Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цйпаі измеряется разность мощностей турбины и генератора. Для этой цели используется датчик давления пара в промперегревателѳ и датчик мощности генератора. На вход датчика мощности генера­ тора подается напряжение и ток от измерительных трансформато­

ров. Сравнение сигналов мощности и выявление разности осуще­ ствляется в усилителе, выходное напряжение которого воздей­ ствует на электромеханический преобразователь. Последний в свою очередь управляет гидроусилителями, сервомотором и ре­

гулирующими клапанами цилиндров высокого и среднего давле­ ний [19].

Впоследнее время был предложен способ автоматической раз­ грузки турбины за счет воздействия только на клапаны цилиндра среднего давления.

Взаключение следует отметить, что в настоящее время все

мощные турбины (200, 300, 500 и 800 МВт) производства ЛМЗ им. XXII съезда КПСС снабжаются электроприставками с устрой­ ствами аварийной разгрузки турбин. Испытание электроприста­ вок проводилось на турбогенераторе мощностью 300 МВт в реаль­ ных условиях работы агрегата в энергосистеме.

Существенные работы в области аварийного регулирования

паровых турбин как для станций на органическом топливе, так

идля атомных электростанций были проведены в США. Такое

регулирование рассматривается в США как развитие современных

электрогидравлических систем регулирования турбин. В совре­ менных электрогидравлических системах используются электри­

ческие устройства на интегральных элементах, а также гидравли­

ческие элементы с высокими давлениями. В качестве определяю­ щего показателя, как и в СССР, используется разность мощностей турбины и генератора. Мощность турбины измеряется датчиком давления в промперегревателѳ, а мощность генератора — датчи­ ком Холла. В системе аварийного регулирования используются клапаны среднего давления в паровых турбинах тепловых элек­ тростанций, поскольку эти клапаны контролируют приблизи­ тельно 70% мощности агрегата. На атомных электростанциях имеются цилиндры высокого и низкого давлений, причем пар из цилиндра высокого давления проходит через сепаратор и паро­

перегреватель, а также клапаны промежуточного давления и по­

падает в цилиндр низкого давления (турбина фирмы «Вестингауз»). В системе аварийного регулирования воздействие осуществляется через клапаны промежуточного давления. Время запаздывания начала движения клапанов по отношению к сигналу управления составляет около 0.1 сек., время полного закрытия 0.1—0.2 сек.

Приведенные значения относятся к турбинам тепловых электро­ станций на органическом топливе. Ожидается, что время ⅛ и T3 будет меньше для турбин атомных электростанций. Это объяс­ няется тем, что, во-первых, на атомных электростанциях приме­

няются вентили щелевого типа вместо конического типа и, во-

14* 211


вторых, вентили монтируются непосредственно у входа в часть турбины низкого давления, что уменьшает свободный объем

пара.

Внедрение аварийного регулирования мощности турбин на­

ходится еще в начальной стадии. В 1970—1971 гг. были успешно

испытаны два турбоагрегата одной тепловой электростанции на

органическом топливе.

Один агрегат имел

мощность

320 МВт,

а второй — 480 МВт.

 

 

В APB

134. - ДОБАВОЧНЫЕ

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ

СИГНАЛЫ

В СССР выполнены оригинальные работы в области APB

сильного действия с дополнительными сигналами для повышения устойчивости генераторов и наиболее интенсивного демпфиро­ вания их качаний. В 50-х годах вместо сигналов первой и второй производных угла электропередач, измерение которых представ­ ляет большие трудности, были предложены и реализованы на Волжской ГЭС им. В. И. Ленина сигналы первой и второй произ­

водной ток.а. Выявление таких сигналов требовало использования трансформаторов тока линий электропередач на высоком напря­ жении. Кроме того, при наличии нескольких линий, отходящих от электростанций, нужно было следить за током наиболее нагру­ женной линии, В связи с этим позднее были предложены и в даль­

нейшем широко внедрены APB сильного действия, реагиру­ ющие на отклонение частоты и ее первую производную. Такие регуляторы были рассмотрены выше. В данном случае выяв­ ление дополнительных сигналов производится наиболее про­ стым путем от трансформатора напряжения на выводах гене­

ратора.

Советский Союз продолжает занимать ведущее место в мире

вобласти разработок и изготовления APB. Тем не менее важно

познакомиться с положением, существующим в настоящее время

вдругих странах. В этом отношении представляет интерес работа проф. Войпио, опубликованная в журнале «Электра» международ­ ной организации СИГРЭ, в которой по странам приводятся све­ дения об использовании дополнительных сигналов в APB [133].

Австралия — в APB первых турбогенераторов мощностью 500 МВт с целью повышения устойчивости в режимах недовозбужде-

ния и демпфирования колебаний роторов используются сигналы: отклонения тока статора и производной внутреннего угла гене­

ратора.

Англия — проводится изучение APB с добавочными сигна­ лами от внутреннего угла генератора.

Дания — в качестве дополнительного сигнала учитывается отклонение мощности, измеряемое ваттметровым датчиком.

