Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выразим Тэ1 через эквивалентную постоянную нерегулируемого

 

 

т

. Тогда

Тэ1 =

объекта Т 0 и коэффициент разнесения частот А = —

 

 

То

k6 T 61 =

k'0> по­

= Т 0А. Решая неравенство (III.134) относительно

лучим

 

 

 

 

V » . < (Т„ (1„ +

) [1 +

+ 4 |,|„ Л +

 

 

 

 

(III.135)

Из выражения (III. 135) следует, что

коэффициент k8T 61 =

k0 так

же, как и в случае параллельной работы ГА с сетью, ограничен сверху и существенно зависит от степени разнесения частот нерегулируемого объекта и электромагнитного контура.

Как видно из выражений (III. 132) и (III. 133), коэффициенты k6 и Т6 зависят от коэффициентов а3, d 1, d 2, da, которые в свою очередь являются функцией от основных настроечных параметров системы

регулирования

возбуждения k0, с, kK, R lt k6. mp.

Так

как

значение

контурного

коэффициента kKkD,с

зависит от условий демпфирования

электромагнитного контура (III.39), a

R 1

определяется

условиями

поддержания

напряжения

л; xd

(1 +

k)],

то

единственным

параметром, которым можно варьировать

для

обеспечения усло­

вия (III. 135),

является

kKk6. п. р.

Изменение значения

kKk6. n. p од­

новременно

изменяет коэффициенты k 0,’

k 6,

а также степень разнесе­

ния частот

А.

Причем

с увеличением

kKk6 n p стелены разнесения

частот уменьшается, но при этом уменьшается и k0. Поэтому для пра­ вильного выбора kKk6' п. р необходимо проанализировать, какой из факторов влияет сильнее.

В гл. V будет показано, что при увеличении значения kKk6, n p определитель Гурвица становится отрицательным, следовательно, си­ стема теряет устойчивость, т. е. £к£б. п. р ограничен сверху опреде­ ленным значением. Чрезмерный рост kKk6,„_p недопустим также из следующих соображений. С ростом kKk6_п. р увеличивается частота электромагнитного контура, что способствует повышению частоты электромеханического контура, образованного нерегулируемым объек­ том и регулятором возбуждения [см. выражение (III.82)]. При этом уменьшается степень разнесения частот в электромеханическом кон­ туре, образованном регулятором скорости, что отрицательно сказы­ вается на устойчивости системы. Одновременно рост kKk6. п. р приво­ дит к увеличению k6, т. е. к уменьшению эквивалентной синхронной жесткости, равной М,л (1k6), что в свою очередь повышает коэффи­ циент передачи электромеханического контура, а следовательно, уменьшает запас его устойчивости.

Методика определения устойчивости электромеханического контура с учетом регулирования частоты вращения при параллельной работе двух однотипных ГА не отличается от методики расчета аналогичного контура при параллельной работе ГА с сетью.

142


Особенности расчета параллельной работы двух Г А равной мощ­ ности, приводимых во вращение разными первичными двигателями.

На рис. 111.22 изображена структурная схема параллельной работы одинаковых генераторов, приводимых во вращение различными пер­ вичными двигателями. Как следует из рисунка, в этом случае в струк­ туре имеется общая для обоих генераторов ПФ от Д<р к ДРэм, состоя­ щая из суммы передаточной функции

\M i0 + pD(p) + WM.B( p ) \ f .

Рис. III.22. Структурная схема параллельной работы равных по мощности ГА, с разными первичными дви­ гателями

Очевидно, что при равных ПФ обратных связей (на рис. III.22 звенья обведены пунктиром) после их сложения в структуре появ­ ляется коэффициент 2 .

Этот случай был рассмотрен выше. Если ПФ обратных связей не равны, то их суммирование приводит к сложной ПФ. Поэтому рас­ смотрим несколько искусственных приемов, позволяющих заменить исследование устойчивости сложного замкнутого контура исследова­ нием более простых, уже рассмотренных выше контуров. На первом этапе рассматривается устойчивость замкнутого контура при отклю­

143

ченных PC. В этом случае можно просуммировать обе ветви обратных связей, выключающих ПФ двигателей. Суммарная передаточная функ­ ция Wn,д. с (р) будет иметь вид

W„

1

1

1

1

1

(III.136)

А р )-

Гд. эР

 

Гд1Р

 

ГдгР

7 д1 -7 ’д2

 

 

 

 

 

Г д г + Т д/

 

 

где

т„

_

Гдг• Т’дг

 

 

 

 

 

 

д-

 

Гд1 +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения настроечных параметров регулятора возбужде­ ния достаточно рассмотреть устойчивость замкнутого электромехани­ ческого контура, включающего эквивалентный двигатель.

