Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

частоты. Тем самым, практика подтвердила гипотезу о том, что слож­ ная электромеханическая система по своим свойствам эквивалентна колебательному звену.

Если частота вынужденной силы совпадает с эквивалентной ча­ стотой свободных колебаний, то в системе имеют место резонансные колебания максимальной амплитуды. Если эквивалентный декремент затухания Еэкв обращается в нуль, то в системе устанавливаются авто­ колебания, амплитуда которых ограничена одной из характерных нелинейностей. Определение мероприятий по демпфированию наиболее опасных околорезонансных и резонансных вынужденных колебаний,

 

 

а

также

способствующих

срыву

 

 

автоколебаний и составляет обыч­

 

 

но

предмет

исследования.

 

 

 

 

 

 

Выше была показана структур­

 

 

ная эквивалентность параллельной

 

 

работы двух ГА и параллельной

 

 

работы ГА с сетью,

поэтому

ме­

 

 

тод моментных добавок рассмот­

 

 

рим в

применении

к

последнему

 

 

наиболее простому случаю.

Пред­

 

 

ставим

структурную

схему

па­

 

 

раллельной

работы

ГА

с

сетью

 

 

в

виде,

изображенном

на

рис.

 

 

V I.3. Структурная

схема состоит

 

 

из

двойного

интегратора

с посто­

Рис. VI.3.

Структурная схема па­

янной

времени

TR/cos,

охвачен­

раллельной

работы ГА с сетью (для

ного

параллельными

обратными

пояснения метода моментных доба­

связями.

Каждая

обратная

связь

 

вок)

отражает

зависимость

момента

от

 

 

угла

6 12,

т.

е.

является

соот­

ветствующей моментной характеристикой.

Независимость

обратных

связей, а также их единая физическая сущность позволяет применить при анализе периодических движений следующий искусственный прием. В каждой из ПФ, стоящих в обратной связи, производится подстановка р = /со и выделяется мнимая и вещественная части. После этого приращение момента на выходе из каждой ПФ можно записать в виде суммы двух, сдвинутых на 90° составляющих:

AM (/to) = Re AM + j ш—— = AMS-f /coAD,

где AMS— синхронная составляющая момента (синхронная добавка); AD — асинхронная составляющая момента (асинхронная добавка).

После разложения каждой из моментных связей на асинхронную и синхронную составляющие можно определить результирующий синхронный и асинхронный моменты простым суммированием момент­ ных добавок:

M s(со) = Ms0 + AM3i (и) + АМд. 0 (со) + АМД ((d);

D (мщ

1гпАМя ( а )

1 т А М д . о (со) | 1 ш А М д ( ю )

' '

(0

 

222


где АЛ4э1 (со);

ДМ„ 0 (со); 1тАЛ^ (со) ;

1тДМд- ° ^ - _ приращения

синхронных

и

и асинхронных составляющих электромагнитного мо­

мента за счет электромагнитных процессов соответственно в контуре возбуждения и поперечном демпферном контуре; ДЛ1 д(©); тДМд —

приращение синхронной и асинхронной составляющих двигательного момента за счет регулирования частоты вращения.

Прежде чем приступить к дальнейшему описанию процедуры при­ менения метода моментных добавок, обратим внимание на ту его осо­ бенность, которая может явиться причиной ошибочных выводов при формальном подходе к его использованию. Как было показано в главе III, устойчивость электромеханических контуров, образован­ ных нерегулируемым объектом и электромагнитным контуром, регу­ лятором скорости и электромеханическим контуром, в котором уч­ тено регулирование возбуждения, в основном, определяется близостью собственных частот колебательных звеньев, входящих в эти контуры, а также степенью их демпфирования. При применении метода момент­ ных добавок определение взаимодействия двух колебательных звеньев, разделенных производной, заменяется определением величины и знака асинхронных и синхронных добавок, создаваемых этими звень­ ями. При этом, естественно, не улавливаются некоторые тонкости взаимодействия звеньев внутри самих контуров, тем более взаимодей­ ствие контура с контуром. Поэтому рекомендации, полученные на основании метода моментных добавок, необходимо сопоставить с ре­ комендациями, полученными на основании более строгого метода, изложенного в главе III. Заметим, что в большинстве случаев они сов­ падают.