Италия — для демпфирования колебаний роторов вводится сигнал изменения тока возбуждения. Изучаются такие допол­

212


нительные сигналы, как мощность, активная составляющая тока статора, изменение скорости генератора.

Канада — для APB мощных гидрогенераторов применяется

сигнал, пропорциональный интегралу от скорости изменения мощности, измеряемый датчиком Холла.

Румыния — применяются дополнительные сигналы от вну­

треннего угла генератора и его производной.

США — вводятся сигналы, пропорциональные скорости и частоте машины, а также мощности. В качестве датчиков приме­

няются: тахометр, датчики Холла и частоты.

Финляндия — применяется дополнительный сигнал от трех­ фазных датчиков мощности Холла.

Франция — рассматривается применение сигнала, пропорцио­ нального активной мощности.

ФРГ — применяются дополнительные сигналы по мощности

(датчик Холла) и по внутреннему углу.

Швеция — для демпфирования колебаний ротора в отдельных случаях используется сигнал мощности генератора, измеряемой датчиком Холла.

135. - ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1. По своей структурной схеме и надежности работы автома­ тический регулятор типа АРВ-СД является наиболее совершен­

ным в мировой технике. Однако в нем применяются магнитные усилители, поэтому в отношении его исполнения регулятор может

быть усовершенствован за счет перехода на интегральные схемы.

2.Для характеристики статической устойчивости генераторов

срегуляторами сильного действия обычно используются области

устойчивости в координатах ʌ/ и Настройка системы регулиро­ вания должна быть такой, чтобы при различных режимах работы

генератор был устойчивым. Для этого необходимо, чтобы в каж­ дом из режимов область устойчивости была достаточно большой. При развитии и объединении энергосистем электростанции ока­ зываются связанными с другими станциями и потребителями энер­ гии все большим количеством связей. В этих условиях для обес­

печения статической устойчивости во всех возможных режи­ мах работы генераторов, электростанций и линий электропе­

редач потребуется расширение областей устойчивости для

отдельных режимов. Для этой цели должны быть проведены научно-исследовательские работы по выявлению дополнитель­ ных сигналов и наиболее простых способов их практической

реализации.

3. Во время аварий на линиях электропередач отдельные цепи двухцепных линий или отдельные одноцепные линии могут отклю­ чаться. В этих условиях уменьшается пропускная способность

213


электропередач, и турбогенераторы могут выпасть из синхронного

режима после аварии. Поэтому важно внедрить дополнительные

блоки-ограничители мощности в электроприставках к регулято­ рам скорости паровых турбин.

4.Все работы по аварийному регулированию мощности паро­ вых турбин ограничивались в СССР тепловыми электростанциями

на органическом топливе. Необходимо поэтому провести разра­ ботку блоков аварийного регулирования, ограничителей мощ­

ности и регуляторов мощности для турбин атомных электростан­

ций.

5.Поскольку эффективность аварийного регулирования мощ­ ности паровых турбин определяется прежде всего быстродействием клапанов турбин, то необходимо проведение работ по совершен­

ствованию их конструкции как для обычных тепловых электро­ станций, так и для атомных электростанций.

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

НОВЫЕ СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ЗАЩИТЫ

14. - СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Создание турбогенераторов все больших мощностей связано,

как это было показано выше, с существенным увеличением элек­

тромагнитных и механических нагрузок машин. Однако уровень надежности турбогенераторов не должен снижаться по мере уве­ личения их мощностей. В этих условиях особенно важное значе­ ние приобретает развитие методов контроля технологических процессов производства турбогенераторов, а также способов их контроля и защиты во время эксплуатации. В связи с большим количеством методов и способов контроля и защиты, применяе­ мых в производстве и на электростанциях, невозможно привести даже краткое их изложение. Поэтому ниже рассматриваются только новые способы контроля и защиты, которые были разра­ ботаны в самое последнее время в СССР и за рубежом и начинают

внедряться в промышленности и

электроэнергетике. При

этом

в основу изложения положены

работы, выполненные в

СССР

с участием ВНИИэлектромаш, а также работы ведущей зарубеж­ ной фирмы «Дженерал Электрик» (США).

142. - ТЕПЛОВИЗОР КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ СЕРДЕЧНИКОВ СТАТОРОВ

Нагрев сердечника статора генератора происходит в результате потерь энергии на гистерезис и вихревые токи и, кроме того, по­ терь энергии от токов, образующихся в листах стали при наличии

местных областей повышенной электропроводности. Такие об­

ласти могут возникнуть в связи с несовершенством изоляции ли­ стов, наличием заусенцев на краях листов, повреждением изоля­ ции листов стали при опрессовке сердечника, в результате зади­ ров стали при заклиновке обмотки и др. Поскольку наружная сторона спинки сердечника статора замкнута призмами, на кото­

рых собирается сердечник, то в зонах повышенной электропровод­

ности появляются добавочные токи и потери энергии в листах Стали. При этом в местах повреждения изоляции или замыкания

215