Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рующими сооружениями; при строительстве новых микрорайонов необходимо располагать застройку с таким удалением в глубину от транспортных потоков, чтобы в ближайшей зоне — зоне высоких уровней шума — находились здания нежилого назначения. Во вто­ рой от магистрали зоне целесообразна жилая застройка высотой до 4—5 этажей, при этом желательно, чтобы расположение зда­ ний было строчным, перпендикулярно оси движения транспорта; в третьей зоне — жилая застройка повышенной этажности. В целях увеличения пропускной способности магистралей и безопасности

пешеходов необходимо строительство подземных (или надземных) переходов. При строительстве новых микрорайонов и реконструкции существующих наибольший эффект снижения транспортного шума может быть получен путем использования естественных и искусст­ венных экранирующих элементов поперечного профиля, располо­ женных в непосредственной близости от проезжей части, на расстоя­ нии от одного до 5 метров. К таким элементам прежде всего следует отнести откосы выемок, насыпей, кавальеров, подпорные стенки, специальные шумозащитные стенки и т. д. Административ­

но-общественные здания должны проектироваться с повышенными звукоизоляционными качествами ограждающих конструкций, с глу­ хим остеклением, применением систем кондиционирования, исполь­ зованием звукопоглащающих материалов. С целью увеличения раз­ мера санитарно-защитной зоны и снижения проникающего шума в жилые помещения необходимо расширить поперечный профиль улиц по 100—120 метров.

Кооме снижения транспортного шума в городе, в ряде случаев требуется также регулировать шумовой режим, вызываемый вну­ триквартальными источниками. Для этой цели могут применяться шумозащитные зеленые насаждения, экраны в виде стенок, изоля­ ция спортивных, игровых комплексов от жилых домов на рассто­ яние, при котором шум не будет превышать санитарные нормы в жилых помещенияхПлощадки активного отдыха наиболее целе­ сообразно окружать плотными древесно-кустарниковыми посадка­ ми.

Таким образом, рассмотренные принципиальные схемы приемов шумозащиты могут иметь весьма разнообразные формы конкрет­ ного воплощения в практике планировки и застройки городов.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ДНЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЕ ИНТЕРНАТЕ.

Р. Б. Темкина

Физиологической основой режима дня учащихся являются зако­ номерности их высшей нервной деятельности, выработка условных рефлексов на время и другие раздражители внешней среды, В кон-

- . 2 3 1


Кретных условиях внешней среды у воспитанников образуется стой­ кий динамический стереотип, вырабатывается определенный ритм в работе систем организма. На основе учета возрастных и индиви­ дуальных особенностей воспитанников предусматривается регла­ ментированная продолжительность учебных занятий трудовой и творческой деятельности учащихся.

Нами изучен режим дня воспитанников музыкального интерната города Караганды, дана гигиеническая оценка фактической нагруз­ ки воспитанников.

Режим дня изучался по хроиомстражным листам, ответы па воп­ росы позволяли выявить характер и продолжительность деятель­ ности и отдыха воспитанников на протяжении суток, предшествую­ щих дню обследования. Хронометражный лист заполнялся на уро­ ках в присутствии обследователя педагога или воспитателя. По­ лученные данные о 185 воспитанниках средних и старших классов

Анализ режима дня дает по основным разделам суточной деяте­ льности воспитанников, а именно: учебные занятия в школе, домаш­ ние занятия, питание, внеучебные занятия, двигательная актив­ ность, сон.

Первая половина дня выделена индивидуально для учебных за­ нятий по специальности (музыка) и приготовления домашних зада­ ний. Вторая половина дня с 2-х часов, для учебных занятий в школе по предметам основных наук, а часть времени используется вечером для занятий по музыке. Структура учебной деятельности такова, что воспитанники с установленными перерывами весь день отдают, в различных вариантах, учебным занятиям.

Нами выявлено, что воспитанники начинают учебные занятия ут­ ром в хорошем состоянии высших отделов нервной системы. Ут­ ренний подъем одинаков во времени для всех воспитанников — 7 часов, лишь часть воспитанников встает на 15 минут раньше (6 час. 45 мин), что гигиенически не желательно.

