Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
ф и зи о л о ги ч ес к а я о ц ен к а эф ф ективности
ВОЗДУШНОГО ДУШИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЕМКЕ НИШИ В ОЧИСТНОМ УГОЛЬНОМ ЗАБОЕ
И. И. Солдак.
Изучался труд горнорабочих очистного забоя глубокой шахты (горизонт 800 м), занятых выемкой верхней ниши буро-взрыв ным способом с ручной погрузкой угля на конвейер при температу ре воздуха 28° С, относительной влажности 89%, обычной скорости движения воздуха за счет общего проветривания (0,5 м/сек) и с во здушным душем (2,8 м/сек). Душирование осуществлялось при по мощи портативной установки — шахтного электрического аэратора конструкции ДонУГИ.
Для оценки влияния воздушного душа на труд горнорабочих был применен физиолого-эргометрический метод (А. Л. Решетюк и соавт-., 1972, 1973 ), сущность которого заключается в полносменном эргометрическом хронометраже с регистрацией физиологических показателей в периоды естественных пауз.
В исходных условиях (без душирования) среднесменные пока затели частоты пульса, энерготрат, объема легочной вентиляции со ставили 110±1,2 уд/мин, 5,3±0,11 ккал/мин, 24,2±0,4 м/мин, соот ветственно.
Применение воздушного душирования при той же температуре и влажности привело к некоторому уменьшению напряжения функ циональных систем организма (частота пульса, энерготраты, объем легочной вентиляции снизились на 5%, 6% (Р<0,05—0,01).
Наряду с этим отмечается рост темпа работы на 15—18%, увеличе ние длительности периодов непрерывной работы—на 15%, повыше
ние производительности труда—на 13—16% |
при одновременном |
||
снижении его утомительности |
(время отдыха иа единицу времени |
||
работы уменьшилось на 12%). Снизились |
показатели |
суммарной |
|
функциональной нагрузки на |
организм за смену. Так, |
например, |
|
расход энергии сократился на |
300 ккал. Удельные функциональные |
траты организма на 1 тонну погруженного угля снизились по пуль совой сумме, энерготратам на 16%, 16%, а физиологическая эффек тивность труда соответственно возросла на 18%, 20%.
Таким образом, исследование труда горнорабочих, занятых вы емкой верхней ниши, показало высокую физиологическую эффек тивность воздушного душирования с помощью аэраторов и позво
ляет рекомендовать их к применению в глубоких шахтах при выпол нении тяжелых ручных и машинно-ручных работ на плохо венти лируемых рабочих местах.
203
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В. А. Соловей, С- И. Еленский, В. С. Яресько, X. Елшибеков
Главная задача девятой пятилетки, говорится в Директивах XXIV съезда КПСС, состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на ос нове высоких темпов развития социалистического производства, по вышения его эффективности, научно-технического поргресса и уско рения роста производительности труда.
Одним из резервов обеспечения задания по повышению производптелньости труда является снижение производственного травмашзма рабочих и служащих.
Снижение потерь даже по временной нетрудоспособности в свя зи с травматизмом на 2—3% дает возможность поднять производи тельность труда примерно на 1%.
Правильная организация работы по снижению несчастных слу чаев на производстве возможна на основе тщательного анализа при нты и источников травматизма, а также учета его экономических последствий.
Настоящая работа касается методических приемов определения экономических последствий несчастных случаев на производстве в автотранспортных предприятиях. Производственный травматизм среди ремонтных рабочих и водителей наносит народному хозяйст ву большой материальный ущерб. Следует указать, что применяе мая на автотранспортных предприятиях оценка производственного травматизма при помощи коэффициентов частоты и тяжести нс поз воляет определить этот ущерб.
В качестве основы для определения экономических потерь от производственного травматизма взяты материалы о смертельных и тяжелых несчастных случаев, происшедших с работниками на ав тотранспортных предприятиях карагандинской области за период с 1У64 п о 1973 годы, и легкие несчастные случаи, происшедшие за
1972 и 1973 годы.
