дить для ГА, работающего параллельно с сетью. Данные нестрогие рассуждения хорошо подтверждаются экспериментальными исследо ваниями реальных СЭС. Так, например, представленные на рис. 1.9 автоколебания при параллельной работе двух ТГ типа ТД-1000 анало гичны автоколебаниям при работе этого ТГ с сетью. Также не отли чаются автоколебания ДГ мощностью 15000 кВт, работающего парал лельно с сетью и с турбогенератором такой же мощности (см. рис. 1.7
и1 .8 ).
Вто же время расчет автоколебаний даже в более простом случае параллельной работы ГА с сетью при учете многих нелинейностей генераторов, первичных двигателей и систем регулирования весьма сложен и вряд ли целесообразен.
Экспериментальные исследования реальных СЭС, а также знание структуры объекта и механизма взаимодействия его внутренних кон туров, которому во многом способствует приближенный линейный анализ, позволяют в каждом конкретном случае остановиться на упро щенной расчетной нелинейной модели, т. е. выбрать определяющую нелинейность.
Анализ различных по характеру автоколебаний в реальных авто номных СЭС показывает, что основные случаи могут быть проанали зированы на основании разобранных выше структурных схем с НЭ, включенными в определенные места схемы.
§ 30. Расчет автоколебаний, обусловленных нелинейностями генераторов и их систем регулирования возбуждения
Данные автоколебания проявляются в периодических колебаниях тока возбуждения и реактивного тока. Частота их при параллельной работе невысока и составляет 0,2—0,5 Гц. Для исследования этих коле баний используется уже разобранная выше структурная схема электро магнитного контура (см. рис. III.5). Характерными НЭ в данном контуре являются:
—насыщение магнитного усилителя (МУ) корректора напряжения;
—нелинейность постоянной времени МУ корректора напряжения;
— нелинейная зависимость коэффициента компаундирования от нагрузки.
Насыщение усилителя корректора особенно сказывается при высо ких коэффициентах усиления корректора (например, полупроводни ковый корректор генератора ГСС-114-8 в некоторых случаях работает в релейном режиме).
Нелинейность МУ оказывает существенное влияние на автоколе бания. Особенности МУ как нелинейного звена системы регулирования рассмотрены в работе [53]. Там же сделаны следующие важные вы воды по работе МУ в колебательном режиме:
—нелинейности существенным образом изменяют ПФ магнитного усилителя;
—зависимость инерционности МУ от направления изменения выходной величины в колебательном режиме увеличивает коэффи