Файл: Глебов, И. А. Научные проблемы турбогенераторостроения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Результаты испытаний ротора с разделительными кольцами представлены на рис. 2-17. Температура наиболее.нагретой точки меди в центре ротора уменьшилась на 30%. Здесь потоки газа ока зались хорошо стабилизированными. Превышения температуры газа в зонах входа составили около 15° С. В концевых зонах раз деление газа не было достаточно хорошим, поэтому имела место некоторая рециркуляция газа, и температура меди в этих зонах
а
ζ |
Si |
A |
|
j |
|
6 |
S |
Рис. 2-17. |
Превышения температур)водорода в зазоре |
||||
|
|
и обмотке ротора. |
|
|
|
а — обычный |
зазор; |
б — зазор с разделительными |
кольцами; |
||
А — сторона |
турбины; Б — сторона |
контактных колец; |
1 — |
||
сердечник статора; |
2 — превышения |
температуры |
газа; |
3 — |
верхний виток в пазу; 4 — температура меди; 5 — второй виток от дна паза; 6 — разделительное вращающееся кольцо; 7 — разделительная перегородка.
оказалась выше, чем в центральных. Тем не менее среднее превы шение температуры обмотки уменьшилось на 13%.
В 1965 и 1967 гг. фирмой «Дженерал Электрик» были проведены еще более обширные испытания, в процессе которых газораздели тельные кольца были установлены как на роторе, так и на статоре. При этом испытания проводились сначала порознь с одной систе
мой колец, а затем одновременно с обеими системами. Во время опытов изменялись расстояния между кольцами на роторе и ста торе (рис. 2-4). Испытания показали, что разделительные кольца на статоре более эффективны, чем на роторе (при одинаковом радиальном размере). Наилучшие результаты достигаются в слу
чае использования разделительных колец одновременно и на ста
торе, и на роторе.
48
Дополнительным средством, позволяющим снизить перегрев об мотки ротора при многоструйной системе охлаждения, является
совершенствование |
формы заборников |
газа, устанавливаемых |
на входе в каналы, |
и дефлекторов на |
выходе газа из каналов. |
В частности, напор газа, создаваемый заборниками, и расход его через внутренние каналы в обмотке, могут быть существенно повышены, если заборники выполнить выступающими над по верхностью ротора в виде элипсоидов (рис. 2-18). Дополнитель ный расход газа через внутренние каналы может быть достигнут также в результате совершенствования формы выходных дефлек-
Рпс. 2-18. Ротор с выступающими заборниками - ....... (фирмы «Дженерал Электрик», CIIIA).-
торов, на выходе из которых при вращении ротора создается
определенное разрежение, благоприятно сказывающееся на вели чину расхода газа.
Повышение эффективности охлаждения обмотки ротора может быть также достигнуто за счет установки дополнительных бандаж
ных колец на участках выходных отсеков ротора (рис. 2-19).
При вращении ротора эти кольца обеспечивают дополнительный напор газа и соответственно более интенсивное движение его через
отдельные внутренние каналы за счет разности центробежных сил, создающейся в результате неодинакового веса газа во вход ной и выходной частях каждого канала.
Применение выступающих заборников совместно с увеличен
ным диаметром зон выхода газа может увеличить расход газа в ро торе на 40% и более. Это в свою очередь приведет к возможности
повышения мдс ротора приблизительно на 20%. |
|
|
с |
Следует иметь в виду, что.возможности диагональной системы |
|
|
заборниками будут увеличиваться с ростом мощности |
из-за |
|
4 и. А. Глебов, Я. Б. Данилевич |
49 |
возрастания диаметра ротора. Напор газа увеличивается пропор ционально квадрату диаметра ротора, скорость газа в каналах растет почти пропорционально корню квадратному из величины
напора или пропорционально диаметру ротора. Поскольку пло щадь потока газа через отверстия в заборниках увеличивается почти пропорционально диаметру ротора (большее число отвер стий), то расход газа будет равен величине, соответствующей
Рис. 2-19. Система охлаждения ротора с размещением выход ных дефлекторов на большем его диаметре (фирма «Джеперал Электрик», США).
квадрату диаметра. Магнитодвижущая сила ротора увеличивается в зависимости от величины расхода газа, возведенной в степень
0.5—0.4. Если принять степень равной 0.45, то мдс ротора будет расти пропорционально степени 0.9 диаметра ротора. В случае
увеличения диаметра на 10% мдс ротора повышается на 9%.
Таким образом, принимая во внимание увеличение диаметра
ротора в связи с возрастанием мощности турбогенератора, а также возможность использования выступающих заборников и увели ченного диаметра в зонах выхода газі, можно ожидать роста мдс ротора на 20—30%.
Кроме того, имеются возможности и дальнейшего увеличения
мдс ротора за счет некоторого роста площади каналов, лучшей
подготовки уплотнений ротора, некоторого увеличения расхода
50
газа через каналы и применения систем с разными давлениями
в зонах зазора.
Система водородного охлаждения ро тора с поперечными каналами и заборни ками. Венгерская фирма «Ганц» с целью повышения эффектив-
Рис. 2-20. Поперечное сечение паза ротора с поперечными каналами для охлаждения (фирма «Ганц», Венгрия).
ности газового охлаждения обмотки ротора разработала радиально
поперечную |
систему с увеличенной поверхностью теплосъема |
в обмотке. |
При этом используется принцип нагнетания газа |
во внутренние каналы с помощью заборников на поверхности ро тора и выброса газа в зазор через дефлекторы. Однако в отличие
от системы охлаждения с заборниками в обмотке выполняются бо-
4* 51
ковше каналы, в которые нагнетается охлаждающий газ через заборники (рис. 2-20). В составных проводниках обмотки ротора
имеется система поперечных каналов малого сечения, в которые газ поступает из радиального напорного канала и проходит в выходную систему, выполненную аналогично напорной на дру
гой стороне катушки и соединенную с выходным отверстием де флектора. При такой системе имеется возможность увеличить об щую поверхность охлаждения проводников, в результате чего можно снизить их нагрев или повысить плотность тока в об
мотке.