Заметим, что если проделать эквивалентное преобразование, т. е.

АР

удвоить ПФ генератора Wr ( р )= ---- — , а передаточную функцию

Лер

\ГП.Д. с (р) уменьшить в 2 раза (в-силу чего контурный коэффициент не изменится), то получим структурную схему, не отличающуюся от структуры, к которой были приведены одинаковые ГА. Количествен­ ное отличие состоит в том, что рассматривается устойчивость генера­ тора с эквивалентным первичным двигателем, у которого механиче­ ская постоянная времени равна

Тд.э= ^ г ^ -

(III.137)

1Д 1 -Г - 1Д2

 

Из выражения (III. 137) следует, что эта эквивалентная постоянная времени меньше постоянной времени более инерционного агрегата, и значит частота нерегулируемого объекта в этом случае будет больше. Следовательно, настроечные параметры системы возбуждения, обес­ печивающее устойчивость параллельной работы двух однотипных наи-

.более инерционных ГА тем более обеспечат устойчивую параллельную работу эквивалентного генераторного агрегата, так как разнесение собственных частот звеньев в электромеханическом контуре будет больше, и в соответствии с выражением (III. 135) запас устойчивости контура будет также выше. После выбора настроечных параметров системы возбуждения дальнейшее исследование устойчивости с уче­ том регуляторов скорости следует производить по следующей мето­ дике.

В структурной схеме рис. III.22, а отключается одна из связей по частоте вращения и исследуется устойчивость оставшегося электро­ механического контура, включающего PC одного из ГА. При этом, чтобы количественно сохранить коэффициент передачи генератора (таким, как при параллельной работе двух однотипных ГА), необхо­ димо умножить Wr (р) на 2 и в два раза увеличить постоянную вре­ мени разгона агрегата, чтобы не изменялся контурный коэффициент передачи. По структуре рассматриваемый замкнутый контур эквива­ лентен схеме параллельной работы с мощной сетью агрегата при уве­ личении в 2 раза момента инерции. Выше было установлено, что устой­

144


чивость электромеханического контура зависит также от близости частот PC и охваченного связью через регулятор возбуждения объекта W0 (р). Так как частота PC, как правило, больше, чем частота объекта, то увеличение в два раза постоянной времени двигателя раздвигает частоты объекта и PC и обеспечивает больший запас устойчивости. Таким образом, если со0£ <^ю0 и ГА устойчив с мощной сетью, то и агрегат с удвоенным моментом инерции будет также устойчив. На следующем этапе анализируется устойчивость контура, состоящего из уже рассмотренного замкнутого электромеханического контура другого агрегата (сети), включающего двигатель и PC (см. рис. III.22,б). Анализ лучше всего проводить по ПФ разомкнутого контура методом ЛАФХ. Как показывает практика, для устойчивости ГА с различными первичными двигателями часто бывает достаточно проверить устой­ чивость каждого ГА с мощной сетью или с таким же агрегатом, т. е. установить устойчивость каждого из внутренних контуров структур­ ной схемы рис. III.22, а при увеличении в 2 раза контурного коэффи­ циента. В этом случае отпадает необходимость в анализе устойчивости разомкнутой ПФ методом ЛАФХ и можно применить разобранную выше методику.

§12. Структурный анализ устойчивости ГА

сустройствами автоматизации

Проблема устойчивости параллельной работы ГА не может быть полностью разрешена путем исследования только режимов параллель­ ной работы агрегата с сетью или режимов, сводимых к этому случаю параллельной работы.

В частности, не могут быть решены вопросы, связанные с влия­ нием на устойчивость параллельно работающих ГА систем автомати­ зации судовых электростанций (GAPAM и САРЧ), особенно в случае разнотипных ГА.

