Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
рующими сооружениями; при строительстве новых микрорайонов необходимо располагать застройку с таким удалением в глубину от транспортных потоков, чтобы в ближайшей зоне — зоне высоких уровней шума — находились здания нежилого назначения. Во вто рой от магистрали зоне целесообразна жилая застройка высотой до 4—5 этажей, при этом желательно, чтобы расположение зда ний было строчным, перпендикулярно оси движения транспорта; в третьей зоне — жилая застройка повышенной этажности. В целях увеличения пропускной способности магистралей и безопасности
пешеходов необходимо строительство подземных (или надземных) переходов. При строительстве новых микрорайонов и реконструкции существующих наибольший эффект снижения транспортного шума может быть получен путем использования естественных и искусст венных экранирующих элементов поперечного профиля, располо женных в непосредственной близости от проезжей части, на расстоя нии от одного до 5 метров. К таким элементам прежде всего следует отнести откосы выемок, насыпей, кавальеров, подпорные стенки, специальные шумозащитные стенки и т. д. Административ
но-общественные здания должны проектироваться с повышенными звукоизоляционными качествами ограждающих конструкций, с глу хим остеклением, применением систем кондиционирования, исполь зованием звукопоглащающих материалов. С целью увеличения раз мера санитарно-защитной зоны и снижения проникающего шума в жилые помещения необходимо расширить поперечный профиль улиц по 100—120 метров.
Кооме снижения транспортного шума в городе, в ряде случаев требуется также регулировать шумовой режим, вызываемый вну триквартальными источниками. Для этой цели могут применяться шумозащитные зеленые насаждения, экраны в виде стенок, изоля ция спортивных, игровых комплексов от жилых домов на рассто яние, при котором шум не будет превышать санитарные нормы в жилых помещенияхПлощадки активного отдыха наиболее целе сообразно окружать плотными древесно-кустарниковыми посадка ми.
Таким образом, рассмотренные принципиальные схемы приемов шумозащиты могут иметь весьма разнообразные формы конкрет ного воплощения в практике планировки и застройки городов.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ДНЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЕ ИНТЕРНАТЕ.
Р. Б. Темкина
Физиологической основой режима дня учащихся являются зако номерности их высшей нервной деятельности, выработка условных рефлексов на время и другие раздражители внешней среды, В кон-
- . 2 3 1
Кретных условиях внешней среды у воспитанников образуется стой кий динамический стереотип, вырабатывается определенный ритм в работе систем организма. На основе учета возрастных и индиви дуальных особенностей воспитанников предусматривается регла ментированная продолжительность учебных занятий трудовой и творческой деятельности учащихся.
Нами изучен режим дня воспитанников музыкального интерната города Караганды, дана гигиеническая оценка фактической нагруз ки воспитанников.
Режим дня изучался по хроиомстражным листам, ответы па воп росы позволяли выявить характер и продолжительность деятель ности и отдыха воспитанников на протяжении суток, предшествую щих дню обследования. Хронометражный лист заполнялся на уро ках в присутствии обследователя педагога или воспитателя. По лученные данные о 185 воспитанниках средних и старших классов
Анализ режима дня дает по основным разделам суточной деяте льности воспитанников, а именно: учебные занятия в школе, домаш ние занятия, питание, внеучебные занятия, двигательная актив ность, сон.
Первая половина дня выделена индивидуально для учебных за нятий по специальности (музыка) и приготовления домашних зада ний. Вторая половина дня с 2-х часов, для учебных занятий в школе по предметам основных наук, а часть времени используется вечером для занятий по музыке. Структура учебной деятельности такова, что воспитанники с установленными перерывами весь день отдают, в различных вариантах, учебным занятиям.
Нами выявлено, что воспитанники начинают учебные занятия ут ром в хорошем состоянии высших отделов нервной системы. Ут ренний подъем одинаков во времени для всех воспитанников — 7 часов, лишь часть воспитанников встает на 15 минут раньше (6 час. 45 мин), что гигиенически не желательно.
