Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 - Л

р. с )

 

1тЦ?р, с (/Мэкв)

S (Ос

, (VI.23)

Л Я д (® экв) —

 

® Э К В

— ^ р . с)2 + 4^р. с ^ р . с

 

г Де ^ р .с = ojp. с

 

Д ля составляющих поперечной демпферной обмотки соответственно имеем (см. выражение для DceT на стр. 139)

Д М д . 0 ( ( o) = R e W K. о (/® экв)

ImW

'• о W » kb

Д Д д . о ( © ) = -------------:

Шэкв

 

г Я , K ~ * g ) C0 S2 ^1 2 ,

(VI. 24)

 

 

f 1 + <

“ экв) V ?

 

K ~ * g ) c o s 2 6 12

(VI.25)

 

 

1 + «

в ) V ?

 

Получение в аналитической форме значений синхронной и асин­ хронной моментных добавок от действия соответствующих элементов, ГА открывает широкие возможности качественного и количественного исследования демпфирования в системе при параллельной работе. Согласно выражению (VI.9), демпфирование колебаний возрастет при увеличении асинхронной и уменьшении синхронной составляющих момента. С этой точки зрения рассмотрим действие регулятора возбуж­ дения и регулятора скорости.

Как уже отмечалось в § 10, собственная частота электромагнит­ ного контура при учете действия регулятора возбуждения всегда ниже собственной частоты параллельно работающего ГА, следова­ тельно, всегда Аэ 1 >> 1. При этом значение асинхронной демпферной добавки (см. выражение (VI.20) отрицательно, т. е. регулятор возбуж­ дения уменьшает демпфирование. Напротив, PC для ДГ, обладая более высокой собственной частотой (Ар с •< 1) по сравнению с соб­ ственной частотой ГА при параллельной работе вносит положительное демпфирование. Одновременно оба регулятора способствуют увели­ чению синхронной составляющей момента [см. выражения (VI. 19) и (VI. 22)].

Произведем оценку величины синхронной и асинхронной добавок, имеющих аналогичный вид для обоих регуляторов. Для этого построим два семейства характеристик:

ДМ (о)экв) Д(Л) и АР (Мзкв) _/(А ) kr(йэкъ

при различных £ из диапазона 0 < ]£ < 5 1 . Здесь k' — коэффициент при первой производной в ПФ соответствующего регулятора. Обе зависимости имеют экстремум:

-V-(1 - 2Б») + У ( 1- 2S;2)2 + I

первая при А

227


вторая

при

А = У 1 2 £ , когда Л < 4 > и

Л = ] / А 1 + 2 | при

Л > 1. Обе зависимости при Л->со стремятся к

нулю.

При А

0 первая зависимость стремится к нулю, а вторая к еди­

нице. На рис. VI.4 построены семейства кривых, характеризующих

рассматриваемые

зависимости.

 

Рис.

VI. 4.

Зависимость

коэффициентов синхронной

АМИэкв) /*' (соэкв) и асинхронной D

(а>экв)//г' =

[ (А; Ч)

моментных

добавок

от

степени

разнесения

частот

А

и декремента

затухания

а D (соЭкв)/&' =

=■•П А ; |); б-ЛМ <в9кв)/А'<вэкв = ПЛ, I)

Из рассмотрения зависимости для асинхронной добавки (рис. VI.4,а) следует, что отрицательное демпфирование, вносимое электромагнит­ ным контуром (Лэ1 > 1), резко уменьшается при Л э1 >>1 ,5 .

При уменьшении декремента затухания электромагнитного кон­ тура отрицательное демпфирование увеличивается.

228


Эти выводы согласуются с выводами, полученными при рассмотре­ нии устойчивости параллельной работы ГА «в малом». Положительное демпфирование, вносимое регулятором скорости (Ар. с < 1) тем больше, чем меньше декремент затухания регулятора.

При

уменьшении

значения

коэффициента

А р с влияние декре­

мента

затухания на

величину

асинхронной

составляющей момента

уменьшается.

