частоты. Тем самым, практика подтвердила гипотезу о том, что слож ная электромеханическая система по своим свойствам эквивалентна колебательному звену.
Если частота вынужденной силы совпадает с эквивалентной ча стотой свободных колебаний, то в системе имеют место резонансные колебания максимальной амплитуды. Если эквивалентный декремент затухания Еэкв обращается в нуль, то в системе устанавливаются авто колебания, амплитуда которых ограничена одной из характерных нелинейностей. Определение мероприятий по демпфированию наиболее опасных околорезонансных и резонансных вынужденных колебаний,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
также |
способствующих |
срыву |
|
|
автоколебаний и составляет обыч |
|
|
но |
предмет |
исследования. |
|
|
|
|
|
|
Выше была показана структур |
|
|
ная эквивалентность параллельной |
|
|
работы двух ГА и параллельной |
|
|
работы ГА с сетью, |
поэтому |
ме |
|
|
тод моментных добавок рассмот |
|
|
рим в |
применении |
к |
последнему |
|
|
наиболее простому случаю. |
Пред |
|
|
ставим |
структурную |
схему |
па |
|
|
раллельной |
работы |
ГА |
с |
сетью |
|
|
в |
виде, |
изображенном |
на |
рис. |
|
|
V I.3. Структурная |
схема состоит |
|
|
из |
двойного |
интегратора |
с посто |
Рис. VI.3. |
Структурная схема па |
янной |
времени |
TR/cos, |
охвачен |
раллельной |
работы ГА с сетью (для |
ного |
параллельными |
обратными |
пояснения метода моментных доба |
связями. |
Каждая |
обратная |
связь |
|
вок) |
отражает |
зависимость |
момента |
от |
|
|
угла |
6 12, |
т. |
е. |
является |
соот |
ветствующей моментной характеристикой. |
Независимость |
обратных |
связей, а также их единая физическая сущность позволяет применить при анализе периодических движений следующий искусственный прием. В каждой из ПФ, стоящих в обратной связи, производится подстановка р = /со и выделяется мнимая и вещественная части. После этого приращение момента на выходе из каждой ПФ можно записать в виде суммы двух, сдвинутых на 90° составляющих:
AM (/to) = Re AM + j ш—— = AMS-f /coAD,
где AMS— синхронная составляющая момента (синхронная добавка); AD — асинхронная составляющая момента (асинхронная добавка).
После разложения каждой из моментных связей на асинхронную и синхронную составляющие можно определить результирующий синхронный и асинхронный моменты простым суммированием момент ных добавок:
M s(со) = Ms0 + AM3i (и) + АМд. 0 (со) + АМД ((d);
D (мщ |
1гпАМя ( а ) |
1 т А М д . о (со) | 1 ш А М д ( ю ) |
' ' |
(0 |
|
где АЛ4э1 (со); |
ДМ„ 0 (со); 1тАЛ^ (со) ; |
1тДМд- ° ^ - _ приращения |
синхронных |
(О |
и |
и асинхронных составляющих электромагнитного мо |
мента за счет электромагнитных процессов соответственно в контуре возбуждения и поперечном демпферном контуре; ДЛ1 д(©); тДМд —
приращение синхронной и асинхронной составляющих двигательного момента за счет регулирования частоты вращения.
Прежде чем приступить к дальнейшему описанию процедуры при менения метода моментных добавок, обратим внимание на ту его осо бенность, которая может явиться причиной ошибочных выводов при формальном подходе к его использованию. Как было показано в главе III, устойчивость электромеханических контуров, образован ных нерегулируемым объектом и электромагнитным контуром, регу лятором скорости и электромеханическим контуром, в котором уч тено регулирование возбуждения, в основном, определяется близостью собственных частот колебательных звеньев, входящих в эти контуры, а также степенью их демпфирования. При применении метода момент ных добавок определение взаимодействия двух колебательных звеньев, разделенных производной, заменяется определением величины и знака асинхронных и синхронных добавок, создаваемых этими звень ями. При этом, естественно, не улавливаются некоторые тонкости взаимодействия звеньев внутри самих контуров, тем более взаимодей ствие контура с контуром. Поэтому рекомендации, полученные на основании метода моментных добавок, необходимо сопоставить с ре комендациями, полученными на основании более строгого метода, изложенного в главе III. Заметим, что в большинстве случаев они сов падают.
