Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
В процессе эрозионного изнашивания рассматривают четыре
периода: |
деформации поверхностных |
инкубационный — пластические |
|
слоев металла (потери металла |
практически отсутствуют); |
наиболее интенсивное изнашивание; заканчивается при дости жении максимальной скорости изнашивания;
снижение интенсивности изнашивания; стабилизация изнашивания (наиболее длительный, определяю
щий работоспособность элемента).
В судовых энергетических установках эрозионному изнашива нию подвержены гребные винты, рабочие колеса центробежных и осевых насосов, наружные и внутренние поверхности нагрева па ровых водотрубных котлов, рабочие, направляющие и сопловые лопатки паровых и газовых турбин и др.
Эрозионное изнашивание может быть результатом явления ка витации, при котором образуются и сокращаются (замыкаются) кавитационные каверны, появляются ударные волны, действующие на поверхность деталей. Явление кавитации и связанное с ним эрозионное разрушение возможно у лопастей гребных винтов и рабочих колес центробежных и осевых насосов.
Для борьбы с эрозионным изнашиванием в настоящее время применяют материалы с высокой эрозионной стойкостью, металли ческие и неметаллические покрытия; при проектировании учитыва ют конструктивные особенности деталей, обеспечивающих мини мальную интенсивность эрозионного изнашивания, выбирают оп тимальные режимы работы.
§31. КОРРОЗИОННОЕ И УСТАЛОСТНОЕ РАЗРУШЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ. ПОЛЗУЧЕСТЬ МЕТАЛЛОВ
Коррозионное разрушение. Коррозией металла называется са мопроизвольное его разрушение вследствие физико-химического взаимодействия с окружающей средой.
Различают химическую и электрохимическую коррозию.
При химической коррозии окисление металла и восстановление окислительного компонента происходит в одном акте.
Электрохимический коррозионный процесс предполагает при сутствие электролитической токопроводящей среды. Окисление ме талла и восстановление окислительного компонента происходит не в течение одного акта; скорость протекания коррозии зависит от величины электродного потенциала металла.
При химической коррозии воздействующей внешней средой являются воздух, газы и жидкие вещества, не проводящие элект рического тока. Например, окисление металла на сухом воздухе — это химическая коррозия; в паровых котлах на поверхностях на грева, в паровых коллекторах, в арматуре возможна химическая коррозия в результате взаимодействия металлической поверхно сти с перегретым паром или газом высокой температуры.
7 О, К. Балякив |
97 |
Поверхности судна и трубопроводов, омываемые морской во дой, маслом и т. д., подвергаются электрохимической коррозии; при этом воздействующей средой являются электролиты (раство ры солей, кислот, щелочей), металл переходит в раствор (напри мер, разрушение листов наружной обшивки в подводной части корпуса судна).
По характеру распространения коррозию подразделяют на рав номерную, местную и межкристаллитную.
Местная коррозия наиболее опасна, так как приводит к уси ленному местному утонению и образованию свищей.
При межкристаллитной коррозии разрушению подвергаются границы между зернами металла и между отдельными кристал лами, вследствие чего сцепление между ними нарушается, обра зуются межкристаллитные трещины и металл теряет механическую прочность. Частным случаем межкристаллитной коррозии является так называемая щелочная (или каустическая) хрупкость, возни кающая в котлах при неправильной водообработке в местах не плотностей заклепочных соединений и развальцовок.
Рассмотрим некоторые характерные для узлов и деталей су довых технических средств химические и электрохимические про цессы.
Для судовых условий распространенным видом химического коррозионного разрушения является газовая коррозия, которой подвержены ответственные детали и узлы судовых механизмов и
устройств (детали поршневого движения двигателей |
внутрен |
него сгорания, газотурбинных двигателей и паровых котлов). |
|
В большинстве случаев газовая коррозия представляет собой |
|
окисление металла кислородом по выражению: |
|
яг Me + y 0 2= М ет0 тп12, |
|
где т — число атомов металла в окисле; |
|
п — валентность металла. |
(напри |
Коррозионный процесс начинается с адсорбции газа |
мер, кислорода) поверхностью металла, переходящей в химическое взаимодействие между ними. При этом на поверхности металла об разуется пленка окисла, способная при определенных условиях за труднять дальнейший доступ агрессивного газа к металлу, т. е. замедлять процесс коррозионного разрушения.
Скорость протекания газовой коррозии зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним следует отнести температуру, при которой протекает процесс, состав агрессивной среды, ско рость обтекания этой средой металла и режим нагрева. С ростом температуры и скорости обтекания, а также при наличии агрессив ных компонентов во внешней среде (кислорода, соединений серы и паров воды) процесс ускоряется.
Пароводяная коррозия наблюдается при непосредственном контакте воды или водяного пара со стальной поверхностью (на пример, потока пароводяной смеси с внутренней поверхностью
98
стенки водогрейной трубки котла). При этом при температуре рвыше 400° С возможно химическое взаимодействие с образова нием окиси-закиси железа:
3Fe+4H 20 — HF30 4+ 4H 2.
