Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предупреждающих интенсивные износы судовых технических средств и судна в целом и обеспечивающих минимальные суммар­ ные затраты на восстановление их технико-эксплуатационных ха­ рактеристик.

При каждом ремонте работы проводят в объеме, достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации судна до очередного планового ремонта.

ППС ремонта судна применяют в течение всего нормативного срока службы, т. е. минимального периода, необходимого для на­ копления амортизационных отчислений на реновацию (восстанов­ ление).

Нормативный срок службы судна устанавливает ММФ в со­ ответствии с нормами амортизационных отчислений, утвержденных Госпланом СССР. По истечении этого срока судно, в зависимости от технического состояния, может быть выведено из ППС.

Для судовых технических средств и элементов корпуса судна установлены два вида планово-предупредительного ремонта (ППР): текущий и капитальный, которые различаются между со­ бой содержанием и объемом проводимых работ.

Т е к у щ и й р е м о н т заключается в поддержании исправного технического состояния судовых технических средств и включает пе­ риодически выполняемые работы по восстановлению и замене преимущественно быстроизпашивающихся деталей и узлов.

К характерным работам текущего ремонта относятся: переборка судовых технических средств и сопряжений отдель­

ных деталей и узлов, проверка и восстановление необходимых за­ зоров в сопряжениях, регулирование, устранение мелких дефектов; очистка и окраска корпуса судна и его элементов, устранение неплотностей, мелких повреждений корпуса и деформаций отдель­ ных элементов, наплавка местных разъеданий и выполнение дру­

гих работ, не требующих замены элементов корпуса; очистка, окраска и устранение мелких повреждений отделки и

оборудования судовых помещений; переборка и устранение неплотностей судовых систем и их ар­

матуры, отжиг труб и т. д.

При текущем ремонте допускается замена отдельных элемен­ тов, если это не связано с большим объемом сопутствующих ра­ бот и изменением размеров взаимосвязанных деталей и узлов.

К а п и т а л ь н ы й р е м о н т судовых технических средств и элементов корпуса заключается в восстановлении после продол­ жительного использования их технико-эксплуатационных характери­ стик и включает работы по восстановлению и замене частей и узлов.

Характерными работами капитального ремонта являются: замена и ремонт судовых технических средств, узлов и деталей,

связанные с большим объемом сопутствующих работ или измене­ нием размеров взаимосвязанных деталей;

ремонт снятых с судна в связи с износом или выработкой ре­ сурса судовых технических средств, восстановление которых целе­ сообразно для восполнения обменного фонда;

21


изготовление и замена отдельных конструкций и элементов корпуса судна, судовых систем, их отдельных участков и армату­ ры, устройств или их элементов, оборудования судовых помещений.

Для судов в целом установлен: малый ремонт, большой ремонт

идокование.

Ма л ы й р е м о н т заключается в восстановлении технико-экс­

плуатационных

характеристик судна (работы по текущему

и ча­

стично капитальному ремонту судовых технических средств)

часто

без вывода судна из эксплуатации.

работо­

Б о л ь ш о й

р е м о н т

заключается в восстановлении

способности судна после

продолжительной эксплуатации

(работы

преимущественно по капитальному ремонту судовых технических средств, обеспечивающие восстановление технико-эксплуатацион­ ных характеристик судна до заданного уровня).

Необходимость большого ремонта определяет в каждом отдель­ ном случае главный инженер пароходства исходя из технического состояния судна.

Периодичность ремонта судов устанавливает ММФ. В среднем малые ремонты судов производят через 3 года, а большие через 6—8 лет. Судовладелец может увеличить по сравнению с установ­ ленным время между заводскими ремонтами отдельного судна или серии судов. Решение об этом утверждает главный инженер па­ роходства по представлению ССХ, сделанному на основании тех­ нико-экономического анализа. О принятом решении судовладелец обязан поставить в известность инспекцию Регистра, на учете которой находится судно. Увеличение межремонтного периода по серии судов свыше трех лет пароходство должно согласовывать с ММФ.

Д о к о в а н и е проводят для защиты корпуса судна от корро­ зии и обрастания и восстановления ходовых качеств. При доковании устраняют неисправности корпуса, движительно-рулевого ком­ плекса, донно-забортной арматуры, а также выполняют сопутст­ вующие работы.

Периодичность докования устанавливает ММФ с учетом ре­ комендаций Регистра. Судовладелец может изменить периодич­ ность докования отдельного судна и серии исходя из конкретных условий эксплуатации, степени обрастания корпуса, возможности использования подводной очистки и технико-экономической целе­ сообразности. Увеличение периодов между докованиями согласо­ вывают с Регистром. Решение об изменении периодичности доко­ вания принимает главный инженер пароходства на основании тех­ нико-экономического расчета, представляемого ССХ.