После определения суммарных асинхронных и синхронных со ставляющих момента по формулам, аналогичным (III.45) и (III.46), можно определить эквивалентную собственную частоту системы ©экв и декремент затухания £экв:
|
|
Р(и) |
(VI.9) |
|
|
Ms (о) Тд |
|
|
|
о)s |
|
(О — , |
/ |
(со) CDs |
(VI. 10) |
Ш Э К В ----- |
|
• " • • • |
|
V |
|
|
и (VI.9), (VI.10) |
Следует отметить, что в формулах (III.45), (III.46) |
значения D и M s различны. В |
первом случае для |
нерегулируемого |
объекта M s определялось лишь своим значением в статике M s0, a D — влиянием только поперечной демпферной обмотки, во втором случае
|
|
|
|
|
|
M s (©) |
и D (со) |
учитывают дополнительное |
влияние регулирования |
возбуждения |
и скорости. |
|
|
Основная |
сложность при определении суммарных |
асинхронной |
и синхронной составляющих момента M s (со) |
и D (со) |
состоит в том, |
что они должны вычисляться при © = ©экв, |
которая |
наперед неиз |
вестна. |
Поэтому |
предварительно методом |
итераций |
определяется |
©экв по формуле |
(VI. 10). |
|
|
В качестве первого приближения соэкв выбирают ее значение,
определенное из выражения (VI. 10) при M s (со) = Ms0, т. е. |
полагают |
®экв = ®о (®о — собственная частота нерегулируемого |
объекта). |
При этом значении частоты вычисляются синхронные добавки за счет регулирования частоты вращения, возбуждения и влияния инерции поперечной демпферной обмотки и находится новое значение со"кв (вто
рое приближение). После этого процесс повторяют. Процесс итера ций быстро сходится, так как действительные части частотных моментных характеристик Re М (/со) в диапазоне существенных частот являются медленно меняющимися функциями частоты. После опреде
ления соэкв при со = соэкв определяется D (со) и |
по выражению (VI.9) |
находится эквивалентный декремент затухания |
£экв. Знание |
соэкв и |
| экв позволяет связать отклонение интересующего параметра |
(Д6 12; |
АР) с изменением возмущения. В частности, отклонение б 1 2 связано с возмущением (изменением момента) через частотную характери стику нерегулируемого объекта, определяемую из выражения (III.44)
|
1 |
|
|
Д6 12 : |
Ms (со) |
ДМ. |
(VI.11) |
со2 £э |
|
1 + / |
|
|
Отклонение активной |
мощности связано с отклонением |
угла б 12 |
через частотную характеристику
А 'М сйэкв) + ^ (® экв)
т. е. АР (со) = [Mt (соэкв) + D (соэкв) /со] Д6 12.
Следовательно,
д р |
——------- [Ms (шэкв) + |
D (соэкв) / (со)] Ш |
|
Ms (СОэкв)___________________ |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
; 2 м^экв |
|
|
|
2 |
|
“Г 1 |
“t~ J |
|
|
|
“ экв |
|
|
|
“ экв |
|
|
|
1 + |
D (Шзкв) |
/0) |
|
|
|
|
Ms(СОэкв) |
|
ДМ. |
(VI. 12) |
|
СО2 |
I |
1 |
| |
; |
2 сй^экв |
|
|
|
|
-о-----+ |
* Т |
/ ' |
^экв |
|
|
Выражая из |
(VI. 10) Ms (соэкв) |
через соэкв |
и подставляя |
его зна |
чение в (VI.9), получим следующую формулу для определения £экв: |
|
1эКВ = £^ |
экв)Ш5. |
|
(VI. 13) |
|
|
|
I I |
дСОэкв |
|
|
Учитывая (VI. 13), выразим |
коэффициент |
асинхронной |
мощности |
D (^ экв) через |
декремент затухания |
£экв: |
|
|
|
Р К к в ) = — |
(<Пэкв)Ькя |
• |
(VI. 14) |
|
|
|
|
|
|
®экв |
|
|
Подставив (VI. 14) в (VIЛ2), получим
J . 2^ЭКв0)
ДР = ----------------- |
— |
----------- AM. |
(VIЛ 5) |
о |
| 1 |
[ |
; 2(0|экВ |
|
г * |
i |
} . ч |
|
“ экв |
|
|
“ экв |
|
Обозначим—— = Q, где О — безразмерная частота колебаний, W3KB
и запишем выражение для амплитудно-частотной характеристики, соответствующей (VI. 15). Тогда
АР = К Г ( 1 + 0 2 -4Й2Й„ Ч а 4 -АМ. |
(VI. 16) |
( l - Q 2 ) 2 + 4 Q2g2KB |
|
На частоте резонанса Q = 1 выражение (VI. 16) обращается в сле дующее:
АР: V 1 + 1614ЭК ■ Ш . |
(VI. 17) |
4Р2
^Ьэкв
Откуда следует, что при Еэкв = 1 АР > 1, т. е. даже при обеспе чении максимально возможного декремента затухания амплитуда обменного перетока мощности при резонансных колебаниях превы шает амплитуду возмущения (момента). Учитывая, что амплитуда обменного перетока мощности нормируется ГОСТом (для САРС ДГ 1 и 2-го классов АР = 10%), допустимую амплитуду возмущения можно определить из формулы (VI. 17) при £ == 1:
ДМ = 10 •—Д=г « 9 ,7 % .
