Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
меняется прямо пропорционально частоте Д/, а при 50 Гц оно
равно нулю. Пассивный дифференциатор создает сигнал, пропор циональный В результате на вход суммирующего усилителя У1 поступают сигналы Δ/ и
Защитный элемент блока отключает каналы Д/ и /' при по вышении частоты напряжения генератора вследствие сброса на грузки, а также при отключении нагруженного генератора за
счет воздействия блок-контакта выключателя.
Для получения сигнала производной тока ротора I'f напря
жение трансформатора постоянного тока ТПТ, пропорциональное току ротора, фильтруется фильтром Ф и подается на пассивный дефференциатор, где преобразуется в сигнал Γj, и подается на вход
суммирующего усилителя У1. От того же трансформатора постоян ного тока ТПТ напряжение подается к блоку ограничения дву кратного тока ротора БОР-21. В данном случае используется нелинейный мост с использованием стабилитронов, на выходе которого появляется напряжение при токе (1.8—2.0) IfN. Это на пряжение подается на вход системы полупроводникового управ ления.
Следует заметить, что вместо трансформатора постоянного тока могут использоваться трансформаторы тока с выпрямителями на
вторичной стороне выпрямительного трансформатора.
При перегрузках по току ротора или статора, меньших дву кратной величины, регулятор производит уменьшение этих токов с выдержкой времени, зависящей от степени перегрузки. Ограни чение осуществляется с помощью блока ОП путем воздействия на
потенциал-регулятор ПР. Одновременно для ускорения процесса снижения тока ротора осуществляется уменьшение возбуждения по отклонению тока ʌʃʃ перегруженной обмотки путем воздей
ствия на усилитель У1. Блок ОП включает функциональный
преобразователь, интегрирующий усилитель и эталонный элемент.
Входное напряжение функционального преобразователя про
порционально току ротора или статора (на вход поступает боль
P—
ший ток), а его выходное напряжение пропорциональноt |
1, где |
||
|
dt, |
|
|
— ток в относительных единицах. Интегрирующий элемент |
|||
создает напряжение, пропорциональное оj *(7 —1) |
|
т. е. |
нагреву |
обмотки. Напряжение выхода эталонного элемента |
Usτ |
соответ |
ствует максимально допустимой температуре нагрева обмотки.
Поэтому блок ОП дает tсигнал на ограничение перегрузки при |
||
появлении напряжения,j |
равного |
3τ. |
|
(∕2-l)dZ-t7 |
|
о
206
Как видно из рис. 13-1, блок ограничения перегрузки ОН имеет на входе два тока: от трансформатора постоянного тока ТПТ, измеряющего ток ротора, и от трансформаторов тока син хронной машины TTCM через блок тока БТЛ-1 (промежуточный трансформатор и выпрямитель с нагрузочным сопротивлением).
Эти два входа подключаются параллельно через диоды. Поэтому
будет действовать вход той обмотки, которая имеет большую
перегрузку.
Блок ограничения минимального возбуждения OMB вступает в работу при определенном соотношении активной и реактивной
мощностей генератора и напряжения на его выводах. Настройка блока производится в соответствии с допустимым нагревом торцовых частей турбогенератора в режиме недовозбуждения. Если величина потребляемой реактивной мощности ограничи вается условиями статической устойчивости, то блок OMB
настраивается на определенную величину внутреннего угла генератора.
Блок «выбега» Б В представляет нелинейный мост на стабили
тронах. Напряжение входа моста подается от блока тока БТЛ-2,
подключенного к трансформаторам тока TTB на вторичной сто роне выпрямительного трансформатора тиристорного преобразо вателя или на выводах вспомогательного генератора. Блок тока
БТЛ-2, как и блок БТЛ-1, имеет промежуточный трансформатор тока и выпрямитель с нагрузочным сопротивлением. Поэтому напряжение на нагрузочном сопротивлении блока БТЛ-2 будет пропорционально току ротора главного генератора. Параметры стабилитронов моста блока «выбега» выбраны таким образом, чтобы
напряжение на выходеΔU |
моста равнялось нулю при токе ротора |
холостого хода. При |
срабатывании выключателя происходит |
отключение канала |
регулятора и включение канала отклоне |
ния тока ротора от значения тока холостого хода. Поскольку
канал отклонения тока ʌ/ʃ ротора действует на усилитель У1, то блок выбега, по существу, поддерживает ток ротора-, равный току холостого хода. В этом случае в процессе «выбега» турбо блока отношение напряжение турбогенератора к частоте будет оставаться постоянным, в результате чего обеспечивается нормаль ная работа асинхронных двигателей собственных нужд, полу чающих питание от выводов турбогенератора. Такой режим имеет важное значение для турбоблоков атомных электростанций при их вынужденных остановках, когда генератор после отключения
от сети останавливается и при этом требуется обеспечить питание двигателей собственных нужд блока.