Продолжительность заводских ремонтов и докования судов, вхо­ дящих в ППС, устанавливают по нормативам среднесуточной вы­

работки, утвержденным ММФ.

 

В процессе эксплуатации суда подвергают также

н а в и г а ­

ц и о н н о м у р е м о н т у , который является плановым

(не входит

в ППС). Он предусматривает краткосрочный вывод судна из экс­ плуатации, для выполнения ремонтных работ которого необходи­

22


мо заводское оборудование или если ремонт в процессе эксплуа­ тации невозможен. При навигационном ремонте может проводить­ ся докование.

Сроки и периодичность навигационного ремонта устанавлива­ ет главный инженер пароходства исходя из планового бюджета ремонтного времени каждого судна. Уточнение перечня и объема работ, подлежащих выполнению в процессе навигационного ре­ монта, осуществляет ССХ по согласованию с заводом-исполни­ телем.

Заказ на работу навигационного ремонта судовладелец выдает заводу не позднее, чем за 10 суток до вывода судна из эксплуа­ тации.

Для судов, на которые не распространяется ППС, предусмот­ рен поддерживающий и восстановительный ремонты.

П о д д е р ж и в а ю щ и й р е м о н т применяют в тех случаях, когда в связи с большими износами судна в целом или его отдель­ ных элементов требуются большие затраты на ремонтные работы, которые не могут быть возмещены за срок возможной дальнейшей эксплуатации данного судна. В то же время при надлежащем уходе за судном, выполнении небольших по объему ремонтных работ и ограничении условий эксплуатации оно может рентабельно экс­ плуатироваться до предельного износа.

В о с с т а н о в и т е л ь н ы й р е м о н т применяют в исключи­ тельных случаях для особо ценных и уникальных судов, имеющих значительный износ или большие повреждения в результате ава­ рии. Решение о восстановительном ремонте принимает министер­ ство по представлению пароходства на основании подробных дан­ ных о техническом состоянии судна и технико-экономических рас­ четов, подтверждающих целесообразность ремонта. Суда, прошед­ шие восстановительный ремонт, вводят в ППС, а срок их даль­ нейшей службы утверждает министерство по представлению па­ роходства.

Для устранения

повреждений судов

и судовых технических

средств, вызванных

аварией, установлен

а в а р и й н ы й р е м о н т .

Его производят на основании аварийных актов, которые состав­ ляют в соответствии с «Положением о порядке расследования ава­ рий морских судов».

В зависимости от размера повреждений и объема работ ава­ рийный ремонт производят с выводом или без вывода судна из эксплуатации.

При аварийном ремонте выполняют, как правило, только не­ отложные работы, вызванные аварией. Часть ремонтных работ или все они, если это не влияет на безопасность плавания и работу экипажа, могут быть отложены по согласованию с инспекцией Регистра СССР до очередного планового ремонта.

В случае выполнения аварийного ремонта с выводом судна из эксплуатации одновременно производят очередной малый ремонт в пределах срока, необходимого для устранения аварийных по­ вреждений.

23


Срок аварийного ремонта определяется технологическими про­ цессами наиболее сложных и трудоемких работ при условии вы­ полнения их с повышенной сменностью.

Работы по модернизации и переоборудованию судов выполняют в основном в процессе плановых заводских ремонтов. Иногда эти работы могут выполняться независимо от очередного ремонта.

Рис. 2. Дифференцированная схема ТО и ремонта судна

Во время ремонта обязательно выполняют все работы, связан­ ные с классификационным освидетельствованием и продлением су­ довых документов, предусмотренных Правилами Регистра. Ответ­ ственность за своевременное включение этих работ в объем ремон­ та несет капитан судна и групповой инженер.

Для выполнения вышеперечисленных видов ремонта морских транспортных Судов ММФ располагает специализированными СРП (СРЗ и судоремонтные мастерские) и БТО. Кроме того, для вы­ полнения работ, не требующих заводского оборудования, привле­

кают судовой экипаж и специализированные ремонтные бригады ССХ пароходства.

Из дифференцированной схемы ремонта судна (рис. 2) видно, что в ремонте судов, как с выводом, так и без вывода из эксплуа­ тации принимают участие СРП и судовые экипажи.

§ 9. ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕМОНТА

Планирование ремонта судов основано на соблюдении плано­ во-предупредительной системы, установленной периодичности ре­ монта и докования, на специализации заводов.

24

Планирование ремонта судов включает разработку перспектив­ ных пятилетних, текущих годовых, квартальных и месячных пла­ нов, а также пятилетних, годовых и квартальных производствен­ ных программ СРЗ, подчиненных пароходствам, и увязку их сила­ нами ремонта судов.

