Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Рис. 1.7. Осциллограмма обменных колебаний активной мощности при параллельной работе ДГ с ТГ
Синхронизация ДГ с сет ью -Рдг = 50,4- Гц
Pc -S O rpj Р д г = Б00кВт
Рис. 1.8. Осциллограмма обменных колебаний активной мощности при параллельной работе ДГ с сетью
Как видно из рисунка, характер регистрируемых величин в ДГ при параллельной работе его с сетью полностью соответствует характеру колебаний при параллельной работе ДГ и ТГ.
Изложенное позволяет сделать вывод, что колебания при парал лельной работе ТГ и ДГ обусловлены процессами, происходящими в ДГ.
Анализ показал, что одним из вероятных источников может быть регулятор скорости ДГ. В соответствии с рис. 1.7, сдвиг по фазе между входной величиной регулятора (частотой вращения) и выходной ве личиной (перемещением рейки топливных насосов взятым с обратным знаком) составляет около 90°, в то время как у идеального регулятора скорости такой сдвиг должен быть равен 0. Если это так, то добиться устойчивости системы можно таким изменением ее параметров, кото рое привело бы к уменьшению коэффициента усиления системы, сдвигу фаз, что могло быть достигнуто, например, уменьшением динамиче
ского коэффициента усиления регулятора скорости. |
|
Колебания активной мощности, обусловленные действием |
си |
стем регулирования напряжения. Подобные колебания имели |
место |
при испытании СЭС, оборудованной турбогенераторами типа ТД-1000*. Колебания наблюдались как при параллельной работе непосредст венно двух и более турбогенераторов, так и при параллельной работе
каждого турбогенератора с заводской сетью. Частота |
колебаний в |
|
обоих случаях была приблизительно одинакова и составляла |
1,7— |
|
— 1,9 Гц, амплитуда колебаний при параллельной работе ТГ с |
сетью |
|
была большей и достигала в отдельных случаях 60% |
(рис. 1.9). |
Проведенные экспериментальные исследования позволили уста новить, что колебания могут быть устранены путем замены уравни тельных связей, осуществляемых с помощью блока параллельной работы (БПР) на уравнительные связи непосредственно между об мотками возбуждения генераторов (т. е. соединения обмоток возбуж дения генераторов параллельно). На осциллограмме рис. 1.10 показано действие такого соединения.
Колебания, обусловленные действием нескольких факторов. Такие колебания наблюдались при испытании ДГ мощностью 100 ч 150 кВт.
При параллельной работе головного дизель-генератора Д ГР-150/750 с дизель-генератором такого же типа при наклоне регу ляторной характеристики в пределах 2—5% и более возникали об менные колебания активной мощности. Частота этих колебаний ле жала в диапазоне 3—4,5 Гц. Колебания достигали максимальных значений на низких нагрузках (от 25 до 60% номинальной суммарной мощности). Амплитуда колебаний составляла 50% и более. Колеба ния мощности сопровождались колебаниями токов статора и ротора, напряжения и реек топливных насосов. Подобные колебания имели также место на судовых электростанциях, где были установлены дизель-генераторы Д ГР-100/750 мощностью 100 кВт.
Колебания наблюдались как в период швартовных и ходовых ис пытаний, так и после длительной эксплуатации (2000 и более часов),
* Испытания проводились под руководством П. Ф. Степаненкова.
31
Рис. 1.9. Обменные колебания при параллельной работе ТГ
т. е. они не являлись следствием разрегулировки систем автоматиче ского регулирования.
