Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
где Дh — разность крайних замеров, мм; |
|
L — расстояние между замерами, мм. |
оси и поверх |
П е р п е н д и к у л я р н о с т ь поверхностей или |
|
ности проверяют обычно с помощью угольника (с |
проверкой за |
зоров щупом), устанавливая во втором случае по оси струну, до
которой и производят измерения по угольнику щупом. |
не |
|
Если выступы |
у детали |
|
позволяют приблизить угольник |
||
к проверяемой |
поверхности |
/ |
(рис. 36), то пользуются инди катором и постоянным упором 2,
установленным |
на штативе. |
|||||
Перпендикулярность |
|
между |
||||
линией, |
проходящей через |
|
точки |
|||
а и б, |
и |
основанием |
штатива |
|||
предварительно |
выверяют |
по |
||||
угольнику (на рисунке изобра |
||||||
жен пунктиром). |
|
|
|
|||
Неперпендикулярность |
|
(в |
||||
миллиметрах на 1 м длины) |
|
в этом |
||||
случае |
определяют по |
формуле |
||||
Рис. 36. Проверка перпендикулярно- |
|
|
|
|
|
|
сти поверхностей индикатором и по |
6 = 1000 — мм/м, |
|
|
|||
стоянным упором |
|
|
||||
|
|
|
Н |
|
|
|
где Дг— разность показаний индикатора |
при проверке перпенди |
кулярности детали и проверке ее по угольнику, мм; Н — расстояние между точками а и б, мм.
§ 43. ПОНЯТИЕ О БАЗАХ
Под базой обычно понимают поверхность или совокупность по верхностей, относительно которых определяют положение других поверхностей как данной детали, так и сопряженных с ней. Базой могут быть также осевые линии и точки.
Различают конструкторские и технологические базы. Конструкторской базой называют такую поверхность, ось или
точку, относительно которых проектируют положение других по верхностей (или осей) данной и других деталей.
Технологической базой называют такие поверхности (или осе вые линии), которые определяют положение обрабатываемой по верхности в процессе механической обработки или положение са мой детали в процессе сборки.
Дифференцированная схема технологических баз показана на рис. 37.
Технологические базы подразделяют на установочные и изме рительные.
Если база определяет положение обрабатываемой поверхности относительно рабочего движения инструмента или положение
140
центруемой йоверхности относительно корпуса механизма или фундаментной рамы, она называется у с т а н о в о ч н о й . База, от которой производят измерения обрабатываемой или центруемой при сборке поверхности, называется и з м е р и т е л ь н о й .
Установочные базы бывают опорные и проверочные.
О п о р н о й |
база |
считается в том случае, |
если поверхность |
||
используется для опирания детали на поверхность |
станка, |
||||
приспособления |
или |
на |
поверхность другой детали меха |
||
низма (поверхности |
лап |
корпуса механизма, |
плоскость |
горизон |
тального разъема блока цилиндров двигателя и т. д.).
П р о в е р о ч н о й считают |
базу, относительно |
которой прове |
||
ряют положение поверхностей детали, |
например, |
на |
токарном |
|
станке (проверка рамовых шеек коленчатого вала |
на биение от |
|||
носительно оси вращения вала). |
|
|
|
|
Опорные и проверочные базы могут быть основными и вспо |
||||
могательными. О с н о в н о й |
база будет |
в том случае, |
если она |
определяет положение детали на станке и в механизме (рабочие шейки валов). В с п о м о г а т е л ь н о й считается база, необходи мая только для установки детали на станке (центровые отверстия валов и штоков).
При проектировании технологического процесса необходимо стремиться к тому, чтобы установочные базы являлись основными.
В судоремонте часто за проверочную установочную базу при нимают разметочные риски. Такая база будет являться вспомога тельной проверочной базой. Например, по разметочным рискам устанавливают шатун двигателя в сборе на расточный станок для расточки головного и мотылевого подшипников. В качестве прове рочной установочной базы разметочные риски используют при центровке поршневого движения двигателя и в других случаях.
Бывает, что сама обрабатываемая поверхность является уста новочной базой, например предварительно обточенная поверхность
141
стержня иглы форсунки при шлифовании на бесцентровом шли фовальном станке.