Перспективный пятилетний план ремонта судов разрабатыва­ ет пароходство. После утверждения ММФ он является основным документом, определяющим объем работ по ремонту, модерниза­ ции, переоборудованию судов, по улучшению условий труда и бы­ та судовых экипажей, накоплению обменного фонда судовых ме­ ханизмов и изготовлению сменных деталей, а также определяю­ щим затраты средств и времени, необходимые для выполнения указанных работ.

Пятилетний план является расчетной базой для определения необходимых производственных мощностей по судоремонту и раз­ работки проектов реконструкции и строительства СРЗ.

Основными исходными материалами дляразработки пятилет­ него плана являются:

сведения о наличном составе флота, о техническом состоянии судов;

установленная периодичность ремонта и докования; объем и стоимость ремонта; расчет и баланс производственных мощностей СРЗ.

Годовые планы-заявки на ремонт судов разрабатывает заказ­ чик на основании пятилетнего плана, руководствуясь при этом предварительными (полученными от вышестоящих организаций) лимитами средств на ремонт и бюджетом ремонтного времени флота на предстоящий год.

Пароходство объединяет планы-заявки заказчиков и разраба­ тывает сводный план-заявку, согласовывая с подчиненными за­ водами намечаемый объем работ и срок их выполнения. На осно­ вании сводного плана-заявки, контрольных цифр, установленных пароходством, и отдельных заданий ММФ каждый завод разра­ батывает проект производственной программы на предстоящий год и представляет его пароходству до 30 апреля текущего года для рассмотрения и утверждения.

Основными показателями производственной программы, харак­ теризующими объем промышленного производства в стоимостном выражении, являются выпуск продукции по нормативной стоимо­ сти обработки (НСО) и объем реализованной продукции в дей­ ствующих ценах.

По разделам производственной программы важнейшими пока­ зателями являются следующие:

по судоремонту — выпуск продукции в НСО, сменно-запасных частей в действующих ценах (товарная продукция);

по судостроению — суда и плавсредства, подлежащие строи­ тельству и сдаче в планируемом году;

по машиностроению — выпуск основных объектов и полуфаб­ рикатов (литье, поковки) в тоннах.

25


Кроме того, в производственных программах отражают объем валовой и товарной продукции в действующих ценах, размер не­ завершенного производства, стоимость докования и трудоемкость (в тысячах сметных часов). Объем и стоимость ремонта устанав­ ливают в соответствии с действующей Инструкцией о порядке разработки, утверждения и применения прейскурантов типовых ремонтных работ и плановых цен на отдельные виды ремонта судов.

Вместе с годовым планом-заявкой пароходства представляют в ММФ (к 5 мая года, предшествующего планируемому) укрупнен­ ные ведомости работ по ремонту судна и перечень проектно-кон­

структорских работ

по частям судна (корпусной, механической

и т. д.) с указанием ориентировочной стоимости этих работ.

Кроме

того, пароходства

представляют заявку на дефицитные

мате­

риалы.

 

 

ММФ сообщает пароходствам окончательные лимиты средств на ремонт судов, в соответствии с которыми пароходства и заво­ ды составляют планы ремонта судов и годовые производственные программы заводов на планируемый год.

Квартальные планы ремонта судов, разработанные и утверж­ денные пароходством, за 40 дней до начала планируемого квар­ тала направляются заводам для составления квартальных произ­ водственных программ и графиков докования судов.

Последние, в свою очередь, за 30 дней до начала квартала представляются заводами по подчиненности в пароходства для согласования и утверждения.

Утвержденные начальником пароходства квартальные произ­ водственные программы и графики докования судов направляют на заводы за 20 дней до начала квартала, а копии направляют в ММФ.

Месячные планы ремонта судов составляет пароходство в со­ ответствии с квартальными планами и с месячными производст­ венными программами заводов.

Финансирование ремонта судов зависит от вида ремонта и ха­ рактера выполняемых работ.

За счет капитальных вложений во флот дополнительно уком­ плектовывают, модернизируют и переоборудуют новые суда, про­ водят восстановительный ремонт.

За счет амортизационных отчислений выполняют капитальный ремонт, заменяют судовые технические средства и элементы кор­ пуса судна, производят докование в процессе большого ремонта, приобретают судовые технические средства для обменного фонда, сменные детали и узлы.

За счет средств на ремонт выполняют текущий ремонт судовых технических средств и элементов корпуса судна, докование, ра­ боты по котло- и моточисткам, поддерживающий и навигацион­ ный ремонты, а также техобслуживание судна.

Аварийные повреждения устраняют за счет эксплуатационных расходов пароходства.

26