Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
легши утомления (С. А. Коснлов, Б. А. Душков, 1964; Н. К- Витте, 1968; А. С. Дмитриев, 1967; Л. А. Кузнецова. 1969).
Данные корректурных проб выявили достоверное снижение |
|
работоспособности и рпимания |
у служащих к концу рабочего дня, |
особенно по корректурной |
пробе «кольца Ландольта» — |
в 95% наблюдений отмечено удлинение времени выполнения зада
ния и в 83.3% — увеличение процента ошибок. |
Функциональные |
изменения высшей нервной деятельности, видимо, |
можно объяс |
нить воздействием напряженного умственного труда, а также не благоприятными условиями работы (А. И. Кикилов, 1960, 1969).
Исследования состояния слуховой функции показали, что у слу жащих после работы наступает утомление слухового анализатора. Значительные сдвиги слуховой чувствительности обнаружены у отдельных лиц: на частотах 1000 Гц— на 18,8 дБ, 2000—на 12,1 дБ, 4000—на 11,7 дБ. На частотах 500—250—125 Гц величины сниже ния колебались от 7,8 до 10.7 дБ. Столь заметное снижение слуха мы объясняем тем, что служащие машиносчетного и машинописно го бюро продолжительное время в течение дня подвержены воз действию более интенсивного шума, чем другие группы. У лиц, труд которых не связан с нагрузкой на слуховой анализатор, также от мечены изменения состояния органа слуха: нарастание величин то
нальных порогов от 0,5 до 5 дБ на всем диапазоне |
исследуемых |
частот (63—4000 1'ц). Особенность этих изменений |
— относитель |
ная равномерность распределения но исследуемой топ-шкале; дос товерность 'их повышается к концу рабочего дня, после напряжен ного умственного труда (Г. И. Бархаш, 1971).
По общему мнению, |
гипертонической болезнью страдают преиму |
||
щественно работники умственного труда |
(А. Л- |
Мясников, 1954; |
|
А. А. Андрюкин, 1961. |
и другие). В связи |
с этим |
представляется |
важным изучение функционального состояния системы кровообра щения у служащих. Из гемодинамических показателей в большей степени (р < 0,01) изменялось минимальное давление, в среднем оно увеличивалось на 4,13 мм рт. ст. (66,5%); среднее гемодинамичес кое давление изменялось меньше, боковое по сравнению с систоли ческим так же мало изменялось. В 63,3% максимальное давление в среднем увеличилось на 2,0 мм, тогда как боковое — на 1,0 мм (р<0,05). В 55,7% выявлено достоверное нарастание частоты пуль са в течение рабочего дня. в среднем на 3,2 уд/мин, в 28.5% насту пило урежение, в 15,8%—изменений не было.
Изучение температурных реакций и потоотделения в различных участках тела (лсб, грудь, тыл кисти) у служащих под влиянием факторов производственной среды (шум, освещение, влажность и
т. д.) в динамике рабочего дня |
показало в 65,6% четкое увеличение |
|
температуры лба |
(р<0.05) |
и в 67,2% — потоотделения |
(р<0,001). Выраженной зависимости между.повышением темпера*.
227
туры тыла кисти и груди не обнаружено (р>0,05). В служебных помещениях при температуре воздуха 19—22“С к концу работы у 27 служащих температура увеличивалась на 0,3—3,6°, у 33—умень шилась на 0,1—3,8°, у 2 — не изменилась. Таким образом, повыше ние температуры тела и Лотоотделения связано не только с микро климатическими условиями, но зависит также от зрительного, умственного напряжения.
Исследования в натурных условиях показали, что |
умственный |
труд в сочетании с неблагоприятными гигиеническими |
условиями |
приводит к значительным сдвигам функционального |
состояния |
организма. |
|
Приведенные данные могут служить основанием для разработки мер по улучшению условий труда служащих. Прежде всего следует предусмотреть оптимальный микроклимат в рабочих помещениях и акустический комфорт. Для этого необходимо проектировать по мещения с повышенными звукоизоляционными качествами ограж дающих конструкций, с глухим остеклением, системой кондициони рования. Необходимо использовать звукопоглощающие материалы при облицовке стен здания, а также применять соответствующую внутреннюю планировку тихих и шумных помещений. Необходимо предусматривать меры по снижению шума машиносчетной аппара туры и правильно устанавливать ее. Заводам, выпускающим такую аппаратуру, предъявлять требования по конструктивному сниже нию шума и шумовую характеристику вносить в паспорта изделий.
Кроме того, считаем на основании физиологических данных, по лученных в лабораторных условиях (В. А. Токарев, 1973), что в качестве допустимого уровня шума как возникающего, так и прони кающего в помещения административно-общественных зданий, можно принять уровень в 45—50 дБА, который не вызывает замет ных физиологических изменений функционального состояния ор ганизма служащих.
НЕКОТОРЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ В СВЯЗИ С РОСТОМ ШУМА В ГОРОДАХ.
В. А. Токарев, А. А. Золотарев.
Забота о здоровье советского человека — одна из важнейших функций нашего государства. Постановления Созета Министров
СССР, Каз ССР (1973) «О мерах по снижению шума на промыш ленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах» на мечают широкую программу, призванную обеспечить выполнение этой благородной задачи. Эти постановления обязывают при раз работке генеральных планов городов и поселков, проектов жилых районов, микрорайонов,жилых и общественных зданий учитывать мероприятия по защите населения от шума.
