Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
батывают по наружному диаметру заподлицо с поршнем и прота чивают торец кольца вместе с канавкой поршня.
Ремонт поршневых пальцев, как правило, связан с необходи мостью увеличения их размеров по диаметру. Характерными при ремонте поршневых пальцев являются работы, связанные с вос становлением первоначальной цилиндрической формы и увеличе нием размеров для восстановления посадки пальца в проушинах поршня.
Рис. 92. Замена противоизносных колец поршня:
а — профиль |
канавки |
в |
головке |
|
поршня |
для |
установки |
колец; |
|
б — профиль |
кольца; |
в — схема |
||
надреза |
кольца; г — зачеканка |
|||
кольца; |
д — последовательность |
|||
чеканки |
кольца; е — нормальное |
сопряжение противоизносных и компрессионных колец
Первоначальную цилиндрическую форму восстанавливают шли фованием и полированием на круглошлифовальных станках. При меняют также суперфиниширование.
Размер (диаметр) поршневого пальца на небольшую величину (на 0,2-1-0,25 мм) увеличивают путем хромирования или раздачи пустотелых пальцев на специальных оправках. При необходимости большего увеличения размера применяют электроимпульсную наплавку или палец заменяют. Пальцы подлежат замене на но вые и при наличии у них усталостных разрушений (трещин).
Поршневые пальцы изготавливают из легированных сталей ти па 40Х с последующей поверхностной закалкой токами высокой ча стоты и типа 12ХНЗА с последующей цементацией и закалкой. Поверхностная твердость закаленного слоя должна быть не ниже
HRC = 56.
У поршневых штоков и поперечин крейцкопфов в процессе ре монта рабочие поверхности протачивают и шлифуют с целью удаления следов износа (эллиптичности, конусности, задиров, ри сок). Рабочие шейки поперечин крейцкопфов тяжело нагруженных двигателей дополнительно подвергают суперфинишированию.
15* |
227 |
Деформацию поршневых штоков устраняют правкой (чаще все го механической или термической) с последующей механической обработкой веретена штока и торцев фланцев.
У поперечин крейцкопфов плоскости сопряжения с ползуном и фланцем поршневого штока пришабривают по плите на краску или шлифуют.
Новые поперечины крейцкопфов и поршневые штоки изготав ливают очень редко.
Ремонт ползуна крейцкопфа сводится к перезаливке слоя анти фрикционного металла (баббита) с последующей его механиче ской обработкой и шабрению рабочих поверхностей и плоскости сопряжения с поперечиной крейцкопфа.
При ремонте шатунов двигателей характерны работы, связан ные с:
устранением деформаций шатуна; заменой (или перезаливкой) и окончательной расточкой под
шипников шатуна; заменой шатунных болтов.
Шатуны обычно подвергаются деформации в результате ава рии двигателя.
В зависимости от величины деформации применяют механи ческий, термический или термомеханический метод правки с последующей механической обработкой (проточкой, шлифовани-* ем, шабрением) поверхностей сопряжения с подшипниками и от верстий шатунных болтов.
Шатунные подшипники (в том числе головные втулки) оконча тельно растачивают по внутреннему диаметру после сборки с шатуном с целью снижения трудоемкости последующих пригоноч ных работ. При окончательной расточке подшипников на шатуне ликвидируются накопившиеся погрешности (например, от неперпендикулярности пяток шатуна, неперпендикулярности оси расточ ки посадочного места головной втулки оси шатуна и др.). Это и дает возможность в дальнейшем сократить или вообще избежать некоторых пригоночных работ по устранению перекосов осей голо вок шатуна и др. При этом стараются (если позволяет габарит шатуна и оборудования) расточить головной и мотылевой подшип ники с одной установки, оставляя небольшой припуск (0,1—0,15 мм) на пригонку подшипников по шейкам.
Для расточки подшипников из свинцовистой бронзы шатунов вспомогательных быстроходных двигателей используют специали зированные алмазнорасточные прецизионные станки, которые обес печивают одновременную расточку головного и мотылевого под шипников по достаточно высокому классу точности и чистоты (со ответственно не ниже A, V7). После такой расточки шатуны посту пают на сборку без пригонки.
Отверстия для болтов в шатунах при ремонте растачивают до вольно часто. После расточки изготавливают новые шатунные болты с обеспечением их необходимой посадки (скользящей или напряженной).
228
Причинами для расточки отверстий могут быть деформация отъемной головки шатуна после перезаливки антифрикционного металла, различные повреждения отверстий, утрата посадочными местами отверстия правильной цилиндрической формы и др.
Расточку отверстий выполняют на горизонтально-расточных станках следующим образом. Подшипник с шатуном собирают на монтажных (свободных) болтах. Шатун устанавливают на стол станка. Вынимают один болт и растачивают отверстие. По раз мерам расточенного отверстия обрабатывают посадочные места предварительно заготовленного нового болта и устанавливают его в отверстие. Затем удаляют следующий болт и поступают подоб ным же образом и т. д.