Большая группа воспитанников начинает занятия по музыке в 8 часов утра (35%), другая группа позже. На самообслуживание ут ром используется 1,0—1,5 часа. Около 32% воспитанников готовят недовыполненные домашние задания. Самообслуживание в течении дня складывается из уборки коридоров, личной гигиены (утренний и вечерний туалет), уход за одеждой, обувью. В дневные часы вос питанники помогают в приготовлении пищи, уборке помещений, сголовой, что выполняется воспитанниками поочередно. Поручения по самообслуживанию выполняются аккуратно и не отнимают из быточного времени. ,
В школе занятия длятся 5—б учебных часов, подготовка домашших заданий—2-*-3 часд и занятия по музыке—3 часа что хаоакте-
т
ризует заметную Нагрузку воспитанников. Так как обучение по му зыке ведется индивидуально, они разбросаны во времени с неболь шими перерывами в течение учебного дня.
Школа готовит по многим специальностям: фортепияно, |
баян, |
трамбон, флейта, габой, скрипка, виоланчель, кабаз, труба. |
Про |
граммы по музыке насыщены, пожалуй даже перегружены. |
|
Учебные занятия по общеобразательным предметам начинаются в 14 час. 15 мин. Программа по общеобразовательным предметам в музыкальной школе мало отличается от обычной общеобразо вательной школы, а количество учебных часов по предметам отво дится меньше, что увеличивает объем самостоятельного усвоения учебного материала вне школы на самоподготовке. Расписание уче бных занятий имеет ряд гигиенических нарушений —трудные пред меты. физика, математика выносится иногда на последние учебные часы. Не полностью соблюдалось чередование предметов гумани тарного, математического, биологического циклов.
Самоподготовка проводилась в очень ограниченное время и вос питанникам приходилось готовить часть уроков вечером или утром после подъема.
Рассматривая вопрос о двигательной активности воспитанников следует учесть, что для учащихся утомительна не только умствен ная работа в школе, но и большая статическая нагрузка, которая необходима для удержания тела в определенном положении за партой во время занятий. Для учащихся предусмотрены лишь две непродолжительные прогулки, а необходимо иметь не менее 2,5 ча са в день на прогулки на открытом воздухе.
Питание — завтрак, обед не проводятся единовременно для всех воспитанников, ввиду их занятости на индивидуальных занятиях по музыке. Отсюда перерывы между приемами пищи различны по длительности — 2,5 — 4,0 часа. Такое нарушение режима питания гигиенически не оправдано. При таком порядке получения питания писпитанники не всегда успевают получить пищу в горячем виде.
Большое значение в режиме дня уделяется длительности сна. Длительность сна у воспитанников 9 часов — что вполне достаточно.
Отдых воспитанника во время сна протекает благоприятно. В этом пас убедили исследования функционального состояния нервной си стемы ко времени утреннего подъема. Нами проведены также ис следования у группы воспитанников в 15 человек, которые выпол няли все элементы режима, но более тщательно. Учитывалась их успеваемость, и исследовалась «общая» работоспособность по кор ректурным таблицам. Полученные данные подтвердили, что «об щая» работоспособность улучшилась на 32% у тех, кто лучше выпо
лнял все элементы режима дня. |
Улучшилась у этих воспитанников |
и успеваемость. |
.. |
Проведенные исследования показывают сложный и напряженный режим учебных занятий в музыкальной школе-интернате. Жизнь воспитанников, музыкальной школы-интерната интересная, много образная, увлекательная и это сказывается положительно на само-
. чувствии, подъеме творческой активности вспитанников.
ЭКСКРЕЦИЯ КАТЕХОЛАМИНОВ ПРИ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ ГОРНОРАБОЧИХ
Э. А. Толоконникова
Учитывая частоту вибрационной болезни среди профессиональ ных заболеваний в республике, изучение вопросов патогенеза и клинического течения заболевания у горнорабочих является акту альным и необходимым. Важным для понимания патогенеза вибра ционной болезни является изучение нейрогуморальных соотноше ний, т. е. химических механизмов нервной регуляции (Э. И. Дрогичина с соавт., 1968. 1971; В. Г. Артамонова, А. В. Лутай, 1971; Д- К. Абрамович-Поляков с соавт., 1972; Н. А. Макаренко с соавт., 1974). В клинической картине вибрационной болезни ведущим является вегетативно-сосудистая дисфункция.
