Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
Перпендикулярность осей определяют при вертикальном положении поршня
на плите (рис. 42, а) |
по разнице замеров от плиты до концов контрольного ва |
||||||
лика. Перпендикулярность |
поршня плите проверяют с помощью индикатора и |
||||||
|
|
|
упора 5, установленных на штативе. |
||||
|
|
|
Неперпендикулярность осей поршне |
||||
|
|
|
вого пальца и поршня допускают до |
||||
|
|
|
0,15 мм/м. Неперпендикулярность осей |
||||
|
|
|
можно немного уменьшить за счет шаб |
||||
|
|
|
рения проушин поршня по калибру. |
||||
|
|
|
Пересекаемость |
осей |
определяют |
||
|
|
|
при горизонтальном |
положении |
поршня |
||
|
|
|
(рис. 42, б). При этом поршень уста |
||||
|
|
|
навливают так, чтобы концы контроль |
||||
|
|
|
ного валика находились на строго оди |
||||
|
|
|
наковом расстоянии |
от плигы. |
Затем |
||
|
|
|
поршень поворачивают на 180° и снова |
||||
Рис, 42. Проверка поршня |
бескрейц- |
измеряют расстояния от концов конт |
|||||
рольного валика до плиты. Они должны |
|||||||
копфного |
ДВС |
|
|||||
|
быть равны между |
собой. |
Если данные |
||||
|
|
|
всех измерений (до |
и после поворачи |
вания поршня) равны, то оси поршневого пальца и поршня пересекаются. Непересечение допускают в пределах 0,3—0,5 мм.
Поршневые штоки проверяют на прямолинейность и перпендикулярность торцевых поверхностей осей штока (индикатором на токарном станке).
После сборки шатуна с подшипниками проверяют параллельность и скре
щивание осей головок шатуна. Для этого шатун с установленными |
в головки |
||||
контрольными валиками 1 (рис. 43) |
укладывают в |
горизонтальное |
положение |
||
на плиту так, чтобы ось одного из |
валиков (например, установленного в ниж |
||||
нюю головку шатуна) была параллельна плите. |
|
|
|
||
Для определения непараллельности осей микроштихмасом 2 измеряют в |
|||||
двух крайних точках расстояния между контрольными валиками. |
отсчет ин |
||||
Для определения скрещивания измеряют расстояния (или |
берут |
||||
дикатором) в двух крайних |
точках |
у одного контрольного валика |
до плиты |
||
(в данном случае установленного в верхнюю головку). |
скрещивание — |
||||
Непараллельность осей |
не должна превышать |
0,2 мм/м, |
|||
0,3 мм/м. Погрешность устраняют шабрением подшипников. |
|
|
Для проверки перпендикулярности осей штока и цапф крейцкопфа (рис. 44) узел поршень — шток — поперечина крейцкопфа 2 устанавливают в горизонталь ное положение на плиту 3 и индикаторами (или индикатором и упором), уста
новленными на штативе, проверяют перпендикулярность оси цапф крейцкопфа плите. Допустимая неперпендикулярность — 0,15 мм/м. Погрешность устраняют шабрением плоскости разъема штока 1 и поперечины крейцкопфа.
146
Параллельность рабочей поверхности ползуна и оси поршня на плите про веряют индикатором на штативе (рис. 45). Допускаемая непараллельное™ — 0,15 мм/м. Погрешность устраняют шабрением рабочей поверхности ползуна.
Собранный механизм поршневого движения проверяют на плите (рис. 46) для того, чтобы убедиться в правильности сборки головного соединения.
Рис. 44. Проверка перпендикулярноРис. 45. Проверка параллельности ра сти осей штока и цапф крейцкопфа бочей поверхности ползуна и оси
поршня
Механизм поршневого движения установлен в горизонтальное положение. Ось поршня I и шатуна 3 параллельны плите 6. Положение поршня в данном случае проверяют по верхней образующей тронка рейсмусом 2, положение ша туна — с помощью микроштихмаса 7 или угольника 5 и щупа 4. Далее пятку шатуна с помощью домкрата 8 последовательно перемещают в крайние верхнее
и нижнее положения.
Рис. 46. Проверка поршневого движения бескрейцкопфного двигателя
Погрешность устраняют шабрением головного подшипника (в пределах величины масляного зазора). Величину погрешности (неперпендикулярности осей головного подшипника и механизма поршневого движения) определяют по разнице отклонений пятки шатуна от первоначального положения: если по грешности нет, то отклонения одинаковы.
§ 46. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
При проверке коленчатого вала двигателя определяют состоя ние его укладки и состояние осей рабочих шеек.
