Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
дующее распределение добавочных потерь в режиме короткого
замыкания: |
концевые выводы и соединения |
17.5 |
|
|
% |
|
нажимная плита |
35.5 |
|
нажимная гребенка |
30.4 |
|
щиты |
14.5 |
|
доска зажимов |
2.1 |
Для уменьшения потерь на трение ротор от статора отделен с помощью цилиндра из стеклопластика, на внутренней поверх ности которого расположены
охлаждающие трубы из не магнитной стали для отвода потерь на трение в зазоре. Давление воздуха в зазоре
0.5 ата. По данным измере
ний, использование стекло пластикового цилиндра при нормальном давлении возду
ха в зазоре уменьшает поте
ри на трение на 25—30%. При несколько пониженном давлении потери на трение уменьшаются в еще большей степени.
Охлаждающие трубы на
Рис. 2-6. Распределение температуры по поверхности ротора турбогенератора 300 MBA с полным водяным охлаж дением (фирмы «Броун Бовери»).
цилиндре находятся в основ
ном магнитном поле машины. Для снижения потерь от вих ревых токов они выполнены таким образом, что на полной длине результирующая эдс, наведенная в трубах, равна нулю. По данным измерений,
суммарные потери в трубах из-за их конечной толщины
составляют 28 кВт.
При отсутствии циркуляции воздуха в зазоре ротор должен быть выполнен таким образом, чтобы водяное охлаждение обмотки возбуждения и демпферной обмотки обеспечивало снятие потерь
в самих обмотках, в зубцах и клиньях ротора от высших гармони ческих поля в зазоре и обратного поля в несимметричных режимах, а также частично снятие потерь на трение. Для обеспечения теплоотдачи от зубцов ротора к демпферной обмотке предусмотрен улучшенный контакт демпферной обмотки с ротором. На рис. 2-6 показано температурное поле ротора, полученное в предположе нии, что все потери выделяются на внешней поверхности ротора.
36
Заводом «Сибэлектротяжмаш» освоєно серийное производство турбогенераторов типа ТВМ-300 мощностью 300 МВт, 3000 об. /мин.
с водомасляным охлаждением, которые являются дальнейшим
развитием турбогенераторов с полным водяным охлаждением [27].
Встальной разъемный корпус статора набираются сегменты активной стали в виде целого пакета, имеющего аксиальные штампованные каналы для охлаждения.
Врасточку статора вставляется цилиндр из изоляционного материала, концы которого закрепляются в торцовых щитах,
имеющих уплотнения по наружному и внутреннему диаметру. Поскольку вся обмотка статора оказалась погруженной в масло,
оно является одновременно и изоляционной, и охлаждающей сре
дой. При этом охлаждение меди обеспечивается маслом, протекаю щим по каналам и охлаждающим также все конструктивные эле
менты торцовой зоны статора.
Обмотка и контактные кольца ротора имеют непосредственное
водяное охлаждение.
2-. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ОБМОТКИ СТАТОРА
При создании турбогенераторов мощностью 200—500 МВт
повышение эффективности охлаждения обмотки статора было обеспечено за счет непосредственного водородного (фирма «Вестин
гауз», завод «Электротяжмаш») или водяного охлаждения (фирма
«Дженерал Электрик», США, ЛЭО «Электросила»). Завод «Сиб электротяжмаш» применил в турбогенераторах мощностью 300 МВт
масляное охлаждение обмотки статора.
Создание турбогенераторов мощностью 800—1200 МВт и более связано с необходимостью дальнейшего совершенствования охла ждения обмотки статора. Решение этой задачи сопряжено с опре деленными трудностями. Пути повышения интенсивности тепло отвода от обмотки статора могут быть обеспечены как путем сокращения длины каналов, так и путем повышения скорости движения воды в каналах.
В турбогенераторе мощностью 500 МВт (ЛЭО «Электросила») используется последовательное соединение по воде двух стерж ней обмотки статора. В турбогенераторе мощностью 800 МВт
для повышения эффективности охлаждения применена параллель ная система охлаждения всех стержней. Подача воды в обмотку
осуществляется со стороны турбины, отвод — со стороны возбу дителя. Такую же схему предполагается применить и в турбо генераторе мощностью 1200 МВт.
Дальнейшее повышение эффективности охлаждения может быть
обеспечено лишь путем увеличения скорости движения воды
вполых проводниках обмотки. В настоящее время скорость воды
вканалах обмотки статора 1—1.5 м/сек. По данным исследований, повышение скорости воды выше 2 м/сек. связано с опасностью
37
возникновения гидравлических ударов и эрозии материала
проводников. При необходимости дальнейшего повышения ско
рости воды, по-видимому, придется применять трубки из нержа
веющей стали. В то же время увеличение плотности тока в об мотке вызывает повышение скорости перегрева проводников, что приводит к высоким градиентам температуры по толщине изоля ции и резким тепловым расширениям.
