Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
предупреждающих интенсивные износы судовых технических средств и судна в целом и обеспечивающих минимальные суммар ные затраты на восстановление их технико-эксплуатационных ха рактеристик.
При каждом ремонте работы проводят в объеме, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации судна до очередного планового ремонта.
ППС ремонта судна применяют в течение всего нормативного срока службы, т. е. минимального периода, необходимого для на копления амортизационных отчислений на реновацию (восстанов ление).
Нормативный срок службы судна устанавливает ММФ в со ответствии с нормами амортизационных отчислений, утвержденных Госпланом СССР. По истечении этого срока судно, в зависимости от технического состояния, может быть выведено из ППС.
Для судовых технических средств и элементов корпуса судна установлены два вида планово-предупредительного ремонта (ППР): текущий и капитальный, которые различаются между со бой содержанием и объемом проводимых работ.
Т е к у щ и й р е м о н т заключается в поддержании исправного технического состояния судовых технических средств и включает пе риодически выполняемые работы по восстановлению и замене преимущественно быстроизпашивающихся деталей и узлов.
К характерным работам текущего ремонта относятся: переборка судовых технических средств и сопряжений отдель
ных деталей и узлов, проверка и восстановление необходимых за зоров в сопряжениях, регулирование, устранение мелких дефектов; очистка и окраска корпуса судна и его элементов, устранение неплотностей, мелких повреждений корпуса и деформаций отдель ных элементов, наплавка местных разъеданий и выполнение дру
гих работ, не требующих замены элементов корпуса; очистка, окраска и устранение мелких повреждений отделки и
оборудования судовых помещений; переборка и устранение неплотностей судовых систем и их ар
матуры, отжиг труб и т. д.
При текущем ремонте допускается замена отдельных элемен тов, если это не связано с большим объемом сопутствующих ра бот и изменением размеров взаимосвязанных деталей и узлов.
К а п и т а л ь н ы й р е м о н т судовых технических средств и элементов корпуса заключается в восстановлении после продол жительного использования их технико-эксплуатационных характери стик и включает работы по восстановлению и замене частей и узлов.
Характерными работами капитального ремонта являются: замена и ремонт судовых технических средств, узлов и деталей,
связанные с большим объемом сопутствующих работ или измене нием размеров взаимосвязанных деталей;
ремонт снятых с судна в связи с износом или выработкой ре сурса судовых технических средств, восстановление которых целе сообразно для восполнения обменного фонда;
21
изготовление и замена отдельных конструкций и элементов корпуса судна, судовых систем, их отдельных участков и армату ры, устройств или их элементов, оборудования судовых помещений.
Для судов в целом установлен: малый ремонт, большой ремонт
идокование.
Ма л ы й р е м о н т заключается в восстановлении технико-экс
плуатационных |
характеристик судна (работы по текущему |
и ча |
||
стично капитальному ремонту судовых технических средств) |
часто |
|||
без вывода судна из эксплуатации. |
работо |
|||
Б о л ь ш о й |
р е м о н т |
заключается в восстановлении |
||
способности судна после |
продолжительной эксплуатации |
(работы |
преимущественно по капитальному ремонту судовых технических средств, обеспечивающие восстановление технико-эксплуатацион ных характеристик судна до заданного уровня).
Необходимость большого ремонта определяет в каждом отдель ном случае главный инженер пароходства исходя из технического состояния судна.
Периодичность ремонта судов устанавливает ММФ. В среднем малые ремонты судов производят через 3 года, а большие через 6—8 лет. Судовладелец может увеличить по сравнению с установ ленным время между заводскими ремонтами отдельного судна или серии судов. Решение об этом утверждает главный инженер па роходства по представлению ССХ, сделанному на основании тех нико-экономического анализа. О принятом решении судовладелец обязан поставить в известность инспекцию Регистра, на учете которой находится судно. Увеличение межремонтного периода по серии судов свыше трех лет пароходство должно согласовывать с ММФ.
Д о к о в а н и е проводят для защиты корпуса судна от корро зии и обрастания и восстановления ходовых качеств. При доковании устраняют неисправности корпуса, движительно-рулевого ком плекса, донно-забортной арматуры, а также выполняют сопутст вующие работы.
Периодичность докования устанавливает ММФ с учетом ре комендаций Регистра. Судовладелец может изменить периодич ность докования отдельного судна и серии исходя из конкретных условий эксплуатации, степени обрастания корпуса, возможности использования подводной очистки и технико-экономической целе сообразности. Увеличение периодов между докованиями согласо вывают с Регистром. Решение об изменении периодичности доко вания принимает главный инженер пароходства на основании тех нико-экономического расчета, представляемого ССХ.