Состояние укладки вала крупного главного двигателя опреде ляют обычно измерением величин упругих раскепов и просадки рамовых шеек по контрольной скобе.
10* |
147 |
Упругим раскепом коленчатого вала называют разность рас стояний между щеками мотыля, замеренными в двух диаметраль но противоположных его положениях при свободном состоянии
вала на подшипниках. |
при положениях |
мотыля |
в в. |
м. т. и |
||||||||||
Раскепы, замеренные |
||||||||||||||
н. м. т., |
называют вертикальными, а замеренные при положениях |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
мотыля на правом и ле |
||||||||
|
|
|
|
|
|
вом |
бортах — горизон |
|||||||
|
|
|
|
|
|
тальными. |
|
считаются |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Раскепы |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
положительными |
и |
име |
||||||
|
|
|
|
|
|
ют знак плюс, если рас |
||||||||
|
|
|
|
|
|
стояние |
между |
щеками |
||||||
|
|
|
|
|
|
мотыля |
в момент, |
|
когда |
|||||
|
|
|
|
|
|
он |
находится |
в в. |
м. |
т. |
||||
|
|
|
|
|
|
или на левом борту, боль |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ше таковых при положе |
||||||||
|
|
|
|
|
|
нии мотыля в н. |
м. т. и |
|||||||
|
|
|
|
|
|
на правом борту. В про |
||||||||
|
|
|
|
|
|
тивном |
случае |
раскепы |
||||||
|
|
|
|
|
|
считаются |
отрицательны |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ми и имеют знак минус. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Измерения на каждом |
|||||||
|
|
|
|
|
|
мотыле |
производят |
при |
||||||
|
|
|
|
|
|
четырех |
его положениях. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
На рис. 47 показаны мес |
||||||||
|
|
|
|
|
|
то замера (а) и последо |
||||||||
|
|
|
|
|
|
вательность |
|
измерении |
||||||
|
|
|
|
|
|
(б). Измерения произво |
||||||||
Рис. 47. Проверка раскепов мотылей: |
дят микроштихмасом или |
|||||||||||||
раскепомером (рис. 47, б). |
||||||||||||||
/■ 2, 4 — п о д в и ж н ы й , |
у п о р н ы й |
и у с т а н о в о ч н ы й |
||||||||||||
с т е р ж н и ; 3 — п р у ж и н а ; |
5 — у гл о в о й |
р ы ч а г ; |
6 — к о р |
|
Полученные |
величины |
||||||||
|
п у с; 7 — и н д и к а т о р |
|
|
раскепов сравнивают |
с |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
грамме |
(рис. 48) |
и, если они |
|
приведенными |
в |
|
номо- |
|||||||
превышают допустимые, |
колен |
|||||||||||||
чатый вал переукладывают. |
с внутренней |
стороны |
каждой |
|||||||||||
Для |
установки |
раскепомера |
щеки в плоскости мотыля накернивают лунки возможно дальше от оси мотылевой шейки, но не менее чем на 10—15 мм от торца щеки.
В номограмме место измерения раскепа принято на расстоя нии R от оси мотылевой шейки, определяемом по формуле
____ |
S — d |
~ |
2 ' |
гдеД — ход поршня, мм; |
мм. |
d — диаметр рамовой шейки, |
Поэтому, если позволяет конструкция коленчатого вала, лунки накернивают на расстоянии R. Если это невозможно, то измерен
ие
ную величину раскепа приводят к величине раскепа по номограм ме, используя формулу
где А— величина раскепа |
по номограмме, мм; |
/?i — расстояние от оси |
мотылевой шейки до места измере |
ния, мм; |
|
Д, — величина измеренного раскепа, мм.
Одновременно с измерением раскепов измеряют просадку ко ленчатого вала по каждому подшипнику (рис. 49) щупом 2 по
Раскеп
Рис. 48. Номограмма для опре |
Рис. 49. |
Определение |
просадки |
|
деления предельно |
допустимых |
коленчатого вала в подшипниках |
||
раскепов коленчатого вала |
по |
контрольной |
скобе |
|
С о с т о я н и е у к л а д к и в а л а : 1 — х о р о ш е е ; |
|
|
|
|
2 — у д о в л е т в о р и т е л ь н о е ; 3 — д о п у с к а е |
|
|
|
|
м ое (п е р е у к л а д к а р е к о м е н д у е т с я ); 4 — |
|
|
|
|
н е у д о в л е т в о р и т е л ь н о е |
( п е р е у к л а д к а |
|
|
|
о б я з а т е л ь н а ) |
|
|
|
|
контрольной скобе 1 и сопоставляют с построечными значениями или установленными после капитального ремонта. Сопоставление помогает определить величину износа каждого подшипника. При измерении просадки необходимо проверить, лежит ли рамовая
шейка 3 на подшипнике 4.
