Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перпендикулярность осей определяют при вертикальном положении поршня

на плите (рис. 42, а)

по разнице замеров от плиты до концов контрольного ва­

лика. Перпендикулярность

поршня плите проверяют с помощью индикатора и

 

 

 

упора 5, установленных на штативе.

 

 

 

Неперпендикулярность осей поршне­

 

 

 

вого пальца и поршня допускают до

 

 

 

0,15 мм/м. Неперпендикулярность осей

 

 

 

можно немного уменьшить за счет шаб­

 

 

 

рения проушин поршня по калибру.

 

 

 

Пересекаемость

осей

определяют

 

 

 

при горизонтальном

положении

поршня

 

 

 

(рис. 42, б). При этом поршень уста­

 

 

 

навливают так, чтобы концы контроль­

 

 

 

ного валика находились на строго оди­

 

 

 

наковом расстоянии

от плигы.

Затем

 

 

 

поршень поворачивают на 180° и снова

Рис, 42. Проверка поршня

бескрейц-

измеряют расстояния от концов конт­

рольного валика до плиты. Они должны

копфного

ДВС

 

 

быть равны между

собой.

Если данные

 

 

 

всех измерений (до

и после поворачи­

вания поршня) равны, то оси поршневого пальца и поршня пересекаются. Непересечение допускают в пределах 0,3—0,5 мм.

Поршневые штоки проверяют на прямолинейность и перпендикулярность торцевых поверхностей осей штока (индикатором на токарном станке).

После сборки шатуна с подшипниками проверяют параллельность и скре­

щивание осей головок шатуна. Для этого шатун с установленными

в головки

контрольными валиками 1 (рис. 43)

укладывают в

горизонтальное

положение

на плиту так, чтобы ось одного из

валиков (например, установленного в ниж­

нюю головку шатуна) была параллельна плите.

 

 

 

Для определения непараллельности осей микроштихмасом 2 измеряют в

двух крайних точках расстояния между контрольными валиками.

отсчет ин­

Для определения скрещивания измеряют расстояния (или

берут

дикатором) в двух крайних

точках

у одного контрольного валика

до плиты

(в данном случае установленного в верхнюю головку).

скрещивание —

Непараллельность осей

не должна превышать

0,2 мм/м,

0,3 мм/м. Погрешность устраняют шабрением подшипников.

 

 

Для проверки перпендикулярности осей штока и цапф крейцкопфа (рис. 44) узел поршень — шток — поперечина крейцкопфа 2 устанавливают в горизонталь­ ное положение на плиту 3 и индикаторами (или индикатором и упором), уста­

новленными на штативе, проверяют перпендикулярность оси цапф крейцкопфа плите. Допустимая неперпендикулярность — 0,15 мм/м. Погрешность устраняют шабрением плоскости разъема штока 1 и поперечины крейцкопфа.

146


Параллельность рабочей поверхности ползуна и оси поршня на плите про­ веряют индикатором на штативе (рис. 45). Допускаемая непараллельное™ — 0,15 мм/м. Погрешность устраняют шабрением рабочей поверхности ползуна.

Собранный механизм поршневого движения проверяют на плите (рис. 46) для того, чтобы убедиться в правильности сборки головного соединения.

Рис. 44. Проверка перпендикулярноРис. 45. Проверка параллельности ра­ сти осей штока и цапф крейцкопфа бочей поверхности ползуна и оси

поршня

Механизм поршневого движения установлен в горизонтальное положение. Ось поршня I и шатуна 3 параллельны плите 6. Положение поршня в данном случае проверяют по верхней образующей тронка рейсмусом 2, положение ша­ туна — с помощью микроштихмаса 7 или угольника 5 и щупа 4. Далее пятку шатуна с помощью домкрата 8 последовательно перемещают в крайние верхнее

и нижнее положения.

Рис. 46. Проверка поршневого движения бескрейцкопфного двигателя

Погрешность устраняют шабрением головного подшипника (в пределах величины масляного зазора). Величину погрешности (неперпендикулярности осей головного подшипника и механизма поршневого движения) определяют по разнице отклонений пятки шатуна от первоначального положения: если по­ грешности нет, то отклонения одинаковы.

§ 46. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

При проверке коленчатого вала двигателя определяют состоя­ ние его укладки и состояние осей рабочих шеек.