338
Шумовой режим жилых кварталов в значительной степени опре деляется планировкой и застройкой. От застройки, благоустройства и озеленения зависит распространение шума на территории и в про странстве квартала или микрорайона и проникновение его в жилые помещения. Применяемые приемы, нормы и правила планировки жилой зоны, в том числе и система микрорайонной структуры, при которой магистральные улицы составляют границы микрорайона и вплотную примыкают к жилым домам, не обеспечивают защиты от влияния автотранспортного шума. Необходимо отметить, что на красной линии магистральных улиц размещают не только жилые дома, но и административно-общественные здания, что создает не благоприятный шумовой фон для служащих не только в быту, но и
па производстве. Уровень транспортного шума на |
расстоянии |
7—25 метров от проезжей части магистральных улиц |
составляет |
70—85 дБА. Этот шум ставит в неудовлетворительные |
гигиениче |
ские условия более 25% населения, проживающего |
в квартипах, |
ориентированных на магистральные улицы (И. Л. Карагодина, С. А. Солдаткина. 1972). По мнению М. М. Уварова и Ю. Д. Окольничпикова (1965), площадь жилых микрораойнов и кварталов, подвергаюшяяся интенсивному воздействию транспортного шума, достига ет 50%. Шум в квартирах при открытых окнах, ориентированных на магистраль, в условиях Алма-Аты и Караганды всего на 4-—15 дБА
меньше средней величины шума на проезжей части |
(В. А. Токарев, |
1972). Следовательно, в зоне сильного воздействия |
транспортного |
шума находятся прежде всего те части квартала, микрорайона, ко торые расположены вдоль транспортных магистралей- В подтвер ждение сказанному нами проведен анализ опроса 3285 жителей Алма-Аты и Караганды, проживающих на территории примагистрпльпой застройки, в зависимости от ориентации квартир.
Результаты исследования показали, что лица, живущие в квар тирах, ориентированных на магистраль, наибольший процент жалоб
предъявляли |
на транспортный |
шум—99,1 ±1,8%, на |
внутриквар |
тальный — |
21,6± 7,4%, на |
внутриквартирный |
шум — |
23,3±2,0%. Лица, живущие в квартирах, ориентированных на ма гистраль - двор, также большой процент жалоб предъявляли на транспортный шум 92,5±4,1 %, на внутриквартальный—53,7±7,6%, на внутриквартирный шум — 30,6±7,0%. Несколько ниже процент жалоб у лиц, живущих в квартирах, ориентированных во двор, на проникающий транспортный шум—72,2± 13,5%, однако увеличива ется частота жалоб на внутриквартальный (70,7± 13,9%) и внутрнквзртирный шум (39,0± 14,8%). Реакция населения по степени бес покойства, оцениваемая по четырехбалльной системе, выявила ее
отличие у лиц, проживающих в квартирах с различной ориента цией (табл. 1),
Ш
Таблица 1.
Распределение реакций населения на шум по ориентации квартир.
Транспортный шум
|
Показатели |
Р е а к ц и я на ш у м |
||||
Ориентация |
не бес |
слабо |
беспо |
сильно |
||
выборки |
||||||
|
покоит |
беспо |
коит |
беспо |
||
|
|
|
коит |
|
коит |
|
Магистраль |
% |
0 9±0.5 |
2,6±2 7 |
27,6±0,8 |
69,0±8,4 |
|
Магистраль-двор |
с доверитель |
7,5±4,1 |
6,9±3,9 |
20,0±6,1 |
65,6±7,3 |
|
Двор |
ным интервалом 26,8± 13,5 |
12,1±9,8 |
22,0±12,5 |
39 0± 14,8 |
||
|
Внутриквартальный шум |
|
|
|||
Магистраль |
% |
78, 4±7.4 |
2,6±2,7 |
8,6±5,1 |
10,3±5,5 |
|
>Магвст;раль-двор |
с доверитель- |
46,3±7,6 |
8.8±4,3 |
15,0±5,5 |
30,0±7,0 |
|
Двор |
ным интервалом29,3± 13,9 |
12,1±9,8 |
19,5±11,9 |
39,0± 14,8 |
||
|
Внутриквартирный шум |
|
|
|||
Магистраль |
% |
7R.7±7.6 |
5.2± 4,1 |
8.6±5,1 |
9.5±5,2 |
|
Магистраль-двор |
с доверитель- |
694±7,0 |
5.0±3.3 |
7,5±4,1 |
18.1±5,9 |
|
Двор |
ным интервалом Ы,0± 14,9 |
7.3±7,8 |
12,1±9,8 |
19,5± 11,9 |
Так, по реакции «сильно беспокоит» жители квартир, ориентиро ванных на магистраль, магистраль-двор, в большей степени оцени вают неблагоприятное влияние транспортного шума, чем лица, про живающие в квартирах с ориентацией во двор (р<0,01). Различий в жалобах при ориентации магистраль, магистраль—двор не обна ружено (р>0,05). Внутриквартальный шум больше беспокоит жи телей, проживающих в квартирах с ориентацией во двор, несколько
в меньшей степени — магистраль-двор, видимо, за счет |
дополни |
тельного влияния проникающего шума с транспортных |
магистра |
лей. |
|
Итак, проведенный анализ опроса жителей свидетельствует о том. что шум, возникающий на проезжей части магистралей, распростра няется не только на примагистральную территорию жилой застрой ки, но и далеко вглубь, создавая тем самым неблагоприятные аку стические условия для населения. Из этого следует необходи мость уже сейчас внедрять в практику градостроительства комп лекс шумозащитных средств, способствующих нормализации аку стического комфорта. При проектировании новой и реконструк ции существующей улично-дорожной сети городов необходимо ма гистрали транзитного движения прокладывать, минуя селитебную зону. При невозможности сделать это — обеспечить изоляцию транспортных магистралей от жилой застройки территориальными разрывами, шумозащитным озеленением, придорожными экрану
, . 2 3 0