Как показала практика, проверка коленчатых валов двигате лей малой и средней мощности по упругим раскепам в большин стве случаев положительных результатов не дает, так как валы этих двигателей имеют небольшой вес и отличаются сравнительно высокой жесткостью. Поэтому у них не появляются упругие раскепы даже при значительной просадке отдельных подшипников.
Например, на двигателе «Букау-Вольф» 8DV136 после перезаливки рамовых подшипников коленчатый вал укладывали на краску с упругим раскепом в пределах 0,02 мм. Затем поочередно удаляли несколько подшипников. Раскеп при этом менялся в пре
делах 0,005—0,01 мм.
Подобные опыты проводили на двигателе ДР 30/50 и других. В большинстве случаев раскепы оказывались допустимыми, а ва лы не лежали на всех подшипниках.
149
Поэтому состояние укладки жестких коленчатых валов прове ряют по жестким раскепам или по просадке и прилеганию рамовых шеек к подшипникам. Жесткие раскепы снимают так же, как и упругие, но перед каждым замером шейки коленчатого вала, прилегающие к мотылю, прижимают крышками подшипников (че
рез прокладки из прессшпана) |
плотно к нижним вкладышам. |
||||||||||
|
|
|
Прилегание рамовых шеек к под |
||||||||
|
|
|
шипникам |
определяют |
с |
помощью |
|||||
|
|
|
краски. Для этого краску наносят на |
||||||||
|
|
|
шейки и проворачивают вал, окраши |
||||||||
|
|
|
вая подшипники. Если шейки приле |
||||||||
|
|
|
гают, то при проворачивании краска |
||||||||
|
|
|
стирается. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Для определения наличия дефор |
||||||||
|
|
|
мации коленчатый вал проверяют на |
||||||||
|
|
|
биение |
(первоначально |
на |
подшип |
|||||
|
|
|
никах, а затем |
на |
токарно-винторез |
||||||
|
|
|
ном станке). |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
При проверке на подшипниках к |
||||||||
|
|
|
каждой |
рамовой шейке |
поочередно |
||||||
|
|
|
подводят индикатор, кронштейн кото |
||||||||
|
|
|
рого неподвижно закрепляют на раме |
||||||||
|
|
|
двигателя, и проворачивают вал. Ве |
||||||||
|
|
|
личину и характер деформации опре |
||||||||
|
|
|
деляют по отклонению стрелки инди |
||||||||
|
|
|
катора, по величине радиального бие |
||||||||
|
|
|
ния рамовых шеек. |
шеек коленчатых |
|||||||
|
|
|
Биение рамовых |
||||||||
Рис. 50. Прибор для выявле |
валов |
средних |
диаметров |
(025D— |
|||||||
ния взаимных перекосов осей |
300 |
мм) |
допускают |
не более |
0,05— |
||||||
и поверхностей деталей меха |
0,06 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
низмов: |
|
Состояние осей |
мотылевых |
шеек |
||||||
/ — п р и зм а ; |
2, 3 — оси ; |
4 — м а я т |
|||||||||
н и к ; 5 — ось |
м а я т н и к а ; |
6 — го л о в к а |
обычно |
проверяют |
после |
установки |
|||||
с то й к и ; 7 — п о в о д о к ; 8 — о сь с т р е л |
коленчатого |
вала |
на токарно-винто |
||||||||
к и п р и б о р а ; 9 — д е т а л ь |
п р о в е р я е м о |
||||||||||
го |
м е х а н и зм а |
|
резный станок. Для этого индикатор |
||||||||
|
|
|
закрепляют |
на |
суппорте. |
Затем, |
пере |
мещая с помощью суппорта индикатор вдоль образующей мотылевой шейки, лежащей в плоскости мотыля, определяют непараллельность оси шейки к оси коленчатого вала. Перемещая инди катор вдоль образующей, которая расположена в плоскости, пер пендикулярной к плоскости мотыля, определяют скрещивание осей.
Проверяют состояние осей мотылевых шеек и с помощью раз личных приборов и приспособлений. Например, успешно использу
ют для этой цели прибор |
(рис. 50) — маятниковый индикатор |
Рейнталя (МИР), который |
позволяет получить очень точные ре |
зультаты измерений благодаря 8—10-кратному увеличению истин ных уклонов. Точность измерения прибором — 0,005 мм/м. Со стояние осей мотылевой шейки с помощью прибора определяют по разнице отсчетов уклонов мотылевой и прилегающих к мотылю
150