Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ления грубых дефектов (наработков на рабочих шейках валов, задиров на рабочей поверхности втулок цилиндров, трещин в местах сопряжений поверхностей деталей, коррозионных разрушений, чрезмерного утонения деталей и т. д.).
Так как визуальным осмотром можно обнаружить далеко не все дефекты, в дальнейшем детали и узлы механизмов и устройств подвергают специальным методам дефектоскопии с использовани ем различной аппаратуры.
Большинство дефектов элементов корпуса судна, систем и уст ройств (наружной обшивки корпуса, палуб, водонепроницаемых пе реборок, стального настила двойного дна, профилей набора, за клепочных и сварных швов) выявляют визуальным осмотром. Так выявляют коррозионные разрушения, вмятины, гофры, трещины, деформации набора, нарушения целостности заклепочных и свар ных соединений.
У паровых котлов выявляют трещины и разъедания, выпучины на листах огневых камер, обгорания и разрывы водогрейных и ды могарных труб, течь в сварных и заклепочных швах, утонение и разрывы связей, разрушение футеровки котла и т. д.
Визуальным осмотром систем трубопроводов выявляют неплот ности соединения труб и арматуры, свищи, трещины и разрывы.
§ 34. ОБНАРУЖЕНИЕ ДЕФЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ ЗАМЕРОВ
Большую часть дефектов судовых механизмов и таких уст ройств, например, как дейдвудные и рулевые, выявляют при обме рах рабочих поверхностей деталей и замерах зазоров в сопряже ниях. При этом определяют характер и степень износа сопряжен ных поверхностей.
Детали обмеряют обычно микрометрическим инструментом (скобы, штихмасы и т. д.) и штангенинструментом (циркули, глу биномеры). Для измерения зазоров используют пластинчатые и клиновые щупы, а также свинцовые оттиски.
Определенные величины износов сравнивают с нормами, уста новленными заводами-изготовителями механизмов, Правилами Регистра СССР или правилами технической эксплуатации.
Детали, у которых износы превышают установленные нормы, ремонтируют или заменяют.
Предельно допустимые износы устанавливают из условий до статочно долговечной и надежной работы деталей на основе тео ретических расчетов и опыта их эксплуатации. Их дают обычно в виде таблиц или номограмм, в зависимости от номинальных раз меров деталей, характера их сопряжения и условий работы узла^
Обмеру подвергают: цилиндры и цилиндровые втулки, поршни, уплотнительные кольца поршней, поршневые штоки, рабочие шей ки валов, шейки головных пальцев и цапф поперечин крейцкоп фов.
Характерными видами дефектов, которые определяют на осно ве обмеров, являются: эллиптичность, конусность и бочкообраз
106
ность. Кроме характера износа, по обмерам определяют также величину износа деталей: увеличение (для втулок) и уменьшение (для валов) размеров.
Результаты обмеров заносят в специальные таблицы, форма которых должна быть удобной для определения характера и ве
личины |
износа |
обмеряемой детали |
(табл. 15). |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
|
|
Замер в сечении, мм |
||
|
|
|
|
Конусность или боч- |
|
|
|
|
кообразность, мм |
|
|
I |
п |
ш |
Замер |
в |
А— А |
|
|
плоскости |
Б—Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
Эллиптичность, |
мм |
|
|
|
Как |
правило, к таблице прилагают |
схему обмера детали |
(рис. 17).
Кроме того, замеряют зазоры: в подшипниках, между ползуна ми и параллелями, между поршнями и цилиндрами, в проточной
Рис. 17. Схема обмера рабочей шейки вала
части и уплотнениях турбин, в зацеплении зубчатых передач; за меряют высоты камер сжатия у двигателей внутреннего сгорания.
Производят и ряд специальных замеров, помогающих опреде лить общее техническое состояние механизма или его узла: замеры упругих раскепов щек мотыля коленчатого вала двигателя, замеры, выполняемые при центровке деталей и узлов механизмов и уст ройств, замеры изломов и смещений при определении состояния центровки валопровода и др.
О том, как выполняются эти специальные замеры, будет под робно сказано в следующих разделах.