Жесткая ЖОС и гибкая ГОС обратные связи, охватывающие регулятор и тиристорный преобразователь, обеспечиваются за счет блока обратной связи БОСИВ и делителя напряжения ДБОСИВ. Делитель напряжения включается на кольца ротора.
Особенностью блока обратной связи БОСИВ является то, что
207
он исключает электрическую связь между цепями обмотки ротора и регулятора. Это достигается преобразованием постоянного тока
впеременный, использованием трансформаторной связи и обрат ным преобразованием переменного тока в постоянный.^Жесткая
обратная связь ЖОС по напряжению возбудителя обеспечивает
линеаризацию характеристик регулятор—возбудитель (в преде лах ±5%) и уменьшает постоянные времени. Гибкая обратная
связь ГОС способствует устранению высокочастотных колебаний
вконтуре регулятор—возбудитель.
Квыходу суммирующего усилителя У1 подключаются усили
тели У2-Ф и У2-Р для управления форсировочной и рабочей группами вентилей (в двухгрупповой схеме). Между усилителями У2-Ф и У2-Р и системами управления рабочей и форсировочной
групп вентилей включаются фильтры Фр и Фф, снижающие уро
вень пульсаций на входе системы управления. Усилитель У1
имеет отрицательную обратную связь ОСУ1, улучшающую усло
вия устойчивой работы; У2-Р также имеет обратную связь. Кроме того, усилители У2-Ф и У2-Р охвачены обратной связью ОСУ2У1,
которая улучшает линейность характеристик, уменьшает «дрейф» и постоянную времени. Корректирующая цепь КЦ представ ляет гибкую обратную связь, расширяющую зону устойчивой
работы на холостом ходу синхронной машины при наличии
сигнала U'.
Регулятор с двумя выходами настраивается таким образом,
чтобы в нормальных режимах работала в основном рабочая группа вентилей, а группа форсирования использовалась лишь кратко временно, в режимах форсирования. При этом важно обеспечить
приблизительную линейность результирующей характеристики: напряжение на кольцах ротора в зависимости от входного сигнала на усилитель У1. Следует заметить, что при одногрупповой си стеме возбуждения управление тиристорным преобразователем производится от усилителя форсировочной группы.
На входе системы управления форсировочной группой венти лей СУФ имеется узел ограничения форсирования, в котором
используются стабилитроны для ограничения максимальной ве личины управляющего напряжения. Эти стабилитроны подклю чаются в случае срабатывания реле, действующего при токе
ротора около 1.8—2.0 номинального значения. Если несмотря на работу узла ограничения форсирования ток ротора продолжает увеличиваться, то вступает в работу рассмотренный выше блок
ограничения двукратного тока ротора БОР-21.
Питание усилителей и некоторых блоков регулятора произ водится двумя стабилизированными статическими преобразова
телями частоты ПЧМ1 и ПЧМ2, имеющими напряжение 110 В
и частоту 450 Гц.
АРВ-СД размещается в двух панелях-шкафах. На рис. 13-1
пунктиром обозначено оборудование, находящееся в каждой из
208
панелей-шкафов. Путем надлежащей настройки APB можно до
стигнуть прежде всего почти полной компенсации индуктивных
сопротивлений генератора и повышающего трансформатора в нор мальных режимах работы, т. е. превратить шины высокого на пряжения станции в шины неограниченной мощности и тем самым получить возможность передачи по линиям наибольшей мощности по условиям статической устойчивости. Кроме того, удается обеспе
чить наибольшее повышение динамической устойчивости в ава
рийных режимах и добиться интенсивного демпфирования колеба ний роторов генераторов в послеаварийных условиях.
13. - АВАРИЙНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЩНОСТИ
ПАРОВЫХ ТУРБИН
Во время коротких замыканий на линиях электропередач обычно происходит уменьшение нагрузки турбогенератора. По
этому под воздействием вращающего момента паровой турбины происходит ускорение агрегата, что может приводить к потере
устойчивости работы турбогенератора. В этих условиях важно как можно быстрее уменьшить вращающий момент турбины. Пер вые попытки осуществить аварийную разгрузку турбины за счет закрытия клапанов паропроводов делались еще в 30-х годах.
Однако практически такая аварийная разгрузка турбин начала находить практическое применение лишь в последнее десятилетие в связи с внедрением электрогидравлических регуляторов ско рости.
Эффективность аварийной разгрузки на устойчивость зависит:
от времени запаздывания t3 изменения момента турбины по отношению к сигналу на закрытие клапанов турбины, от времени
закрытия T3 и открытия Ta клапанов, от длительности разгрузки ti и от величины уменьшения момента (рис. 13-2).
Современные мощные турбогенераторы имеют малую инерцион ную постоянную. Поэтому ротор в аварийных режимах движется с большой относительной скоростью и при устойчивом переходном процессе достигает максимального угла вылета приблизительно за 0.5 сек. после возникновения аварийного режима. Если время запаздывания t3 будет значительным (0.3—0.4 сек.), то автомати
ческая разгрузка турбины окажется неэффективной.
Современные мощные турбины с промежуточным перегревом пара начинают уменьшать их вращающий момент приблизительно через 0.2 сек. после подачи управляющего сигнала. Время закры тия T3 регулирующих клапанов составляет около 0.15 сек. При этом динамическая устойчивость увеличивается на 10—15%.
Такой же результат получается при форсировании возбуждения
турбогенераторов от тиристорной возбудительной системы с крат- -ностью форсирования, равной двум. Если время запаздывания I3
14 И. А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
209 |
будет уменьшено до 0.1 сек., то динамическая устойчивость может
быть повышена на 25—30% [35],
Необходимо обратить внимание на то существенное обстоятель ство, что глубокая разгрузка турбины может создать трудности
спитанием местной нагрузки, подключенной к шинам станции [16 ].
Вэтом случае при втором (отрицательном) отклонении угла создается большой дефицит мощности, может нарушаться син хронизм и машина может перейти в двигательный режим. Такой неблагоприятный режим усугубляется форсированием возбужде ния, поскольку при работе с местной нагрузкой напряжение на
Рис. 13-2. Типичный переходный процесс при аварийном регулировании
мощности паровой турбины.
Λfτ — вращающий момент турбины; ξ — относительный ход регулирующего клапана; t3 — запаздывание начала изменения момента турбины; T3 — время закрытия регулирую щего клапана; T0 — время открытия регулирующего клапана; ⅛ — длительность раз грузки турбины.
выводах генератора и на шинах станции в послеаварийном ре
жиме восстанавливается медленно.
Для создания более благоприятных условий использования
аварийной разгрузки турбин при значительной местной нагрузке
на шинах станции необходимо: снизить вращающий момент только на 0.4—0.6 номинальной величины (практически этого достаточно для обеспечения устойчивости); уменьшить время запаздывания
при открытии регулирующих клапанов после |
подачи |
сигнала |
с 0.5—0.6 до 0.25—0.3 сек., при этом время |
открытия |
клапа |
нов (около 1.5 сек.) может быть оставлено без изменения; при вести согласование работы устройств аварийной разгрузки
и APB.
Следует отметить, что быстрейшее выполнение ускорения агре
гата и высокая скорость в действии клапанов турбины и устройств управления необходимы не только для регулирования мощности
турбины, но и прежде всего для ограничения превышений скорости агрегата при аварийных сбросах нагрузки. Поэтому устройства для регулирования мощности турбины, по существу, являются лишь дополнением к системе регулирования скорости турбины. Выявле ние ускорения производится на основе дифференциального прин-
210