Исследование экономических потерь от несчастных случаев на автопредприятиях необходимо для всестороннего изучения послед ствий производственного травматизма на автотранспорте-
Несчастные случаи, связанные с производством, обычно подраз деляются на три вида: легкие, тяжелые, смертельные.
Сравнение данных о материальном ущербе от одного несчастно го случая на производстве показывает, что на автопредприятиях существуют значительные различия в сумме расходов по отдель ным видам производственного травматизма. Ввиду этого было при-
204
зпано целесообразным все несчастные случаи по фактору тяжести и пх экономическим последствиям подразделить на 7 категорий.
В таблице 1 приводятся данные о потерях для каждой катего рии.
При определении экономических последствий несчастных слу чаев на производстве рекомендуется учитывать следующие затраты и потери.
A. Материальный ущерб самого предприятия;
Б. Затраты органов здравоохранения и профсоюзов;
B. Условные потери народного хозяйства из-за недовыработки продукции пострадавшими.
Общая величина расходов и потерь, вызванных производствен ным травматизмом (П ), может быть определена путем суммирова ния всего ущерба, вызванного несчастными случаями на произ водстве:
П=А+Б+В.
ПРИМЕР расчета экономических потерь, вызванных несчастными случаями I категории
Во время работы на линии 16 октября 1973 года в 22 час. 30 мин шофер А. Карагандинского таксопарка № 2 в результате столкно вения автомашины М-21 с автомашиной ГАЗ-51 получил повреж дения головы, от которых он через два часа скончался.
Шоферу А. 35 лет, семейное положение — жена в возрасте 32 года и дочь 8'лет. Средняя зарплата 124 руб.
А. Расходы и потери предприятия
1. Расходы, вызванные затратой времени работниками госавтоинспскции и инженером по безопасности движения на расследова
ние аварии н оформления документации |
. . . . |
28 руб. |
|||||
2. Расходы на вызов скорой помощи и транспортирование |
по |
||||||
страдавшего в поликлинику |
................................................ |
|
4 руб. |
|
|||
3. Потери, вызванные простоем автомашины М—21, |
за |
время |
|||||
доосмотра комиссией места дорожно-транспортного |
|
проис |
|||||
шествия .............................................................. |
|
|
, |
|
5 |
руб. |
|
4. Стоимость устранения повреждения |
автомашины в |
резуль |
|||||
тате аварии |
|
|
|
264 руб |
|||
5 |
Накладные р а с х о д ы ........................................................ |
|
|
|
38 |
руб. |
|
6. |
Расходы на обучение |
шофера II класса ( для замены |
по |
||||
гибшего) .............................................................. |
|
|
• . |
300 руб. |
|||
7. |
Расходы на возмещение ущерба нетрудоспособным |
членам |
|||||
семьи пгоибшего (дочери) в месяц 25 руб64 коп., |
что за |
10 лег |
|||||
(Т. с. до достижения ей 18-летнего возраста) составит: |
3077 |
руб. |
|||||
(25-64х 12) х Ю лет=3077 ........................... |
руб . • |
|
|
||||
8. |
расходы на погребение ......................................... |
|
|
|
|
20 руб. |
|
9- Другие р асх о д ы ............................................................... |
|
, |
, |
130 руб. |
|||
|
ВСЕГО расходов таксопарка: |
|
|
3866 |
Ш
|
Б. Расходы профсоюзов и лечебных учреждений |
|
||
1. |
Расходы соцстраха на выплату пенсии дочери погибшего в ме |
|||
сяц 42 рубля, что за 10 лет составит: |
5040 руб. |
|||
(42 руб.Х12) ХЮ лет= |
' |
|||
2' |
Пособие на похороны, оказываемые профсоюзом |
200 |
руб. |
|
|
Всего расходов профсоюзов и лечебных учреждний: |
5240 |
руб. |
В. Условные материальные потери
В результате смертельного несчастного случая с шофером А. не будет произведен прибавочный продукт для общества на сумму (124 руб.х 12) Х25 лет (оставшихся до пенсионного возраста) X
X 1,6X0,75 = 44640 руб.,
где: 1,6—коэффициент, учитывающий возможный рост заработной платы в будущем за недоработанный период; 0,75—коэффициент, учитывающий потери прибавочного про дукта.
