Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
ретикулоцитов было норамльным (от 0,5 до 1,0%). Во второй группе количество гемоглобина ниже 75 единиц было выявлено у 15 боль ных, менее 4000000 эритроцитов в 1 мм3—у 10, сниженное количест во ретикулоцитов у 8 и ретикулоцитоз—у 4 человек.
Таблица 1.
Показатели красной крови у рабочих производства дивинилметилстирольного синтетического каучука.
Показатели
красной к рови
Гемоглсбин
в единицах
Эритроциты
Рстикулоци-
ты в %
|
Здоровые |
Больные с хронической инток |
|
|
сикацией альфаметилстиролом |
||
|
высокоста- |
||
|
н дивинилом |
||
|
жироваь'ные |
||
Группы |
рабочие |
С нреимущ. пора с преимущ. по |
|
обследован |
22 чел. |
жением 1 ерпой |
ражением пе |
ных |
|
системы 31 чел. |
чени 4 чел. |
> - 7 5 |
2 2 |
17 |
27 |
75-70 |
— |
6 |
9 |
|
|
|
|
69—60 |
— |
6 |
3 |
59-50 |
— |
2 |
3 |
> 4 WOUOO |
22 |
23 |
32 |
-40 ,0000— |
|
|
» |
6500001 |
|
7 |
|
|
8 |
||
3G000 0— |
|
1 |
2 |
3)00000 |
— |
||
|
|
|
|
от 0,5 до 1/) |
21 |
22 |
30 |
<0,5 |
1 |
6 |
8 |
>1,0 |
|
3 |
4 |
Таким образом, у больных обеих групп развитие анемии чаще наступало за счет снижения количества гемоглобина и, судя по пре обладанию ретикулоцитопении в периферической крови у большин ства больных, анемия носила гипорегенераторный характер, что со гласуется с данными А. В. Молодюк (1969) о торможении костно мозгового кроветворения при хронической интоксикации альфаме тилстиролом и дивинилом. Частота выявления анемии была, приме рно, одинаковой в обеих группах, хотя степень выраженности инток сикации у лиц второй группы более тяжелая в связи с вовлечением печени в патологический процесс. Признаки анемии были обнару жены только у женщин, у мужчин показатели красной крови были
1S3
нормальными. Это свидетельствует о том, что женский организм бо лее чувствителен к воздействию органических ядов, отмеченные различия относятся не только к их специфическому влиянию на гене ративные функции, но и к общим проявлениям токсического воздей ствия (В. А. Покровский. 1967).
При анализе основных синдромов интосикации, могущих явиться причиной развития анемии, нами установлено, что у 10 че ловек первой группы обнаружен гастрит с резко сниженной секре цией свободной соляной кислоты, у 0 из них — в сочетании с маточ ными кровотечениями. Во второй группе фактор недостаточной желудочной секреции обнаружен у 7 больных, дисфункциональные маточные кровотечения — у 2, а их сочетание — у 3 больных. Есте ственно, при сочетанном воздействии нескольких апемизирующих факторов'снижение показателей красной крови было более выра женным. Признаки гипорегенерации при анемии встречались чаще в тех случаях, где наиболее выраженным был ахилический гастрит и, наоборот, оживление регенераторной функции костного мозга, как правило, встречалось при анемиях, где превалировал фактор меноррагий.
Таким образом, в механизме развития анемии у обследованных нами больных имели значение не только непосредственное угнета ющее гемопоэз влияние альфаметилстирола и дивинила, но в ряде случаев и дополнительные анемизирующие факторы-сскрсторная не достаточность желудка н дисфункциональные маточные кровотсчсчепия, возникающие в результате воздействия указанных токсичес ких веществ.
МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
В. Н. Сергета- Т. П. Филина.
Важнейшим элементом марксистско-ленинского воспитания мо лодежи является соединение обучения с трудом. Труд — одно из наиболее важных средств в общей системе воспитания нового чело века коммунистического общества. Нашему обществу необходимы профессии разной квалификации разного характера.