Рис. 2-7. Водоподвод к стержням обмотки статора. 1 — электрические соединения; 2 —гидравлические соединения.
Фирмами «Дженерал Электрик», «Тосиба», «Альстом» и др. система водяного охлаждения обмотки статора выполняется в основном с использованием напорного и сливного коллекторов, которые с помощью фторопластовых шлангов соединяются с разда
точными (сливными) камерами в головках стержней (рис. 2-7).
Стержни обмотки статора при этом выполняются из транспониро ванных элементарных проводников, часть из которых представ ляют собой полые трубки прямоугольного сечения, выполненные из меди или из немагнитной стали («Броун Бовери»). Если ис пользуются медные полые проводники, то между ними в верти
кальном ряду стержня укладываются 2—3 сплошных проводника, которые с целью снижения потерь от вихревых токов обычно имеют значительно меньшую толщину. В тех случаях, когда для охла
ждающих трубок используется нержавеющая сталь, число сплош
ных проводников принимается равным 6—8. При такой схеме
38
подвода (отвода) охлаждающей воды каналы двух стержней
соединяются обычно последовательно с тем, чтобы напорный и сливной коллекторы можно было расположить на одной стороне машины. В турбогенераторах большой мощности выполняются схемы с параллельным соединением каналов всех стержней.
Рис. 2-8. Гидравлические соединения головок обмотки статора фирмы
«Парсонс» (Англия).
В отличие от рассмотренной схемы фирма «Парсонс» исполь зует схему групповой подачи охлаждающей воды (рис. 2-8). При этом все головки стержней одной полуфазы монтируются в днище напорной (сливной) камеры, выполненной из пластмассы. G каждой стороны машины по окружности на диаметре располо жения головок обмотки монтируется по 6 водяных камер: с одной стороны напорных, с другой — сливных. Подвод (или отвод) охлаждающей воды к камерам осуществляется с помощью трубча
тых выводных концов обмотки и дополнительных труб.
Система водяного охлаждения обмотки статора является доста точно эффективной и обеспечивает возможность охлаждения обмо-
89
ток турбогенераторов мощностью до 1600—2000 МВт, тогда как
обычная газовая система охлаждения оказывается недостаточной для таких машин. C целью повышения ее эффективности до уровня жидкостных систем фирма «Вестингауз» разработала замкнутую герметичную газовую систему с внешним контуром, которая подобна жидкостной, но в отличие от нее в системе циркулирует сжатый газ, находящийся под давлением 16—18 ата. Конструк
ция стержней при такой системе не изменяется, так же как и при
открытых трубках стержни выполняются из двух или четырех рядов транспонированных сплошных проводников, а между рядами
устанавливаются охлаждающие трубки, выполненные из немаг нитной стали.
В современных турбогенераторах фирма «Вестингауз» приме няет также систему внутреннего водяного охлаждения обмотки статора.
23-. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ГАЗОВОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ОБМОТКИ РОТОРА
При повышении единичной мощности свыше 600—660 МВт
наиболее напряженным узлом турбогенераторов по нагреву оказы вается обмотка ротора с газовой системой охлаждения. Уже предварительные разработки показали, что в сверхмощных генера торах необходимо изыскивать средства повышения эффективности газового охлаждения обмотки ротора. Поэтому все ведущие фирмы,
использующие непосредственное водородное охлаждение обмотки ротора, провели большие исследовательские работы по совер шенствованию применяемых ими систем охлаждения. Ниже при
водятся основные результаты выполненных работ.
Система охлаждения с подпазовым кана лом (рис. 2-9). Повышенная эффективность системы была до стигнута путем применения трапецеидальных пазов (рис. 2-10) с почти постоянными механическими напряжениями по высоте паза, повышенных скоростей газа в каналах для турбулизации его течения, а также усовершенствованных центробежных вентиля торов. В этой системе газ поступает в подпазовые каналы с обоих концов ротора и оттуда через радиальные каналы в обмотке про ходит в осевые каналы в проводниках. Радиальные каналы в верх
ней части паза перекрываются с помощью клиньев. По осевым каналам газ проходит от радиального канала и выбрасывается в зазор через выходные радиальные каналы в обмотке, изоляции
иклиньях.
Впроводниках обмотки имеется по два аксиальных канала, которые образуют в пазу два ряда внутренних каналов. Каждый ряд объединяется в отдельную систему, выполненную индентично
другой, но имеет противоположное расположение входных и вы ходных отверстий. В результате достигается встречное движение
40