Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Выразим Тэ1 через эквивалентную постоянную нерегулируемого
|
|
т |
. Тогда |
Тэ1 = |
объекта Т 0 и коэффициент разнесения частот А = — |
||||
|
|
То |
k6 T 61 = |
k'0> по |
= Т 0А. Решая неравенство (III.134) относительно |
||||
лучим |
|
|
|
|
V » . < (Т„ (1„ + |
) [1 + |
+ 4 |,|„ Л + |
|
|
|
|
|
(III.135) |
|
Из выражения (III. 135) следует, что |
коэффициент k8T 61 = |
k0 так |
же, как и в случае параллельной работы ГА с сетью, ограничен сверху и существенно зависит от степени разнесения частот нерегулируемого объекта и электромагнитного контура.
Как видно из выражений (III. 132) и (III. 133), коэффициенты k6 и Т6 зависят от коэффициентов а3, d 1, d 2, da, которые в свою очередь являются функцией от основных настроечных параметров системы
регулирования |
возбуждения k0, с, kK, R lt k6. mp. |
Так |
как |
значение |
|||||
контурного |
коэффициента kKkD,с |
зависит от условий демпфирования |
|||||||
электромагнитного контура (III.39), a |
R 1 |
определяется |
условиями |
||||||
поддержания |
напряжения |
л; xd |
(1 + |
k)], |
то |
единственным |
|||
параметром, которым можно варьировать |
для |
обеспечения усло |
|||||||
вия (III. 135), |
является |
kKk6. п. р. |
Изменение значения |
kKk6. n. p од |
|||||
новременно |
изменяет коэффициенты k 0,’ |
k 6, |
а также степень разнесе |
||||||
ния частот |
А. |
Причем |
с увеличением |
kKk6 n p стелены разнесения |
частот уменьшается, но при этом уменьшается и k0. Поэтому для пра вильного выбора kKk6' п. р необходимо проанализировать, какой из факторов влияет сильнее.
В гл. V будет показано, что при увеличении значения kKk6, n p определитель Гурвица становится отрицательным, следовательно, си стема теряет устойчивость, т. е. £к£б. п. р ограничен сверху опреде ленным значением. Чрезмерный рост kKk6,„_p недопустим также из следующих соображений. С ростом kKk6_п. р увеличивается частота электромагнитного контура, что способствует повышению частоты электромеханического контура, образованного нерегулируемым объек том и регулятором возбуждения [см. выражение (III.82)]. При этом уменьшается степень разнесения частот в электромеханическом кон туре, образованном регулятором скорости, что отрицательно сказы вается на устойчивости системы. Одновременно рост kKk6. п. р приво дит к увеличению k6, т. е. к уменьшению эквивалентной синхронной жесткости, равной М,л (1—k6), что в свою очередь повышает коэффи циент передачи электромеханического контура, а следовательно, уменьшает запас его устойчивости.
Методика определения устойчивости электромеханического контура с учетом регулирования частоты вращения при параллельной работе двух однотипных ГА не отличается от методики расчета аналогичного контура при параллельной работе ГА с сетью.
142
Особенности расчета параллельной работы двух Г А равной мощ ности, приводимых во вращение разными первичными двигателями.
На рис. 111.22 изображена структурная схема параллельной работы одинаковых генераторов, приводимых во вращение различными пер вичными двигателями. Как следует из рисунка, в этом случае в струк туре имеется общая для обоих генераторов ПФ от Д<р к ДРэм, состоя щая из суммы передаточной функции
\M i0 + pD(p) + WM.B( p ) \ f .
Рис. III.22. Структурная схема параллельной работы равных по мощности ГА, с разными первичными дви гателями
Очевидно, что при равных ПФ обратных связей (на рис. III.22 звенья обведены пунктиром) после их сложения в структуре появ ляется коэффициент 2 .
Этот случай был рассмотрен выше. Если ПФ обратных связей не равны, то их суммирование приводит к сложной ПФ. Поэтому рас смотрим несколько искусственных приемов, позволяющих заменить исследование устойчивости сложного замкнутого контура исследова нием более простых, уже рассмотренных выше контуров. На первом этапе рассматривается устойчивость замкнутого контура при отклю
143
ченных PC. В этом случае можно просуммировать обе ветви обратных связей, выключающих ПФ двигателей. Суммарная передаточная функ ция Wn,д. с (р) будет иметь вид
W„ |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
(III.136) |
А р )- |
Гд. эР |
|||||
|
Гд1Р |
|
ГдгР |
7 д1 -7 ’д2 |
|
|
|
|
|
|
Г д г + Т д/ |
|
|
где |
т„ |
_ |
Гдг• Т’дг |
|
|
|
|
|
|
||||
|
д- |
|
Гд1 + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для определения настроечных параметров регулятора возбужде ния достаточно рассмотреть устойчивость замкнутого электромехани ческого контура, включающего эквивалентный двигатель.
