Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требуется определить коэффициент передачи принятого закона регулирования двигательного момента (по АР'), необходимого для

обеспечения £'

= 0,4.

1.

=экв

Расчет

D (соэкв)доп (дополнительной асинхронной добавки).

В предположении, что введение коррекции по АР' мало влияет на собственную частоту системы, определяем из формулы (VI. 13) вели­ чину коэффициента асинхронного момента, обеспечивающего желае­ мый декремент затухания | экв = 0,4,

и(соэкв)

\ Э К В / ж е л

Следовательно, за счет регулирования по АР' требуется получить дополнительную асинхронную добавку, равную:

D (юэкв)доп = D (юэкв)жел— D (соэкв)исх = 0,135 -0,068 = 0,067,

где D (соэкв) — дополнительная асинхронная добавка; D (соэвк) —

асинхронная составляющая системы без дополнительного регули­ рования.

2.Расчет асинхронной добавки от регулирования по АР'. Вычи

ляем при соэкв = 26,8 1/с по формулам табл. VI. 1 значения асинхрон­

ных добавок при регулировании по 6 12 и б12 (т. е. по параметрам, вхо­ дящим в закон АР'):

 

 

D6,

со.

 

1 — Л?

 

 

 

 

 

! +

Л2

 

 

 

 

0-

ЭГ. П)

 

 

 

 

1 =эг. п

эг. п

 

 

 

 

1 - ■0,5352

 

- =

0,43,

 

 

 

(1 — 0,535)2 +

 

 

 

 

 

4-12-0,5352

 

где

А 3

®экв

26,8 =0,535;

 

 

 

 

 

 

®эг. п

50

 

 

 

 

 

 

 

D,„ (со

) = ■

2|эг. пЛэг. п®экв

 

 

О" \

ЗКВ

}

 

 

 

А1

 

 

 

 

•^ зг. п)2 +

4( эг. п

 

 

 

 

эг. п

 

 

 

 

2-1.0,535-26,8

 

17,4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 — 0,5352)2 + 4-12-0,535

 

С

учетом

того,

что

АР' ==М5 (соэкв) 612 + D (соэкв) 6 12, определим

асинхронную добавку, создаваемую сигналом по АР':

 

( » „ ,) = =ИА (« V .) + D

)> и -Dt . (« ,„,) =

 

==4,6-0,43+ 0,068-17,4 = 3,2.

 

3.

Расчет коэффициента передачи в законе регулирования по А Р

о еспечивающего желаемый декремент затухания. Зная

величину тре­

буемой асинхронной дополнительной добавки D (соэкв)

и вычислен-

240


ное выше значение D Ар, (юэкв), определим коэффициент усиления по производной канала по нагрузке из формулы:

k

D (т экв)доп

0,067

0, 021.

&р'

3,2

 

° А Р ' (“ экв)

 

 

 

 

4. Расчет дополнительной синхронной добавки, вносимой связью по АР'. Весь проведенный расчет был выполнен в предположении, что дополнительно вводимая обратная связь по АР' не изменяет (оэкв. В конце расчета необходимо проверить это допущение. Для этого из

табл. VI. 1

определим

синхронные добавки

за

счет регулирования

по б12 и б12

при соэкв =

26,8 1/с:

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ? Э Г - п ' ^ э г - п ^ э к в

 

 

 

 

(1 — А2

 

2

л 2

\

 

 

 

4- 4£:

 

 

 

 

 

\

эг. п |

эг. п-^эг. п)

 

 

 

2-1-0,535-26,8

 

 

17,3;

 

(1 — 0,5352)2 +

4-12-0,5352

 

 

 

 

 

 

 

 

£,

I

 

 

 

AM s6”

 

 

 

Э Г .

п ) шэкв

 

 

 

 

 

 

 

2

п

 

 

 

 

 

+ 4 & .И эг.

 

 

(1 — 0,5352) 26,82

 

— 310.

 

(1 — 0,5352)2+

4-12-0,5352

 

 

 

Синхронная добавка, вносимая обратной связью по АР', определится по следующей формуле:

= (17,3-4,6— 310 0,068)-0,021 = 1,2.