Сложность решения этих вопросов обусловлена трудностью вы­ числения результирующей ПФ параллельно работающих генераторов

Г г (р), зависящей от ПФ каждого из генераторов Wrl (р)

и WT2 (р),

равных

 

^ r l (2)(р)= С ( *= [Afs01(2) + Р ^ 11(22) + ^м.в 1(2) (Р)]-

(Ш - 138)

и 12

 

Кроме того, вычисление ПФ электромагнитного контура парал­ лельно работающих генераторов с учетом регулирования возбужде­ ния WMв ! (2) (р) также представляет известную трудность. Покажем,

что при расчете устойчивости систем автоматизации они могут быть устранены.

Действительно, как следует из уравнений баланса активных мощ­ ностей в узле нагрузки (Р х + Р 2 = Р н = const) АРх= — А Р2 и, следовательно, на основании (III. 138)

[ A f s0l + P D 11 +

I^M . Bl ( р )1 $12 = ----[■A I S02 +

Р ^ 2 2 +

W M. В2 (Р )1

$ 1 2 -

Таким образом,

в

структурной схеме

параллельно работающих

ГА две связи по углу

через передаточные функции

Wrl (р)

и Wr2 (р)

6 Б. И. Болотин, В. Л. Вайнер

145


могут быть заменены одной общей, равной либо Wrl (р), либо Wr2 (р). Кроме того, при наличии быстродействующей системы АРВ (ко­ торыми снабжены в настоящее время все судовые генераторы) и от­ сутствии самораскачивания в электромеханическом контуре генера­ тор может быть представлен в своей эквивалентной схеме э. д. с. за

переходным сопротивлением Ed [14]. При этом в структуре исчезает передаточная функция WM.b (р), обусловленная регулированием воз­ буждения, и электрическая часть системы может быть представлена ПФ генератора, равной

Wr {P) = M Mln + PDni3!) = M a + pD.

(111.139)

Таким образом, структурная схема параллельно работающих ГА в этом случае может быть приведена к схеме, представленной на

Рис. III.23. Структурная схема двух параллельно рабо­ тающих ГА с общей ПФ Wr (р)

рис. 111.23. Выходом этой схемы является разность активных мощно­ стей АР, воспринимаемая датчиками системы регулирования активных мощностей. Включение систем автоматизации в схему условно произ­ водится так, как показано пунктиром на рисунке. САРЧ и САРАМ воздействуют на регуляторы скорости первичных двигателей соответ­ ствующим образом, перемещая их статические характеристики. Од­ нако, если система САРАМ, выявляя разность активных мощностей, совмещает статические характеристики, сводя тем самым АР к нулю, то система САРЧ перемещает статическую характеристику своего пер­ вичного двигателя до тех пор, пока не будет выполнено условие

/с = /( ф ь ф2) = /о-

Из сказанного следует, что система САРЧ функционировать от­ дельно без системы САРАМ не может, так как, поддерживая частоту сети в соответствии с заданием / 0, она разводит статические характе­ ристики параллельно работающих агрегатов и тем самым приводит к непропорциональному распределению нагрузки. В то же время си­ стема САРАМ может функционировать независимо от системы САРЧ.

146

Наличие узла образования частоты /с воспринимаемой датчиком частоты системы САРЧ создает определенные трудности при расчете этой системы. Покажем, что этот узел может быть устранен без особых погрешностей, а подключение САРЧ может производиться в соответст­ вии с пунктиром (см. рис. III.23).

Ъ,

Щи(р)

w<ei№ £oi

1

 

 

 

 

 

 

<Pi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[—- |wrfp) -

 

&p

 

 

 

 

 

 

 

 

<Рг

 

 

 

 

 

 

 

 

ург

 

WA2(p)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

_Wqi2(P)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WP2(V)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САРАМ

 

 

 

 

 

Рис. III.24. Структурная схема САРАМ, воздействующей

на электромеханический преобразователь

комбинирован­

 

 

 

 

 

 

ного

PC

 

 

 

 

 

 

 

^ Ф 1 ( P ) l ^

ф 2

( Р )

ПФ

к а н а л а

САРС а г р е г а т о в

п о о т к л о н е н и ю ;

Wp1 (р);

,

( р)

ПФ

к а н а л а

САРС

а г р е г а т о в

п о в о з м у щ е н и ю

 

