Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
13. - ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Энергетические системы Советского Союза обладают теми осо бенностями, что они содержат как короткие линии большой про пускной способности, так и дальние электропередачи с ограничен ной пропускной способностью, которые при определенных усло
виях должны работать в зоне искусственной устойчивости. В связи с этим и требования к регулированию возбуждения в указанных двух случаях должны быть различны. Однако практически в СССР
для регулирования возбуждения мощных турбогенераторов, гид
рогенераторов и синхронных компенсаторов с быстродействую щими системами возбуждения используется единый унифици
рованный регулятор АРВ-СД, удовлетворяющий обеим группам
требований. Это достигается соответствующим выбором настройки регулятора, в том числе использованием всех или части имею щихся параметров регулирования.
Вунифицированном регуляторе возбуждения в качестве ста билизирующих параметров, обеспечивающих устойчивость си стемы регулирования и повышение статической и динамической устойчивости электропередачи, используются: первая производ ная напряжения генератора U', первая производная тока ротора
/у, изменение частоты напряжения генератора Δ/, первая произ водная частоты
Врезультате исследований, выполненных на моделях, и эк
спериментов в энергосистемах в АРВ-СД предусмотрена возмож
ность изменения коэффициентов регулирования в следующих
пределах: Aδ,7-(15-25-50)+7% ед. возб./ед. напр.; K11, — от О
до (6.0—8,5) ед, |
возб./ед. |
напр./сек.; |
K1' |
— от 0 до (2.0—3.0) ед. |
||||||
возб. |
ед. тока рот./сек.; |
Av |
— |
от |
0 |
до |
(11.0—14.5) ед. возб./Гц; |
|||
К/, |
— от 0 до (4.0—5.5) |
ед. возб./Гц/сек. |
||||||||
В |
настоящее |
время |
в |
СССР |
предъявляются требования |
с учетом длительного опыта эксплуатации энергосистем. При ма
лых возмущениях они сводятся к следующему,
200
1.Система регулирования возбуждения должна обеспечивать статическую устойчивость генератора в случаях работы как на выделенный район, так и на приемную систему.
2.Должны быть обеспечены: устойчивость взаимного движе ния генераторов станции; устойчивость движения группы парал лельно включенных генераторов станции по отношению к нагрузке (к шинам приемной системы); устойчивость регулирования на
пряжения.
3. Напряжение на шинах станции должно поддерживаться
сточностью +1% от заданной статической характеристики.
4.При изменении нагрузки генератора от 0 до номинального значения регулятор должен обеспечивать устойчивую работу без изменения его настройки обслуживающим персоналом.
5.В случае работы генератора через дальнюю линию электро
передачи система регулирования возбуждения должна обеспечи вать устойчивость вплоть до достижения углом между векторами напряжений в начале и в конце линии электропередачи величины
θz≈90 эл. град. Физически это означает, что регулирование
возбуждения должно практически полностью компенсировать влияние реактивности генератора и трансформатора на предел
передаваемой мощности. Для достижения этого необходимо, чтобы регулирование возбуждения обеспечивало положительность коэффициентов синхронизирующего и демпфирующего моментов
при θz ≤ 90 эл. град.
. Условие положительности синхронизирующего момента мо жет быть выполнено при регулировании напряжения с большим коэффициентом усиления (например, A∆i∕=25, 50 и более), а усло вие положительности демпфирующего момента — использова
нием стабилизирующих сигналов (производных режимных па раметров).
6. Регулирование возбуждения должно обеспечивать устой чивость генераторов станции при их параллельной работе на
общие шины, от которых отходят линии электропередач в не скольких направлениях.
7.Регулятор должен иметь устройство токовой стабилизации,
следящее за величиной тока машины в силовом трансформаторе,
атакже устройство токовой стабилизации для обеспечения рав номерного деления реактивного тока между генераторами при
работе их на общие шины генераторного напряжения.
8.Регулятор должен обеспечивать возможность работы в си
стеме группового регулирования, обеспечивать ручную и автома тическую подстройку уставки напряжения синхронной машины
к напряжению сети при самосинхронизации и точной синхрони
зации |
с точностью не менее |
+0.5%. |
9. |
Система регулирования |
должна обеспечивать изменение |
напряжения до установившегося потолочного значения за время,
201
не превышающее 0.05 сек., при снижении напряжения генера тора на 5%.