Определим новое значение частоты шэкв:

M's= M s+ М АР, = 4,6 + 1,2 = 5,8;

-

1 /

Г 5,8-314

,

“ экв =

V ~ f Z = V

~ ~ 2 ~ = 3 0

РЗД /С ‘

Как видим, вводимая обратная связь изменяет эквивалентную собственную частоту системы незначительно (менее чем на 12%). По­ этому уточнять расчет нет необходимости. Зная требуемое для демп­ фирования значение kApn можно определить коэффициент усили­

тельного канала по производной:

*ДР'

0,021

: 0,042.

^дат^эг. п

0,5-1

 

Расчет показывает, что для обеспечения желаемого демпфирования в системе необходимо очень незначительное усиление в канале по производной АР'. Следовательно, организацию демпфирования через канал по нагрузке следует считать наиболее рациональной, учитывая быстродействие данного канала. Заметим, что в данном расчете не

9 Б. И. Болотин, В. Л. Вайнер

241


принималось во внимание запаздывание по двигательному моменту, свойственному дизелям, так как метод моментных добавок не позво­ ляет учитывать чистое запаздывание. В главе VIII подобная задача бу­ дет решена другим методом при учете чистого запаздывания.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что рассмо­ тренные в данном параграфе коэффициенты производных по активной мощности, обеспечивающие заданную величину демпфирования вынуж­ денных колебаний, могут обусловить неустойчивость свободного движения [2, 46] при их необоснованном завышении.

ГЛАВА VII

РАСЧЕТ АВТОКОЛЕБАНИЙ В САЭС

§28. Основные положения расчета нелинейных систем

Впредыдущих главах был произведен анализ устойчивости ли­ нейной модели системы и получены количественные оценки связи различных параметров системы с запасом устойчивости. При линей­ ном анализе предполагалось, что факт устойчивости или неустойчи­ вости линейной модели зависит только от параметров системы и со­ вершенно не зависит от величины начального отклонения. Следует заметить, что в линейной модели считались возможными лишь два типа процессов: сходящиеся и расходящиеся. Если параметры линей­ ной системы точно соответствуют границе области устойчивости (что бывает весьма редко), возможны и незатухающие колебания с ампли­ тудой, зависящей от начальных условий. При самом незначительном изменении параметров колебания превращаются в затухающие или неограниченно возрастающие.

На практике часто наблюдаются явления, которые не могут быть объяснены в рамках линейной теории. Действительно, в реальных системах нередко имеют место незатухающие колебания, которые об­ ладают определенной устойчивостью: после возмущения они восста­ навливаются с течением времени. Форму и частоту этих колебаний можно изменять, меняя параметры системы. Часто вид движения зависит от величины прикладываемого возмущения. Незатухающие колебания имели место при синхронизации с сетью или с равным по мощности ГА в тех случаях, когда разность частот превышала неко­ торую величину. При меньшей разности частот колебания не возникали

(см. § 5, описание параллельной работы ДГ и ТГ). В ряде слу­ чаев обменные колебания мощности не зависят от величины возму­ щений. При любом возмущении в системе устанавливались колебания вполне определенной амплитуды и частоты (параллельная работа двух ДГР-150-750). Явления подобного рода могут быть обусловлены только нелинейностями, неучтенными при линейном анализе.

242


Незатухающие колебания в системах автоматического регулиро­ вания (автоколебания) возникают при отсутствии внешних периоди­ ческих воздействий. Частота этих колебаний определяется только внутренними свойствами системы и меняется при изменении ее пара­ метров. Автоколебания возникают благодаря равенству потерь энер­ гии за колебательный цикл притоку энергии от внешнего неколеба­ тельного источника. Таким источником служат обычно регулируемый объект или усилительная часть регулятора. Только благодаря нали­ чию нелинейностей возможен баланс энергии за колебательный цикл. Расчет автоколебаний сводится к определению условий существования незатухающих колебаний, т. е. к определению условий, при которых возможен такой баланс.

Как уже отмечалось, параллельно работающие генераторные агрегаты представляют многосвязную нелинейную электромехани­ ческую систему. Точные методы определения периодических движений в такой системе не найдены, и для их отыскания приходится прибе­ гать к различным приближениям, требующим определенной идеали­ зации задачи. Близость решения подобной идеализированной задачи к процессу в реальной системе во многом определяется тем, насколько удовлетворяет анализируемая система некоторым дополнительным ус­ ловиям.