Состояние укладки вала крупного главного двигателя опреде­ ляют обычно измерением величин упругих раскепов и просадки рамовых шеек по контрольной скобе.

10*

147

Упругим раскепом коленчатого вала называют разность рас­ стояний между щеками мотыля, замеренными в двух диаметраль­ но противоположных его положениях при свободном состоянии

вала на подшипниках.

при положениях

мотыля

в в.

м. т. и

Раскепы, замеренные

н. м. т.,

называют вертикальными, а замеренные при положениях

 

 

 

 

 

 

мотыля на правом и ле­

 

 

 

 

 

 

вом

бортах — горизон­

 

 

 

 

 

 

тальными.

 

считаются

 

 

 

 

 

 

 

Раскепы

 

 

 

 

 

 

 

положительными

и

име­

 

 

 

 

 

 

ют знак плюс, если рас­

 

 

 

 

 

 

стояние

между

щеками

 

 

 

 

 

 

мотыля

в момент,

 

когда

 

 

 

 

 

 

он

находится

в в.

м.

т.

 

 

 

 

 

 

или на левом борту, боль­

 

 

 

 

 

 

ше таковых при положе­

 

 

 

 

 

 

нии мотыля в н.

м. т. и

 

 

 

 

 

 

на правом борту. В про­

 

 

 

 

 

 

тивном

случае

раскепы

 

 

 

 

 

 

считаются

отрицательны­

 

 

 

 

 

 

ми и имеют знак минус.

 

 

 

 

 

 

 

Измерения на каждом

 

 

 

 

 

 

мотыле

производят

при

 

 

 

 

 

 

четырех

его положениях.

 

 

 

 

 

 

На рис. 47 показаны мес­

 

 

 

 

 

 

то замера (а) и последо­

 

 

 

 

 

 

вательность

 

измерении

 

 

 

 

 

 

(б). Измерения произво­

Рис. 47. Проверка раскепов мотылей:

дят микроштихмасом или

раскепомером (рис. 47, б).

/■ 2, 4 — п о д в и ж н ы й ,

у п о р н ы й

и у с т а н о в о ч н ы й

с т е р ж н и ; 3 — п р у ж и н а ;

5 — у гл о в о й

р ы ч а г ;

6 — к о р ­

 

Полученные

величины

 

п у с; 7 — и н д и к а т о р

 

 

раскепов сравнивают

с

 

 

 

 

 

 

грамме

(рис. 48)

и, если они

 

приведенными

в

 

номо-

превышают допустимые,

колен­

чатый вал переукладывают.

с внутренней

стороны

каждой

Для

установки

раскепомера

щеки в плоскости мотыля накернивают лунки возможно дальше от оси мотылевой шейки, но не менее чем на 10—15 мм от торца щеки.

В номограмме место измерения раскепа принято на расстоя­ нии R от оси мотылевой шейки, определяемом по формуле

____

S — d

~

2 '

гдеД — ход поршня, мм;

мм.

d — диаметр рамовой шейки,

Поэтому, если позволяет конструкция коленчатого вала, лунки накернивают на расстоянии R. Если это невозможно, то измерен­

ие


ную величину раскепа приводят к величине раскепа по номограм­ ме, используя формулу

где А— величина раскепа

по номограмме, мм;

/?i — расстояние от оси

мотылевой шейки до места измере­

ния, мм;

 

Д, — величина измеренного раскепа, мм.

Одновременно с измерением раскепов измеряют просадку ко­ ленчатого вала по каждому подшипнику (рис. 49) щупом 2 по

Раскеп

Рис. 48. Номограмма для опре­

Рис. 49.

Определение

просадки

деления предельно

допустимых

коленчатого вала в подшипниках

раскепов коленчатого вала

по

контрольной

скобе

С о с т о я н и е у к л а д к и в а л а : 1 — х о р о ш е е ;

 

 

 

2 — у д о в л е т в о р и т е л ь н о е ; 3 — д о п у с к а е ­

 

 

 

м ое (п е р е у к л а д к а р е к о м е н д у е т с я ); 4

 

 

 

н е у д о в л е т в о р и т е л ь н о е

( п е р е у к л а д к а

 

 

 

о б я з а т е л ь н а )

 

 

 

 

контрольной скобе 1 и сопоставляют с построечными значениями или установленными после капитального ремонта. Сопоставление помогает определить величину износа каждого подшипника. При измерении просадки необходимо проверить, лежит ли рамовая

шейка 3 на подшипнике 4.

