Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
рование двух устойчиво |
работающих однотипных ГА; исследуется |
|||
параллельная работа эквивалентного ГА с агрегатом того |
же |
типа, |
||
|
выясняется влияние на устойчивость |
при |
||
|
соединяемого ГА и необходимые меры для |
|||
|
ее обеспечения. Эквивалентируется группа |
|||
u. |
из трех устойчиво работающих |
однотип |
||
ных ГА и т. д. до тех пор, пока все |
||||
Ч |
||||
<м |
однотипные ГА не будут эквивалентирова- |
+ны. Исследуется параллельная работа двух
u |
эквивалентированных групп агрегатов. |
|||
н. |
Обобщенная функциональная схема, |
|||
<; |
||||
u |
с помощью которой |
можно |
проанализи |
|
X |
ровать |
устойчивость и колебательные яв |
||
к |
||||
=Г |
ления |
современных |
САЭС, |
представлена |
sна рис. П.2. Как видно из этого рисунка, схема содержит два в общем случае раз нотипных ГА с системами САРН и САРС (в общем случае комбинированные) и имеет системы автоматического распределения активной мощности САРАМ и регулиро вания частоты САРЧ. Кроме того, система САРС содержит уравнительные связи по активной мощности, а система САРН — уравнительные связи по реактивной мощ ности.
|
Системы САРН |
и |
САРС |
со |
своими |
||||
О |
уравнительными связями являются |
неотъ |
|||||||
X |
|||||||||
£ |
емлемой частью ГА. |
В то же |
время |
при |
|||||
О |
|||||||||
|
менение |
систем САРАМ |
и |
САРЧ |
в |
СЭС |
|||
|
зависит от целого ряда факторов, определя |
||||||||
|
емых в основном требованиями к качеству |
||||||||
|
электроэнергии. |
|
|
|
|
|
|
||
|
При решении комплекса вопросов, |
||||||||
|
связанных с колебаниями в САЭС, целе |
||||||||
|
сообразно исследовать устойчивость непо |
||||||||
|
средственно самих параллельно работаю |
||||||||
|
щих ГА с их неотъемлемыми |
системами |
|||||||
• « |
САРН и САРС, а затем оценивать влияние |
||||||||
на устойчивость систем САРАМ и САРЧ. |
|||||||||
S |
Действительно, как будет показано да |
||||||||
CU |
|||||||||
|
лее, при исследовании устойчивости си |
||||||||
|
стем автоматизации уравнения, описываю |
||||||||
|
щие параллельную работу ГА, |
могут быть |
|||||||
я |
значительно упрощены. |
Подобные |
упро |
||||||
Он |
щения |
при |
исследовании |
устойчивости |
|||||
|
параллельной |
работы самих |
ГА |
недопу |
|||||
|
стимы. Поэтому исследование устойчи |
||||||||
|
вости работы ГА в комплексе с устройствами |
||||||||
|
автоматизации |
по |
полным |
уравнениям |
38
J
Рис. II.2. Обобщенная функ циональная схема САЭС
А Г — автомат генераторный; А С — автомат секционный; Д Ч — датчик частоты; К Н — корректор напряже ния; Д А Т — датчик активного тока;
У 1 , |
У 2 — усилители комбинирован |
|
ных |
PC; |
У З — усилитель САРЧ; |
|
У 4 |
— усилитель САРАМ |
1 — канал PC по управлению; 2 —
канал PC по нагрузке
СО
оказывается сложнее, чем последовательные исследования устойчи вости сначала самих ГА, а затем по упрощенным уравнениям устой чивости систем автоматизации. Такой подход будет правомерным также и с точки зрения проектирования систем САРАМ и САРЧ, при котором параллельно работающие ГА с системами САРН и САРС рас сматриваются как единый объект регулирования. Для того чтобы си стемы САРАМ и САРЧ обеспечивали требуемое качество регулирова ния, этот объект должен удовлетворять определенным требованиям (особенно с точки зрения устойчивости).
В силу указанных обстоятельств сначала рассмотрим вопросы, связанные с устойчивостью и колебаниями при параллельной ра боте в судовых условиях непосредственно самих ГА.
§ 7. Линеаризованные уравнения элементов обобщенной САЭС
Существенное значение для структурного анализа устойчивости САЭС имеет выбор исходной системы уравнений. Выигрыш при уп рощении исходных уравнений за счет пренебрежения второстепен ными факторами (переходными процессами в статорной цепи, влия нием продольного демпферного контура, связью поперечного демпфер ного контура с обмоткой возбуждения и пр.) может оказаться решаю щим при анализе устойчивости в автоматизированных СЭС.
Не менее важно правильно выбрать независимые переменные для исходных уравнений, в противном случае структурная схема может усложняться или оказаться недостаточно наглядной.
В то же время при составлении структурных схем существенное значение имеет использование в них реально существующих режимных параметров, которые могут быть непосредственно замерены. Наличие таких параметров позволяет проводить идентификацию воспроизве денной в виде структурной схемы математической модели с той или иной степенью приближения по реально снятым на объекте характе ристикам.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в судовых электро станциях переменного тока используются в основном явнополюсные синхронные генераторы, в качестве независимых переменных при ис следовании колебаний рационально выбрать фиктивную э. д. с. ге нератора [14], равную
E q Erf (Xd Xq) I d,
(где Ed — э. д. с. генератора по продольной оси; xd, xq— реактансы генератора по продольной и поперечной осям; I d — ток генератора по продольной оси) и относительное отклонение скоростей генератор ных агрегатов <р (скольжение).
