Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ф и зи о л о ги ч ес к а я о ц ен к а эф ф ективности

ВОЗДУШНОГО ДУШИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЕМКЕ НИШИ В ОЧИСТНОМ УГОЛЬНОМ ЗАБОЕ

И. И. Солдак.

Изучался труд горнорабочих очистного забоя глубокой шахты (горизонт 800 м), занятых выемкой верхней ниши буро-взрыв­ ным способом с ручной погрузкой угля на конвейер при температу­ ре воздуха 28° С, относительной влажности 89%, обычной скорости движения воздуха за счет общего проветривания (0,5 м/сек) и с во­ здушным душем (2,8 м/сек). Душирование осуществлялось при по­ мощи портативной установки — шахтного электрического аэратора конструкции ДонУГИ.

Для оценки влияния воздушного душа на труд горнорабочих был применен физиолого-эргометрический метод (А. Л. Решетюк и соавт-., 1972, 1973 ), сущность которого заключается в полносменном эргометрическом хронометраже с регистрацией физиологических показателей в периоды естественных пауз.

В исходных условиях (без душирования) среднесменные пока­ затели частоты пульса, энерготрат, объема легочной вентиляции со­ ставили 110±1,2 уд/мин, 5,3±0,11 ккал/мин, 24,2±0,4 м/мин, соот­ ветственно.

Применение воздушного душирования при той же температуре и влажности привело к некоторому уменьшению напряжения функ­ циональных систем организма (частота пульса, энерготраты, объем легочной вентиляции снизились на 5%, 6% (Р<0,05—0,01).

Наряду с этим отмечается рост темпа работы на 15—18%, увеличе­ ние длительности периодов непрерывной работы—на 15%, повыше­

ние производительности труда—на 13—16%

при одновременном

снижении его утомительности

(время отдыха иа единицу времени

работы уменьшилось на 12%). Снизились

показатели

суммарной

функциональной нагрузки на

организм за смену. Так,

например,

расход энергии сократился на

300 ккал. Удельные функциональные

траты организма на 1 тонну погруженного угля снизились по пуль­ совой сумме, энерготратам на 16%, 16%, а физиологическая эффек­ тивность труда соответственно возросла на 18%, 20%.

Таким образом, исследование труда горнорабочих, занятых вы­ емкой верхней ниши, показало высокую физиологическую эффек­ тивность воздушного душирования с помощью аэраторов и позво­

ляет рекомендовать их к применению в глубоких шахтах при выпол­ нении тяжелых ручных и машинно-ручных работ на плохо венти­ лируемых рабочих местах.

203


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В. А. Соловей, С- И. Еленский, В. С. Яресько, X. Елшибеков

Главная задача девятой пятилетки, говорится в Директивах XXIV съезда КПСС, состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на ос­ нове высоких темпов развития социалистического производства, по­ вышения его эффективности, научно-технического поргресса и уско­ рения роста производительности труда.

Одним из резервов обеспечения задания по повышению производптелньости труда является снижение производственного травмашзма рабочих и служащих.

Снижение потерь даже по временной нетрудоспособности в свя­ зи с травматизмом на 2—3% дает возможность поднять производи­ тельность труда примерно на 1%.

Правильная организация работы по снижению несчастных слу­ чаев на производстве возможна на основе тщательного анализа при­ нты и источников травматизма, а также учета его экономических последствий.

Настоящая работа касается методических приемов определения экономических последствий несчастных случаев на производстве в автотранспортных предприятиях. Производственный травматизм среди ремонтных рабочих и водителей наносит народному хозяйст­ ву большой материальный ущерб. Следует указать, что применяе­ мая на автотранспортных предприятиях оценка производственного травматизма при помощи коэффициентов частоты и тяжести нс поз­ воляет определить этот ущерб.

В качестве основы для определения экономических потерь от производственного травматизма взяты материалы о смертельных и тяжелых несчастных случаев, происшедших с работниками на ав­ тотранспортных предприятиях карагандинской области за период с 1У64 п о 1973 годы, и легкие несчастные случаи, происшедшие за

1972 и 1973 годы.

Исследование экономических потерь от несчастных случаев на автопредприятиях необходимо для всестороннего изучения послед­ ствий производственного травматизма на автотранспорте-

Несчастные случаи, связанные с производством, обычно подраз­ деляются на три вида: легкие, тяжелые, смертельные.

Сравнение данных о материальном ущербе от одного несчастно­ го случая на производстве показывает, что на автопредприятиях существуют значительные различия в сумме расходов по отдель­ ным видам производственного травматизма. Ввиду этого было при-

204


зпано целесообразным все несчастные случаи по фактору тяжести и пх экономическим последствиям подразделить на 7 категорий.

В таблице 1 приводятся данные о потерях для каждой катего­ рии.

При определении экономических последствий несчастных слу­ чаев на производстве рекомендуется учитывать следующие затраты и потери.

A. Материальный ущерб самого предприятия;

Б. Затраты органов здравоохранения и профсоюзов;

B. Условные потери народного хозяйства из-за недовыработки продукции пострадавшими.

Общая величина расходов и потерь, вызванных производствен­ ным травматизмом (П ), может быть определена путем суммирова­ ния всего ущерба, вызванного несчастными случаями на произ­ водстве:

П=А+Б+В.

ПРИМЕР расчета экономических потерь, вызванных несчастными случаями I категории

Во время работы на линии 16 октября 1973 года в 22 час. 30 мин шофер А. Карагандинского таксопарка № 2 в результате столкно­ вения автомашины М-21 с автомашиной ГАЗ-51 получил повреж­ дения головы, от которых он через два часа скончался.