Большая группа воспитанников начинает занятия по музыке в 8 часов утра (35%), другая группа позже. На самообслуживание ут­ ром используется 1,0—1,5 часа. Около 32% воспитанников готовят недовыполненные домашние задания. Самообслуживание в течении дня складывается из уборки коридоров, личной гигиены (утренний и вечерний туалет), уход за одеждой, обувью. В дневные часы вос­ питанники помогают в приготовлении пищи, уборке помещений, сголовой, что выполняется воспитанниками поочередно. Поручения по самообслуживанию выполняются аккуратно и не отнимают из­ быточного времени. ,

В школе занятия длятся 5—б учебных часов, подготовка домашших заданий—2-*-3 часд и занятия по музыке—3 часа что хаоакте-

т


ризует заметную Нагрузку воспитанников. Так как обучение по му­ зыке ведется индивидуально, они разбросаны во времени с неболь­ шими перерывами в течение учебного дня.

Школа готовит по многим специальностям: фортепияно,

баян,

трамбон, флейта, габой, скрипка, виоланчель, кабаз, труба.

Про­

граммы по музыке насыщены, пожалуй даже перегружены.

 

Учебные занятия по общеобразательным предметам начинаются в 14 час. 15 мин. Программа по общеобразовательным предметам в музыкальной школе мало отличается от обычной общеобразо­ вательной школы, а количество учебных часов по предметам отво­ дится меньше, что увеличивает объем самостоятельного усвоения учебного материала вне школы на самоподготовке. Расписание уче­ бных занятий имеет ряд гигиенических нарушений —трудные пред­ меты. физика, математика выносится иногда на последние учебные часы. Не полностью соблюдалось чередование предметов гумани­ тарного, математического, биологического циклов.

Самоподготовка проводилась в очень ограниченное время и вос­ питанникам приходилось готовить часть уроков вечером или утром после подъема.

Рассматривая вопрос о двигательной активности воспитанников следует учесть, что для учащихся утомительна не только умствен­ ная работа в школе, но и большая статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении за партой во время занятий. Для учащихся предусмотрены лишь две непродолжительные прогулки, а необходимо иметь не менее 2,5 ча­ са в день на прогулки на открытом воздухе.

Питание — завтрак, обед не проводятся единовременно для всех воспитанников, ввиду их занятости на индивидуальных занятиях по музыке. Отсюда перерывы между приемами пищи различны по длительности — 2,5 — 4,0 часа. Такое нарушение режима питания гигиенически не оправдано. При таком порядке получения питания писпитанники не всегда успевают получить пищу в горячем виде.

Большое значение в режиме дня уделяется длительности сна. Длительность сна у воспитанников 9 часов — что вполне достаточно.

Отдых воспитанника во время сна протекает благоприятно. В этом пас убедили исследования функционального состояния нервной си­ стемы ко времени утреннего подъема. Нами проведены также ис­ следования у группы воспитанников в 15 человек, которые выпол­ няли все элементы режима, но более тщательно. Учитывалась их успеваемость, и исследовалась «общая» работоспособность по кор­ ректурным таблицам. Полученные данные подтвердили, что «об­ щая» работоспособность улучшилась на 32% у тех, кто лучше выпо­

лнял все элементы режима дня.

Улучшилась у этих воспитанников

и успеваемость.

..


Проведенные исследования показывают сложный и напряженный режим учебных занятий в музыкальной школе-интернате. Жизнь воспитанников, музыкальной школы-интерната интересная, много­ образная, увлекательная и это сказывается положительно на само-

. чувствии, подъеме творческой активности вспитанников.

ЭКСКРЕЦИЯ КАТЕХОЛАМИНОВ ПРИ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ ГОРНОРАБОЧИХ

Э. А. Толоконникова

Учитывая частоту вибрационной болезни среди профессиональ­ ных заболеваний в республике, изучение вопросов патогенеза и клинического течения заболевания у горнорабочих является акту­ альным и необходимым. Важным для понимания патогенеза вибра­ ционной болезни является изучение нейрогуморальных соотноше­ ний, т. е. химических механизмов нервной регуляции (Э. И. Дрогичина с соавт., 1968. 1971; В. Г. Артамонова, А. В. Лутай, 1971; Д- К. Абрамович-Поляков с соавт., 1972; Н. А. Макаренко с соавт., 1974). В клинической картине вибрационной болезни ведущим является вегетативно-сосудистая дисфункция.

