медным и состоит из двух полустержней со сквозными конусными резьбовыми отверстиями
для соединения с токоведущим бол том. Полустержни изолируются стекломикалентой, кроме того, между
Рис. 8-2. |
Контактное кольцо |
турбогенераторов фирмы |
|
«Дженерал |
Электрик» (США). |
1 — осевое |
отверстие; 2 — медное |
кольцо; з — изоляция.
ними устанавливается текстолитовая
прокладка.
В турбогенераторах с водяным охлаждением обмотки, у которых во
допроводы располагаются в централь
ном отверстии, вместо стержней ис пользуются шины, расположенные по наружной поверхности вала ротора.
Фирма «Дженерал Электрик»
(США) выполняет контактные кольца
уменьшенного диаметра (порядка 330 мм), при этом проме жуточная втулка не используется. Для более интенсивного охлаждения контактных колец в них имеются сквозные продоль ные отверстия с дополнительными радиальными отверстиями приблизительно на половину длины колец. Для той же цели вентилятор, расположенный посередине между кольцами, имеет увеличенный диаметр., В качестве изоляции контактных колец используется полиэфирный стеклопластик. Крепление изоляции
за пределами контактных колец не производится.
142
Конструкция узла щеточного аппарата фирмы «Дженерал Электрик» (США) обеспечивает токосъем в двухполюсных турбо генераторах до 6000 А, а в четырехполюсных — до 8000 А.
Фирма «Броун Бовери» контактные кольца выполняет также с уменьшенным диаметром, обеспечивая хорошее охлаждение контактной поверхности с помощью системы отверстий в коль
цах. Конструкция контактных колец этой фирмы испытана на ток
до 8000 А.
В турбогенераторах большой мощности при окружных ско ростях порядка 70 м/сек. применяются специальные щетки, пред назначенные для работы с кольцом определенной полярности: на отрицательной полярности применяются щетки марки ЭГ-2АФ,
пропитанные суспензией фторопласта, на положительной — типа 611М, выполненные па обогащенном графите. На турбогенераторе
мощностью 300 МВт средняя скорость износа щеток марки ЭГ-2АФ
па отрицательном кольце составляет 5.6 мм за 1000 час. работы и марки 61IM на положительном кольце равна 3.6 мм за 1000 час.
Зарубежные фирмы уделяют много внимания усовершенство
ванию конструкции щеточного аппарата. Например, фирма «Дженерал Электрик» (США) применяет новую конструкцию щетко
держателя кассетного типа по 6 или 4 щетки на кассету. Кассета
имеет пластинчатые пружины (типа улитки), обеспечивающие постоянное нажатие на щетку. Вынимается кассета простым на жатием рычага и поворотом ручки на 90°. Сечение щеток 9.7 см2;
ток, приходящийся на щетку, 75 А (рис. 8-3). Общая высота щетки составляет 75 мм, износ допускается до 25 мм. Комплект
щеток изнашивается за 6 мес.
Фирма «Дженерал Электрик» (Англия) также создала новую конструкцию съемного щеткодержателя, позволяющего производить замену щеток по мере их износа без остановки агрегата (рис. 8-4).
Важным условием надежной работы щеточного аппарата явля ется соответствующий уровень вибрации контактных колец. При величине свыше 300 мкм вибрация приводит к механическому пов
реждению щеток, их быстрому износу. Поэтому передовые зарубеж ные фирмы устанавливают пониженный уровень вибрации кон
тактных колец. Американская фирма «Дженерал Электрик»
считает допустимым уровень вибрации 100—150 мкм. Если вибра ция щеток превышает 150 мкм, то производится смена щеток,
а при вибрации более 175 мкм — шлифовка колец. Балансировка
контактных колец проводится на каждой машине.
Снижение уровня вибраций до 100—150 мкм достигается за счет принятия специальных мер [83]: 1) установки дополнительного подшипника на конце вала агрегата в случае применения системы самовозбуждения; 2) жесткого соединения валов турбогенератора и возбудителя переменного тока в случае независимой статической системы возбуждения, а также бесщеточной возбудительной сис темы.
143