У п
Зная амплитуду возмущения AM и задаваясь допустимым значением АР из формулы (VI. 17), можно определить требуемый декремент за тухания 1 экв.треб
5 |
_____________ !__________ |
=экв. треб |
, /------------- |
• |
№Г -
Таким образом, амплитуда колебаний активной мощности при известной амплитуде колебаний момента не превысит допустимого значения, если декремент затухания системы будет не меньше £экв. треб. Определение эквивалентного декремента затухания системы произ ведено в § 26.
В каждом конкретном случае, руководствуясь формулой (VI. 17), можно определить комплекс мероприятий, связанных как с уменьше нием амплитуды, так и с увеличением демпфирования в системе. Заме тим, что мероприятия по увеличению декремента затухания в системе вынужденных колебаний одновременно способствуют увеличению запаса устойчивости по самораскачиванию, устраняют возможность автоколебаний.
§ 26. Определение демпфирующих свойств судовых ГА при параллельной работе
В предыдущем параграфе было показано, что при заданной макси мальной амплитуде возмущений амплитуда обменной мощности за висит лишь от эквивалентного декремента затухания системы, который, в свою очередь, определяется величиной синхронных и асинхронных добавок [см. выражение (VI.9)].
Согласно изложенной выше методике определим асинхронные и синхронные моментные добавки.
ПФ, связывающая изменение угла б12 с изменением электромаг нитного момента и учитывающая регулирование возбуждения, имеет,
|
согласно (II 1.123) |
и (III. 132), следующий вид: |
|
|
1 |
м М |
т *,р - ' ) |
|
Msok6Г6,Р |
(VI. 18) |
|
VM.B. (р) |
т1У + 2Тэ11э1р + \ |
|
7 V + 2 T3li3iP + l |
|
|
|
|
|
|
Подставляя в данное выражение р = /соэкв и выделяя мнимую и |
|
вещественную части, |
получим: |
|
|
|
|
ДМЭ1 (ю) = |
Re 1V6 (/соэкв) |
2 % э 1 А B l(D3KBfe6 7 6 1 jM sO . |
(VI. 19) |
|
(! —•^3l) 2 + 4 &эИэ1 |
|
|
|
|
|
|
|
ААд («>) |
1 |
|
|
_ |
~ ^ai) k6T6iMso |
(VI.20) |
|
и экв I m |
W e (/® экв) |
= |
( 1 - а ; 1)2+ 4 6 * и *1 ’ |
|
|
|
где Д-Э1 — ——- ; ®экв—эквивалентная |
собственная частота |
системы; |
|
“ он |
|
|
|
|
|
|
|
со0£ — собственная частота электромагнитного контура. |
|
|
ПФ, связывающая изменение угла 6 12 с изменением двигательного |
|
момента и учитывающая регулирование |
частоты вращения, |
имеет (см. |
|
выражение III.84) следующий вид: |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
б |
(OgAlso |
(VI.21) |
|
|
i*V c(p ) |
|
2 !р. |
|
|
|
|
Гр.сР2 + |
|
Заметим, что в случае ТГ декремент затухания регулятора скорости близок к единице или больше единицы. В этом случае его ПФ эквива лентна апериодическому звену. У ДГ регулятор всегда колебателен и имеет достаточно высокую частоту" которая превышает собственную
частоту системы. |
|
Заметим, что данная ПФ аналогична по виду предыдущей, |
отли |
чаясь лишь |
коэффициентом при первой производной |
|
Д М |
2 |р. (Ир. с^экв боь |
(VI.22) |
д ( с о экв ) = R e W p . с ( ) с о э к в ) |
+ 411 А* ( > - 4 с ) 2 'р. с ^ р . с