После определения суммарных асинхронных и синхронных со­ ставляющих момента по формулам, аналогичным (III.45) и (III.46), можно определить эквивалентную собственную частоту системы ©экв и декремент затухания £экв:

 

 

Р(и)

(VI.9)

 

 

Ms (о) Тд

 

 

 

о)s

 

(О — ,

/

(со) CDs

(VI. 10)

Ш Э К В -----

 

• " • • •

 

V

 

 

и (VI.9), (VI.10)

Следует отметить, что в формулах (III.45), (III.46)

значения D и M s различны. В

первом случае для

нерегулируемого

объекта M s определялось лишь своим значением в статике M s0, a D — влиянием только поперечной демпферной обмотки, во втором случае

M s (©)

и D (со)

учитывают дополнительное

влияние регулирования

возбуждения

и скорости.

 

 

Основная

сложность при определении суммарных

асинхронной

и синхронной составляющих момента M s (со)

и D (со)

состоит в том,

что они должны вычисляться при © = ©экв,

которая

наперед неиз­

вестна.

Поэтому

предварительно методом

итераций

определяется

©экв по формуле

(VI. 10).

 

 

223


В качестве первого приближения соэкв выбирают ее значение,

определенное из выражения (VI. 10) при M s (со) = Ms0, т. е.

полагают

®экв = ®о (®о — собственная частота нерегулируемого

объекта).

При этом значении частоты вычисляются синхронные добавки за счет регулирования частоты вращения, возбуждения и влияния инерции поперечной демпферной обмотки и находится новое значение со"кв (вто­

рое приближение). После этого процесс повторяют. Процесс итера­ ций быстро сходится, так как действительные части частотных моментных характеристик Re М (/со) в диапазоне существенных частот являются медленно меняющимися функциями частоты. После опреде­

ления соэкв при со = соэкв определяется D (со) и

по выражению (VI.9)

находится эквивалентный декремент затухания

£экв. Знание

соэкв и

| экв позволяет связать отклонение интересующего параметра

6 12;

АР) с изменением возмущения. В частности, отклонение б 1 2 связано с возмущением (изменением момента) через частотную характери­ стику нерегулируемого объекта, определяемую из выражения (III.44)

 

1

 

 

Д6 12 :

Ms (со)

ДМ.

(VI.11)

со2 £э

 

1 + /

 

 

Отклонение активной

мощности связано с отклонением

угла б 12

через частотную характеристику

А 'М сйэкв) + ^ (® экв)

т. е. АР (со) = [Mt (соэкв) + D (соэкв) /со] Д6 12.

Следовательно,

д р

——------- [Ms (шэкв) +

D (соэкв) / (со)] Ш

 

Ms (СОэкв)___________________

 

 

 

 

 

1

1

1

; 2 м^экв

 

 

 

2

 

“Г 1

“t~ J

 

 

 

“ экв

 

 

 

“ экв

 

 

 

1 +

D (Шзкв)

/0)

 

 

 

 

Ms(СОэкв)

 

ДМ.

(VI. 12)

 

СО2

I

1

|

;

2 сй^экв

 

 

 

 

-о-----+

* Т

/ '

^экв

 

 

Выражая из

(VI. 10) Ms (соэкв)

через соэкв

и подставляя

его зна­

чение в (VI.9), получим следующую формулу для определения £экв:

 

1эКВ = £^

экв)Ш5.

 

(VI. 13)

 

 

 

I I

дСОэкв

 

 

Учитывая (VI. 13), выразим

коэффициент

асинхронной

мощности

D (^ экв) через

декремент затухания

£экв:

 

 

 

Р К к в ) = —

(<Пэкв)Ькя

(VI. 14)

 

 

 

 

 

 

®экв

 

 

224


Подставив (VI. 14) в (VIЛ2), получим

J . 2^ЭКв0)

ДР = -----------------

----------- AM.

(VIЛ 5)

о

| 1

[

; 2(0|экВ

 

г *

i

} . ч

 

“ экв

 

 

“ экв

 

Обозначим—— = Q, где О — безразмерная частота колебаний, W3KB

и запишем выражение для амплитудно-частотной характеристики, соответствующей (VI. 15). Тогда

АР = К Г ( 1 + 0 2 -4Й2Й„ Ч а 4 М.