Для повышения точности и упрощения технологии изготовле ния при выборе технологических баз руководствуются следующи ми положениями:
стремлением совмещать установочные и измерительные базы; использованием по возможности конструкторских баз в каче
стве измерительных; соблюдением принципа постоянства баз, т. е. использованием
одних и тех же баз при большем числе операций или обработкой возможно большего количества поверхностей с одной установки.
§ 44. ЦЕНТРОВКА ОСТОВА ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Остов судового поршневого двигателя состоит из цилиндрового блока, станины и фундаментной рамы. Взаимное расположение этих деталей должно обеспечивать:
перпендикулярность и пересекаемость осей цилиндровых вту лок с осью коленчатого вала;
Рис. 38. Центровка остова судового ДВС:
1 — стр у н ы , |
и м и ти р у ю щ и е оси ц и л и н д р о в ; 2 — с тр у н ы , л е ж а щ и е в о д н о й |
п л о с к о с т и с |
осью |
к о л е н ч ато г о |
в а л а и п р и т я н у т ы е д л я п р о в е р к и п а р а л л е л е й ; 3 — с т р у н а , |
и м и т и р у ю щ а я |
ось |
|
к о л е н ч а т о г о в а л а |
|
|
параллельность рабочих плоскостей параллелей осям цилинд ровых втулок и оси коленчатого вала;
соосность постелей рамовых подшипников.
Для проверки состояния остова по осям цилиндровых втулок (которые обычно перед центровкой устанавливают в блок цилинд ров), по оси коленчатого вала и по параллелям (горизонтально) устанавливают струны с помощью специальных приспособлений, позволяющих перемещать и натягивать их при установке и закреп
142
ленных на временных деревянных брусках (рис. 38). Толщину струн выбирают в пределах 0,4—0,6 мм.
За установочные базы при натягивании струн принимают:
по осям цилиндровых втулок — центры втулок со стороны верх них и нижних торцов;
по оси коленчатого вала — центры крайних постелей рамовых подшипников;
по параллелям — плоскость, проходящую через ось коленчатого вала (для этого между струнами по параллелям и струнами край них цилиндров устанавливают такие же зазоры, как и между по следними и струной, проходящей по оси коленчатого вала; в част ном случае эти зазоры могут быть равны нулю).
Перпендикулярность осей цилиндра и коленчатого вала может быть проверена с помощью приспособления, показанного на рис. 39. В данном случае величину неперпендикулярности опреде ляют по разнице зазоров между острием винта 4 и струной 2 при верхнем и нижнем положениях оправки 3, установленной на конт рольном валу 1. Величину непересечения осей цилиндра и колен чатого вала определяют измерением зазора щупом между струна ми в месте пересечения с учетом толщины струн.
Допустимую неперпендикулярность осей цилиндра и коленча того вала на длине втулки П. А. Долинский рекомендует опреде лять по формуле
а=КЬг -/-вт - мм, r L M- h
где К — коэффициент, определяющий допустимую величину воз растания радиального зазора между верхней кромкой тронка поршня и втулкой цилиндра (принимается не больше 1);
143
8r — радиальный зазор между тронком поршня и втулкой, мм;
Lвт-—длина втулки цилиндра, мм; |
|
|
Lu— длина (высота) механизма |
поршневого движения от |
|
оси коленчатого вала до верхнего торца поршня в в,, м.т., |
||
мм; |
|
|
h -^высота головки поршня, мм. |
коленчатого вала |
|
Непересечение осей цилиндровой |
втулки и |
|
ограничивают величиной 0,5 мм. Однако в практике известны слу |
||
|
чаи нормальной работы су |
|
|
довых двигателей при вели |
|
|
чине непересечения до не |
|
|
скольких |
миллиметров. |
|
|
|
|
Состояние |
рабочих плос |
|||||
|
|
|
|
костей параллелей (нали |
||||||
|
|
|
|
чие непараллельности) от |
||||||
|
|
|
|
носительно осей цилиндров |
||||||
|
|
|
|
и коленчатого вала опреде |
||||||
|
