Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

легши утомления (С. А. Коснлов, Б. А. Душков, 1964; Н. К- Витте, 1968; А. С. Дмитриев, 1967; Л. А. Кузнецова. 1969).

Данные корректурных проб выявили достоверное снижение

работоспособности и рпимания

у служащих к концу рабочего дня,

особенно по корректурной

пробе «кольца Ландольта» —

в 95% наблюдений отмечено удлинение времени выполнения зада­

ния и в 83.3% — увеличение процента ошибок.

Функциональные

изменения высшей нервной деятельности, видимо,

можно объяс­

нить воздействием напряженного умственного труда, а также не­ благоприятными условиями работы (А. И. Кикилов, 1960, 1969).

Исследования состояния слуховой функции показали, что у слу­ жащих после работы наступает утомление слухового анализатора. Значительные сдвиги слуховой чувствительности обнаружены у отдельных лиц: на частотах 1000 Гц— на 18,8 дБ, 2000—на 12,1 дБ, 4000—на 11,7 дБ. На частотах 500—250—125 Гц величины сниже­ ния колебались от 7,8 до 10.7 дБ. Столь заметное снижение слуха мы объясняем тем, что служащие машиносчетного и машинописно­ го бюро продолжительное время в течение дня подвержены воз­ действию более интенсивного шума, чем другие группы. У лиц, труд которых не связан с нагрузкой на слуховой анализатор, также от­ мечены изменения состояния органа слуха: нарастание величин то­

нальных порогов от 0,5 до 5 дБ на всем диапазоне

исследуемых

частот (63—4000 1'ц). Особенность этих изменений

— относитель­

ная равномерность распределения но исследуемой топ-шкале; дос­ товерность 'их повышается к концу рабочего дня, после напряжен­ ного умственного труда (Г. И. Бархаш, 1971).

По общему мнению,

гипертонической болезнью страдают преиму­

щественно работники умственного труда

(А. Л-

Мясников, 1954;

А. А. Андрюкин, 1961.

и другие). В связи

с этим

представляется

важным изучение функционального состояния системы кровообра­ щения у служащих. Из гемодинамических показателей в большей степени (р < 0,01) изменялось минимальное давление, в среднем оно увеличивалось на 4,13 мм рт. ст. (66,5%); среднее гемодинамичес­ кое давление изменялось меньше, боковое по сравнению с систоли­ ческим так же мало изменялось. В 63,3% максимальное давление в среднем увеличилось на 2,0 мм, тогда как боковое — на 1,0 мм (р<0,05). В 55,7% выявлено достоверное нарастание частоты пуль­ са в течение рабочего дня. в среднем на 3,2 уд/мин, в 28.5% насту­ пило урежение, в 15,8%—изменений не было.

Изучение температурных реакций и потоотделения в различных участках тела (лсб, грудь, тыл кисти) у служащих под влиянием факторов производственной среды (шум, освещение, влажность и

т. д.) в динамике рабочего дня

показало в 65,6% четкое увеличение

температуры лба

(р<0.05)

и в 67,2% — потоотделения

(р<0,001). Выраженной зависимости между.повышением темпера*.

227


туры тыла кисти и груди не обнаружено (р>0,05). В служебных помещениях при температуре воздуха 19—22“С к концу работы у 27 служащих температура увеличивалась на 0,3—3,6°, у 33—умень­ шилась на 0,1—3,8°, у 2 — не изменилась. Таким образом, повыше­ ние температуры тела и Лотоотделения связано не только с микро­ климатическими условиями, но зависит также от зрительного, умственного напряжения.

Исследования в натурных условиях показали, что

умственный

труд в сочетании с неблагоприятными гигиеническими

условиями

приводит к значительным сдвигам функционального

состояния

организма.

 

Приведенные данные могут служить основанием для разработки мер по улучшению условий труда служащих. Прежде всего следует предусмотреть оптимальный микроклимат в рабочих помещениях и акустический комфорт. Для этого необходимо проектировать по­ мещения с повышенными звукоизоляционными качествами ограж­ дающих конструкций, с глухим остеклением, системой кондициони­ рования. Необходимо использовать звукопоглощающие материалы при облицовке стен здания, а также применять соответствующую внутреннюю планировку тихих и шумных помещений. Необходимо предусматривать меры по снижению шума машиносчетной аппара­ туры и правильно устанавливать ее. Заводам, выпускающим такую аппаратуру, предъявлять требования по конструктивному сниже­ нию шума и шумовую характеристику вносить в паспорта изделий.

Кроме того, считаем на основании физиологических данных, по­ лученных в лабораторных условиях (В. А. Токарев, 1973), что в качестве допустимого уровня шума как возникающего, так и прони­ кающего в помещения административно-общественных зданий, можно принять уровень в 45—50 дБА, который не вызывает замет­ ных физиологических изменений функционального состояния ор­ ганизма служащих.

НЕКОТОРЫЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ В СВЯЗИ С РОСТОМ ШУМА В ГОРОДАХ.

В. А. Токарев, А. А. Золотарев.

Забота о здоровье советского человека — одна из важнейших функций нашего государства. Постановления Созета Министров

СССР, Каз ССР (1973) «О мерах по снижению шума на промыш­ ленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах» на­ мечают широкую программу, призванную обеспечить выполнение этой благородной задачи. Эти постановления обязывают при раз­ работке генеральных планов городов и поселков, проектов жилых районов, микрорайонов,жилых и общественных зданий учитывать мероприятия по защите населения от шума.