107
Ц и л и н д р ы и в т у л к и главных и вспомогательных меха низмов в процессе эксплуатации получают износ, который выра жается в появлении на рабочих поверхностях рисок, задиров, на-
работков, эллиптичности, конусности |
и бочкообразное™. Кроме |
||||||
|
того, внутренний диаметр втулок |
||||||
|
и цилиндров увеличивается. |
|
|||||
|
Если такие дефекты, как рис |
||||||
|
ки, задиры и наработки опреде |
||||||
|
ляют |
внешним |
осмотром, |
то |
|||
|
для определения изменений пер |
||||||
|
воначальной |
геометрии |
рабочих |
||||
|
поверхностей, а также величины |
||||||
|
их износа |
производят |
обмеры |
||||
|
(рис. |
18) |
|
микрометрическими |
|||
|
штихмасами по сечениям в двух |
||||||
|
взаимно перпендикулярных плос |
||||||
|
костях («по ходу» и «по оси»). |
||||||
|
Количество |
сечений и |
расстоя |
||||
|
ние между ними выбирают в за |
||||||
|
висимости от рекомендаций заво- |
||||||
|
да-строителя, а если их нет, то от |
||||||
|
размеров |
(диаметра и |
длины) |
||||
|
цилиндра (втулки). Для цилинд |
||||||
|
ров |
и втулок вспомогательных |
|||||
|
механизмов |
|
расстояние |
между |
|||
|
сечениями принимается в преде |
||||||
|
лах 100—150 мм, для главных — |
||||||
|
250—350 мм. |
|
|
|
|
||
|
У втулок двухтактных дизелей |
||||||
|
кроме того, |
измеряют |
величины |
||||
|
износа в районе перемычек вы |
||||||
|
пускных и продувочных окон. |
|
|||||
|
Для упрощения обмера при |
||||||
|
меняют планку-шаблон с высвер |
||||||
|
ленными отверстиями (рис. 19) |
||||||
Рис. 18. Обмер цилиндровой втулки завода-строителя. |
|
|
|
||||
дизеля ДКРН 50/110 БМЗ |
П о р ш н и |
цилиндров изнаши |
|||||
|
ваются от трения |
о стенки |
ци |
линдра, а у двигателей внутреннего сгорания, кроме того, подвер гаются действию высоких температур, вследствие чего головки их обгорают и деформируются. В результате поршни в процессе экс плуатации неравномерно изнашиваются по диаметру и получают эллиптичную форму в поперечных сечениях.
Для определения характера и величины износа поршни или направляющие их части (тронки) обмеряют по нескольким сече ниям в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (одну из них выбирают в плоскости движения шатуна).
Поршни без направляющих частей, а также поршни с относи тельно короткими тронками обмеряют обычно по трем сечениям
108
(микрометрическими скобами). Обмеряют также отверстия для
поршневого пальца (если они есть) |
с помощью микрометрического |
штихмаса. |
|
Кроме обмеров по наружному диаметру, у поршней обмеряют |
|
по высоте канавки для уплотнительных и маслосъемных колец |
|
(телескопическими нутромерами или штангенциркулями). |
|
У п л о т н и т е л ь н ы е к о л ь ц а |
п о р ш н е й изнашиваются в |
местах прилегания к боковым поверхностям канавок поршней и по наружной цилиндрической поверхности. В резуль тате кольца становятся ниже, радиальная толщина их уменьшается, зазоры в канавках и в замках уве личиваются.
Износы колец регламентируют величинами за зоров в канавках и в замках. Контролируют также упругость колец.
Зазоры в канавках измеряют в нескольких ме стах по окружности пластинчатым щупом при на детых кольцах на поршень.
Для замера зазоров в замках кольца снимают с поршня и устанавливают в цилиндр в месте наи меньшего диаметра.
При замере пластинчатым щупом проверяют плотность прилегания колец к стенкам цилиндро вой втулки.
П о р ш н е в ы е ш т о к и изнашиваются от тре ния о детали уплотнительных сальниковых уст ройств. В результате штоки уменьшаются в диа метре, появляется эллиптичность в поперечных се чениях, неравномерность диаметра по длине (вол нистость), на рабочей поверхности образуются наработки, риски и задиры.
Для определения износов штоки обмеряют мик рометрическими скобами по сечениям через 100— 200 мм в двух взаимно перпендикулярных плоско
стях.
Р а б о ч и е ш е й к и в а л о в в результате изно са делаются тоньше, на них появляются эллип
тичность, конусность и бочкообразность. Кроме того, шейки могут иметь биение (эксцентричность) относительно оси вращения вала. Биение может быть следствием неравномерного износа и дефор мации вала. На шейках могут быть также кольцевые риски и за
диры.
Рабочие шейки валов обмеряют микрометрическими скобами в трех сечениях (два крайних, одно среднее) по двум взаимно пер пендикулярным плоскостям. Исключение составляют рабочие шей ки гребных и дейдвудных валов, длина которых в несколько раз больше их диаметра. Поэтому количество сечений в данном слу чае выбирают в зависимости от длины шейки. Расстояние между сечениями назначают в пределах 200—300 мм.
109