Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
Обозначим |
|
|
----------- д1(2) ______ = w |
(р) |
(III.142) |
1 + ^ ФЦ2)(Р )^ Д1(2)(Р) |
И2)Р |
|
где W 1 (p) и W 2 (р) — передаточные функции первичных двигателей |
с учетом регулирования только по каналу отклонения ф. Характерной особенностью данной структуры является наличие
разностного звена (р) — W 2 (р). Вследствие этого при обеспече нии Wi (р) — W 2 (р) = 0 в системе будут отсутствовать перетоки мощ ности АР и работа системы становится эквивалентной одиночной ра боте каждого ГА.
Следовательно, влияя определенным образом на разность ПФ, можно добиться желаемой фильтрации, т. е. снизить АР до требуемого значения. При статических регуляторах скорости равенство W t (р) = = W 2 (р) может обеспечиваться лишь выбором однотипных ГА с иден тичными системами регулирования.
В СЭС, где применяются разнотипные ГА, может быть избран дру гой путь уменьшения АР, связанный со стремлением каждой из пере даточных функций Wx(2) (р) к нулю. Это может быть достигнуто вве дением сигнала по нагрузке (по возмущению). Как видно из выраже ния (III. 141), для этого необходимо обеспечить следующее равен ство:
которое выражает обычное требование к каналу регулирования по нагрузке на одиночной работе агрегата.
Учитывая, что это условие в динамике может быть выполнено лишь приближенно, даже для основного возмущения, т. е. суммарной нагрузки (из-за ограниченности быстродействия канала регулирова ния по нагрузке) и не выполняется для возмущений, связанных с из
менением момента первичных двигателей, можно |
прийти к выводу |
о необходимости введения управления по разности |
между задаваемой |
долей каждого агрегата и его текущей нагрузкой. В случае параллель ной работы двух ГА одинаковой мощности эта разность равна поло вине разности нагрузки каждого агрегата, т. е.
2
Введение сигнала управления по АР может быть осуществлено так, как показано пунктиром на рис. III.25.
В соответствии с рис. III.25 рассмотрим передаточные функции системы по каналу управления Wy (р) и возмущения WB(р).
Для получения результата в удобном для оценки виде примем. (III.143)
где Т {(2) — постоянные времени разгона ГА;
(III.144)
149
где б, 2 — степень неравномерности регулятора скорости (наклон статической характеристики регулятора)
№ |
(III.145) |
где Т и , (2) — эквивалентная |
постоянная времени канала регулятора |
скорости по возмущению (нагрузке); | и1(2)— декремент затухания.
Передаточная функция канала регулирования по возмущению является ПФ следящей системы, преобразующей сигнал, пропорцио нальный нагрузке в момент первичного двигателя.
Эквивалентная постоянная времени и декремент затухания этого звена зависят от конструктивного решения и вида применяемой кор рекции в данной следящей системе.
Коэффициент В (р) выражает в общем случае отставание момента, развиваемого первичным двигателем, от положения органа подачи энергоносителя. В этом случае ПФ разомкнутой системы при управ-
|
др |
лении через ведомый ГА (HanpHMeps второй) Wy (p) = — будет иметь |
|
вид |
|
Wy (Р) = Г ра (р) Wt (р) №эм (р), |
(III.146) |
где |
|
г * ™
^ эм(Р) |
|
1 + ^ - W r (p) ц М р ) , |
^ i(P ) |
|
^2 |
Подставив значение ПФ из выражений |
(III. 143) — (III. 145), а |
также значение WT(p) из (III. 139) в выражение (III. 146), преобразуем его к удобному для анализа виду.
При преобразовании учтем, что корни характеристического урав нения выражения (III. 146) отличаются по модулю. Так как характе ристическое уравнение имеет 3-й порядок, а переходной процесс па раллельно работающих ГА содержит колебательную составляющую то один из корней будет вещественным, а два других комплексно со
пряженными. |
|
|
|
|
|
|
Учитывая, |
что |
модуль |
комплексно сопряженных |
корней велик |
||
и составляет |
для |
судовых |
генераторов, |
работающих |
в |
параллель |
12—30 1/с (частота свободных колебаний |
параллельно |
работающих |
судовых ГА составляет 2—5 Гц), то при отыскании этих корней в ха рактеристическом уравнении можно пренебречь единицей. В этом слу чае характеристическое уравнение становится уравнением 2 -го порядка и отыскание корней не представляет затруднений.
Вещественный корень может быть определен из «хвоста» характе ристического уравнения (т. е. учета только последних двух его чле нов), так как декремент затухания колебательной составляющей про цесса незначителен и для судовых ГА, как правило, не превышает 0,4.
