Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
Ультразвуковая дефектоскопия. Для обнаружения внутренних дефектов в деталях судовых механизмов (например, коленчатых валах, роторах турбин и др.) и сварных швах широко используют ультразвуковую дефектоскопию.
Ультразвуковые волны способны проникать в металлических изделиях на глубину до 10 м.
Рис. 33. Обнаружение дефекта при помощи звуковой тени и отражением ультра звука
Применяют три способа обнаружения дефектов с помощью ультразвука: теневой, отражения и резонансный.
Дефекты при помощи звуковой тени обнаруживают следующим образом (рис. 33, а).
От излучателя 1 в деталь 2 посылается ультразвук, который улавливается приемником 3. Если на пути ультразвуковых волн находится дефект 4 (в виде ра
аковины или трещины), то ультра звуковая энергия, улавливаемая приемником 3, уменьшится или исчезнет.
На рис. 33, б показан принцип обнаружения дефекта отражени ем ультразвука. Здесь приемник 6, расположенный на одной по верхности с излучателем 5, улав
Рис. 34. Схема дефектоскопа, рабо ливает отраженные ультразвуко
тающего |
на |
принципе |
отражения |
вые волны от дефекта 7. |
|
||||
1 |
— дефект; |
ультразвука: |
|
деталь; |
Резонансный способ обнаруже |
||||
2 — контролируемая |
ния дефектов основан на |
изме |
|||||||
3 |
— усилитель; |
4 — генератор |
развертки; |
||||||
5 — генератор импульсов; 6 — электронно |
нении частоты пьезоизлучателя до |
||||||||
лучевая трубка; |
а — начальный |
импульс; |
|||||||
6 — донный |
сигнал; |
в — импульс, отра |
момента |
возникновения |
резо |
||||
|
женный от |
дефекта |
|
|
нанса. Если в детали нет дефек |
||||
|
|
|
|
|
|
|
тов, то явление резонанса |
насту |
пает при определенном значении частоты, соответствующем про веряемой толщине детали. При наличии дефектов сечение детали в месте контроля будет меньше, и явление резонанса наступит при другой частоте.
В настоящее время как в СССР, так и за границей разработаны ультразвуковые дефектоскопы различных типов. Наиболее распро странены импульсные, принципиальная схема одного из которых показана на рис. 34.
13G
Специальные методы дефектоскопии. К специальным методам относят макро- и микроанализы, механические испытания, испы тания на твердость и пробы на флокены и сегрегацию серы.
Для проведения макро- и микроанализов и механических ис пытаний от заготовок или готовых деталей отбирают пробы для изготовления образцов. Перед отбором проб контролирующее лицо (инспектор Регистра СССР, мастер ОТК, инженер центральной за водской лаборатории) назначает место отбора с указанием рас положения пробы относительно детали.
На заготовках деталей (поковках, отливках) для возможности отбора проб предусматривают специальные припуски (например, при изготовлении поковок ответственных валов припуски по длине с обеих сторон вала равны 200 мм). Пробы отбирают после окон чательной термической и другой специальной обработки, преду смотренной техническими условиями на изготовление.
При макроанализе материала готовых деталей (валов) иссле дование часто проводят непосредственно на контролируемой по верхности (шейке или торце вала и т. д.).
Макроанализ позволяет определить наличие и характер распре деления неметаллических включений (сульфидов, оксидов, фосфи дов и т. д.), а также выявить наличие волокнистости металла, во лосяных трещин и флокенов.
При капитальных ремонтах паровых котлов по требованию Регистра СССР из коллекторов, барабанов котлов вырезают пробные шашки (планки), из которых изготавливают образцы для механических испытаний и шлифы для макро- и микроанализа. С помощью микроанализа в данном случае определяют наличие межкристаллитной коррозии.
С помощью микроанализа контролируют структуру материала при изготовлении ответственных деталей механизмов (чугунных цилиндровых втулок и поршневых колец двигателей, ответствен ных стальных деталей, прошедших термическую и термохимиче скую обработку и т. д.).
Механические испытания проводят, если необходимо убедиться в том, что механические характеристики материала изготавливае мой или бывшей в эксплуатации детали соответствуют техническим условиям. Правилами Регистра СССР установлен перечень обяза тельных механических испытаний при изготовлении ответственных деталей механизмов (например, при изготовлении шатунов двига телей, поршневых пальцев следует испытывать образцы на растя жение и ударную вязкость).
Размеры образцов, состав и порядок проведения испытаний оп ределяют соответствующие государственные общесоюзные стан дарты.
При проведении дефектовочных работ механические испытания проводят для контроля прочности деталей, бывших в эксплуатации, например шатунных болтов двигателей и болтов фланцевых соеди нений паропроводов высокого давления. Образцы в данном случае изготавливают из выборочно отобранных болтов.