Процесс пароводяной коррозии протекает особенно интенсивно при повышении температуры и наличии застойных зон. Такая зона может образоваться, например, при отслаивании участка накипи на внутренней поверхности трубки. Здесь следует ожидать и по вышения температуры материала трубки. Образовавшийся газооб разный водород частично уносится потоком пароводяной смеси, частично диффундирует в металл трубки. Распространяясь по границам зерен стали, водород разрушает связи между ними, де лая металл более хрупким. Это явление называется водородной коррозией.
Водород, проникающий в глубь структуры металла, кроме раз рушения металла, вступает в химическое взаимодействие с угле родом:
C-f2H2— >-СН4.
Образовавшийся газообразный метан усиливает хрупкость ме талла, что ведет к его разрушению от давления пароводяной сме си внутри трубки.
К о р р о з и о н н о е р а с т р е с к и в а н и е металла бывает при одновременном воздействии на металл коррозионной среды, вызы вающей процесс электрохимической коррозии, и статически при ложенных внешних или внутренних сил.
В настоящее время имеется несколько теорий, объясняющих явление коррозионного растрескивания металла. В большинстве из них отмечается, что в результате воздействия на металл внеш них или внутренних сил и наличия на поверхности металла кон центраторов напряжений (раковин, пор, микротрещин и т. д.) по являются микрогальванические пары. При этом дно концентрато ра служит анодом, а наружная (неповрежденная) поверхность металла — катодом. Разность электродных потенциалов между кон центратором напряжений и неповрежденным металлом может до стигать 100 мВ и более. В результате появления гальванических пар происходит коррозионное разрушение металла с образовани ем межкристаллитных и тракскристаллитных трещин.
Примером коррозионного растрескивания может служить раз рушение стальных гребных винтов, валов, турбинных лопаток, трубопроводов соленой забортной воды, изготовленных из не скольких сплавов и т. д.
При одновременном воздействии циклических растягивающих напряжений и коррозионной среды возникает коррозионная уста лость, т. е. понижение предела усталости металла.
В отличие от обычного усталостного разрушения металл, ра ботающий в условиях циклических нагрузок в коррозионной сре де, не имеет явно выраженного предела усталости. В связи с этим
8* |
99 |
под пределом коррозионной выносливости условились понимать максимальное напряжение, которое не вызывает разрушения эле мента (образца) при заданном числе циклов напряжения и при одновременном воздействии на элемент коррозионной среды и переменных напряжений.
Сопротивление коррозионной усталости зависит главным обра зом от устойчивости металла перед коррозией. Специальные обра ботки металла (например, азотирование) значительно увеличива ют его сопротивление коррозионной усталости.
В а н а д и е в а я к о р р о з и я замечена при попытках использо вать тяжелые сорта топлива, содержащие ванадий и серу, для сжи гания в котельных установках и газотурбинных двигателях. Уже при содержании ванадия 0,001% срок службы рабочих и направ ляющих лопаток очень мал.
При температуре 600—850° С на поверхности металла образу ется окисная пленка, состоящая главным образом из окисла же леза a —Fe20 3. С повышением температуры до 700° С наряду с а—Fe203 образуется и продукт окисления а —Сг20з. Образовав шиеся оксидные пленки тормозят дальнейшее разрушение метал ла. Если же на поверхности металла окажется продукт окисления
ванадия — пятиокись ванадия |
V2O5, то при температуре свыше |
700° С образовавшиеся окислы |
a —Fe20 3 и а —Сг20 3 растворяются |
и уносятся потоком газов. При наличии в продуктах сгорания топ лива Ыа20 и Na2S 0 4 температура плавления окисной пленки сни жается, что ускоряет ее разрушение, вызывая диффузию кислоро да в незащищенную поверхность металла и дальнейшее коррозион ное разрушение металла.
Ванадиевая коррозия, кроме непосредственного разрушения металла, особенно на основе железа, сопровождается снижением длительной и усталостной прочности металла, пластичности и ударной вязкости.
Методами борьбы с ванадиевой' коррозией в настоящее время являются использование топлива, содержащего оптимальное ко личество серы и ванадия, и введение в топливо специальных при садок. Известно, например, что эффективно снижает ванадиевую коррозию добавление в топливо окиси магния MgO и сернокисло го магния M gS04.
Усталостное разрушение. Усталостью металла называется про цесс постепенного накопления повреждений под действием пов торно-переменных напряжений, приводящих к уменьшению дол говечности материала, образованию трещин и разрушению его.
Свойство материала противостоять усталости называется вы носливостью.
При эксплуатации судов наиболее часто приходится встречать ся с усталостным разрушением.
Согласно энергетической теории, процесс усталостного разру шения проходит три последовательных периода (рис. 16), после которых деталь разрушается:
накопление упругих искажений кристаллической решетки;
100