150
После отыскания корней многочлен 3-го порядка может быть пред
ставлен в виде произведения типовых звеньев. |
|
|
|
||||||||||
Таким образом, выражение |
(III. 146) |
может |
быть |
преобразовано |
|||||||||
к виду |
|
|
|
|
М г (Р) |
|
|
|
|
|
|||
|
|
Wy (p) |
|
|
X |
|
|
||||||
|
|
|
2Р2 + |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
чР + 1 |
|
|
|
||
|
|
1 |
6 * — (6 1r 1p + 1) f - ^ - p + 1 |
|
|
||||||||
|
|
kj |
бд. |
0 2 |
|
|
|
\Mso |
|
|
|
|
|
X |
|
|
^ |
k |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h . |
6 * \ k t |
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
kl |
|
|
|
|
|
|
|
D ” |
|
|
x |
|
|
|
Г |
e1r 1 + |
fl,rt |
|
|
|||||
|
|
|
W |
^ + ^ - W |
|
Mso |
P + 1 |
|
|||||
& |
+ t l')“ sMso |
m so |
|
|
|||||||||
\ *2 |
К ) |
|
|
U * |
|
|
k j |
|
|
|
|
|
|
При одинаковых статизмах бх = |
|
|
= |
|
|
|
(III.147) |
||||||
6 2 |
8 |
|
|
|
|
||||||||
|
|
UMP) = |
M i (p) |
|
X |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
^L p2 + 2 ^и2Ги2p + 1 |
|
|
|
||||||
|
|
|
^1 (61Г1Р -f- 1) ( —— p + |
1 |
|
|
|
||||||
X |
|
|
____________\MSQ |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
[6(T1k1+ T 2k2) p + 1 ] X |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
X |
|
|
|
|
|
Ti + T2 |
|
1 D 1 P + 1 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
( — + 1±V |
m s0 |
|
* ( t |
- |
+ |
—U G>s/Hso |
Also |
|
|||||
\ k2 |
ki) |
|
|
|
h |
I |
|
|
|
|
|||
|
|
U s |
|
|
|
|
_ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(III. 148) |
|
Как видно из выражений (III. 147) и (III. 148), ПФ по управлению |
|||||||||||||
может быть представлена в виде произведения типовых звеньев. |
|
||||||||||||
Составляющие |
первого |
сомножителя |
выражения |
(III. 147) |
были |
||||||||
рассмотрены |
выше. Второй |
сомножитель |
выражения |
(III. 147) |
пред |
ставляет собой произведение колебательного и интегродифференцирующего звена. Частота и декремент затухания колебательного звена определяются как механическими, так и электрическими парамет рами ГА. Демпфирование этого звена зависит от параметров САРС, а также от демпфирующих свойств генераторов.
Уточнение параметров колебательного звена (частоты собственных колебаний и декремента затухания) может быть произведено экспе риментально по начальной стадии переходного процесса параллельно работающих машин (например, после их синхронизации).
Параметры интегродифференцирующего звена определяются зна чениями постоянных инерции ГА и коэффициентами усиления регу ляторов скорости, т. е. только параметрами первичных двигателей.
151
Рассмотрим далее ПФ системы по возмущению, т. е.
АР
WB(P)
АР„
^ W r i p )
^ в (Р ) = [ ^ 1 ( Р ) - ^ 2 (р)]
0)s WT(p)[Wx ( p ) + W 2 (p)}
(III.149)
Примем следующие допущения, которые, не снижая общности анализа, позволяют упростить выражения:
h = b t = b\ |
W р1 (р) = |
Wр2 (p) = Wp (р); В х (р) = Б 2 (р) = 1. |
|||||||
Тогда, учитывая |
значения |
ПФ из выражений |
(III.143) — (III.145), |
||||||
а также значение, |
приведенное выше, |
получим |
|
|
|||||
|
|
|
^в(Р ) |
________1________ |
X |
|
|||
|
|
|
т у + 2| и2Ги2р + 1 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
(1 - Ь ) (6 i - 6 2) 1 + S A |
62 |
{ Т , ~ Т х) р X |
|
|||||
|
|
^1 |
j_ ^2 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
k\ |
k% |
|
|
|
|
p2 |
|
|
х (дГ" р + 1 |
j T |
И 2 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||||
|
1 — b |
1 |
— |
6 |
|
||||
X |
__\Afso |
sl6 2 |
|
|
|
|
|||
|
|
I I |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
X |
|
||
|
|
|
«L |
|
|
|
|
||
|
|
|
kg |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 A 1 + |
2 |
|
Z) |
p + И |
|
|
|
|
|
6A (■“ |
T- |
) wsmso M. |
|||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
2 |
|
«1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(III. 150) |
Спецификой данной ПФ является наличие в числителе трех диффе ренцирующих звеньев, одно из которых (звено 2 -го порядка) обуслов лено инерционностью исполнительного механизма канала по нагрузке, а другие ■— разностью моментов инерции ГА и дифференцирующими свойствами генератора (за счет демпферной составляющей электро магнитного момента).
Знаменатель этой ПФ аналогичен знаменателю ПФ по управле нию Wy (р).
152