Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ления грубых дефектов (наработков на рабочих шейках валов, задиров на рабочей поверхности втулок цилиндров, трещин в местах сопряжений поверхностей деталей, коррозионных разрушений, чрезмерного утонения деталей и т. д.).

Так как визуальным осмотром можно обнаружить далеко не все дефекты, в дальнейшем детали и узлы механизмов и устройств подвергают специальным методам дефектоскопии с использовани­ ем различной аппаратуры.

Большинство дефектов элементов корпуса судна, систем и уст­ ройств (наружной обшивки корпуса, палуб, водонепроницаемых пе­ реборок, стального настила двойного дна, профилей набора, за­ клепочных и сварных швов) выявляют визуальным осмотром. Так выявляют коррозионные разрушения, вмятины, гофры, трещины, деформации набора, нарушения целостности заклепочных и свар­ ных соединений.

У паровых котлов выявляют трещины и разъедания, выпучины на листах огневых камер, обгорания и разрывы водогрейных и ды­ могарных труб, течь в сварных и заклепочных швах, утонение и разрывы связей, разрушение футеровки котла и т. д.

Визуальным осмотром систем трубопроводов выявляют неплот­ ности соединения труб и арматуры, свищи, трещины и разрывы.

§ 34. ОБНАРУЖЕНИЕ ДЕФЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ ЗАМЕРОВ

Большую часть дефектов судовых механизмов и таких уст­ ройств, например, как дейдвудные и рулевые, выявляют при обме­ рах рабочих поверхностей деталей и замерах зазоров в сопряже­ ниях. При этом определяют характер и степень износа сопряжен­ ных поверхностей.

Детали обмеряют обычно микрометрическим инструментом (скобы, штихмасы и т. д.) и штангенинструментом (циркули, глу­ биномеры). Для измерения зазоров используют пластинчатые и клиновые щупы, а также свинцовые оттиски.

Определенные величины износов сравнивают с нормами, уста­ новленными заводами-изготовителями механизмов, Правилами Регистра СССР или правилами технической эксплуатации.

Детали, у которых износы превышают установленные нормы, ремонтируют или заменяют.

Предельно допустимые износы устанавливают из условий до­ статочно долговечной и надежной работы деталей на основе тео­ ретических расчетов и опыта их эксплуатации. Их дают обычно в виде таблиц или номограмм, в зависимости от номинальных раз­ меров деталей, характера их сопряжения и условий работы узла^

Обмеру подвергают: цилиндры и цилиндровые втулки, поршни, уплотнительные кольца поршней, поршневые штоки, рабочие шей­ ки валов, шейки головных пальцев и цапф поперечин крейцкоп­ фов.

Характерными видами дефектов, которые определяют на осно­ ве обмеров, являются: эллиптичность, конусность и бочкообраз­

106


ность. Кроме характера износа, по обмерам определяют также величину износа деталей: увеличение (для втулок) и уменьшение (для валов) размеров.

Результаты обмеров заносят в специальные таблицы, форма которых должна быть удобной для определения характера и ве­

личины

износа

обмеряемой детали

(табл. 15).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 15

 

 

Замер в сечении, мм

 

 

 

 

Конусность или боч-

 

 

 

 

кообразность, мм

 

 

I

п

ш

Замер

в

А— А

 

 

плоскости

Б—Б

 

 

 

 

 

 

Эллиптичность,

мм

 

 

Как

правило, к таблице прилагают

схему обмера детали

(рис. 17).

Кроме того, замеряют зазоры: в подшипниках, между ползуна­ ми и параллелями, между поршнями и цилиндрами, в проточной

Рис. 17. Схема обмера рабочей шейки вала

части и уплотнениях турбин, в зацеплении зубчатых передач; за­ меряют высоты камер сжатия у двигателей внутреннего сгорания.

Производят и ряд специальных замеров, помогающих опреде­ лить общее техническое состояние механизма или его узла: замеры упругих раскепов щек мотыля коленчатого вала двигателя, замеры, выполняемые при центровке деталей и узлов механизмов и уст­ ройств, замеры изломов и смещений при определении состояния центровки валопровода и др.

О том, как выполняются эти специальные замеры, будет под­ робно сказано в следующих разделах.

107


Ц и л и н д р ы и в т у л к и главных и вспомогательных меха­ низмов в процессе эксплуатации получают износ, который выра­ жается в появлении на рабочих поверхностях рисок, задиров, на-

работков, эллиптичности, конусности

и бочкообразное™. Кроме

 

того, внутренний диаметр втулок

 

и цилиндров увеличивается.