Кроме того, в качестве режимных параметров, по которым удобно проводить идентификацию, рационально использовать напряжение возбуждения иъ и ток возбуждения iB, равный в относительных еди ницах э. д. с. Ed.
40
Выбор в |
качестве независимой переменной режимного параметра |
E q удобен, |
так как позволяет выразить через нее все режимные па |
раметры генераторов (токи, напряжения, мощности и т. д.).
Выбор в качестве независимой переменной скольжения ф в отли чие от [38], где в качестве независимой переменной выбран угол ме жду э. д. с, генераторов 6 12, связан с необходимостью учета значитель ных отклонений частоты вращения, имеющих место в СЭС, а также учета функционирования быстродействующих регуляторов скорости. В этом случае учет действия регуляторов скорости, входной коорди натой которых и является скольжение, осуществляется особенно просто, причем основная выходная координата, по которой может
быть оценена устойчивость параллельно |
работающих |
генераторов |
в САЭС — угол 6 12 получается как интеграл от разности |
скольжений |
|
агрегатов: |
|
|
61 2 = ® S J (Ф1 — ф2) ^ или б12 = |
-^-(ф 1— ф2). |
(II. 1) |
В общем случае исходная система дифференциальных уравнений, |
||
описывающая параллельную работу ГА,— нелинейна. |
|
|
Строгое решение этой системы в общем виде может быть проведено |
лишь в некоторых простейших частных случаях. В то же время не линейные дифференциальные уравнения могут быть линеаризованы, если соответствующим образом загрубить входящие в них зависимо сти и ограничить область изменения регулируемых величин узкой зоной. При этом может быть получено общее решение задачи с по мощью хорошо развитых методов линейной теории автоматического регулирования.
В соответствии с требованиями существующих нормативных до кументов основные регулируемые параметры современных автомати зированных СЭС — напряжение и частота изменяются в малых пре делах и, следовательно, удовлетворяют указанным выше необходимым условиям линеаризации. В то же время малые приращения основных регулируемых параметров не означают в общем случае в соответствии
с выражением (II. 1) малых приращений угла б 12, так как |
интеграл |
от малых приращений может быть достаточно большим. |
|
Специфика параллельной работы ГА в судовых условиях, |
как было |
указано ранее, и состоит в том, что угол 6 12 из-за отсутствия длинных линий связи не превышает 15—30° (за исключением специальных ре жимов). Вследствие этого существенно нелинейные зависимости ре гулируемых параметров от угла б12 могут быть также линеаризованы.
Таким образом, нелинейная система дифференциальных уравнений, описывающая параллельную работу ГА в автоматизированных СЭС, может быть линеаризована.
Линеаризация уравнений в рабочей точке приводит к линейным дифференциальным уравнениям, коэффициентами которых в общем случае являются частные производные по соответствующим парамет рам. Вычислять эти производные можно либо расчетным путем, либо построением касательных в соответствующих точках заданных или полученных экспериментально статических характеристик при по стоянных значениях остальных координат.
41
Заметим, что уравнения, приведенные в данном параграфе, яв ляются уравнениями исходной (некорректированной) системы. В них не отражены уравнения корректирующих связей, вводимых для по вышения устойчивости, которые рассмотрены в гл. VIII.
Учитывая вышеизложенное, при математическом описании коле баний в САЭС, где предусмотрена параллельная работа ГА, целесооб разно использовать следующие уравнения.
Уравнения моментов генераторного агрегата и ПФ первичных
двигателей. Уравнение моментов ГА в общем виде |
может быть пред |
ставлено следующим образом: |
|
Т Арв> = Мл- М . |
(II.2) |
В общем случае момент, развиваемый первичным двигателем, за висит от положения органа подачи энергоносителя h и частоты вра щения со, т. е.
уМд= / ( о>; А).
Момент нагрузки М зависит от мощности нагрузки Р и частоты вращения первичного двигателя со
М = / (со; Р).
Проведем линеаризацию двух последних уравнений.
Для этого разложим указанные выражения в окрестности рабочей точки в ряд Тейлора. Учитывая первый член ряда, получим в прира щениях
АМД= дМ2А©+- дМДА/г; |
(П-3) |
||
да |
dh |
|
|
A M - дМ- Асо + |
дМ -АР. |
(П-4) |
|
да |
дР |
|
|
Так как относительная частота вращения со = 1 + |
Асо, а Асо = |
ср, |
|
то производная от относительной частоты вращения рсо = р (1 + <р) |
= |
=РФ -
Учитывая это выражение, а также выражения (II.3) и (II.4), можно представить уравнение (11.2) в следующем виде:
7>ср = AAL— ДМ = |
ф+ -^ д -Д А )— |
|||
дГТ |
А |
\ |
да Y dh |
] |
Правая часть |
выражения |
(II.5) |
представляет |
собой избыточный |
момент, обуславливающий соответствующее изменение частоты вра щения ГА. При положительном знаке избыточного момента агрегат будет увеличивать частоту вращения, при отрицательном — умень шать, при нулевом — значение частоты вращения на данном режиме будет сохраняться.
Выражение в первых скобках уравнения (II.5) представляет собой приращение момента, получающегося в результате изменения расхода количества энергоносителя и частоты вращения агрегата; выражение
42