Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обозначим

 

 

----------- д1(2) ______ = w

(р)

(III.142)

1 + ^ ФЦ2)(Р )^ Д1(2)(Р)

И2)Р

 

где W 1 (p) и W 2 (р) — передаточные функции первичных двигателей

с учетом регулирования только по каналу отклонения ф. Характерной особенностью данной структуры является наличие

разностного звена ) — W 2 (р). Вследствие этого при обеспече­ нии Wi (р) — W 2 (р) = 0 в системе будут отсутствовать перетоки мощ­ ности АР и работа системы становится эквивалентной одиночной ра­ боте каждого ГА.

Следовательно, влияя определенным образом на разность ПФ, можно добиться желаемой фильтрации, т. е. снизить АР до требуемого значения. При статических регуляторах скорости равенство W t (р) = = W 2 (р) может обеспечиваться лишь выбором однотипных ГА с иден­ тичными системами регулирования.

В СЭС, где применяются разнотипные ГА, может быть избран дру­ гой путь уменьшения АР, связанный со стремлением каждой из пере­ даточных функций Wx(2) (р) к нулю. Это может быть достигнуто вве­ дением сигнала по нагрузке (по возмущению). Как видно из выраже­ ния (III. 141), для этого необходимо обеспечить следующее равен­ ство:

которое выражает обычное требование к каналу регулирования по нагрузке на одиночной работе агрегата.

Учитывая, что это условие в динамике может быть выполнено лишь приближенно, даже для основного возмущения, т. е. суммарной нагрузки (из-за ограниченности быстродействия канала регулирова­ ния по нагрузке) и не выполняется для возмущений, связанных с из­

менением момента первичных двигателей, можно

прийти к выводу

о необходимости введения управления по разности

между задаваемой

долей каждого агрегата и его текущей нагрузкой. В случае параллель­ ной работы двух ГА одинаковой мощности эта разность равна поло­ вине разности нагрузки каждого агрегата, т. е.

2

Введение сигнала управления по АР может быть осуществлено так, как показано пунктиром на рис. III.25.

В соответствии с рис. III.25 рассмотрим передаточные функции системы по каналу управления Wy (р) и возмущения WB(р).

Для получения результата в удобном для оценки виде примем. (III.143)

где Т {(2) — постоянные времени разгона ГА;

(III.144)

149



где б, 2 — степень неравномерности регулятора скорости (наклон статической характеристики регулятора)

(III.145)

где Т и , (2) — эквивалентная

постоянная времени канала регулятора

скорости по возмущению (нагрузке); | и1(2)— декремент затухания.

Передаточная функция канала регулирования по возмущению является ПФ следящей системы, преобразующей сигнал, пропорцио­ нальный нагрузке в момент первичного двигателя.

Эквивалентная постоянная времени и декремент затухания этого звена зависят от конструктивного решения и вида применяемой кор­ рекции в данной следящей системе.

Коэффициент В (р) выражает в общем случае отставание момента, развиваемого первичным двигателем, от положения органа подачи энергоносителя. В этом случае ПФ разомкнутой системы при управ-

 

др

лении через ведомый ГА (HanpHMeps второй) Wy (p) = будет иметь

вид

 

Wy (Р) = Г ра (р) Wt (р) №эм (р),

(III.146)

где

 

г * ™

^ эм(Р)

 

1 + ^ - W r (p) ц М р ) ,

^ i(P )

 

^2

Подставив значение ПФ из выражений

(III. 143) — (III. 145), а

также значение WT(p) из (III. 139) в выражение (III. 146), преобразуем его к удобному для анализа виду.

При преобразовании учтем, что корни характеристического урав­ нения выражения (III. 146) отличаются по модулю. Так как характе­ ристическое уравнение имеет 3-й порядок, а переходной процесс па­ раллельно работающих ГА содержит колебательную составляющую то один из корней будет вещественным, а два других комплексно со­

пряженными.

 

 

 

 

 

 

Учитывая,

что

модуль

комплексно сопряженных

корней велик

и составляет

для

судовых

генераторов,

работающих

в

параллель

12—30 1/с (частота свободных колебаний

параллельно

работающих

судовых ГА составляет 2—5 Гц), то при отыскании этих корней в ха­ рактеристическом уравнении можно пренебречь единицей. В этом слу­ чае характеристическое уравнение становится уравнением 2 -го порядка и отыскание корней не представляет затруднений.