10.Выходное напряжение регулятора должно быть рассчи
тано на работу как с двухгрупповой, так и одногрупповой схе мами возбуждения.
11.Регулятор должен нормально работать при следующих
отклонениях питающего напряжения: а) длительно — на +5%
и —10% по величине трехфазного напряжения и +2 и —3 Гц
по частоте и +10% и —20% по величине напряжения оператив ного тока; кратковременно — на +25% и —20% по величине трехфазного напряжения в течение 10 сек. (точность поддержания напряжения генератора ±5%) и по изменению частоты в преде лах от 40 до 80 Гц (точность поддержания напряжения генера
тора + 10%).
13. Регулятор должен обеспечивать следующие функции по защите генератора: в режиме потребления реактивной мощности ограничивать минимальную величину тока ротора, предотвращая выпадение генератора из синхронизма из-за развозбуждения; воздействуя на ток ротора, ограничивать потребляемую генерато ром реактивную мощность по условиям его нагрева с уставкой, зависящей от величины активной'мощности и уровня напряжения на шинах станции; в режимах форсирования возбуждения осу
ществлять ограничение тока ротора на уровне двукратной вели
чины по отношению к номинальной без выдержки времени; пред отвращать перегрузки генератора по токам ротора и статора сверх
допустимых значений, разгружая генератор по этим токам с вы держкой времени, зависящей от величины перегрузки; в режимах
«выбега» турбогенераторов атомных электростанций поддержи
вать ток ротора постоянным, равным току холостого хода.
13-2. АВТОМАТИЧЕСКИЙ регулятор возбуждения СИЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ арв-сд
Унифицированный регулятор типа АРВ-СД предназначен для турбогенераторов, гидрогенераторов и синхронных компенсаторов.
Он разработан ВЭИ им. В. И. Ленина, ВНИИэлектромашем,
Московским энергетическим институтом и другими организациями [16, 20] в соответствии с изложенными выше требованиями. Регу лятор предназначен для поддержания заданного уровня напря жения на шинах станции (подстанции), для демпфирования кача ний в послеаварийных режимах, для повышения статической и динамической устойчивости. Рассматриваемый регулятор по своим принципам и эффективности действия является наиболее совер шенным в мировой практике. Разработка и создание такого регу
лятора базировалось на многолетних исследовательских и кон
структорских работах, проводимых под руководством Г. Р. Гер-
ценберга, В. А. Веникова и В, Е, Каштеляна,
202
Структурная схема APB приведена нарис. 13-1. Для получения сигнала отклонения напряжения AtZ от трансформатора напря жения синхронной машины THCM через сопротивление блока
компаундирования по току БКТ напряжение подводится к блоку
БН. Блок БКТ совместно с промежуточными трансформаторами
тока компенсации ПТТк осуществляет компенсацию основной части (80—90%) индуктивного сопротивления повышающего
трансформатора. Падение напряжения в остающейся некомпен сированной части сопротивления достаточно для устойчивого распределения реактивных токов между генераторами, работаю
щими на общие шины высокого напряжения станции через свои
трансформаторы. Промежуточный трансформатор тока стабили зации ПТТст используется при наличии'на электростанции об щих шин генераторного напряжения.
В блоке напряжения БН осуществляется выпрямление и фильтрация входного напряжения, а также определение вели чины и знака отклонения напряжения AtZ генератора от уставки.
Выпрямленное и отфильтрованное напряжение генератора подается на пассивный дифференциатор Д (цепь C—R), где пре образуется в сигнал производной U', а затем вместе с сигналом
AtZ подается на суммирующий усилитель У1. Подаваемое в БН напряжение 110 В 450 Гц обеспечивает правильную работу блока
при близких коротких замыканиях.