Условия, при которых периодические режимы в Э Э У близки к гар­ моническим. Наиболее эффективные способы приближенного исследо­ вания периодических режимов в нелинейных системах основаны на методе гармонического баланса Н. М. Крылова и Н. Н. Боголюбова.

В основе этого метода, если иметь в виду использование его лишь для определения периодических движений, лежит предположение о том, что периодическое решение мало отличается от гармонического и его можно искать в форме

x = asinQ£, (VII. 1)

где а и Q — соответственно искомые амплитуда и частота. Вообще говоря, колебания на выходе нелинейного элемента системы всегда негармонические. Можно, однако, указать условия, при выполнении которых колебания мало отличаются от гармонических. Существуют два класса таких условий.

1.Линейная часть системы удовлетворяет гипотезе фильтра. Есл

нелинейная часть системы порождает гармоники, начиная с &-й, то в замкнутой системе возникают гармонические колебания, частота которых независимо от специфики нелинейности удовлетворяет нера­ венству

^ < С 0 0 < 0)С,

(VI 1.2)

k

 

где сос — частота среза линейной части системы; со0 — частота авто­

колебаний.

При этом условии все высшие гармоники, порожденные в нелиней­ ной части, существенно ослабляются в линейной, и в системе на входе в нелинейную часть устанавливаются синусоидальные колебания.

9*

243


Условия фильтра, очевидно, реализуются только в том случае, если колебания в линейной части системы устойчивы.

2. Система удовлетворяет гипотезе авторезонанса. Для того чтоб колебания были близки к гармоническим, амплитудная характеристика

линейной части

системы должна иметь острый резонансный пик,

а нелинейность

быть несущественной.

Условия гипотезы фильтра и гипотезы авторезонанса в равной мере позволяют считать колебания близкими к гармоническим и искать их в форме (VII. 1).

В системах, удовлетворяющих условию авторезонанса, заранее известно, что искомая частота Q равна резонансной частоте линейной части системы (или незначительно отличается от нее). Неизвестной при приближенном анализе является лишь амплитуда колебаний, в то время как в нерезонансных системах, удовлетворяющих условию фильтра, неизвестна и амплитуда, и частота автоколебаний. Преиму­ ществом последней является отсутствие дополнительных требований к характеристике нелинейного элемента и возможность рассмотрения практически любых нелинейностей.

Кроме того, как указано в [1], применение методов, основанных на гипотезе фильтра, к системам, в которых осуществляется условия авторезонанса, дает более точное решение. Поэтому в дальнейшем будем использовать детально разработанные методы гармонической линеаризации, основанные на предположении о фильтрующих свой­ ствах линейной части системы [40].

Предпосылки к использованию метода гармонической линеаризации, полученные на основании экспериментальных исследований устойчи­ вости судовых ЭЭУ. В § 5 были описаны автоколебания, встречаю­ щиеся при параллельной работе судовых генераторных агрегатов. По значению частот их можно разбить на три группы:

— автоколебания электромеханического контура Q = 1,5 ч- 4 Гц;

автоколебания в системах автоматического регулирования воз­ буждения Q = 0,2 ч- 1 Гц;

автоколебания систем автоматизации Q = 0,05 — 0,2 Гц.

Во всех случаях колебания имели ярко выраженный синусоидаль­ ный характер, а частота их была ниже частоты среза соответствующего контура.

Так, при автоколебаниях в электромеханическом контуре частота колебаний независимо от порождающих их причин была приблизи­ тельно равна резонансной частоте этого контура и ниже частоты среза (последнее свидетельствует именно об авторезонансных свойствах

контура).

 

Рассмотренные в § 5 автоколебания при работе

ДГ мощностью

1,5 мВт параллельно с сетью имели частоту Q = 4

Гц (см. рис. 1.8).

Собственная частота системы со0, в этом случае определенная по

приближенной формуле,

 

--------

Юл _ 1

1 /

Ms0(£>s

V

Т д

(при Тд — 2 с, ©s — 314 1/с и 44s0

= 4,5), также равна 4 Гц, т. е.

частота автоколебаний и частота

собственных колебаний совпадают.

244