Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с увеличением мощностей турбоагрегатов и ростом мощностей на возбуждения наряду с решением проблем умень­ шения уровня вибраций контактных колец, снижения линейных

скоростей на их поверхности, применения разнополярных щеток,

лучшего распределения тока по окружности контактных колец

Рис. 8-3. Кассета со щетками.

от мест подсоединений шинопроводов постоянного тока, усиле­ ния вентиляции щеточно-контактного аппарата, продолжают

проводиться работы по выбору оптимального профиля контактных колец.

Как известно, рифление поверхности контактных колец по­ зволяет обеспечить срыв так называемого воздушного клина. Исследования показывают, что вид рифления поверхностей ока­ зывает существенное влияние на величину допустимой плотности тока, на распределение тока между щетками, а также на износ щеток. Поэтому выбор оптимального способа рифления поверх-

144

ности контактных колец остается важной научной проблемой.

В настоящее время для этой цели используются макеты контакт­ ных колец с различными профилями рифления (вид канавок,

их ширина и глубина). При решении этой проблемы важно учиты­ вать и достаточную технологичность контактных колец в процессе их изготовления.

Рис. 8-4. Щеткодержатели английской фирмы

«Дженерал Электрик».

82-. ВОДЯНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ЩЕТОЧНОГО АППАРАТА

Многими заводами и фирмами предложены и запатентованы

различные технические решения, направленные на интенсифика­ цию охлаждения контактных колец и щеток. Весьма эффективным является применение водяного охлаждения щеточного аппарата.

Целесообразность применения водяного охлаждения щеток осно­ вана на следующих положениях:

снижении потерь трения, составляющих 60—70% потерь в ще­ точном аппарате современных турбогенераторов;

снижении потерь в щеточном аппарате и нагрев г контактных

колец при увеличении токовой нагрузки щеток за счет

соответ­

ственного уменьшения числа щеток;

канати­

исключении окисления и выгорания токоподводящих

ков, стабилизации температуры щеток и в результате улучшения распределения тока между щетками;

уменьшении габаритов и веса контактных колец,

снижении

их вибрации.

Глебов, Я. Б. Данилевич

145

10 и. А.

 

 


Оригинальная система водяного охлаждения щеток применена

в опытном турбогенераторе мощностью 60 МВт, 3000 об./мин. типа ТЗВ-60-2 с полным водяным охлаждением, изготовленным заводом «Электросила».

Щетка с водяным охлаждением состоит из двух элементов — сменной щетки и арматуры с токоподводящими канатиками много­

кратного использования, имеющей непосредственное водяное

охлаждение и служащей одновременно охладителем щетки. Арма­ тура состоит из контактной пластины с припаянной к ней трубкой, согнутой в дугу. К концам трубки присоединяются гибкие токо­ подводящие канатики и трубки из мягкой и тонкой резины, в ко­

торых канатик размещается свободно. Вторые концы канатиков

и резиновых трубок присоединяются к трубкам, служащим для электрического соединения щетки с шиной траверсы и подводов охлаждающей воды.

Система питания щеток водой предусматривает получение

стабильного низкого давления воды, что необходимо для сохра­ нения гибкости токоподводов к щетке.

В описанной системе водой охлаждаются также шины тра­ версы и косвенно щеткодержатели, прикрепленные к шинам.

В опытном турбогенераторе при номинальном токе возбужде­ ния 1500 А на каждое контактное кольцо было установлено 10 ще­

ток сечением 30x30 мм вместо 40 щеток сечением 22x30 с воз­

душным охлаждением, устанавливаемых на серийных турбо­ генераторах ТВФ-60-2 при таком же токе возбуждения. Нагрев

воды и арматуры составил около 5° С, а контактных колец около 30o C по отношению к температуре воды, поступающей к щеткам.

Щеточный аппарат работает с минимальной вибрацией.

38-. ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Создание турбогенераторов большой мощности связано с необ­ ходимостью повышения токов возбуждения до 15 кА и более. Обес­ печение надежного контакта при таких токах наиболее просто

осуществить с помощью жидких металлов.

На рис. 8-5 показано жидкометаллическое контактное устрой­ ство, разработанное английской фирмой «Дженерал ,Электрик».

Вращающаяся часть контактного устройства имеет форму коль­ цевого канала, который под действием центробежных сил при

вращении ротора заполняется ртутью. Неподвижная часть кон­

такта состоит из диска, край которого погружается в ртуть.