Полные экономические потери, вызванные смертельным несчас тным случаем с шофером А, составят:
П= А+ Б + В=3866+5240 + 44640 = 53740 руб.
Аналогичным путем были определены экономические потери для остальных категорий несчастных случаев.
Экономическая оценка последствий несчастных случаев
стяжелым и смертельным исходом
1.Укрупненный метод. Этот метод основан на использовании среднеарифметических значений фактического ущерба от одного не счастного случая. Примером могут служить данные, приведенные в таблице 1 для автотранспортных предприятий Карагандинской об ласти.
Таблица 1
Экономический ушерб от ! н. с. в руб.
Тяжесть травмы |
потерн на |
авто- |
|
родного |
|
|
хозяйства |
предпр. |
1 |
2 |
3 |
I категория—смертельный |
76,174 |
56 243 |
исход |
||
II категория—инвалид |
128 000 |
27 000 |
1-й группы |
||
III категория — инвалид |
74 000 |
15000 |
2-й группы |
||
IV категория—инвалид |
44.000 |
9000 |
3-й группы |
|
в том числе: |
|
| |
Расходы |
условные |
|
профсоюз, и |
|
!леч. органов |
потери |
|
|
||
! |
4 |
5 |
|
4 759 |
15,172 |
|
27,000 |
74,000 |
|
10,000 |
49 000 |
|
12.000 |
23.000 |
206
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
V категория—безинвалидный |
|
|
|
|
|
исход, |
но ВТЭК установила |
18,000 |
8,000 |
500 |
9,500 |
% утраты трудоспособности |
|||||
VI категория—легкие н. с., вы |
|
|
|
|
|
звавшие |
потерю трудоспособ |
389 |
170 |
92 |
127 |
ности более 3 раб, дней |
|||||
VII категория—легкие н. с., вы |
|
|
|
|
|
звавшие |
потерю трудоспособ |
108 |
84 |
3 |
21 |
ности на |
1, 2 или 3 дня |
2. Аналитический метод. Нахождение связи между экономически ми потерями производственного травматизма и основными факто рами производились нами с помощью множественного регрессион ного анализа.
В качестве основных факторов были выбраны: среднемесячная зарплата и возраст пострадавшего, число дней нетрудоспособности, число иждивенцев и их средний возраст.
Условные обозначения функции и аргументов. приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателей
Потери от производственного травматизма Среднемесячная зарплата пострадавшего Число дней нетрудоспособности пострадавшего Возраст пострадавшего Число иждивенцев у пострадавшего
Средний возраст иждивенцев пострадавшего
Единица Условные измерения обозначения
руб. |
У |
руб. |
Х| |
дней |
Хг |
лет |
X, |
человек |
Хд |
лет |
Xs |
Уравнение регрессии У на Xi, Хг, Хз, Х4, Х& может быть представ-
лснов в виде: |
, |
|
|
|
|
y=ao+aix1+ a2X2+ a3X3+ 34X4+ 85X5 |
(I) |
|
|
Для нахождения коэффициентов регрессии |
а используется |
|||
метод наименьших квадратов, сущность которого заключается |
в |
|||
гом, что сумма квадартов отклонений расчетных значений |
У |
от |
||
заданных должна быть минимальной. |
|
|
|
|
Дифференцируя выражение суммы квадратов по всем |
а |
и |
приравнивая полученные выражения к нулю, получим систему урав нений с пятью неизвестными.
Решая эту систему на ЭВМ «Минск-32» с выборочными данны
ми из числа смертельных и тяжелых несчастных случаен, имевших
207