Заметим, что если проделать эквивалентное преобразование, т. е.
АР
удвоить ПФ генератора Wr ( р )= ---- — , а передаточную функцию
Лер
\ГП.Д. с (р) уменьшить в 2 раза (в-силу чего контурный коэффициент не изменится), то получим структурную схему, не отличающуюся от структуры, к которой были приведены одинаковые ГА. Количествен ное отличие состоит в том, что рассматривается устойчивость генера тора с эквивалентным первичным двигателем, у которого механиче ская постоянная времени равна
Тд.э= ^ г ^ - |
(III.137) |
1Д 1 -Г - 1Д2 |
|
Из выражения (III. 137) следует, что эта эквивалентная постоянная времени меньше постоянной времени более инерционного агрегата, и значит частота нерегулируемого объекта в этом случае будет больше. Следовательно, настроечные параметры системы возбуждения, обес печивающее устойчивость параллельной работы двух однотипных наи-
.более инерционных ГА тем более обеспечат устойчивую параллельную работу эквивалентного генераторного агрегата, так как разнесение собственных частот звеньев в электромеханическом контуре будет больше, и в соответствии с выражением (III. 135) запас устойчивости контура будет также выше. После выбора настроечных параметров системы возбуждения дальнейшее исследование устойчивости с уче том регуляторов скорости следует производить по следующей мето дике.
В структурной схеме рис. III.22, а отключается одна из связей по частоте вращения и исследуется устойчивость оставшегося электро механического контура, включающего PC одного из ГА. При этом, чтобы количественно сохранить коэффициент передачи генератора (таким, как при параллельной работе двух однотипных ГА), необхо димо умножить Wr (р) на 2 и в два раза увеличить постоянную вре мени разгона агрегата, чтобы не изменялся контурный коэффициент передачи. По структуре рассматриваемый замкнутый контур эквива лентен схеме параллельной работы с мощной сетью агрегата при уве личении в 2 раза момента инерции. Выше было установлено, что устой
144
чивость электромеханического контура зависит также от близости частот PC и охваченного связью через регулятор возбуждения объекта W0 (р). Так как частота PC, как правило, больше, чем частота объекта, то увеличение в два раза постоянной времени двигателя раздвигает частоты объекта и PC и обеспечивает больший запас устойчивости. Таким образом, если со0£ <^ю0 и ГА устойчив с мощной сетью, то и агрегат с удвоенным моментом инерции будет также устойчив. На следующем этапе анализируется устойчивость контура, состоящего из уже рассмотренного замкнутого электромеханического контура другого агрегата (сети), включающего двигатель и PC (см. рис. III.22,б). Анализ лучше всего проводить по ПФ разомкнутого контура методом ЛАФХ. Как показывает практика, для устойчивости ГА с различными первичными двигателями часто бывает достаточно проверить устой чивость каждого ГА с мощной сетью или с таким же агрегатом, т. е. установить устойчивость каждого из внутренних контуров структур ной схемы рис. III.22, а при увеличении в 2 раза контурного коэффи циента. В этом случае отпадает необходимость в анализе устойчивости разомкнутой ПФ методом ЛАФХ и можно применить разобранную выше методику.
§12. Структурный анализ устойчивости ГА
сустройствами автоматизации
Проблема устойчивости параллельной работы ГА не может быть полностью разрешена путем исследования только режимов параллель ной работы агрегата с сетью или режимов, сводимых к этому случаю параллельной работы.
В частности, не могут быть решены вопросы, связанные с влия нием на устойчивость параллельно работающих ГА систем автомати зации судовых электростанций (GAPAM и САРЧ), особенно в случае разнотипных ГА.
Сложность решения этих вопросов обусловлена трудностью вы числения результирующей ПФ параллельно работающих генераторов
Г г (р), зависящей от ПФ каждого из генераторов Wrl (р) |
и WT2 (р), |
равных |
|
^ r l (2)(р)= С ( *= [Afs01(2) + Р ^ 11(22) + ^м.в 1(2) (Р)]- |
(Ш - 138) |
и 12 |
|
Кроме того, вычисление ПФ электромагнитного контура парал лельно работающих генераторов с учетом регулирования возбужде ния WMв ! (2) (р) также представляет известную трудность. Покажем,
что при расчете устойчивости систем автоматизации они могут быть устранены.