Лабиринтные уплотнения между вращающимися и неподвижными

элементами могут быть изготовлены с большими допусками. Для

снятия потерь в контакте применяется водяное охлаждение. Над созданием жидкометаллического контакта в течение ряда

лет работает также фирма «Дженерал Электрик» (США). Был из­ готовлен и испытан ряд прототипов жидкометаллического кон­

такта с применением сплавов NaK, а также гелия. Однако при их

146


10*

ртуть, 2

Рис. 8-5. Жидкометаллический контакт фирмы «Дженерал Электрик» (Англия),

неподвижная часть контакта; 3 — вращающаяся часть контакта; 4—канал для водяного охлаждения;

5 — изоляция; 6 — токопровод; 7 — лабиринтное уплотнение.

использовании возникли трудности, связанные с антикоррозион­ ным покрытием элементов контакта, очисткой металла и обеспе­

чением надежной работы уплотнений. Поэтому фирма также пере­ шла на применение ртути в качестве контактирующей жидкости.

В СССР работы в области жидкометаллического контакта первоначально проводились для униполярных машин. Они за­ вершились созданием опытной машины с натриево-калиевым

жидкометаллическим контактом на ток 5000 А. В дальнейшем исследования применительно к униполярным машинам охватили

проблемы создания жидкометаллических контактов не только

на основе NaK, но и на основе галия. Значимость робот по созда­ нию жидкометаллического контакта возросла в связи с разработ­ кой униполярных машин со сверхпроводящей обмоткой возбуж­

дения, где необходим съем очень больших токов. Достижения в области создания жидкометаллического контакта на большие токи для униполярных машин, несомненно, помогут успешному

решению данной проблемы и для турбогенераторов.

В последние годы в СССР были начаты исследования жидко­ металлического контакта непосредственно для турбогенераторов. При этом приходится решать ряд специфических проблем, кото­ рые вызваны следующими причинами: 1) значительным осевым перемещением валопровода турбоагрегата в процессе его нагрева; 2) близким расположением контактов разной полярности с отно­ сительно большим рабочим напряжением на кольцах; 3) высокими окружными скоростями в зоне жидкометаллического контакта; 4) необходимостью высокой герметизации полости контактов.

Исследования включают изучение циркуляции жидкого ме­

талла в зоне контактов, влияние осевого течения на устойчивость жидкости и другое. Все указанные проблемы решаются главным образом на специальных модельных установках.

В заключение необходимо обратить внимание на то, что успеш­ ное внедрение жидкометаллического токосъема имеет большое значение не только для повышения надежности мощных турбо­ генераторов, но и для развития систем возбуждения со статичес­ кими тиристорными преобразователями. Такие - возбудительные системы имеют некоторые преимущества по сравнению C бесщеточ­ ными, а именно: 1) возможность большего внутреннего резерви­ рования возбудительной системы за счет отключения в случае

необходимости отдельных блоков преобразователя; 2) возможность

ремонта отдельных блоков преобразователей без остановки турбо­

агрегата; 3) меньшая сложность в разработке и создании возбуди­

теля переменного тока (ротор из цельной поковки вместо шихто­ ванного ротора); 4) нет необходимости и в решении сложных проблем бесконтактного измерения напряжения и тока возбужде­

ния турбогенератора, измерения сопротивления изоляции его обмотки ротора, а также бесконтактной передачи управляющих

напряжений во вращающемся тиристорном выпрямителе.


ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

МАСЛЯНЫЕ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА РОТОРА

19-. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МАСЛЯНЫХ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛА

В современных типах турбогенераторов оолыпой мощности используются масляные уплотнения вала ротора кольцевого

(радиального) типа.

Преимуществом масляных уплотнений вала кольцевого типа по сравнению с торцовыми является то обстоятельство, что уплот­

нения кольцевого типа, как пра­ вило, не повреждаются в режимах

полусухого трения при наруше­

ниях маслоснабжения. Так как удельное давление и площадь кон­ такта вала с вкладышем в уплот­

нениях кольцевого типа невелики,

то потери на трение оказываются значительно меньше аналогичных

потерь

в торцовых уплотнениях.

 

 

Вес вкладыша в уплотнениях коль­

 

 

цевого типа соизмерим с усилием

 

 

трения вкладыша о корпус, по­

 

 

этому оседание

вкладыша на вал

 

 

при нарушениях маслоснабжения

 

 

не происходит и восстановление

Рис. 9-1. Однопоточное уплотне­

маслоснабжения позволяет возоб­

ние кольцевого типа.

новить

нормальную работу уплот­

1 — вал

ротора; 2 — вкладыш уплот­

нения.

 

уплотнения коль­

 

3 маслоуловители.

Кроме того,

нения;

корпус уплотнения; 4 —

цевого

типа

нечувствительны к

 

 

аксиальным перемещениям вала

ротора.

Внашей стране некоторые турбогенераторы мощностью 100

и150 МВт, 3000 об./мин. эксплуатируются с однопоточными коль­ цевыми уплотнениями [44]. В уплотнениях этого типа «плаваю­ щий» вкладыш заключен в росточке корпуса (рис. 9-1). Масляная

149