( н а г р у з к е ) ;

1УД1

(р); W^2( р )

ПФ

п е р в и ч н ы х

д в и г а т е л е й ;

X

 

у п р а в л я ю щ е е

 

в о з д е й с т в и е о т САРАМ;

Р н

с у м м а р н а я н а г р у з к а

( в о з м у щ а ю щ е е

 

в о з д е й с т в и е ) ;

PQl =

 

 

PQ2 — b2?u

у п р а в ­

 

л я ю щ е е в о з д е й с т в и е ( з а д а н и е н а п р и е м а г р е г а т о м

с о о т в е т с т в у ю ­

щ е й д о л и b 1 и

Ъ2 н а г р у з к и ) ; Р г; Р 2 — о т н о с и т е л ь н ы е м о щ н о с т и

 

ГА; АР — н е р а в н о м е р н о с т ь

р а с п р е д е л е н и я

а к т и в н о й м о щ н о с т и

 

 

 

 

( о б м е н н ы й п е р е т о к м о щ н о с т и )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* 1ном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ---------------;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

+ Р

2HOM

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1НОМ п

 

 

 

 

 

 

 

 

k

 

 

р

 

.

р __

p

Jr

р

2

 

 

 

 

 

 

г н о м

 

1

^

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

+ Р

 

н

 

Р

4- Р

г н о м

 

 

 

 

 

 

 

1 Н О М т

2HOM

 

 

 

IH O M ^

 

 

 

 

При параллельной

работе ГА частоты сети /с = f

(фх;

ф2) и, как

будет показано в гл. IV, при

=

б2

 

[см. выражение (IV.59)]

 

 

 

Ф1-

 

[ -ь г 2

 

 

ф2 =

 

 

+ &2ф2.

 

(III. 140)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С учетом того, что при параллельной работе ГА фх =

ф2

=

ф * выра­

* Данное равенство справедливо в статических режимах и в «медленных»

динамических режимах,

близких к статическим.

 

 

 

 

 

 

6*

147

 


жение (III. 140) может быть преобразовано следующим образом:

\ ~1НОМ *

2НОМ

Г-1НОМ “ Г г

2НОМ /

)

=».

рт Р

+

- ’т;

 

 

т. е. частота сети в абсолютном движении ГА равна отклонению ча­ стоты вращения каждого из агрегатов и, следовательно, показанное пунктиром на рис. III.23 включение системы САРЧ в общей структуре параллельно работающих ГА обосновано.

Рассмотрим более подробно системы САРАМ. В настоящее время эти системы можно условно подразделить на сильные, т. е. обладаю­ щие быстродействием, соизмеримым с собственными частотами парал-

Рис. II 1.25. Преобразованная структурная схема САРАМ

лельно работающих ГА, и на слабые, быстродействие которых зна­ чительно (на порядок и более) отличается от собственной частоты объекта. К первым относятся системы, воздействующие непосредст­ венно на электромеханический преобразователь комбинированного (двухимпульсного) регулятора скорости и на золотник сервомотора. Ко вторым — системы, воздействующие на механизм изменения обо­ ротов (МИО) регулятора скорости, т. е. на уставку регулятора (см.

рис. III.23).

САРАМ, воздействующей

Структурная схема сильной системы

на электромеханический преобразователь,

представлена на рис. III.24.

При выборе в качестве базовой мощности суммы номинальных мощ­

ностей Р 1ном +

Р 2но„ и

при идеальных каналах

по нагрузке

Ьг =

= Ь2 =

1 .

 

 

 

 

 

 

 

Используя

известные

методы

преобразования

структурных

схем

(перенося единичные обратные связи схемы по АР

из точек /

и 2

в точку

3 и суммируя ПФ

первичных двигателей),

приведем

схему

к виду,

представленному

на

рис.

III.25. На этом рисунке W x (р) и

W 2 (р) — передаточные функции

первичных двигателей с учетом ре­

гулирования по отклонению <р и возмущению Р а, т. е.

 

^,(2) (Р)

Ф1(2)

[1

&1(2)1^р 1(2) (р)] ^д!(2) (р)

(III.141)

Р н

l1

+ W'oim1% 1(2) (р?)-1%,,»1(2) (рР)

 

 

148