Изменение уставки напряжения регулятора может осуще
ствляться с помощью потенциал-регулятора вручную и автома тически (воздействием на двигатели изменения уставки ДНУ1 и
ДНУ2). Через двигатель ДНУ1 осуществляется управление уставкой с центрального пульта управления ЦПУ, от устройства подготовки уставки при точной синхронизации ПУН, от устройства подгонки
уставки напряжения при самосинхронизации ПУС, от ограничи теля перегрузки ОП, а также от схемы уравнивания реактивной мощности системы группового регулирования возбуждения (ШУ,
ГР). Через сельсин ДНУ2 осуществляется воздействие от цен трального регулятора напряжения ЦРН системы группового регулирования возбуждения.
Релейное форсирование возбуждения РФ предназначено для компенсации сигнала на развозбуждение, поступающего по цепи производных напряжения U' и частоты f' в момент отключения короткого замыкания.
Для получения сигналов, пропорциональных отклонению А/
и производной частоты используется блок частоты и защиты
БЧЗ. Измерительный элемент блока представляет два резонанс ных контура, настроенных на резонанс при частотах 45 и 55 Гц. Выпрямленное и отфильтрованное напряжение резонансных кон туров подается на усилитель блока с противоположной поляр
ностью. В результате этого выходное напряжение усилителя из-
203
ЦПУ CC UPH
панель №8 |
*1 |
|
I |
|
і |
|
і |
|
I |
|
I |
|
I |
|
I |
Рис. 13-1. Блок-схема автоматического регулятора возбуждения типа АРВ-СД.
ЦПУ — центральный пульт управления; GC — реле самосинхронизации; ЦРН — центральный регулятор напряжения; THG — трансформатор напряжения сети; THGM — трансформатор на пряжения синхронной машины; ПУН — блок подгонки уставки напряжения при точной син-
|
|
хронизации; |
БН — блок |
напряжения; |
ПУС — устройство подгонки |
||
|
-⅛h і |
уставки напряжения при |
самосинхронизации; ДИУ1, |
ДИУ2— двига |
|||
|
тели изменения уставки; ПР — потенциал-регулятор; ШУ — шины урав |
||||||
|
|
нивания; ПТТг — промежуточный трансформатор тока системы группового |
|||||
|
|
уравнивания реактивных нагрузок; ПТТст — промежуточный трансфор |
|||||
|
|
матор тока стабилизации; |
ПТТк — промежуточный трансформатор тока |
||||
|
|
компенсации; БКТ — блок компаундирования по току; |
KH— канал на |
||||
|
|
пряжения; РФ — реле форсирования напряжения; ПВ — подпорный вы |
|||||
|
|
прямитель; |
В —■ выпрямитель; |
БЧЗ — блок частоты и защиты; ТПТ — |
|||
|
|
трансформатор постоянного тока; Ф — фильтр; СУФ — система упра |
|||||
|
|
вления форсировочной группой вентилей |
возбудителя; |
БОР-21 — блок |
|||
|
|
ограничения двукратного тока |
ротора; OMB — ограничитель минималь |
||||
ной связи |
ного возбуждения; OB — обмотка возбуждения; ДБОСІІВ — блок обрат |
||||||
и возбуждения; |
ПЧМ — преобразователь частоты магнитный; Д — пассив |
||||||
ный дифференциатор; КЧ — канал частоты; |
ЖОС — жесткая обратная связь; ГОС — |
||||||
гибкая |
обратная связь; У1 — первый каскад |
усилителя; У2-Р — второй каскад уси |
|||||
лителя, |
работающий на рабочую группу |
выпрямителей |
возбудителя; |
У2-Ф —■ второй |
каскад усилителя, работающий на форсировочную группу выпрямителей возбудителя;
фр, Фф — фильтры выходного напряжения усилителей У2-Р и У2-Ф; |
ОФ — узел |
||
ограничения форсирования; Boc — сопротивление в |
цепях обратных связей; КЦ — |
||
корректирующая цепь; |
СУР — система управления |
рабочей группой вентилей возбу |
|
дителя; СУФ — система |
управления форсировочной |
группой вентилей |
возбудителя; |
БТЛ — блок тока; ОП — ограничитель перегрузки; |
TTB — трансформатор перемен |
ного тока, измеряющий полный ток возбудителя; БВ — блок «выбега»; CH — собствен
ные нужды; TGHB — трансформатор собственных нужд.