Шоферу А. 35 лет, семейное положение — жена в возрасте 32 года и дочь 8'лет. Средняя зарплата 124 руб.

А. Расходы и потери предприятия

1. Расходы, вызванные затратой времени работниками госавтоинспскции и инженером по безопасности движения на расследова­

ние аварии н оформления документации

. . . .

28 руб.

2. Расходы на вызов скорой помощи и транспортирование

по­

страдавшего в поликлинику

................................................

 

4 руб.

 

3. Потери, вызванные простоем автомашины М—21,

за

время

доосмотра комиссией места дорожно-транспортного

 

проис­

шествия ..............................................................

 

 

,

 

5

руб.

4. Стоимость устранения повреждения

автомашины в

резуль­

тате аварии

 

 

 

264 руб

5

Накладные р а с х о д ы ........................................................

 

 

 

38

руб.

6.

Расходы на обучение

шофера II класса ( для замены

по­

гибшего) ..............................................................

 

 

• .

300 руб.

7.

Расходы на возмещение ущерба нетрудоспособным

членам

семьи пгоибшего (дочери) в месяц 25 руб64 коп.,

что за

10 лег

(Т. с. до достижения ей 18-летнего возраста) составит:

3077

руб.

(25-64х 12) х Ю лет=3077 ...........................

руб . •

 

 

8.

расходы на погребение .........................................

 

 

 

 

20 руб.

9- Другие р асх о д ы ...............................................................

 

,

,

130 руб.

 

ВСЕГО расходов таксопарка:

 

 

3866

Ш


 

Б. Расходы профсоюзов и лечебных учреждений

 

1.

Расходы соцстраха на выплату пенсии дочери погибшего в ме

сяц 42 рубля, что за 10 лет составит:

5040 руб.

(42 руб.Х12) ХЮ лет=

'

2'

Пособие на похороны, оказываемые профсоюзом

200

руб.

 

Всего расходов профсоюзов и лечебных учреждний:

5240

руб.

В. Условные материальные потери

В результате смертельного несчастного случая с шофером А. не будет произведен прибавочный продукт для общества на сумму (124 руб.х 12) Х25 лет (оставшихся до пенсионного возраста) X

X 1,6X0,75 = 44640 руб.,

где: 1,6—коэффициент, учитывающий возможный рост заработной платы в будущем за недоработанный период; 0,75—коэффициент, учитывающий потери прибавочного про­ дукта.

Полные экономические потери, вызванные смертельным несчас­ тным случаем с шофером А, составят:

П= А+ Б + В=3866+5240 + 44640 = 53740 руб.

Аналогичным путем были определены экономические потери для остальных категорий несчастных случаев.

Экономическая оценка последствий несчастных случаев

стяжелым и смертельным исходом

1.Укрупненный метод. Этот метод основан на использовании среднеарифметических значений фактического ущерба от одного не­ счастного случая. Примером могут служить данные, приведенные в таблице 1 для автотранспортных предприятий Карагандинской об­ ласти.

Таблица 1

Экономический ушерб от ! н. с. в руб.

Тяжесть травмы

потерн на­

авто-

 

родного

 

хозяйства

предпр.

1

2

3

I категория—смертельный

76,174

56 243

исход

II категория—инвалид

128 000

27 000

1-й группы

III категория — инвалид

74 000

15000

2-й группы

IV категория—инвалид

44.000

9000

3-й группы

 

в том числе:

 

|

Расходы

условные

 

профсоюз, и

!леч. органов

потери

 

!

4

5

 

4 759

15,172

 

27,000

74,000

 

10,000

49 000

 

12.000

23.000

206


 

1

2

3

4

5

V категория—безинвалидный

 

 

 

 

исход,

но ВТЭК установила

18,000

8,000

500

9,500

% утраты трудоспособности

VI категория—легкие н. с., вы­

 

 

 

 

звавшие

потерю трудоспособ­

389

170

92

127

ности более 3 раб, дней

VII категория—легкие н. с., вы­

 

 

 

 

звавшие

потерю трудоспособ­

108

84

3

21

ности на

1, 2 или 3 дня

2. Аналитический метод. Нахождение связи между экономически­ ми потерями производственного травматизма и основными факто­ рами производились нами с помощью множественного регрессион­ ного анализа.

В качестве основных факторов были выбраны: среднемесячная зарплата и возраст пострадавшего, число дней нетрудоспособности, число иждивенцев и их средний возраст.

Условные обозначения функции и аргументов. приведены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателей

Потери от производственного травматизма Среднемесячная зарплата пострадавшего Число дней нетрудоспособности пострадавшего Возраст пострадавшего Число иждивенцев у пострадавшего

Средний возраст иждивенцев пострадавшего

Единица Условные измерения обозначения

руб.

У

руб.

Х|

дней

Хг

лет

X,

человек

Хд

лет

Xs

Уравнение регрессии У на Xi, Хг, Хз, Х4, Х& может быть представ-

лснов в виде:

,

 

 

 

 

y=ao+aix1+ a2X2+ a3X3+ 34X4+ 85X5

(I)

 

 

Для нахождения коэффициентов регрессии

а используется

метод наименьших квадратов, сущность которого заключается

в

гом, что сумма квадартов отклонений расчетных значений

У

от

заданных должна быть минимальной.

 

 

 

Дифференцируя выражение суммы квадратов по всем

а

и

приравнивая полученные выражения к нулю, получим систему урав­ нений с пятью неизвестными.

Решая эту систему на ЭВМ «Минск-32» с выборочными данны­

ми из числа смертельных и тяжелых несчастных случаен, имевших

207