Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

условий работы, соответствующих III уровню. Для этой цели была выбрана электростанция с наименьшим временем отключения короткого замыкания. Динамическая устойчивость станции про­ верялась при нормативных условиях—двухфазное короткое замы­ кание длительностью 0.12 сек. Расчеты проводились для электро­ машинной системы возбуждения с кратностью форсирования 2, постоянной времени возбудителя 0.3 сек. и соблюдения на осталь­ ных электростанциях энергосистемы постоянства эдс за x'd

(табл. 1-2).

Таблица 1-2

Предельные сочетания параметров турбогенераторов

Инерционная постоянная Tj, сек.

Xd,

3.5

4.0

4.5

5.0

5.5

6.0

отн. ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x¿¡, отн. ед.

 

 

4.5

0.34

0.47

0.58

0.69

0.81

0.90

3.5

0.45

0.57

0.67

0.78

0.88

0.99

2.5

0.56

0.67

0.77

0.87

0.97

1.06

Увеличение допустимых значений электромагнитных парамет­ ров может дать существенную экономию в народном хозяйстве за счет снижения дополнительных затрат. Снижение электромаг­ нитных параметров в пределах заданного числа пазов генератора приводит к увеличению потерь и, следовательно, к возрастанию дополнительных затрат в энергосистеме. Снижение параметров путем перехода на меньшее число пазов приводит к повышению объема тока в пазу и снижению надежности генератора.

Как показали расчеты, проведенные во ВНИИэлектромаше [13,

141, дополнительные затраты, связанные с уменьшением синхрон­ ной и переходной реактивностей, тем больше, чем меньших зна­ чений параметров требуется добиться конструктору. Пользуясь полученными во ВНИИэлектромаше удельными значениями до­ полнительных затрат, можно ориентировочно оценить тот ущерб, который будет нанесен народному хозяйству при выпуске турбо­ генераторов с электромагнитными параметрами в соответствии с проектом: ¾=2.4 отн. ед.; ⅛=0.37 отн. ед. При инерционной постоянной турбогенератора 1200 МВт 7 =5.0 сек. и условно

принятом значенииxd

синхронной

реактивности

¾=3.5 отнx'.d

ед.

синхронная переходная

реактивность

a^=0.77

отн. ед.,

т.

е.

при уменьшении

на

1.1 отн.

ед.

можно

увеличить

 

на

0.4 отн. ед. При этом варианте сочетания параметров можно сни­

зить приведенные затраты на одну машину по сравнению с проек­

том на 186 тыс. руб. в год.

28


Этот пример показывает то большое экономическое значение,

которое имеет обоснованный выбор электромагнитных параметров вновь разрабатываемых конструкций мощных турбогенераторов. Очевидно, что поднятый здесь вопрос не может быть решен только на основании исследований условий работы турбогенераторов по динамической устойчивости и должен быть рассмотрен также

по условиям статической устойчивости. Однако исследования влияния электромагнитных параметров на статическую устойчи­ вость [23, 38] показали, что применение быстродействующих

систем возбуждения с регуляторами сильного действия полностью снимает необходимость рассмотрения задачи в этом аспекте.


ГЛАВА ВТОРАЯ

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ

12.- СХЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ

В современных турбогенераторах мощностью порядка 600— 815 МВт наибольшее распространение получили комбинирован­ ные системы охлаждения: непосредственное водородное охлажде­ ние обмотки ротора и внутреннее водяное охлаждение стержней обмотки статора. Охлаждение сердечника статора и поверхности ротора осуществляется традиционной системой водородного охла­

ждения с радиальной или аксиальной схемой циркуляции газа.

Некоторые фирмы, например «Вестингауз» и связанные с ней

фирмы «Мицубиси», «Жемон» и др., до настоящего времени ис­ пользуют систему непосредственного водородного охлаждения как для обмотки ротора, так и для обмотки статора. Фирма «Крафтверкунион» для мощных турбогенераторов применяет непосред­ ственное водяное охлаждение обмотки ротора, а фирма «Броун Бовери» — систему полного водяного охлаждения, включающую также и водяное охлаждение сердечника статора.