Анализ результатов испытаний показал, что частота обменных
колебаний отличается от частот возмущающих |
сил, эта частота для |
|
6-цилиндрового 4-тактного двигателя |
с частотой вращения, равной |
|
750 об/мин и составляет обычно 6,25 |
Гц |
12,5 Гц | — ] и выше |
|
(l2oj |
V60 7 |
(п — частота вращения дизеля, об/мин). При этом частоты 6,25 Гц (половинная гармоника) и 12,5 Гц (1-я гармоника) могут быть объяс-
Рис. 1.10. Осциллограмма, иллюстрирующая устранение об менных колебаний мощности при параллельной работе ТГ введением уравнительных связей между обмотками возбуж дения
йены |
неравномерностью подачи топлива по цилиндрам. Частота |
||
12,5 |
Гц может также возникнуть из-за излома |
или смещения |
в со |
единении с генератором. |
|
|
|
Существование при параллельной работе ДГ |
незатухающих |
коле |
баний со значительной постоянной амплитудой и постоянной частотой, отличной от частот возмущающих сил (например, 3,7 Гц и 4,1 Гц), позволяет предполагать, что они имеют автоколебательный характер. В то же время колебания с постоянной амплитудой и частотами ниже частоты половинной гармоники и кратными частоте вращения дизеля
6ЧН-18/22 ^например, ^ 3,125 Гц| позволило предполагать,
что колебания имеют резонансный или околорезонансный характер, частота которых, как известно, равна частоте возмущающих сил
33
СО |
Таблица 1.1 |
|
Характеристики колебаний при испытаниях САЭС
Параметры колебательного режима
№ рисунка
Агрегаты, |
при работе |
Режим |
Система, |
|
ампли |
наимено |
|
Фактор, способст |
которых отмечены колеба |
работы |
вызывающая |
частота |
характер коле |
вующий устране |
|||
тельные |
явления |
системы |
колебания |
туда |
вание |
нию колебаний |
||
|
|
|
|
колеба |
колеба |
колеблю |
бательного |
|
|
|
|
|
ний, Гц |
ний, % |
щихся |
режима |
|
|
|
|
|
|
|
величин |
|
|
1.2 |
ДГР 300/500 300 |
кВт |
|
25—100% Р н |
УРЧИ |
0.05-Н0.2 |
30 |
(по Р) |
|
1-3 |
Газотурбогенераторы |
мощ |
25-75% Р н |
УРМ-35 |
0,3 |
40 |
(по Р ) |
||
|
ностью 1,5 и 0,6 мВт |
|
25—100% Р в |
УРЧИ |
0,06 |
1,5 (по f) |
|||
1.4 |
Дизель-генератор Рн=1500 |
||||||||
|
кВт, турбогенератор Р и |
= |
|
|
|
|
50 |
(по Р ) |
|
1.5 |
=1500 кВт |
|
|
25—75% Р н |
УРМ-35 |
0,5 |
30 |
(по Р ) |
|
ГТГ Р н= 1.5 и 0.6 мВт |
|
||||||||
1.6 |
ДГ и ТГ Р н=1500 кВт |
|
25—100% Р н |
САР воз |
0,3 |
10 |
(по Р ) |
||
|
|
|
|
При набро- |
буждения |
|
15 |
(по Q) |
|
1.7 |
ДГ и ТГ Р н=1500 кВт |
|
САР часто |
4,3 |
50 |
(по Р) |
|||
|
|
|
|
се-сбросе |
ты враще |
|
|
|
|
1.8 |
|
|
|
100% Р н и |
ния ДГ |
|
|
|
|
|
|
|
др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливная |
|
25—60 |
|||
|
Два ДГР 150/750, |
150 кВт |
25—75% Р н |
3,Он-4,5 |
|||||
|
|
|
|
|
аппаратура, |
|
(по Р) |
||
|
|
|
|
|
САР частоты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вращения |
|
|
|
|
1.9 |
Турбогенераторы |
ТД-1000, |
25—100% |
САР напря |
1.7-Г-1.9 |
20н-60% |
|||
|
1000 кВт |
|
|
|
жения, |
ча |
|
(по Р ) |
|
|
|
|
|
|
стоты |
вра |
|
|
|
щения
р , I , »в
Р , 1, п
1. р
р
р
Q
Р , I . п ,
Л, <в
Р , I , п ,
Л’ ‘в
I , п , h,
‘в
Автоколебания |
Введение зоны не |
|
|
чувствительности, |
|
|
уменьшение |
k |
То же |
УРЧИ |
у |
Уменьшение fc |
||
» |
УРМ-35 |
|
|
|
|
» |
Уменьшение k |
|
3> |
УРМ-35 |
|
Уменьшение k |
МУ у
»Уменьшение дина мического коэффи циента усиления
регулятора ско рости ДГ
Вынужденные Комплекс меро колебания; приятий
автоколебания; комбинацион ные колебания
Автоколебания Установление урав нительных связей между обмотками
возбуждения (по постоянному току)
Наличие в системе колебаний с переменной амплитудой и частотой позволяло предполагать возможность существования комбинационных колебаний, являющихся следствием интерференции колебаний раз личного рода. Так, например, в системе были выявлены комбинацион ные колебания, обусловливаемые одновременным действием вынуж
денных сил с частотами |
; —— ; — — и др. |
60 |
120 240 F |
Было также установлено, что постоянно действующие вынужден ные силы не всегда имеют строго периодический характер. Вследствие этого в системе, помимо вынужденной составляющей колебаний ре жимных параметров, постоянно присутствует свободная составляю щая, т. е. имеет место наложение постоянно возбуждаемых свободных
ивынужденных колебаний.
