Условия фильтра, очевидно, реализуются только в том случае, если колебания в линейной части системы устойчивы.
2. Система удовлетворяет гипотезе авторезонанса. Для того чтоб колебания были близки к гармоническим, амплитудная характеристика
линейной части |
системы должна иметь острый резонансный пик, |
а нелинейность |
быть несущественной. |
Условия гипотезы фильтра и гипотезы авторезонанса в равной мере позволяют считать колебания близкими к гармоническим и искать их в форме (VII. 1).
В системах, удовлетворяющих условию авторезонанса, заранее известно, что искомая частота Q равна резонансной частоте линейной части системы (или незначительно отличается от нее). Неизвестной при приближенном анализе является лишь амплитуда колебаний, в то время как в нерезонансных системах, удовлетворяющих условию фильтра, неизвестна и амплитуда, и частота автоколебаний. Преиму ществом последней является отсутствие дополнительных требований к характеристике нелинейного элемента и возможность рассмотрения практически любых нелинейностей.
Кроме того, как указано в [1], применение методов, основанных на гипотезе фильтра, к системам, в которых осуществляется условия авторезонанса, дает более точное решение. Поэтому в дальнейшем будем использовать детально разработанные методы гармонической линеаризации, основанные на предположении о фильтрующих свой ствах линейной части системы [40].
Предпосылки к использованию метода гармонической линеаризации, полученные на основании экспериментальных исследований устойчи вости судовых ЭЭУ. В § 5 были описаны автоколебания, встречаю щиеся при параллельной работе судовых генераторных агрегатов. По значению частот их можно разбить на три группы:
— автоколебания электромеханического контура Q = 1,5 ч- 4 Гц;
—автоколебания в системах автоматического регулирования воз буждения Q = 0,2 ч- 1 Гц;
—автоколебания систем автоматизации Q = 0,05 — 0,2 Гц.
Во всех случаях колебания имели ярко выраженный синусоидаль ный характер, а частота их была ниже частоты среза соответствующего контура.
Так, при автоколебаниях в электромеханическом контуре частота колебаний независимо от порождающих их причин была приблизи тельно равна резонансной частоте этого контура и ниже частоты среза (последнее свидетельствует именно об авторезонансных свойствах
контура). |
|
Рассмотренные в § 5 автоколебания при работе |
ДГ мощностью |
1,5 мВт параллельно с сетью имели частоту Q = 4 |
Гц (см. рис. 1.8). |
Собственная частота системы со0, в этом случае определенная по
приближенной формуле, |
|
-------- |
Юл _ 1 |
1 / |
Ms0(£>s |
2я |
V |
Т д |
(при Тд — 2 с, ©s — 314 1/с и 44s0 |
= 4,5), также равна 4 Гц, т. е. |
частота автоколебаний и частота |
собственных колебаний совпадают. |