 

 

Если такие дефекты, как рис­

 

ки, задиры и наработки опреде­

 

ляют

внешним

осмотром,

то

 

для определения изменений пер­

 

воначальной

геометрии

рабочих

 

поверхностей, а также величины

 

их износа

производят

обмеры

 

(рис.

18)

 

микрометрическими

 

штихмасами по сечениям в двух

 

взаимно перпендикулярных плос­

 

костях («по ходу» и «по оси»).

 

Количество

сечений и

расстоя­

 

ние между ними выбирают в за­

 

висимости от рекомендаций заво-

 

да-строителя, а если их нет, то от

 

размеров

(диаметра и

длины)

 

цилиндра (втулки). Для цилинд­

 

ров

и втулок вспомогательных

 

механизмов

 

расстояние

между

 

сечениями принимается в преде­

 

лах 100—150 мм, для главных —

 

250—350 мм.

 

 

 

 

 

У втулок двухтактных дизелей

 

кроме того,

измеряют

величины

 

износа в районе перемычек вы­

 

пускных и продувочных окон.

 

 

Для упрощения обмера при­

 

меняют планку-шаблон с высвер­

 

ленными отверстиями (рис. 19)

Рис. 18. Обмер цилиндровой втулки завода-строителя.

 

 

 

дизеля ДКРН 50/110 БМЗ

П о р ш н и

цилиндров изнаши­

 

ваются от трения

о стенки

ци­

линдра, а у двигателей внутреннего сгорания, кроме того, подвер­ гаются действию высоких температур, вследствие чего головки их обгорают и деформируются. В результате поршни в процессе экс­ плуатации неравномерно изнашиваются по диаметру и получают эллиптичную форму в поперечных сечениях.

Для определения характера и величины износа поршни или направляющие их части (тронки) обмеряют по нескольким сече­ ниям в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (одну из них выбирают в плоскости движения шатуна).

Поршни без направляющих частей, а также поршни с относи­ тельно короткими тронками обмеряют обычно по трем сечениям

108


Рис. 19. План­ ка-шаблон для обмера втулки цилиндра

(микрометрическими скобами). Обмеряют также отверстия для

поршневого пальца (если они есть)

с помощью микрометрического

штихмаса.

 

Кроме обмеров по наружному диаметру, у поршней обмеряют

по высоте канавки для уплотнительных и маслосъемных колец

(телескопическими нутромерами или штангенциркулями).

У п л о т н и т е л ь н ы е к о л ь ц а

п о р ш н е й изнашиваются в

местах прилегания к боковым поверхностям канавок поршней и по наружной цилиндрической поверхности. В резуль­ тате кольца становятся ниже, радиальная толщина их уменьшается, зазоры в канавках и в замках уве­ личиваются.

Износы колец регламентируют величинами за­ зоров в канавках и в замках. Контролируют также упругость колец.

Зазоры в канавках измеряют в нескольких ме­ стах по окружности пластинчатым щупом при на­ детых кольцах на поршень.

Для замера зазоров в замках кольца снимают с поршня и устанавливают в цилиндр в месте наи­ меньшего диаметра.

При замере пластинчатым щупом проверяют плотность прилегания колец к стенкам цилиндро­ вой втулки.

П о р ш н е в ы е ш т о к и изнашиваются от тре­ ния о детали уплотнительных сальниковых уст­ ройств. В результате штоки уменьшаются в диа­ метре, появляется эллиптичность в поперечных се­ чениях, неравномерность диаметра по длине (вол­ нистость), на рабочей поверхности образуются наработки, риски и задиры.

Для определения износов штоки обмеряют мик­ рометрическими скобами по сечениям через 100200 мм в двух взаимно перпендикулярных плоско­

стях.

Р а б о ч и е ш е й к и в а л о в в результате изно­ са делаются тоньше, на них появляются эллип­

тичность, конусность и бочкообразность. Кроме того, шейки могут иметь биение (эксцентричность) относительно оси вращения вала. Биение может быть следствием неравномерного износа и дефор­ мации вала. На шейках могут быть также кольцевые риски и за­

диры.

Рабочие шейки валов обмеряют микрометрическими скобами в трех сечениях (два крайних, одно среднее) по двум взаимно пер­ пендикулярным плоскостям. Исключение составляют рабочие шей­ ки гребных и дейдвудных валов, длина которых в несколько раз больше их диаметра. Поэтому количество сечений в данном слу­ чае выбирают в зависимости от длины шейки. Расстояние между сечениями назначают в пределах 200—300 мм.

109