На рис. 2-1, а показана схема газового охлаждения фирмы

«Вестингауз». Охлаждающий газ циркулирует под воздействием высоконапорного многоступенчатого аксиального компрессора, установленного на валу ротора со стороны турбины. В сердечнике

статора охлаждающий газ проходит по радиальным каналам ши­ риной 2—3.5 мм между пакетами стали. В обмотке статора газ прогоняется через вентиляционные трубки в середине стержней между рядами элементарных проводников. В проводниках обмотки

ротора газ проходит двумя потоками от торцов бочки к середине ротора.

Напор и расход газа по внутренним каналам выбираются та­ кими, чтобы перегрев обмоток статора и ротора относительно

охлаждающей воды в газоохладителях, которая принимается рав­ ной 35°, не превышал 65°.

Для турбогенераторов большой мощности фирма «Вестингауз» применила усовершенствованную зонную систему охлаждения генераторов с поперечными, кольцевыми по всей окружности

перегородками в зазоре. Турбогенератор по длине разделен на ряд

холодных и горячих отсеков (рис. 2-1, б), причем каждый из холод-

30

них отсеков с помощью газопроводов в корпусе статора соеди­ няется с камерой высокого давления на выходе из высоконапор­ ных вентиляторов, установленных на валу ротора. Охлаждаю­

щий газ через радиальные каналы в сердечнике статора нагне­ тается в кольцевые отсеки зазора машины и через радиальные

отверстия — в аксиальные каналы в проводниках обмотки ро­ тора. По аксиальным каналам газ проходит определенный участок

по длине ротора и через радиальные отверстия выходит в горячий кольцевой отсек воздушного зазора, откуда через радиальные

а

 

б

Рис. 2-1. Схема охлаждения

турбогенератора фирмы «Вестингауз».

а — без кольцевых перегородок

в зазоре; б — с кольцевыми перегородками.

каналы сердечника статора и газопроводы в корпусе статора направляется в камеру низкого давления перед входом в вентиля­ тор. C увеличением количества холодных и горячих отсеков по длине генератора повышается общий объем газа, проходящего через каналы обмотки ротора, и соответственно снижается перегрев

меди проводников, поскольку последний определяется скоростью

движения газа и длиной отдельного охлаждающего канала в об­ мотке. При такой системе эффективность охлаждения ротора

повысилась по сравнению с первоначальной в 1.7 раза.

Циркуляция газа в турбогенераторах фирмы «Дженерал Электрик» (рис. 2-2) осуществляется под воздействием аксиаль­

ных вентиляторов, установленных с двух сторон на валу ротора. По длине ротора имеется ряд входных участков, через которые газ поступает во внутренние каналы, и ряд выходных участков, чередующихся с входными, через которые охлаждающий газ выбрасывается в зазор.

31


Обмотка статора, как уже указывалось выше, имеет водяное охлаждение стержней.

Сердечник статора охлаждается газом, протекающим через радиальные вентиляционные каналы. Чтобы исключить перемеши­ вание нагретого газа, поступающего из напорного отсека статора

взазор машины на вход внутренних каналов обмотки на входном отсеке ротора, и тем самым существенно повысить эффективность

охлаждения обмотки ротора, фирма «Дженерал Электрик» (США) также переходит к использованию системы охлаждения с попереч­

ными перегородками в зазоре машины. Поперечные перегородки

взазоре между входными и выходными отсеками ротора могут

быть осуществлены путем установки на стыках отсеков ротора

Рис. 2-2. Схема циркуляции газа в турбогенераторах фирмы «Дженерал Электрик» (США).

колец из немагнитной стали, а также путем установки на поверх­ ности расточки статора элементов кольцевых перегородок, обра­

зующих кольцевые перегородки на местах стыка отсеков ротора. Поскольку при наличии кольцевых перегородок в расточке ста­ тора затрудняется монтаж турбогенератора, так как заводка ро­

тора в расточку статора должна быть навесной, фирма «Дженерал Электрик» в нижней части расточки статора на длине 1∕6 окруж­ ности не устанавливает элементов кольцевых перегородок (рис. 2-3).

Элементы кольцевой перегородки выполняются из маслостойкой и короноустойчивой синтетической резины и крепятся к пазовым клиньям статора. При такой реконструкции прежней системы охлаждения средний перегрев обмотки ротора снижается на 15% , что соответствует снижению перегрева охлаждающего газа на входном отсеке приблизительно на IO0 С. Установка разделитель­ ных колец только на статоре также позволяет обеспечить повыше­ ние эффективности охлаждения обмотки ротора.