В турбогенераторах с радиально-поперечной схемой охлажде ния обмотки ротора используется радиально-тангенциальная схема циркуляции газа в машине. Корпус статора и сердечник
по окружности делятся на 4 продольных отсека, два из которых являются напорными, а два других — выходными. Из входных отсеков, расположенных диаметрально друг другу, охлаждаю щий газ по радиальным каналам направляется в зазор машины, далее по зазору в тангенциальном направлении он проходит до выходных отсеков сердечника и по радиальным каналам этих участков поступает в выходные отсеки корпуса статора.
Охлаждение лобовых частей обмотки
ротора. J3 решении проблем охлаждения ротора важное место принадлежит охлаждению лобовых частей и промежуточной
зоны между лобовой частью обмотки и ее пазовой частью.
Схема охлаждения лобовых частей обмотки ротора, приме няемая в турбогенераторах фирмы «Дженерал Электрик» (Анг лия), показана на рис. 2-9 и 2-11.
Фирма «Дженерал Электрик» (США) использует следующие принципы для охлаждения лобовых частей обмотки ротора:
а) передачу тепла от наружных поверхностей катушек охлажда ющему газу, усиливаемую за счет вентиляторного действия ка
налов между катушками; б) припайку дополнительных ребер
к торцовым частям полосовой меди обмотки для увеличения поверхности наружного охлаждения; в) передачу тепла газу, про ходящему внутри продольных каналов в лобовых частях за счет явления самовентиляции. В последнем случае используются раз ные направления потока газа: газ может идти в сторону пазов
или в сторону лобовых дуг катушек. Иногда применяется комби нированное решение. Для машин повышенных мощностей внут ренние каналы в лобовых частях делятся на более короткие и со здаются параллельные пути. При этом газ проходит из внутрен них каналов через всасывающие отверстия в катушках ротора или больших зубцах и выбрасывается через центрирующее кольцо
в сторону подшипников.
Схема охлаждения промежуточной зоны обмотки ротора по казана на рис. 2-15, б. Здесь газ движется из коротких подпазо вых участков в продольные аксиальные каналы внутри прово
52
дов и далее через диагональные каналы внутри проводников в зоны выброса.
Схема охлаждения лобовых частей обмотки ротора турбо
генераторов фирмы «Ганц» приведена на рис. 2-21. Лобовые
части обмоток расположены на изоляционном и центрирующем цилиндрах. Последний закреплен на торцовой поверхности бочки ротора. В толстостенном центрирующем цилиндре сде-
Рис. 2-21. Схема охлаждения лобовой части обмотки ротора турбогенера тора фирмы «Ганц», Венгрия.
ланы внутренние и внешние каналы, которые делают цилиндр эластичным. Охлаждающий газ попадает из внутренней полости центрирующего цилиндра через отверстия в нем и в изоляцион ном цилиндре в пространство между катушками. Далее газ про
ходит через катушки лобовых частей в поперечном направлении
точно так же, как и в пазовой части. Затем через отверстия в изо ляционном цилиндре он попадает в аксиальные каналы в цент рирующем цилиндре и в канал центрирующего кольца, откуда выходит из ротора под действием центробежного вентилятора, расположенного у торцовой части бандажного кольца.
42-. ВОДЯНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ОБМОТКИ РОТОРА
В роторах с водяной системой охлаждения обмотки обычно используются полые проводники (рис. 2-22), однако конструк тивное исполнение водоподводов (водоотводов) к обмотке ротора различные фирмы выполняют по-разному. Следует отметить, что
до настоящего времени не создано такой конструкции водоподвода, которая обеспечивала бы возможность параллельной подачи воды в каждый виток или полувиток катушек возбуждения.
Например, в проводнике (20×20 мм2) с внутренним каналом диаметром 12 мм и длиной 12 м при скорости движения воды
53
Рис. 2-22. Сечение паза ротора с во дяным охлаждением (фирма «Броун Бовери»).
5 м/сек. ток может достигать около 50 А/мм2, а перегрев во ды на выходе из каналов бу дет составлять приблизительно
35° С. Если длина проводника такого же сечения будет в 5 раз больше, т. е. 60 м, то при том же перегреве воды на выходе допустимая плотность тока бу дет составлять около 23 А/мм2. В современных машинах исполь зуются сйстемы водяного охла
ждения с последовательным
соединением каналов витков всей катушки или витков полу
катушки возбуждения, т. е. дли на проводника с внутренним каналом составляет 40—80 м.
Таким образом, преимущества водяного охлаждения в этих машинах полностью еще не реа лизованы.
Завод «Сибэлектротяжмаш»
втурбогенераторе типа TBM-
300 использует водяное охлаж дение обмотки ротора (рис. 2-23). Подвод холодной воды к катуш
кам обмотки и слив нагретой осуществляется по радиальным
трубкам, расположенным под лобовой частью обмотки рото ра со стороны контактных ко лец. Подача охлаждающей воды
вротор и слив ее производятся через центральное отверстие вала по двум концентрическим
трубам из нержавеющей стали с податливыми сильфонами. Трубы в средней части жестко связаны между собой и имеют
опору. Турбогенератор типа ТВМ-300 с ротором, имеющий водяное охлаждение, успешно работает на Каширской ГРЭС с 1968 г. Завод «Электротяж-
маш» им. В. И. Ленина также применяет систему водяного
54