Продолжительность заводских ремонтов и докования судов, вхо дящих в ППС, устанавливают по нормативам среднесуточной вы
работки, утвержденным ММФ. |
|
В процессе эксплуатации суда подвергают также |
н а в и г а |
ц и о н н о м у р е м о н т у , который является плановым |
(не входит |
в ППС). Он предусматривает краткосрочный вывод судна из экс плуатации, для выполнения ремонтных работ которого необходи
22
мо заводское оборудование или если ремонт в процессе эксплуа тации невозможен. При навигационном ремонте может проводить ся докование.
Сроки и периодичность навигационного ремонта устанавлива ет главный инженер пароходства исходя из планового бюджета ремонтного времени каждого судна. Уточнение перечня и объема работ, подлежащих выполнению в процессе навигационного ре монта, осуществляет ССХ по согласованию с заводом-исполни телем.
Заказ на работу навигационного ремонта судовладелец выдает заводу не позднее, чем за 10 суток до вывода судна из эксплуа тации.
Для судов, на которые не распространяется ППС, предусмот рен поддерживающий и восстановительный ремонты.
П о д д е р ж и в а ю щ и й р е м о н т применяют в тех случаях, когда в связи с большими износами судна в целом или его отдель ных элементов требуются большие затраты на ремонтные работы, которые не могут быть возмещены за срок возможной дальнейшей эксплуатации данного судна. В то же время при надлежащем уходе за судном, выполнении небольших по объему ремонтных работ и ограничении условий эксплуатации оно может рентабельно экс плуатироваться до предельного износа.
В о с с т а н о в и т е л ь н ы й р е м о н т применяют в исключи тельных случаях для особо ценных и уникальных судов, имеющих значительный износ или большие повреждения в результате ава рии. Решение о восстановительном ремонте принимает министер ство по представлению пароходства на основании подробных дан ных о техническом состоянии судна и технико-экономических рас четов, подтверждающих целесообразность ремонта. Суда, прошед шие восстановительный ремонт, вводят в ППС, а срок их даль нейшей службы утверждает министерство по представлению па роходства.
Для устранения |
повреждений судов |
и судовых технических |
средств, вызванных |
аварией, установлен |
а в а р и й н ы й р е м о н т . |
Его производят на основании аварийных актов, которые состав ляют в соответствии с «Положением о порядке расследования ава рий морских судов».
В зависимости от размера повреждений и объема работ ава рийный ремонт производят с выводом или без вывода судна из эксплуатации.
При аварийном ремонте выполняют, как правило, только не отложные работы, вызванные аварией. Часть ремонтных работ или все они, если это не влияет на безопасность плавания и работу экипажа, могут быть отложены по согласованию с инспекцией Регистра СССР до очередного планового ремонта.
В случае выполнения аварийного ремонта с выводом судна из эксплуатации одновременно производят очередной малый ремонт в пределах срока, необходимого для устранения аварийных по вреждений.
23
Срок аварийного ремонта определяется технологическими про цессами наиболее сложных и трудоемких работ при условии вы полнения их с повышенной сменностью.
Работы по модернизации и переоборудованию судов выполняют в основном в процессе плановых заводских ремонтов. Иногда эти работы могут выполняться независимо от очередного ремонта.
Рис. 2. Дифференцированная схема ТО и ремонта судна
Во время ремонта обязательно выполняют все работы, связан ные с классификационным освидетельствованием и продлением су довых документов, предусмотренных Правилами Регистра. Ответ ственность за своевременное включение этих работ в объем ремон та несет капитан судна и групповой инженер.
Для выполнения вышеперечисленных видов ремонта морских транспортных Судов ММФ располагает специализированными СРП (СРЗ и судоремонтные мастерские) и БТО. Кроме того, для вы полнения работ, не требующих заводского оборудования, привле
кают судовой экипаж и специализированные ремонтные бригады ССХ пароходства.
Из дифференцированной схемы ремонта судна (рис. 2) видно, что в ремонте судов, как с выводом, так и без вывода из эксплуа тации принимают участие СРП и судовые экипажи.
§ 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕМОНТА
Планирование ремонта судов основано на соблюдении плано во-предупредительной системы, установленной периодичности ре монта и докования, на специализации заводов.
24
Планирование ремонта судов включает разработку перспектив ных пятилетних, текущих годовых, квартальных и месячных пла нов, а также пятилетних, годовых и квартальных производствен ных программ СРЗ, подчиненных пароходствам, и увязку их сила нами ремонта судов.