 

 

 

Из рассмотрения зависимостей для синхронной добавки, представ­ ленных на рис. VI.4, б, следует, что наибольшее влияние на увеличение синхронной составляющей момента и, следовательно, на увеличение собственной частоты колебаний системы, оказывают регуляторы с не­ большими декрементами затухания. Чем ниже декремент затухания, тем более сильно регулятор влияет на собственную частоту системы. Причем наиболее сильное влияние оказывает регулятор при А р. с< 1 , когда его частота выше собственной частоты системы. При А р. С> 1 это влияние резко ослабевает. Также ослабевает влияние регулятора

на собственную частоту системы при Ар. с < ----------------- -------------------,

т. е. при превышении собственной частотой регулятора некоторого критического значения, определяемого декрементом затухания.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1.Существующая структура регулятора возбуждения не способ­ ствует демпфированию вынужденных околорезонансных колебаний, внося отрицательное демпфирование. Для уменьшения величины от­ рицательного демпфирования необходимо уменьшать собственную ча­ стоту электромагнитного контура и увеличивать его декремент за­ тухания.

2.Регуляторы скорости ДГ, обладающие, как правило, более вы­ сокой собственной частотой колебаний по сравнению с собственной частотой системы соэкв, вносят положительное демпфирование, которое увеличивается с уменьшением декремента затухания регулятора. Однако уменьшать £р с нецелесообразно с точки зрения устойчивости

свободного движения. Поэтому следует остановиться на промежуточ­ ном диапазоне значений декремента 0,3—0,5. Регуляторы с более вы­ сокими декрементами затухания обладают слабыми демпфирующими свойствами в диапазоне частот ( 0 ,6 < А р. с < 1). Данный диапазон является наиболее типичным для современных судовых ДГ.

Проанализируем теперь влияние поперечной демпферной обмотки. Из выражений (VI.24, VI.25) следует, что ее действие приводит к уве­ личению асинхронной составляющей момента, т. е. к увеличению демпфирования, и одновременно увеличивает синхронную состав­ ляющую, т. е. увеличивает частоту колебаний. Увеличение частоты происходит за счет присутствия в ПФ поперечной демпферной обмотки апериодического звена вида

(VI. 26)

229



Заметим, что при анализе устойчивости «в малом» мы пренебрегали его действием, чтобы не усложнять вид ПФ нерегулируемого объекта. В работе [52] определено оптимальное значение постоянной Т”, обес­

печивающей наибольшую асинхронную (демпферную) составляющую момента при периодических возмущениях,

 

qопт -

Юэкв

(VI.27)

 

 

При этом

 

 

 

о (®экв)тах

1

X Д4..- *?.■)... cos2 6 12;

(IV.28)

2 о)э

ЛМД. о (®экв)

1

хв - * а COS2 б 12-

(VI.29)

Для дизель-генераторов следует осторожно применять формулу

(VI.27)

из-за

возможности нарушения

устойчивости свободного дви­

жения.

Из

(VI.24) вытекает, что

при выборе T q = T q0nт = тг—

 

 

 

и>ЭКВ

значение синхронной моментной добавки достаточно велико (при ти­

повых параметрах

генераторов АМЛ 0 = 2—3), а

следовательно,

велика и собственная

частота электромеханического

контура. В свою

очередь, сближение собственных частот регулятора скорости и элект­ ромеханического контура может оказаться более значительным, чем увеличение демпфирования, что приведет к неустойчивости свободного движения. Поэтому напомним, что все рекомендации, полученные на основе приближенного метода моментных добавок, должны уточняться по методике расчета устойчивости свободного движения, приведен­ ной в главе III.

Рассмотрим пример определения методом моментных добавок экви­ валентного декремента затухания системы при параллельной работе ДГ с сетью. Все необходимые для этого данные возьмем из расчета

устойчивости ДГ «в малом» (см.

§ 18):

£ б . п . Р = 0,025;

= 33;

 

6

k0. с =

0,09;

м £С->

О

II

 

k6T & = 0,5;

Ms0 = 1 ’66'-

“ ов = 4,47 рад/с;

£э1 = 0,38;

cos2 б = 0,81;

cos= 314 рад/с;

Г =0,015 с;

х q=0,946;

х"д = 0,125;

Ш р с= 29 рад/с;

^ Р . с = 0,5;

ш0 = 16 рад/с.

230