Действительно, как следует из уравнений баланса активных мощ ностей в узле нагрузки (Р х + Р 2 = Р н = const) АРх= — А Р2 и, следовательно, на основании (III. 138)
[ A f s0l + P D 11 + |
I^M . Bl ( р )1 $12 = ----[■A I S02 + |
Р ^ 2 2 + |
W M. В2 (Р )1 |
$ 1 2 - |
|
Таким образом, |
в |
структурной схеме |
параллельно работающих |
||
ГА две связи по углу |
через передаточные функции |
Wrl (р) |
и Wr2 (р) |
6 Б. И. Болотин, В. Л. Вайнер |
145 |
могут быть заменены одной общей, равной либо Wrl (р), либо Wr2 (р). Кроме того, при наличии быстродействующей системы АРВ (ко торыми снабжены в настоящее время все судовые генераторы) и от сутствии самораскачивания в электромеханическом контуре генера тор может быть представлен в своей эквивалентной схеме э. д. с. за
переходным сопротивлением Ed [14]. При этом в структуре исчезает передаточная функция WM.b (р), обусловленная регулированием воз буждения, и электрическая часть системы может быть представлена ПФ генератора, равной
Wr {P) = M Mln + PDni3!) = M a + pD. |
(111.139) |
Таким образом, структурная схема параллельно работающих ГА в этом случае может быть приведена к схеме, представленной на
Рис. III.23. Структурная схема двух параллельно рабо тающих ГА с общей ПФ Wr (р)
рис. 111.23. Выходом этой схемы является разность активных мощно стей АР, воспринимаемая датчиками системы регулирования активных мощностей. Включение систем автоматизации в схему условно произ водится так, как показано пунктиром на рисунке. САРЧ и САРАМ воздействуют на регуляторы скорости первичных двигателей соответ ствующим образом, перемещая их статические характеристики. Од нако, если система САРАМ, выявляя разность активных мощностей, совмещает статические характеристики, сводя тем самым АР к нулю, то система САРЧ перемещает статическую характеристику своего пер вичного двигателя до тех пор, пока не будет выполнено условие
/с = /( ф ь ф2) = /о-
Из сказанного следует, что система САРЧ функционировать от дельно без системы САРАМ не может, так как, поддерживая частоту сети в соответствии с заданием / 0, она разводит статические характе ристики параллельно работающих агрегатов и тем самым приводит к непропорциональному распределению нагрузки. В то же время си стема САРАМ может функционировать независимо от системы САРЧ.
146
Наличие узла образования частоты /с воспринимаемой датчиком частоты системы САРЧ создает определенные трудности при расчете этой системы. Покажем, что этот узел может быть устранен без особых погрешностей, а подключение САРЧ может производиться в соответст вии с пунктиром (см. рис. III.23).
Ъ,
Щи(р)
w<ei№ £oi
1 |
|
|
|
|
|
|
<Pi |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[—- |wrfp) - |
|
&p |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
<Рг |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
ург |
|
WA2(p) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
+ |
|
|
|
_Wqi2(P) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
WP2(V) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
САРАМ |
|
|
|
|
|
|
Рис. III.24. Структурная схема САРАМ, воздействующей |
|||||||||||||||||
на электромеханический преобразователь |
комбинирован |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ного |
PC |
|
|
|
|
|
|
|
|||
^ Ф 1 ( P ) l ^ |
ф 2 |
( Р ) |
“ |
ПФ |
к а н а л а |
САРС а г р е г а т о в |
п о о т к л о н е н и ю ; |
||||||||||
Wp1 (р); № |
, |
( р) |
— |
ПФ |
к а н а л а |
САРС |
а г р е г а т о в |
п о в о з м у щ е н и ю |
|
||||||||
( н а г р у з к е ) ; |
1УД1 |
(р); W^2( р ) |
— ПФ |
п е р в и ч н ы х |
д в и г а т е л е й ; |
X— |
|
||||||||||
у п р а в л я ю щ е е |
|
в о з д е й с т в и е о т САРАМ; |
Р н — |
с у м м а р н а я н а г р у з к а |