Врезультате почти трехлетних экспериментальных и аналитиче ских исследований [5, 6, 26, 49] были установлены причины указан
ных колебаний и разработаны меры, которые позволили уменьшить амплитуду колебаний режимных параметров до допустимого значения.
Анализируя описанные выше случаи, данные по которым сведены в табл. 1.1, можно установить, что в САЭС могут быть следующие виды колебательных явлений:
—свободные колебания, обусловленные действием систем авто матического регулирования и непериодическими вынужденными си лами;
—автоколебания, обуславливаемые неустойчивостью тех или иных контуров регулирования и наличием в них нелинейностей;
—вынужденные колебания, вызываемые действием вынужденных сил и близостью частоты этих сил к резонансной частоте системы;
—комбинационные колебания, происходящие вследствие интер ференции колебаний в системе.
Колебания могут проявляться как в отдельных (при отсутствии колебаний в других контурах), так и во всех (или в большинстве) кон турах системы.
Отдельные контуры регулирования, будучи устойчивыми в одном режиме работы, могут обуславливать возникновение колебаний в дру гом режиме.
ГЛАВА II
ЛИНЕАРИЗОВАННЫЕ УРАВНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОБОБЩЕННОЙ САЭС ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ УСТОЙЧИВОСТИ
§6. Состав, обобщенная функциональная схема
иэквивалентирование САЭС
Состав современных СЭС (т. е. количество, тип, компоновка ГА в электростанции и оснащение их теми или иными локальными систе мами регулирования) определяется исходя из учета многих факторов:
35
установленной мощности потребителей и коэффициента одновремен ности их работы; требований к надежности работы СЭС и к качеству вырабатываемой электроэнергии; степени резервирования; пусковой мощности наиболее крупных потребителей и т. д.
На некоторых судах имеется несколько независимо работающих электростанций, каждая из которых обеспечивает свою группу по требителей.
Обычно электростанция состоит из нескольких агрегатов. При этом основной режим ее работы—параллельная работа. Очевидно, что сложность исследования колебательных явлений в этих условиях бу дет зависеть от количества ГА, объединяемых в одну группу парал лельно работающих машин, и от оснащенности такой группы теми или иными локальными системами регулирования. На основании анализа состава современных САЭС можно сделать следующие выводы:
—в САЭС часто используются однотипные ГА;
—количество типов ГА, работающих в параллель в составе одной электростанции, не бывает больше двух;
—на большинстве САЭС предусматривается параллельная работа лишь двух ГА;
—в современных САЭС используются комбинированные САРС;
—распределение активной нагрузки в современных СЭС, преду сматривающих параллельную работу, осуществляется специальными системами с использованием устройств типа УРЧН или УРМ-35;
—поддержание частоты с высокой точностью может быть осущест влено путем введения специального контура регулирования частоты
сиспользованием устройства типа ПРЧ (ранее использовалось уст ройство типа УРЧН).