Перспективный пятилетний план ремонта судов разрабатыва ет пароходство. После утверждения ММФ он является основным документом, определяющим объем работ по ремонту, модерниза ции, переоборудованию судов, по улучшению условий труда и бы та судовых экипажей, накоплению обменного фонда судовых ме ханизмов и изготовлению сменных деталей, а также определяю щим затраты средств и времени, необходимые для выполнения указанных работ.
Пятилетний план является расчетной базой для определения необходимых производственных мощностей по судоремонту и раз работки проектов реконструкции и строительства СРЗ.
Основными исходными материалами дляразработки пятилет него плана являются:
сведения о наличном составе флота, о техническом состоянии судов;
установленная периодичность ремонта и докования; объем и стоимость ремонта; расчет и баланс производственных мощностей СРЗ.
Годовые планы-заявки на ремонт судов разрабатывает заказ чик на основании пятилетнего плана, руководствуясь при этом предварительными (полученными от вышестоящих организаций) лимитами средств на ремонт и бюджетом ремонтного времени флота на предстоящий год.
Пароходство объединяет планы-заявки заказчиков и разраба тывает сводный план-заявку, согласовывая с подчиненными за водами намечаемый объем работ и срок их выполнения. На осно вании сводного плана-заявки, контрольных цифр, установленных пароходством, и отдельных заданий ММФ каждый завод разра батывает проект производственной программы на предстоящий год и представляет его пароходству до 30 апреля текущего года для рассмотрения и утверждения.
Основными показателями производственной программы, харак теризующими объем промышленного производства в стоимостном выражении, являются выпуск продукции по нормативной стоимо сти обработки (НСО) и объем реализованной продукции в дей ствующих ценах.
По разделам производственной программы важнейшими пока зателями являются следующие:
по судоремонту — выпуск продукции в НСО, сменно-запасных частей в действующих ценах (товарная продукция);
по судостроению — суда и плавсредства, подлежащие строи тельству и сдаче в планируемом году;
по машиностроению — выпуск основных объектов и полуфаб рикатов (литье, поковки) в тоннах.
25
Кроме того, в производственных программах отражают объем валовой и товарной продукции в действующих ценах, размер не завершенного производства, стоимость докования и трудоемкость (в тысячах сметных часов). Объем и стоимость ремонта устанав ливают в соответствии с действующей Инструкцией о порядке разработки, утверждения и применения прейскурантов типовых ремонтных работ и плановых цен на отдельные виды ремонта судов.
Вместе с годовым планом-заявкой пароходства представляют в ММФ (к 5 мая года, предшествующего планируемому) укрупнен ные ведомости работ по ремонту судна и перечень проектно-кон
структорских работ |
по частям судна (корпусной, механической |
|
и т. д.) с указанием ориентировочной стоимости этих работ. |
Кроме |
|
того, пароходства |
представляют заявку на дефицитные |
мате |
риалы. |
|
|
ММФ сообщает пароходствам окончательные лимиты средств на ремонт судов, в соответствии с которыми пароходства и заво ды составляют планы ремонта судов и годовые производственные программы заводов на планируемый год.
Квартальные планы ремонта судов, разработанные и утверж денные пароходством, за 40 дней до начала планируемого квар тала направляются заводам для составления квартальных произ водственных программ и графиков докования судов.
Последние, в свою очередь, за 30 дней до начала квартала представляются заводами по подчиненности в пароходства для согласования и утверждения.
Утвержденные начальником пароходства квартальные произ водственные программы и графики докования судов направляют на заводы за 20 дней до начала квартала, а копии направляют в ММФ.
Месячные планы ремонта судов составляет пароходство в со ответствии с квартальными планами и с месячными производст венными программами заводов.
Финансирование ремонта судов зависит от вида ремонта и ха рактера выполняемых работ.
За счет капитальных вложений во флот дополнительно уком плектовывают, модернизируют и переоборудуют новые суда, про водят восстановительный ремонт.
За счет амортизационных отчислений выполняют капитальный ремонт, заменяют судовые технические средства и элементы кор пуса судна, производят докование в процессе большого ремонта, приобретают судовые технические средства для обменного фонда, сменные детали и узлы.
За счет средств на ремонт выполняют текущий ремонт судовых технических средств и элементов корпуса судна, докование, ра боты по котло- и моточисткам, поддерживающий и навигацион ный ремонты, а также техобслуживание судна.
Аварийные повреждения устраняют за счет эксплуатационных расходов пароходства.
26