Симпато-адреналовая система, ведущая роль которой в регуля ции сосудистого тонуса известна, при вибрационной болезни горно рабочих почти не изучена.
Целью настоящей работы явилось изучение активности симнатоадреналовой системы в зависимости от степени выраженности забо
левания- О функциональном состоянии симпато-адреналовой системы суди
ли по экскреции адреналина с мочой (гормональное звено), но радреналина (медиаторное звено) и по содержанию адреналиноподобных веществ в крови с учетом коэффициента специфичности.
Согласно данным Н. И. Гращенкова (1964), Г. Н. Кассиля (1964, 1965), Э. Ш. Матлиной, В. В. Меньшикова, 1967) содержание кате холаминов (адреналина в норадреналина), в крови и моче не только отражает, но в значительной степени определяет состояние симпа- т Vадреналовой системы в целом и ее отдельных звеньев симпати ческого (нервного) и адреналового (гормонального).
В работе использован триоксиидоловый флюорометрический ме тод определения катехоламинов в моче (по В. В. Меньшикову, 1961, с внесенными нами дополнениями и изменениями).
Нами обследовано 210 больных в возрасте от 29 до 52 лет и ста жем работы виброинструментами от 3 до 20 лет: бурильщиков—98, проходчиков—112 человек. Контрольную группу составляли 33 рабо чих, не подвергшихся в процессе работы воздействию вибрации.
Клинические проявления заболевания и результаты клинико-фи зиологических исследований позволили диагностировать начальные
234
явления вибрационной болезни у 104 человек, умеренно выражен ные—у 94 и выраженные—у 12 больных (по классификации Э. А. Дрогичиной, 1968). Количество катехоламинов в суточной моче оп ределяли у больных на второй или третий день поступления в кли нику.
Результаты исследования адреналиноподобных веществ крови больных вибрационной болезнью показали, что в начальной стадии заболевания их количество составило 7,86±0,72 мгк%, при норме
6,82±0,99 мгк%.
Эта тенденция к повышению адреналиноподобных веществ в крови больных в начальной стадии заболевания обусловлена, повидимому, активацией симпато-адреналовой системы в результате перераздраженпя периферических вегетативных образований. -
Увеличение коэффициента специфичности у больных с вибраци онной болезнью свидетельствовало о накоплении свободного адре налина в крови. Отсутствие существенных изменений в содержании адреналиноподобных веществ в крови не исключало наличия скры тых изменений функционального состояния симпато-адреналовой системы при вибрационной болезни. Подтверждением этого явля лась тенденция к повышению адреналиноподобных веществ в кро ви больных в начальной стадии заболевания с последующим их снижением по мере прогрессирования патологического процесса.
Суточное выделение адреналина с мочой в контрольной группе
составило 6,32±0,26 |
мгк/сутки; норадреналина—22,11 ±0,38 |
мгк/ |
сутки, что согласуется с данными Э. Ш. Матлиной (1961), |
В. В. |
|
Меньшикова (1961), |
И. Э. Софиевой (1965). |
|
У больных вибрационной болезнью было обнаружено умеренное увеличение фоновой экскреции адреналина и снижение уровня экс креции норадреналина в суточной моче. Наибольшая концентрация адреналина установлена у больных с начальной стадией заболева
ния; с прогрессированием |
заболевания наблюдалось |
сни |
жение количества адреналина. |
При выраженных явлениях |
вибра |
ционной болезни экскреция норадреналина оказалась наиболее ни зкой. Сопоставление показателей обмена катехоламинов, у боль ных с различными стадиями вибрационной болезни выявило существенные_сдв_иги в_экскреции норадреналина. Так, у больных с уме ренно выраженными явлениями вибрационной болезни по сравне” нию с начальными наблюдалось статистически достоверное умень
шение выделения норадреналина |
(Р < 0,001), прогрессирующие в |
стадии выраженных расстройств |
(Р<0,001). |
Показатели экскреции катехоламинов с мочой у больных находи лись в зависимости от тяжести заболевания (табл. 1).
4ЙР