Как показала практика, проверка коленчатых валов двигате­ лей малой и средней мощности по упругим раскепам в большин­ стве случаев положительных результатов не дает, так как валы этих двигателей имеют небольшой вес и отличаются сравнительно высокой жесткостью. Поэтому у них не появляются упругие раскепы даже при значительной просадке отдельных подшипников.

Например, на двигателе «Букау-Вольф» 8DV136 после перезаливки рамовых подшипников коленчатый вал укладывали на краску с упругим раскепом в пределах 0,02 мм. Затем поочередно удаляли несколько подшипников. Раскеп при этом менялся в пре­

делах 0,005—0,01 мм.

Подобные опыты проводили на двигателе ДР 30/50 и других. В большинстве случаев раскепы оказывались допустимыми, а ва­ лы не лежали на всех подшипниках.

149



Поэтому состояние укладки жестких коленчатых валов прове­ ряют по жестким раскепам или по просадке и прилеганию рамовых шеек к подшипникам. Жесткие раскепы снимают так же, как и упругие, но перед каждым замером шейки коленчатого вала, прилегающие к мотылю, прижимают крышками подшипников (че­

рез прокладки из прессшпана)

плотно к нижним вкладышам.

 

 

 

Прилегание рамовых шеек к под­

 

 

 

шипникам

определяют

с

помощью

 

 

 

краски. Для этого краску наносят на

 

 

 

шейки и проворачивают вал, окраши­

 

 

 

вая подшипники. Если шейки приле­

 

 

 

гают, то при проворачивании краска

 

 

 

стирается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения наличия дефор­

 

 

 

мации коленчатый вал проверяют на

 

 

 

биение

(первоначально

на

подшип­

 

 

 

никах, а затем

на

токарно-винторез­

 

 

 

ном станке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При проверке на подшипниках к

 

 

 

каждой

рамовой шейке

поочередно

 

 

 

подводят индикатор, кронштейн кото­

 

 

 

рого неподвижно закрепляют на раме

 

 

 

двигателя, и проворачивают вал. Ве­

 

 

 

личину и характер деформации опре­

 

 

 

деляют по отклонению стрелки инди­

 

 

 

катора, по величине радиального бие­

 

 

 

ния рамовых шеек.

шеек коленчатых

 

 

 

Биение рамовых

Рис. 50. Прибор для выявле­

валов

средних

диаметров

(025D—

ния взаимных перекосов осей

300

мм)

допускают

не более

0,05—

и поверхностей деталей меха­

0,06

мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

низмов:

 

Состояние осей

мотылевых

шеек

/ — п р и зм а ;

2, 3 — оси ;

4 — м а я т ­

н и к ; 5 — ось

м а я т н и к а ;

6 — го л о в к а

обычно

проверяют

после

установки

с то й к и ; 7 — п о в о д о к ; 8 — о сь с т р е л ­

коленчатого

вала

на токарно-винто­

к и п р и б о р а ; 9 — д е т а л ь

п р о в е р я е м о ­

го

м е х а н и зм а

 

резный станок. Для этого индикатор

 

 

 

закрепляют

на

суппорте.

Затем,

пере­

мещая с помощью суппорта индикатор вдоль образующей мотылевой шейки, лежащей в плоскости мотыля, определяют непараллельность оси шейки к оси коленчатого вала. Перемещая инди­ катор вдоль образующей, которая расположена в плоскости, пер­ пендикулярной к плоскости мотыля, определяют скрещивание осей.

Проверяют состояние осей мотылевых шеек и с помощью раз­ личных приборов и приспособлений. Например, успешно использу­

ют для этой цели прибор

(рис. 50) — маятниковый индикатор

Рейнталя (МИР), который

позволяет получить очень точные ре­

зультаты измерений благодаря 810-кратному увеличению истин­ ных уклонов. Точность измерения прибором — 0,005 мм/м. Со­ стояние осей мотылевой шейки с помощью прибора определяют по разнице отсчетов уклонов мотылевой и прилегающих к мотылю

150