Определим состав обобщенной функциональной схемы САЭС, с помощью которой можно было бы исследовать существующие коле бательные явления. Такая схема, обладая всеми качествами современ ных САЭС, должна быть по возможности простой.
Наиболее действенным средством упрощения является эквивалентирование группы параллельно работающих ГА, т. е. замена их одним агрегатом.
Эквивалентирование приводит к уменьшению числа степеней сво боды системы и, следовательно, принципиально нестрогая операция. Поэтому преобразованная система может рассматриваться как экви валентная исходной системе только в смысле каких-то определенных свойств.
При изучении колебательных явлений замена группы ГА одним
должна осуществляться таким образом, чтобы движение этого |
агре |
гата наилучшим образом отражало характер движения группы |
объ |
единяемых ГА относительно остальных агрегатов системы. С наиболь шей строгостью эта задача может быть решена, если эквивалентируются ГА, относительные углы сдвига роторов которых (друг отно сительно друга) остаются неизменными в течение всего требуемого интервала переходного процесса. В данном случае колебательные свойства эквивалентной системы (т. е. движение не эквивалентируемых ГА относительно эквивалентного агрегата ГА) наиболее точно
36
соответствуют колебательным свойствам исходной системы (т. е. дви жению не эквивалентируемых ГА относительно каждого из эквивалентируемых).
Как показано в [14, 35] выполнение условия неизменности углов сдвига роторов будет зависеть от того, насколько ближе друг к другу соответственно механические Тд и электрические Тэ постоянные вре мени объединяемых агрегатов и одинаковы электрические удаленно сти х каждого из ГА от узла нагрузки.
Эквивалентирование справедливо при соблюдении так называемых условий однородности:
ТД1 ~ Т'р?— Тдз = • • •
Т Э1 — Т Э2 ~ Т э3= . . .
X] — х.2 — х3 — . . .
Следует заметить, что условие равенства электрических удаленно стей х в СЭС (сопротивлений кабельных линий от ГА до шин ГРЩ, являющихся узлом нагрузки) как правило выполняется, так как со противление кабельных линий между генераторами и узлом нагрузки по сравнению с реактансами генераторов хй пренебрежимо мало, т. е.
можно принять, что х г а х 2 а х 3 |
a |
, . . . , та 0. |
|
При наличии на объединяемых |
ГА регуляторов «сильного дейст |
||
вия» (в САРН и САРС), осуществляющих регулирование по |
собствен |
||
ному режимному параметру каждого из агрегатов внутри |
группы,, |
||
могут возникать колебания, которые |
не будут обнаружены |
при объ |
|
единении. |
|
|
|
Следовательно, обязательным условием эквивалентирования, по мимо упомянутых выше, должно быть отсутствие колебаний внутри группы ГА.
Проведенные экспериментальные исследования подтвердили спра ведливость эквивалентирования однотипных ГА в судовых условиях. На рис. II. 1 представлены кривые изменения мощности трех парал лельно работающих ГА: одного ТГ и двух однотипных ДГ. Как видно из рисунка, кривые изменения мощности у ДГ идентичны, что гово рит о неизменности углов сдвига их роторов друг относительно друга. Кривая изменения мощности ТГ резко отличается от кривых мощно сти ДГ, т. е. появляются углы сдвига между синфазно движущимися роторами ДГ и ротором ТГ. Таким образом, однотипные ДГ в данном случае могут быть заменены одним эквивалентным.
Как уже указывалось, количество типов ГА, работающих в составе одной САЭС, не бывает больше двух. Вследствие этого путем эквива лентирования однотипных ГА структура параллельной работы не скольких ГА в САЭС может быть сведена к структуре параллельной работы двух в общем случае разнотипных агрегатов.
Если САЭС имеет больше, чем два ГА, работающих в параллель, то рекомендуется следующий порядок проведения исследования:
— исследуется попарная параллельная работа однотипных ГА, выясняются условия, обеспечивающие устойчивость их работы; на основании известных методов [14, 35] осуществляется эквиваленти-
37