Шатунные болты являются ответственными деталями, во мно гом определяющими надежность двигателя. Поэтому их изготавли вают из прочных легированных сталей (40Х, 40ХН, 38ХМ).
§ 64. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ
При износе поршневых колец их заменяют. Материалом для колец главных и. вспомогательных ДВС и большинства вспомога тельных механизмов служит серый легированный чугун марок СПЧФ 24-44 и СПЧФ 28-48 с повышенным содержанием фосфора. Поршневые кольца вспомогательных механизмов изготавливают также из различных бронз, латуней (Бр.ОФЮ-1, Бр.ОЦЮ-2, ЛК80-3, ЛМц58-2 и др.) и неметаллических материалов (текстоли та ПТК и ПТ, эбонита марок «А» и «Б»),
Существует несколько способов изготовления металлических поршневых колец: способ двойной проточки, одинарной проточки с использованием эллиптических заготовок, термофиксации замка, накатки.
Способы двойной проточки и накатки используют при изготов лении поршневых колец вспомогательных механизмов (например, различных поршневых насосов).
Способы одинарной проточки из эллиптической заготовки и термофиксации замка используют при изготовлении колец двига телей внутреннего сгорания и других механизмов.
Кольца из неметаллических материалов изготавливают методом сгибания полосовой заготовки в кольцо с предварительным разо
гревом ее в кипящей воде. |
отливают заготовку — обе |
|||
Способ двойной проточки. Сначала |
||||
чайку, диаметры которой |
(наружный |
и внутренний) определяют |
||
из выражений |
|
|
|
|
£)а= £)+ 0,4А + 2а мм; DB= ( D — 2s)+0,15A — 2а мм, |
|
|||
где D — наружный диаметр кольца в рабочем |
состоянии |
(диа |
||
метр цилиндра), мм; |
|
состоянии |
(А = |
|
А — зазор в замке |
кольца в свободном |
|||
= 0,1-7-0,12 D), |
мм; |
|
|
|
22'Х
а — припуск на механическую обработку на одну сторону
(3—7 мм);
х — толщина кольца, мм.
Заготовку подвергают искусственному старению для снятия внутренних напряжений и стабилизации размеров поршневых колец. Производят первую проточку обечайки по наружному и внутреннему диаметрам и отрезают кольца с припуском на шли фование.
Диаметры первой проточки:
DB' = D + 0 M ; Д /= (£ > —2s)+0Д5Л.
На плоскошлифовальном станке предварительно шлифуют торцы колец, а замки вырезают на фрезерном станке. Стягивают кольца хомутами, спаивают стыки замка мягким припоем ПОС-ЗО, набирают кольца пакетом (15—20 колец) в приспособление, уста навливают на токарно-винторезный или карусельный станок (в за висимости от диаметра колец) и обрабатывают окончательно по наружному и внутреннему диаметрам, делают на кольцах фаски.
Обычно при спаивании к замку колец с внутренней стороны припаивают жестяные пластинки. Когда кольца окончательно про тачивают по внутреннему диаметру, пластинки срезают. Поэтому кольца после освобождения от зажимов приспособления сами рас
ходятся.
Далее кольца окончательно шлифуют (или шабрят по плите) по торцам и припиливают стыки замков, устанавливая необходи мые тепловые зазоры.
Способ одинарной проточки с использованием эллиптических заготовок. При изготовлении эллиптической заготовки вытачивают чугунное кольцо (по размерам сжатого поршневого кольца), раз резают, разводят на величину зазора, который имеет поршневое кольцо в свободном состоянии, вставляют и закрепляют в зазоре вставку. По получившейся форме кольца изготавливают модель, заформовывают ее и отливают заготовку. Если имеется новое за пасное кольцо, то вставку помещают в него и делают модель.
Заготовку по высоте отливают на несколько колец (15—20) или индивидуально на каждое кольцо. Во втором случае кольца получают более качественными, но и более дорогими. Поэтому ча ще отливают заготовку на несколько колец.
Заготовку (после очистки и искусственного старения) устанав ливают на токарно-винторезный станок и отрезают с припуском на шлифовку. Далее у колец вырезают замки, стягивают, спаива ют стыки и ведут дальнейшую обработку в той же последова тельности, что и в предыдущем случае.
Способ термофиксации замка. Кольца, изготовленные из ци линдрической заготовки с небольшим припуском по наружному и внутреннему диаметрам (0,5—0,8 мм) и торцам (0,2—0,3 мм), растягивают до появления в стыке замка зазора, равного пример но пятикратной радиальной толщине кольца, насаживают на оп равку приспособления и сжимают с торцов (рис. 93). Приспособле
230