Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
газа в каналах проводника. Применение такой радиально-аксиаль ной системы вентиляции обеспечивает почти равномерное рас пределение температуры по длине обмотки ротора.
На рис. 2-11 показано распределение превышений температур по длине ротора. Наиболее нагретая точка обмотки ротора нахо
дится в зоне лобовых частей обмотки.
Как уже указывалось выше, в турбо генераторах мощностью более 500 МВт
паз выполняется трапецеидальным, что по вышает сечение меди в пазу примерно на 20%. Соответственно уменьшаются по тери в обмотке и облегчается решение проблемы ее охлаждения.
Высота проводников в трапецеидальном пазу подбирается таким образом, чтобы сечение проводников оставалось пример
но неизменным. Так как из-за условий
механической прочности высота верхних проводников не может быть снижена, то
меняется форма каналов в этих провод
никах.
Отношение поверхности канала к его
сечению в проводниках трапецеидального
паза меньше соответствующего отношения в проводниках прямоугольных пазов, и по этому возникает необходимость в увели
чении скорости водорода в каналах. По следнее достигается путем увеличения шага
радиальных каналов. Течение газа в ка
налах становится турбулентным, что объ ясняет факт повышения эффективности
Рис. 2-10. Сечение паза ротора турбогенератора
фирмы «Дженерал Элек трик» (Англия).
охлаждения при увеличении давления во дорода. Хотя шаг радиальных каналов в турбогенераторах мощностью 660 МВт увеличен, разность между максимальной и минимальной температурами оказыва ется небольшой. Когда сечение подпазо вого канала не меняется по всей ,длине
ротора, то происходит повышение стати
ческого давления в канале, что приводит к большему расходу газа через радиальные каналы, располо-
женные ближе к центру ротора. В результате распределение превышений температур по длине ротора оказывается почти
равномѳрным.
По данным испытаний турбогенератора мощностью 660 МВт,
средний перегрев обмотки ротора при номинальном токе составил порядка 40° С, при максимальном перегреве 60°. Разработанную
42
систему охлаждения фирма «Дженерал Электрик» (Англия) пред полагает применять для турбогенераторов вплоть до мощностей 1500 МВт, 3000 об./мин.
В турбогенераторе мощностью 600 МВт, 3000 об./мин. фирмы
«Альстом» также используется усовершенствованная система охла
ждения обмотки ротора с использованием подпазового вентиля ционного канала. В этой системе водород поступает под бандаж
ное кольцо и затем делится на два потока: один проходит через
аксиальные каналы в лобо вых частях обмотки и далее
через радиальные каналы око ло торца бочки ротора; вто
рой |
поток |
проходит |
через |
|
|
||
подпазовые |
каналы и затем |
|
|
||||
через |
радиальные. |
|
600 |
|
|
||
В |
турбогенераторе |
|
|
||||
МВт применены чередующие |
|
|
|||||
ся двойные и одиночные ра |
|
|
|||||
диальные каналы в пазу, |
что |
|
|
||||
приводит к увеличению по |
|
|
|||||
верхности охлаждения и луч |
|
|
|||||
шему |
перемешиванию |
охла |
|
|
|||
ждающего газа; хотя такие |
|
|
|||||
каналы и оказывают большее |
|
|
|||||
сопротивление |
газовому |
по |
Рис. 2-11. Распределение температуры |
||||
току, |
они |
снижают |
расход |
по длине обмотки ротора турбогенера |
|||
газа лишь на 5—6%. Это |
тора фирмы |
«Дженерал Электрик» |
|||||
объясняется тем, что |
основ |
1 — лобовые |
(Англия). |
||||
ное падение |
напора |
имеет |
части; 2 — бочка ротора. |
||||
место в осевых каналах и на |
|
|
|||||
их входе. |
Так, из полного |
|
в подпазовых каналах |
||||
напора 378 мм вод. |
ст. |
потери напора |
|||||
составляют 197 мм, а |
на их входе 131 мм. |
Систему охлаждения с подпазовым каналом и радиальными
вентиляционными каналами широко использует фирма «Дженерал Электрик» (США) для четырехполюсных турбогенераторов мощ ностью до 840 MBA. В этой системе водород из торцов поступает в подпазовые каналы и далее через радиальные каналы, образо ванные отверстиями в проводниках и клиньях, выбрасывается в зазор (рис. 2-12). В связи с меньшей мощностью возбуждения четырехполюсной машины по сравнению с двухполюсной при той же мощности турбогенератора и одновременно большим диа метром ротора наличие подпазовых каналов не создает трудностей
при разработке четырехполюсных турбогенераторов.