Вещественный корень может быть определен из «хвоста» характе­ ристического уравнения (т. е. учета только последних двух его чле­ нов), так как декремент затухания колебательной составляющей про­ цесса незначителен и для судовых ГА, как правило, не превышает 0,4.

150


После отыскания корней многочлен 3-го порядка может быть пред­

ставлен в виде произведения типовых звеньев.

 

 

 

Таким образом, выражение

(III. 146)

может

быть

преобразовано

к виду

 

 

 

 

М г (Р)

 

 

 

 

 

 

 

Wy (p)

 

 

X

 

 

 

 

 

2Р2 +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чР + 1

 

 

 

 

 

1

6 * — (6 1r 1p + 1) f - ^ - p + 1

 

 

 

 

kj

бд.

0 2

 

 

 

\Mso

 

 

 

 

X

 

 

^

k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h .

6 * \ k t

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kl

 

 

 

 

 

 

 

D

 

x

 

 

 

Г

e1r 1 +

fl,rt

 

 

 

 

 

W

^ + ^ - W

 

Mso

P + 1

 

&

+ t l')“ sMso

m so

 

 

\ *2

К )

 

 

U *

 

 

k j

 

 

 

 

 

При одинаковых статизмах бх =

 

 

=

 

 

 

(III.147)

6 2

8

 

 

 

 

 

 

UMP) =

M i (p)

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^L p2 + 2 ^и2Ги2p + 1

 

 

 

 

 

 

^1 (61Г1Р -f- 1) ( —— p +

1

 

 

 

X

 

 

____________\MSQ

 

 

 

 

 

 

 

[6(T1k1+ T 2k2) p + 1 ] X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

Ti + T2

 

1 D 1 P + 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( — + 1±V

m s0

 

* ( t

-

+

—U G>s/Hso

Also

 

\ k2

ki)

 

 

 

h

I

 

 

 

 

 

 

U s

 

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(III. 148)

Как видно из выражений (III. 147) и (III. 148), ПФ по управлению

может быть представлена в виде произведения типовых звеньев.

 

Составляющие

первого

сомножителя

выражения

(III. 147)

были

рассмотрены

выше. Второй

сомножитель

выражения

(III. 147)

пред­

ставляет собой произведение колебательного и интегродифференцирующего звена. Частота и декремент затухания колебательного звена определяются как механическими, так и электрическими парамет­ рами ГА. Демпфирование этого звена зависит от параметров САРС, а также от демпфирующих свойств генераторов.

Уточнение параметров колебательного звена (частоты собственных колебаний и декремента затухания) может быть произведено экспе­ риментально по начальной стадии переходного процесса параллельно работающих машин (например, после их синхронизации).

Параметры интегродифференцирующего звена определяются зна­ чениями постоянных инерции ГА и коэффициентами усиления регу­ ляторов скорости, т. е. только параметрами первичных двигателей.

151


Рассмотрим далее ПФ системы по возмущению, т. е.

АР

WB(P)

АР„

^ W r i p )

^ в (Р ) = [ ^ 1 ( Р ) - ^ 2 (р)]

0)s WT(p)[Wx ( p ) + W 2 (p)}

(III.149)

Примем следующие допущения, которые, не снижая общности анализа, позволяют упростить выражения:

h = b t = b\

W р1 (р) =

Wр2 (p) = Wp (р); В х (р) = Б 2 (р) = 1.

Тогда, учитывая

значения

ПФ из выражений

(III.143) — (III.145),

а также значение,

приведенное выше,

получим

 

 

 

 

 

^в(Р )

________1________

X

 

 

 

 

т у + 2| и2Ги2р + 1

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 - Ь ) (6 i - 6 2) 1 + S A

62

{ Т , ~ Т х) р X

 

 

 

^1

j_ ^2

 

 

 

 

 

 

k\

k%

 

 

 

 

p2

 

 

х (дГ" р + 1

j T

И 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 b

1

6

 

X

__\Afso

sl6 2

 

 

 

 

 

 

I I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

«L

 

 

 

 

 

 

 

kg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 A 1 +

2

 

Z)

p + И

 

 

 

 

6A (■“

T-

) wsmso M.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

«1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(III. 150)

Спецификой данной ПФ является наличие в числителе трех диффе­ ренцирующих звеньев, одно из которых (звено 2 -го порядка) обуслов­ лено инерционностью исполнительного механизма канала по нагрузке, а другие ■— разностью моментов инерции ГА и дифференцирующими свойствами генератора (за счет демпферной составляющей электро­ магнитного момента).

Знаменатель этой ПФ аналогичен знаменателю ПФ по управле­ нию Wy (р).

152