С каждым годом растет число людей, впервые выбирающих про фессию. Усложняются профессии, увеличиваются требования, предъявляемые профессией к организму. Острота проблемы про фессиональной пригодности подростков к различным профессиям также возрастает из года в год.
Подростковый возраст характеризуется не только морфологичес кими изменениями, физическим созреванием, но и формированием личности, взглядов, убеждений, ростом моральных и интеллекту альных сил человека. В связи с возрастанием у подростков интере са к себе, своим поступкам у них возникает необходимость в оцен ке значимости своей деятельности в будущем. Об этом они размыще
164
ляют, делятся со своими близкими, родными, товарищами. Нередко возникает тенденция к подражанию старшим, наиболее авторитетным для подростка лицам. Однако многие подростки накануне окончания школы совершенно не подготовлены к решению жизнен но важного вопроса, об определении характера своего труда, и по этому не знают, чем они будут заниматься в будущем. Часто уча щиеся выбирают область труда, о которой имеют весьма поверхно стное представление. Анкетный опрос учащихся профессиональнотехнических училищ, готовящих специалистов для металлургичес
кого комбината, |
показал, что значительная группа подростков |
(30%) пришла |
в училища случайно (надоумили друзья), часть |
ребят думают в дальнейшем сменить профессию. Поэтому одной из
первых задач профессиональной ориентации подростков |
является |
расширение круга знаний подростка о той или иной |
специаль |
ности, знакомство с многообразными профессиями, отвечающими экономическим потребностям области, еще со школьной скамьи. Эта задача, во-первых, решается политехнизацией обучения в шко лах, во-вторых — созданием большой сети школ с различным про фессиональным уклоном, а также кружков («юный техник», «юный медик» и др.).
В Карагандинской области для решения изложенных задач про водится большая работа. Так, с октября 1969 года работает научное общество учащихся, задачей которого является вовлечение школь ников старший классов в научно-исследовательскую работу, расши рение их кругозора в выборе профессии, привитие навыков са мостоятельности в исследовательской работе. На базе медицинско го института организованы секции биологии, анатомии, биохимии, химии, физиологии, общественных наук на базе политехнического
института—секции физики, математики; на базе |
университета— |
литературы. |
профессиями, |
Однако ознакомление подростков с различными |
формирование их взглядов и интересов — это только одна сторона профессиональной ориентации. Немаловажное значение при выбо ре профессии для исключения момента случайности имеют кон сультации специалистов: экономистов, физиологов, психологов, ги гиенистов, а также школьных и подростковых врачей. Самостоя тельный выбор профессии—бесперспективен. По данным И. Д. Карцева (1968), 7,3 — 23,5% здоровых подростков, которые не мо гут освоить одни профессии, при правильном трудоустройстве в со стоянии овладеть другими, не менее важными и сложными.
Профессиональную консультацию медицинские работники школь ных и подростковых кабинетов должны начинать с 5—6 класса, т. е. с момента начала занятий в школьных мастерских. Завершающим элементом медицинской профессиональной консультации является врачебное профессиональное заключение, которое своевременно
должны иметь все учащиеся. Запоздалое врачебное заключение мо-
105
кет привести, как показали наши наблюдения, к неправильному выбору профессии. Так, данные лаборатории гигиены труда рабо чего подростка Казахского НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний по изучению состояния здоровья учащихся горных профессионально-технических училищ и училищ металлургической
промышленности показали, что часть подростков |
имела |
явные |
|||
про т и в о и о к а з а н и я |
к и з б р а н н о й |
п р о ф е с с и и. |
|||
К о 6 у ч е н и ю |
были |
допущены |
подростки |
e x p o - |
ническими отитами, заболеваниями органа зрения, сердечно-сосу дистой системы. Подростки с перечисленными заболеваниями в даль нейшем не смогут работать в подземных условиях, в цехах ме таллургического комбината и вынуждены будут переквалифпроваться. Давая врачебно-профилактическое заключение, школьный и подростковый врач должен учитывать как полное медицинское освидетельствование, так и условия труда, характер профессии и
возможные влияния неблагоприятных факторов труда на растущий организм. Нужно учитывать требования, которые будут предъявлены подростку но истечении срока обучения как к рабочему. Большое значение при этом приобретает правильная оценка функциональных возможностей организма при разных отклонениях в состоянии здо ровья.