|
|
|
ляют по замерам, произве |
||||||
|
|
|
|
денным |
штангенрейсмусом |
|||||
|
|
|
|
или |
микроштихмасом |
до |
||||
|
|
|
|
соответствующих |
струн |
|||||
|
|
|
|
(рис. 40). |
|
|
|
величину |
||
|
|
|
|
Допустимую |
|
|||||
|
|
|
|
непараллельности |
относи |
|||||
|
|
|
|
тельно оси цилиндра при |
||||||
|
|
|
|
нимают 0,15 мм на 1 м дли |
||||||
|
|
|
|
ны, а |
относительно |
оси |
ко |
|||
|
|
|
|
ленчатого |
вала — 0,3 мм/м. |
|||||
|
|
|
|
Соосность |
|
постелей |
ра- |
|||
|
|
|
|
мовых |
подшипников прове |
|||||
Рис. 40. Проверка положения плоскостей |
ряют замерами |
(с помощью |
||||||||
параллелей относительно |
осей |
цилиндра и |
микроштихмаса) от основа |
|||||||
коленчатого |
вала: |
|
ний и боковых |
(со |
стороны |
|||||
/ — ш та н г е н р е й с м у с ; |
2 — с т р у н а , |
и м и т и р у ю щ а я |
левого |
и |
правого |
бортов) |
||||
о сь ц и л и н д р а ; 3 — с тр у н ы , |
л е ж а щ и е в о дн ой |
|||||||||
п л о с к о с т и с |
осью в а л а ; 4 — щ у п |
образующих |
постелей |
до |
||||||
|
|
|
|
струны, |
имитирующей |
ось |
коленчатого вала. При определении несоосности в вертикальной
плоскости учитывают стрелку провисания струны (рис. |
41) от соб |
||
ственной массы по формуле |
|
|
|
У = |
PX(L—X) |
М М , |
|
27- |
|
||
|
|
||
|
|
|
|
где Р — масса 1 м струны, г; |
|
|
|
X — расстояние искомой точки от крайней, м; |
мм; |
||
L — расстояние между крайними точками А и В, |
Т — масса груза, натягивающего струну, кг.
Несоосность допускают в пределах половины масляного зазора в рамовых подшипниках с тем, чтобы не затруднять выкатывание вкладышей для осмотра во время эксплуатации.
144
Неперпендикулярность и непересекаемость осей цилиндровых втулок с осью коленчатого вала при ремонтах устраняют пере становкой цилиндрового блока, а также (при небольших погреш ностях) припиловкой и шабровкой внутреннего торца бурта ци линдровых втулок.
Ш77///Ж^7-///Ж/У///Шр77777/
Рис. 41. Схема для расчета стрелки провисания струны при центровке постелен рамовых подшипников двигателя
Непараллельность рабочих поверхностей параллелей устраняют шлифованием переносными шлифовальными станками или ручны ми машинками и шабрением.
Несоосность рамовых подшипников устраняют калибровкой по контрольным валам.
§45. ЦЕНТРОВКА МЕХАНИЗМА ДВИЖЕНИЯ
Впроцессе центровки механизма движения двигателя проводят проверки, которые можно разбить на следующие этапы:
проверку на плите или станке каждой детали механизма дви
жения в отдельности (поршня, штока, поперечины крейцкопфа
и т. д.);
проверку на плите или станке спаренных деталей (поршеньшток, шток-поперечина крейцкопфа и т. д.);
проверку на плите собранного механизма движения. Наиболее сложным и трудоемким является последний этап.
Поэтому его стараются избежать, в особенности при центровке механизма движения главных крейцкопфных двигателей. Это воз можно и оправданно при ужесточении допусков на отклонения в предыдущих этапах проверки.
В качестве примера рассмотрим проверку поршня и штока (I этап), проверку шатуна в сборе с подшипниками, поперечины крейцкопфа в сборе со штоком и поршнем, ползуна в сборе с поперечиной крейцкопфа, штоком и поршнем (II этап), а также проверку собранного механизма поршневого движения бескрейцкопфного двигателя (III этап).
Схема проверки поршня б’ескрейцкопфного двигателя показана на рис. 42. Контролируют перпендикулярность и пересекаемость оси поршневого пальца с осью поршня. Проверяют поршень на плите 6 с помощью контрольного вали ка 4, установленного в проушины поршня 2. Замеры от плиты до контрольного
валика производят обычно микроштихмасом /. Можно снимать отсчеты и с по мощью индикатора 3, установленного на штативе.
10 О. К. Балякин |
145 |