(VI. 16)

( l - Q 2 ) 2 + 4 Q2g2KB

 

На частоте резонанса Q = 1 выражение (VI. 16) обращается в сле­ дующее:

АР: V 1 + 1614ЭК ■ Ш .

(VI. 17)

4Р2

^Ьэкв

Откуда следует, что при Еэкв = 1 АР > 1, т. е. даже при обеспе­ чении максимально возможного декремента затухания амплитуда обменного перетока мощности при резонансных колебаниях превы­ шает амплитуду возмущения (момента). Учитывая, что амплитуда обменного перетока мощности нормируется ГОСТом (для САРС ДГ 1 и 2-го классов АР = 10%), допустимую амплитуду возмущения можно определить из формулы (VI. 17) при £ == 1:

ДМ = 10 •—Д=г « 9 ,7 % .

У п

Зная амплитуду возмущения AM и задаваясь допустимым значением АР из формулы (VI. 17), можно определить требуемый декремент за­ тухания 1 экв.треб

5

_____________ !__________

=экв. треб

, /-------------

Г -

Таким образом, амплитуда колебаний активной мощности при известной амплитуде колебаний момента не превысит допустимого значения, если декремент затухания системы будет не меньше £экв. треб. Определение эквивалентного декремента затухания системы произ­ ведено в § 26.

В каждом конкретном случае, руководствуясь формулой (VI. 17), можно определить комплекс мероприятий, связанных как с уменьше­ нием амплитуды, так и с увеличением демпфирования в системе. Заме­ тим, что мероприятия по увеличению декремента затухания в системе вынужденных колебаний одновременно способствуют увеличению запаса устойчивости по самораскачиванию, устраняют возможность автоколебаний.

225


§ 26. Определение демпфирующих свойств судовых ГА при параллельной работе

В предыдущем параграфе было показано, что при заданной макси­ мальной амплитуде возмущений амплитуда обменной мощности за­ висит лишь от эквивалентного декремента затухания системы, который, в свою очередь, определяется величиной синхронных и асинхронных добавок [см. выражение (VI.9)].

Согласно изложенной выше методике определим асинхронные и синхронные моментные добавки.

ПФ, связывающая изменение угла б12 с изменением электромаг­ нитного момента и учитывающая регулирование возбуждения, имеет,

согласно (II 1.123)

и (III. 132), следующий вид:

 

1

м М

т *,р - ' )

 

Msok6Г6,Р

(VI. 18)

VM.B. (р)

т1У + 2Тэ11э1р + \

 

7 V + 2 T3li3iP + l

 

 

 

 

Подставляя в данное выражение р = /соэкв и выделяя мнимую и

вещественную части,

получим:

 

 

 

ДМЭ1 (ю) =

Re 1V6 (/соэкв)

2 % э 1 А B l(D3KBfe6 7 6 1 jM sO .

(VI. 19)

(! —•^3l) 2 + 4 &эИэ1

 

 

 

 

 

ААд («>)

1

 

 

_

~ ^ai) k6T6iMso

(VI.20)

и экв I m

W e (/® экв)

=

( 1 - а ; 1)2+ 4 6 * и *1 ’

 

где Д-Э1 — ——- ; ®экв—эквивалентная

собственная частота

системы;

“ он

 

 

 

 

 

 

со0£ — собственная частота электромагнитного контура.

 

ПФ, связывающая изменение угла 6 12 с изменением двигательного

момента и учитывающая регулирование

частоты вращения,

имеет (см.

выражение III.84) следующий вид:

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

б

(OgAlso

(VI.21)

 

i*V c(p )

 

2 !р.

 

 

 

Гр.сР2 +

 

Заметим, что в случае ТГ декремент затухания регулятора скорости близок к единице или больше единицы. В этом случае его ПФ эквива­ лентна апериодическому звену. У ДГ регулятор всегда колебателен и имеет достаточно высокую частоту" которая превышает собственную

частоту системы.

 

Заметим, что данная ПФ аналогична по виду предыдущей,

отли­

чаясь лишь

коэффициентом при первой производной

 

Д М

2 |р. (Ир. с^экв боь

(VI.22)

д ( с о экв ) = R e W p . с ( ) с о э к в )

+ 411 А* ( > - 4 с ) 2 'р. с ^ р . с

226