137
Испытания на твердость проводят при изготовлении и дефек тации деталей по Бринеллю (детали из чугуна, незакаленной ста ли и из цветных металлов) и по Роквеллу (стальные детали, имею щие высокую поверхностную твердость после термической и дру гих видов упрочняющей обработки).
Испытания на твердость в судоремонте целесообразно приме нять потому, что они позволяют косвенно по значению твердости определить в первом приближении основные прочностные характе ристики материала на готовом изделии без его разрушения. Ши рокому применению испытаний на твердость способствует создание переносных приборов Бринелля и Роквелла, позволяющих испыты
вать крупные детали |
(цилиндровые втулки, |
коленчатые валы |
|
и т. д.) |
в судовых условиях. |
механизмов из леги |
|
При |
изготовлении |
ответственных деталей |
рованных сталей (валы роторов турбин) делают пробы на флокены и сегрегацию серы.
Г ла ва VIII
ПРОВЕРКА И ЦЕНТРОВКА ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ВАЛОПРОВОДОВ
§ 41. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОВЕРКИ И ЦЕНТРОВКИ
Значительную часть дефектов судовых механизмов определяют проверкой прямолинейности, плоскостности, параллельности и
перпендикулярности поверхностей, а также |
параллельности и |
перпендикулярности осей деталей и узлов. |
работ выполняют |
При выполнении сборочных и монтажных |
|
центровку деталей и узлов. |
связанных с провер |
Под центровкой понимают комплекс работ, |
кой и устранением погрешностей в относительном положении де талей и узлов механизмов. Таким образом, центровка направлена на повышение точности сборки и, как следствие, долговечности и надежности механизмов.
При неудовлетворительной центровке (наличии перекосов дета лей) нарушается правильность взаимного положения трущихся по верхностей, возрастают местные удельные давления, ведущие к интенсивному неравномерному износу деталей.
Центровка — трудоемкий процесс, существенно влияющий на сроки ремонта механизмов. На СРП ремонтируют большое коли чество механизмов, поэтому, если в массовом и серийном произ водстве возможно применение приспособлений и устройств, позво ляющих достичь требуемой точности изготовления деталей и сборки механизмов без пригонки и дополнительной проверки, то в судо ремонте необходимы индивидуальная пригонка и центровка со прягаемых деталей и узлов, так как судоремонт в основном пока является индивидуальным производством.
138
Типизация судовых механизмов и специализация отдельных СРП позволяют использовать в судоремонте методы серийного производства.
§ 42. ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРОК
При определении относительного положения деталей и узлов механизмов в судоремонте применяют проверку на прямолиней ность, плоскостность, параллельность, перпендикулярность.
Существуют разнообразные способы измерений при этих про-^ верках. Разберем несколько наиболее распространенных случаев.
П р я м о л и н е й н о с т ь про |
|
|||||
веряют специальной стальной ли |
|
|||||
нейкой «на свет» или с исполь |
|
|||||
зованием |
пластинчатого |
щупа. |
|
|||
При |
|
определении |
прямоли |
|
||
нейности |
«на |
свет» источник све |
|
|||
та размещают |
за наложенной на |
|
||||
деталь линейкой и наблюдают за |
|
|||||
наличием просветов между ли |
|
|||||
нейкой |
и |
проверяемой |
поверх |
Рис. 35. Проверка параллельности |
||
ностью. |
С помощью щупа про |
|||||
поверхностей линейкой и микроштих |
||||||
веряют |
наличие зазоров между |
масом (или индикатором) |
||||
линейкой и проверяемой поверх |
|
|||||
ностью |
и замеряют их величину. |
|
Прямолинейность, например, поршневого штока можно прове рить на токарном станке при перемещении индикатора, закреп ленного на суппорте станка, вдоль образующей штока.
П л о с к о с т н о с т ь шабренных поверхностей проверяют пли той «на краску». Состояние проверяемой поверхности характеризу ется в этом случае количеством пятен краски на единицу площа ди (1 см2) после натирания ее о контрольную накрашенную плиту (или плитой, если деталь большая, например, статор турбины).
Плоскостность поверхностей проверяют также с помощью ли нейки и щупа. Для этого линейку на проверяемую поверхность укладывают последовательно в несколько положений и щупом за меряют зазоры между линейкой и поверхностью.
П а р а л л е л ь н о с т ь |
проверяют микроштихмасом, когда про |
веряемые поверхности |
(поверхности двусторонних параллелей, |
шейки валов редуктора |
турбины) обращены друг к другу. С по |
мощью микроштихмаса проверяют также непараллельность рабо чей плоскости параллели двигателя оси цилиндра.
Для проверки параллельности противоположных плоскостей 1 (рис. 35), не обращенных друг к другу (противоположные плос кости поперечины крейцкопфа), используют плиту 4, проверочную линейку 2 и микроштихмас 3 (или индикатор 5 на стойке).
Непараллельность (в миллиметрах на 1 м длины) определяют по формуле
т = 1000— мм/м,
L '
139