Симпато-адреналовая система, ведущая роль которой в регуля­ ции сосудистого тонуса известна, при вибрационной болезни горно­ рабочих почти не изучена.

Целью настоящей работы явилось изучение активности симнатоадреналовой системы в зависимости от степени выраженности забо­

левания- О функциональном состоянии симпато-адреналовой системы суди­

ли по экскреции адреналина с мочой (гормональное звено), но­ радреналина (медиаторное звено) и по содержанию адреналиноподобных веществ в крови с учетом коэффициента специфичности.

Согласно данным Н. И. Гращенкова (1964), Г. Н. Кассиля (1964, 1965), Э. Ш. Матлиной, В. В. Меньшикова, 1967) содержание кате­ холаминов (адреналина в норадреналина), в крови и моче не только отражает, но в значительной степени определяет состояние симпа- т Vадреналовой системы в целом и ее отдельных звеньев симпати­ ческого (нервного) и адреналового (гормонального).

В работе использован триоксиидоловый флюорометрический ме­ тод определения катехоламинов в моче (по В. В. Меньшикову, 1961, с внесенными нами дополнениями и изменениями).

Нами обследовано 210 больных в возрасте от 29 до 52 лет и ста­ жем работы виброинструментами от 3 до 20 лет: бурильщиков—98, проходчиков—112 человек. Контрольную группу составляли 33 рабо­ чих, не подвергшихся в процессе работы воздействию вибрации.

Клинические проявления заболевания и результаты клинико-фи­ зиологических исследований позволили диагностировать начальные

234


явления вибрационной болезни у 104 человек, умеренно выражен­ ные—у 94 и выраженные—у 12 больных (по классификации Э. А. Дрогичиной, 1968). Количество катехоламинов в суточной моче оп­ ределяли у больных на второй или третий день поступления в кли­ нику.

Результаты исследования адреналиноподобных веществ крови больных вибрационной болезнью показали, что в начальной стадии заболевания их количество составило 7,86±0,72 мгк%, при норме

6,82±0,99 мгк%.

Эта тенденция к повышению адреналиноподобных веществ в крови больных в начальной стадии заболевания обусловлена, повидимому, активацией симпато-адреналовой системы в результате перераздраженпя периферических вегетативных образований. -

Увеличение коэффициента специфичности у больных с вибраци­ онной болезнью свидетельствовало о накоплении свободного адре­ налина в крови. Отсутствие существенных изменений в содержании адреналиноподобных веществ в крови не исключало наличия скры­ тых изменений функционального состояния симпато-адреналовой системы при вибрационной болезни. Подтверждением этого явля­ лась тенденция к повышению адреналиноподобных веществ в кро­ ви больных в начальной стадии заболевания с последующим их снижением по мере прогрессирования патологического процесса.

Суточное выделение адреналина с мочой в контрольной группе

составило 6,32±0,26

мгк/сутки; норадреналина—22,11 ±0,38

мгк/

сутки, что согласуется с данными Э. Ш. Матлиной (1961),

В. В.

Меньшикова (1961),

И. Э. Софиевой (1965).

 

У больных вибрационной болезнью было обнаружено умеренное увеличение фоновой экскреции адреналина и снижение уровня экс­ креции норадреналина в суточной моче. Наибольшая концентрация адреналина установлена у больных с начальной стадией заболева­

ния; с прогрессированием

заболевания наблюдалось

сни­

жение количества адреналина.

При выраженных явлениях

вибра­

ционной болезни экскреция норадреналина оказалась наиболее ни­ зкой. Сопоставление показателей обмена катехоламинов, у боль­ ных с различными стадиями вибрационной болезни выявило существенные_сдв_иги в_экскреции норадреналина. Так, у больных с уме­ ренно выраженными явлениями вибрационной болезни по сравне” нию с начальными наблюдалось статистически достоверное умень­

шение выделения норадреналина

(Р < 0,001), прогрессирующие в

стадии выраженных расстройств

(Р<0,001).

Показатели экскреции катехоламинов с мочой у больных находи­ лись в зависимости от тяжести заболевания (табл. 1).

4ЙР