Совершенствование газовых систем охлаждения обмотки ро­ тора позволяет повысить их эффективность и при этом в целом обеспечивается возможность увеличения единичной мощности турбогенераторов или снижение их габаритов.

Однако для таких фирм, как, например,* «Броун Бовери», «Крафтверкунион», газовые системы охлаждения роторов которых

32

менее эффективны по сравнению с газовыми системами американ­

ских фирм, более предпочтительно создание и внедрение систем

водяного охлаждения, способных решать проблему охлаждения ротора для перспективных машин. В настоящее время изготовлены опытные роторы с водяной системой охлаждения для турбо­

генераторов 590 MBA («Дженерал Электрик»,

Англия),

300 и

400 MBA («Броун Бовери», Швейцария), 80,

100 и 400

MBA

(«Крафтверкунион», ФРГ) и др., в ФРГ находятся в производстве

Рис. 2-3. Кольцевые перегородки в зазоре, установленные в расточке статора турбогенераторов фирмы «Дженерал

Электрик» (США).

четырехполюсные турбогенераторы мощностью 1060 и 1500 MBA с водяной системой охлаждения обмоток роторов.

Фирма «Крафтверкунион» для турбогенератора АЭС «Библис» использует водяное охлаждение обмоток статора и ротора, а также

всех других токоведущих частей: токоподводов обмотки ротора, соединительных шин обмотки статора, вводов. Другие элементы генератора — сердечник статора, поверхность бочки ротора, кор­ пус и конструктивные элементы торцовой зоны генератора — охлаждаются водородом при давлении 4 ата. Система водород­ ного охлаждения симметрична относительно центра генератора. Холодный газ из газоохладителей, расположенных в концевых частях генератора, через отверстия в корпусе, радиальные ка­ налы сердечника статора и зазор поступает к вентиляторам и оттуда в охладители. Выбор системы охлаждения произведен

3 И. А. Глебов, Я. Б. Данилевич

33


сучетом наиболее интенсивного выделения потерь в отдельных частях генератора (рис. 2-4). Удельные потери имеют наибольшую величину в двух обмотках, имеющих водяное охлаждение. Удель­ ные потери в других элементах невелики и выделяются главным образом на поверхности, поэтому водородное охлаждение этих элементов является вполне достаточным. При давлении водорода 4 ата и скорости 10—15 м/сек. температура элементов не превы­ шает 20°. Потери на поверхности бочки ротора относительно

высоки, однако превышение температуры будет небольшим из-за высоких окружных скоростей ротора и хорошей теплопередачи

споверхности ротора. Кроме того, часть потерь будет отводиться

Рис. 2-4. Удельные потери (Вт/дм2) в различных частях турбогенератора для АЭС «Библис» (фирма «Крафтверкуниоп», ФРГ).

к обмотке возбуждения. Удельные потери в торцовых частях генератора имеют такую же величину, как и потери в обмотке, и поэтому необходимо такое же интенсивное охлаждение их.

Однако если применить экранирование массивных частей, выпол­ нить их из немагнитной стали, а также обеспечить достаточную поверхность охлаждения, водород обеспечит удовлетворительное охлаждение и этих частей генератора.

Дальнейшим развитием систем водяного охлаждения турбо­ генераторов является внедрение водяного охлаждения сердечника статора и отказ от заполнения корпуса статора водородом. Фирма

«Броун Бовери» изготовила турбогенератор мощностью 300 MBA

с такой системой охлаждения (рис. 2-5).

Охлаждение сердечника статора осуществляется с помощью

установленных в нем аксиальных охлаждающих изолированных труб. Часть потерь в сердечнике отводится также через обмотку

статора, поскольку температура обмотки ниже температуры сер­ дечника. Водой охлаждаются также нажимные плиты сердечника,

щиты статора и другие элементы конструкции торцовой зоны. Результаты калориметрических испытаний, проведенные на

турбогенераторе 300 MBA фирмы «Броун Бовери», выявили сле-

34

Рис. 2-5. Турбогенератор мощностью 300 MBA с полным водяным охлаждением (фирма «Броун Бовери»).