338



Шумовой режим жилых кварталов в значительной степени опре­ деляется планировкой и застройкой. От застройки, благоустройства и озеленения зависит распространение шума на территории и в про­ странстве квартала или микрорайона и проникновение его в жилые помещения. Применяемые приемы, нормы и правила планировки жилой зоны, в том числе и система микрорайонной структуры, при которой магистральные улицы составляют границы микрорайона и вплотную примыкают к жилым домам, не обеспечивают защиты от влияния автотранспортного шума. Необходимо отметить, что на красной линии магистральных улиц размещают не только жилые дома, но и административно-общественные здания, что создает не­ благоприятный шумовой фон для служащих не только в быту, но и

па производстве. Уровень транспортного шума на

расстоянии

7—25 метров от проезжей части магистральных улиц

составляет

70—85 дБА. Этот шум ставит в неудовлетворительные

гигиениче­

ские условия более 25% населения, проживающего

в квартипах,

ориентированных на магистральные улицы (И. Л. Карагодина, С. А. Солдаткина. 1972). По мнению М. М. Уварова и Ю. Д. Окольничпикова (1965), площадь жилых микрораойнов и кварталов, подвергаюшяяся интенсивному воздействию транспортного шума, достига­ ет 50%. Шум в квартирах при открытых окнах, ориентированных на магистраль, в условиях Алма-Аты и Караганды всего на 4-—15 дБА

меньше средней величины шума на проезжей части

(В. А. Токарев,

1972). Следовательно, в зоне сильного воздействия

транспортного

шума находятся прежде всего те части квартала, микрорайона, ко­ торые расположены вдоль транспортных магистралей- В подтвер­ ждение сказанному нами проведен анализ опроса 3285 жителей Алма-Аты и Караганды, проживающих на территории примагистрпльпой застройки, в зависимости от ориентации квартир.

Результаты исследования показали, что лица, живущие в квар­ тирах, ориентированных на магистраль, наибольший процент жалоб

предъявляли

на транспортный

шум—99,1 ±1,8%, на

внутриквар­

тальный —

21,6± 7,4%, на

внутриквартирный

шум —

23,3±2,0%. Лица, живущие в квартирах, ориентированных на ма­ гистраль - двор, также большой процент жалоб предъявляли на транспортный шум 92,5±4,1 %, на внутриквартальный—53,7±7,6%, на внутриквартирный шум — 30,6±7,0%. Несколько ниже процент жалоб у лиц, живущих в квартирах, ориентированных во двор, на проникающий транспортный шум—72,2± 13,5%, однако увеличива­ ется частота жалоб на внутриквартальный (70,7± 13,9%) и внутрнквзртирный шум (39,0± 14,8%). Реакция населения по степени бес­ покойства, оцениваемая по четырехбалльной системе, выявила ее

отличие у лиц, проживающих в квартирах с различной ориента­ цией (табл. 1),

Ш


Таблица 1.

Распределение реакций населения на шум по ориентации квартир.

Транспортный шум

 

Показатели

Р е а к ц и я на ш у м

Ориентация

не бес­

слабо

беспо­

сильно

выборки

 

покоит

беспо­

коит

беспо­

 

 

 

коит

 

коит

Магистраль

%

0 9±0.5

2,6±2 7

27,6±0,8

69,0±8,4

Магистраль-двор

с доверитель

7,5±4,1

6,9±3,9

20,0±6,1

65,6±7,3

Двор

ным интервалом 26,8± 13,5

12,1±9,8

22,0±12,5

39 0± 14,8

 

Внутриквартальный шум

 

 

Магистраль

%

78, 4±7.4

2,6±2,7

8,6±5,1

10,3±5,5

>Магвст;раль-двор

с доверитель-

46,3±7,6

8.8±4,3

15,0±5,5

30,0±7,0

Двор

ным интервалом29,3± 13,9

12,1±9,8

19,5±11,9

39,0± 14,8

 

Внутриквартирный шум

 

 

Магистраль

%

7R.7±7.6

5.2± 4,1

8.6±5,1

9.5±5,2

Магистраль-двор

с доверитель-

694±7,0

5.0±3.3

7,5±4,1

18.1±5,9

Двор

ным интервалом Ы,0± 14,9

7.3±7,8

12,1±9,8

19,5± 11,9

Так, по реакции «сильно беспокоит» жители квартир, ориентиро­ ванных на магистраль, магистраль-двор, в большей степени оцени­ вают неблагоприятное влияние транспортного шума, чем лица, про­ живающие в квартирах с ориентацией во двор (р<0,01). Различий в жалобах при ориентации магистраль, магистраль—двор не обна­ ружено (р>0,05). Внутриквартальный шум больше беспокоит жи­ телей, проживающих в квартирах с ориентацией во двор, несколько

в меньшей степени — магистраль-двор, видимо, за счет

дополни­

тельного влияния проникающего шума с транспортных

магистра­

лей.

 

Итак, проведенный анализ опроса жителей свидетельствует о том. что шум, возникающий на проезжей части магистралей, распростра­ няется не только на примагистральную территорию жилой застрой­ ки, но и далеко вглубь, создавая тем самым неблагоприятные аку­ стические условия для населения. Из этого следует необходи­ мость уже сейчас внедрять в практику градостроительства комп­ лекс шумозащитных средств, способствующих нормализации аку­ стического комфорта. При проектировании новой и реконструк­ ции существующей улично-дорожной сети городов необходимо ма­ гистрали транзитного движения прокладывать, минуя селитебную зону. При невозможности сделать это — обеспечить изоляцию транспортных магистралей от жилой застройки территориальными разрывами, шумозащитным озеленением, придорожными экрану

, . 2 3 0