При решении вопроса о допуске к работе и обучению подрост ков с отклонениями со стороны здоровья врач должен пользовать ся перечнями медицинских противопоказаний к работе и производ ственному обучению. Так, например, согласно указанным перечням к овладению наиболее распространенными в нашей области про фессиями — машинист угольного комбайна, машинист электровоза, подземный электрослесарь, литейшик, сталевар — не допускают ся подростки, страдающие выраженными атрофическими ринофарнпгптами, ларингитами, трахеитами, хроническими бронхитами, бронхиальной астмой, язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки, гипертонической болезнью, некоторыми болезнями почек (нефрит, нефроз), хроническими заболеваниями глаз и пони женной остротой зрения, нарушением цветоощущения и т. п.
Специальности шахтера, металлурга относятся к группе про фессий, в которых возможно внезапное возникновение сложных си туаций, связаных с угрозой для жизни или воможностью нанесе ния большого ущерба производству. В связи с этим при рекоменда ции подобных профессий, кроме указанных заболевания и желания подростка, необходимо учитывать физиологический критерий проф пригодности. Основным положительным физиологическим критери ем являются показатели, свидетельствующие о наличии четко выра женной связи между первой и второй сигнальной системой, что можно установить методом регистрации латентного периода двига тельной реакции. В сочетании с этим основным показателем ня.
193
дежным признаком является наличие высокой чувствительности зрительного, тактильного, слухового, вестибулярного анализаторов.
Для успешной работы по врачебно-профессиональной консульта ции, новой или малознакомой для многих врачей, необходимо повы шение квалификации в данной области. Первостепенной задачей школьных отделов санитарно-эпидемиологиечских станций является разработка профессиограмм, т. е. санитарно-гигиенических харак теристик профессий, которым обучаются подростки области.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА В ТЕЧЕНИИ АНТРАКОСИЛИКОЗА
Л. В. Сим, В. Е. Снайдер, Н. Г. Буланов
Проблема индивидуальных особенностей организма в возникно вении пневмокониоза при всей ее важности является малоизучен ной. Литературные указания в этой области скудны, разноречивы и требуют систематизации и практического анализа.
Принято считать, что развитие пневмокониоза (силикоза) зави сит только от поступления в легкие достаточно значительного количесва кварцоеодержащей пыли, причем содержание в ней свобод ной двуокиси кремния определяет частоту возникновения и харак тер течения заболевания (А. Брандт, 1962).
Однако широко известен факт, что пневмокониозами заболевают далеко не все горнорабочие. При одних и тех же условиях длитель
ности контакта с пылью время возникновения |
силикоза у многих |
различна, составляя то годы, то десятилетия. |
По данным И. Сепке |
(1968), силикоз возникает у 10-20% людей, |
имевших контакт с |
кварцесодержащей пылыо, а по материалам |
отечественных авто |
ров — еще реже. (Л. Н. Богданов, 1967). Очевидно, развитие забо левания определяется не только повреждающим действием пыли, но и индивидуальными особенностями организма.
Причинами, способствующими развитию пневмокониоза, счита ются заболевания респираторных путей, при которых меняется тип дыхания и выключаются такие важные физиологические механиз мы, как фильтрация воздуха через нос, элименация пыли мерца тельным эпителием бронхов (Н. А. Вигдорчик (1954), Е. В. Хух-
рина (1958), Д. М. Зислин (1961), Н. Г. Ибрагимов (1962).
Наши исследования касались группы больных антракосиликозом за период 1965-1972 гг. (404 человека). При разработке установлено что 278 (68,8%) лиц до установления диагноза «антракосилнкоз» подвергались вредным воздействиям (курение, алкоголь) и пере несли заболевания (хронический бронхит, хронические пневмонии идр).
И? таблицы видно, что стаж работы у больных антракосцликр-
J97