C целью более равномерного распределения температур вдоль
ротора |
интенсивность охлаждения к |
ѳго центру увеличивают |
за счет |
повышения расхода газа через |
радиальные каналы. |
На рис. 2-13 приведено распределение температур в роторе четырехполюсного турбогенератора во время его стендовых испы
|
таний. В данном случае |
подпазовый канал |
|||||
|
имеет одну ступень. Катушка получается |
||||||
|
наиболее |
холодной на дне паза; наиболее |
|||||
|
высокая температура наблюдается приблизи |
||||||
|
тельно на 2∕3 |
высоты |
катушки от дна паза. |
||||
|
Рассматриваемая |
система |
охлаждения |
||||
|
имеет перспективы развития за счет увеличе |
||||||
|
ния теплоотдачи в радиальных каналах. Это |
||||||
|
может быть достигнуто, в частности, за счет |
||||||
|
ступенчатой формы радиальных каналов. |
||||||
|
Диагональная система охла |
||||||
|
ждения |
ротора |
с |
заборни |
|||
|
ками. |
Такой способ охлаждения исполь |
|||||
|
зуется |
ЛЭО «Электросила» и |
фирмой «Дже- |
||||
|
нерал Электрик» (США). |
На рис. 2-14 при |
|||||
|
ведено поперечное сечение паза ротора с диа |
||||||
|
гональной |
системой |
охлаждения. Прорези |
||||
|
в каждом проводнике смещаются таким обра |
||||||
за ротора с радиаль |
зом, что |
образуются |
диагональные каналы |
||||
ной системой венти |
внутри меди обмотки. |
Из входного отверстия |
|||||
ляции с подпазовыми |
заборника водород попадает в два диагональ |
||||||
каналами для четы |
ных канала, |
идущих в разных направлениях |
|||||
рехполюсного ротора. |
по отношению к оси машины. У дна каж |
||||||
|
дого канала происходит соединение их с ка |
||||||
|
налами (рис. 2-15), по которым водород попа |
||||||
|
дает в выходные отверстия. Такое соедине |
||||||
ние достигается короткими поперечными каналами. |
В результате |
вдоль ротора образуются зоны входа и выхода газа. В диагональ
Рис. 2-13. Распределение температур в роторе
срадиальным газовым охлаждением.
а— по длине ротора; б — по высоте катушки.
ной системе охлаждения происходит интенсивный теплообмен вследствие пересечения каждым диагональным каналом значи тельного числа других каналов с различной температурой газа
44
¾
в месте пересечения. На рис. 2-16 приведены теоретические кри вые распределения температур на расстоянии двух зон (входа и выхода газа) по высоте паза. Построим сначала приближенную картину распределения температур. Для этого предположим, что
Рис. 2-14. Сечение паза ротора с диагональной си стемой охлаждения с заборниками (фирма «Дженерал Электрик», США).
медь охлаждается только проходящим газом, а теплопередача по меди отсутствует; при этом коэффициент теплопередачи от газа на протяжении всего пути газа в прямом и обратном каналах со храняется неизменным. В этом упрощенном случае температура будет распределяться линейно и идентично для всех каналов вход ной и выходной зон. Поэтому температура меди на входе газа будет повыіпаться до температуры на дне паза (линия Л С). В зоне выхода
45
газа температура меди на дне паза (уровень СЕ) будет повышаться
до температуры меди на выходе газа из паза (рис. 2-16, а).