|||||||||||||
( в о з м у щ а ю щ е е |
|
в о з д е й с т в и е ) ; |
PQl = |
|
|
PQ2 — b2?u — |
у п р а в |
|
|||||||||
л я ю щ е е в о з д е й с т в и е ( з а д а н и е н а п р и е м а г р е г а т о м |
с о о т в е т с т в у ю |
||||||||||||||||
щ е й д о л и b 1 и |
Ъ2 н а г р у з к и ) ; Р г; Р 2 — о т н о с и т е л ь н ы е м о щ н о с т и |
|
|||||||||||||||
ГА; АР — н е р а в н о м е р н о с т ь |
р а с п р е д е л е н и я |
а к т и в н о й м о щ н о с т и |
|||||||||||||||
|
|
|
|
( о б м е н н ы й п е р е т о к м о щ н о с т и ) |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
. |
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* 1ном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
= ---------------; |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Р |
|
+ Р |
2HOM |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1НОМ п |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
k — |
|
|
р |
|
. |
р __ |
p |
Jr |
р |
2 |
|
|
|
|||
|
|
|
г н о м |
|
1 |
^ |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
Р |
|
+ Р |
|
’ |
н |
|
Р |
4- Р |
г н о м |
|
|
|
||
|
|
|
|
1 Н О М т |
2HOM |
|
|
|
IH O M ^ |
|
|
|
|
||||
При параллельной |
работе ГА частоты сети /с = f |
(фх; |
ф2) и, как |
||||||||||||||
будет показано в гл. IV, при |
= |
б2 |
|
[см. выражение (IV.59)] |
|||||||||||||
|
|
|
Ф1- |
|
[ -ь г 2 |
|
|
ф2 = |
|
|
+ &2ф2. |
|
(III. 140) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
С учетом того, что при параллельной работе ГА фх = |
ф2 |
= |
ф * выра |
||||||||||||||
* Данное равенство справедливо в статических режимах и в «медленных» |
|||||||||||||||||
динамических режимах, |
близких к статическим. |
|
|
|
|
|
|
6* |
147 |
|
жение (III. 140) может быть преобразовано следующим образом:
\ ~1НОМ * |
2НОМ |
Г-1НОМ “ Г г |
2НОМ / |
) |
=». |
рт Р |
+ |
- ’т; |
|
|
т. е. частота сети в абсолютном движении ГА равна отклонению ча стоты вращения каждого из агрегатов и, следовательно, показанное пунктиром на рис. III.23 включение системы САРЧ в общей структуре параллельно работающих ГА обосновано.
Рассмотрим более подробно системы САРАМ. В настоящее время эти системы можно условно подразделить на сильные, т. е. обладаю щие быстродействием, соизмеримым с собственными частотами парал-
Рис. II 1.25. Преобразованная структурная схема САРАМ
лельно работающих ГА, и на слабые, быстродействие которых зна чительно (на порядок и более) отличается от собственной частоты объекта. К первым относятся системы, воздействующие непосредст венно на электромеханический преобразователь комбинированного (двухимпульсного) регулятора скорости и на золотник сервомотора. Ко вторым — системы, воздействующие на механизм изменения обо ротов (МИО) регулятора скорости, т. е. на уставку регулятора (см.
рис. III.23). |
САРАМ, воздействующей |
Структурная схема сильной системы |
|
на электромеханический преобразователь, |
представлена на рис. III.24. |
При выборе в качестве базовой мощности суммы номинальных мощ
ностей Р 1ном + |
Р 2но„ и |
при идеальных каналах |
по нагрузке |
Ьг = |
||||
= Ь2 = |
1 . |
|
|
|
|
|
|
|
Используя |
известные |
методы |
преобразования |
структурных |
схем |
|||
(перенося единичные обратные связи схемы по АР |
из точек / |
и 2 |
||||||
в точку |
3 и суммируя ПФ |
первичных двигателей), |
приведем |
схему |
||||
к виду, |
представленному |
на |
рис. |
III.25. На этом рисунке W x (р) и |
||||
W 2 (р) — передаточные функции |
первичных двигателей с учетом ре |
|||||||
гулирования по отклонению <р и возмущению Р а, т. е. |
|
^,(2) (Р) |
Ф1(2) |
[1 |
&1(2)1^р 1(2) (р)] ^д!(2) (р) |
(III.141) |
|
Р н |
l1 |
+ W'oim1% 1(2) (р?)-■1%,,»1(2) (рР) |
|||
|
|
148