Рассмотрим менее приближенную картину распределения тем ператур, допустив наличие высокой теплопроводности поперек паза в местах пересечения каналов. Здесь, исходя из полученных
данных при отсутствии такой теплопроводности, температура меди будет средней. В этом случае пространственная картина распре
деления температур будет образована не двумя наклонными
прямоугольными поверхностями, а четырьмя наклонными тре-
Рис. 2-15. Схема вентиляции диагональной системы с заборниками,
о— центральная часть обмотки ротора; б—промежуточная зона и лобовая часть об мотки; 1 — вход; 2 — выход; X —место перекрытия вентиляционного канала.
угольными поверхностями. В действительности теплопередача имеет место не только поперек меди в пазу, но также в аксиальном и радиальном направлениях, хотя в последнем случае тепло передача оказывает меньшее влияние по сравнению с тепло передачей в поперечном направлении. Если учесть теплопередачу во всех трех направлениях, то распределение температур будет
образовано профилями, ограниченными кривыми линиями
(рис. 2-16). Измерение распределения температур в реальных роторах с помощью термодатчиков полностью подтвердило ожидае
мую картину. В частности, превышения температур меди на дне паза получились почти равномерными вдоль оси ротора, а превы шения температур меди в верхней части паза имели волнообраз ный характер распределения. Следует заметить, что большая часть меди в пазу имела температуру, близкую к средней. Однако име
лось и некоторое различие между теоретическими и опытными кривыми распределения температур. Отклонение температуры в сторону понижения от средней температуры в центре зоны входа газа для верхнего витка получилось больше, чем отклоне ние температуры в сторону повышения в центре зоны выхода газа (точка 1). Это объясняется различием профилей канала на входе и в остальной его части.
46
Разработка диагональной системы охлаждения проводилась на основе экспериментов на статических и вращающихся лаборатор ных моделях, а также на основе измерений местных превышений
температур на турбогенераторах при номинальной скорости вра щения.
По мере увеличения мощностей турбогенераторов росла длина
их роторов и возрастало число зон диагональной системы охла
ждения. При этом фирмой «Джене-
рал Электрик» была обнаружена тенденция повышения температур
в центральных зонах ротора. Это нежелательное явление продемон стрировано рис. 2-17, на котором приведены результаты измерений
превышений температур: газа в за зоре машины, верхнего витка и
витка, близкого ко дну паза. Сле дует заметить, что в связи с ис пользованием в. экспериментах раз
личных газоразделительных пере городок на торцах сердечника
получился несколько больший приток газа со стороны турбины. В связи с этим кривая температур
сместилась |
в |
сторону контактных |
ной системе охлаждения. |
|
||||
Из рис. |
2-17 следует, что пре |
Рис. 2-16. Теоретическое |
распре- |
|||||
деление температур в диагональ |
||||||||
няя температура меди; 2 — температура |
||||||||
колец. |
|
|
измеренные |
а — диаграмма превышений |
темпера |
|||
вышения температур, |
верхнего витка в зоне выхода |
газа; |
||||||
с помощью термопар, для верхне |
тур; б — схема вентиляции; |
1 — |
сред |
|||||
5 — выход; |
6 — верх |
паза; |
7 — дно |
|||||
го витка |
имеют волнообразную |
3 — то же, |
паза. |
газа; |
4 — вход; |
|||
кривую; для |
витка |
вблизи дна |
в зоне входа |
|||||
|
|
|
|
|
паза температура средняя, что
соответствует рис. 2-16. При этом наиболее высокие температуры получились в центральной части ротора. Это связано с тем, что нагретый в роторе газ, выходящий из зоны выхода, попадает частично снова в ротор через зону входа. Для исключения этого явления один из роторов фирмой «Дженерал Электрик» был вы
полнен с кольцами из немагнитной стали, которые разделяли зоны входа и выхода газа. Эти кольца были надеты на ротор с натягом. Их диаметр был выбран таким образом, чтобы радиальное рас
стояние между кольцами и внутренней расточкой статора состав
ляло 25.4 мм. В этом случае перекрывалось около 70% зазора ма шины, но не создалось трудностей при сборке турбогенератора
(ротор вводился в статор обычным путем). Испытания на заводе проводились с газоразделительными кольцами и без них; одновре менно подбирались газоразделительные перегородки по концам сердечника.
47