Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
Изготовление пружины складывается из следующих основных операций: отрезка заготовки, навивка ее на оправку на токарно винторезном станке в горячем или холодном состоянии (в зави симости от диаметров заготовки и пружины и марки стали), нагрев, закалка, отпуск, шлифование торцев и проверка упру гости.
Трещины, глубокие коррозионные и эрозионные разрушения на корпусах и крышках клапанов устраняют с помощью электро- и
Рис. 97. Приспособление для наплав- |
Рис. 98. Контроль обработки стелли- |
|||||||
ки выпускных |
клапанов стеллитом: |
товой наплавки |
клапана |
(а) |
и сед- |
|||
/ — газовая |
печь |
для |
нагрева; 2 — на- |
л а |
( б ) : |
|
|
|
плавляемый |
клапан; |
3 |
устройство для |
/ — наплавка; 2 — шаблон |
для |
контроля |
||
|
вращения |
клапана |
|
|
|
|
газосварки (в зависимости от материала). Электросварку приме няют также для наплавки твердого сплава стеллита ВЗК на рабо чие поверхности тарелок и гнезд клапанов (рис. 97). В этом случае в качестве электродов используют прутки диаметром 5—6 мм из стеллита ВЗК с покрытием ЦН-2к. Наплавку ведут на постоянном токе обратной полярности. Детали предварительно подогревают
до 680—700° С и затем |
(после наплавки) отжигают при темпера |
туре 700° С. На рис. 98 |
показан контроль обработки наплавки. |
Для устранения коррозионных, эрозионных и механических раз рушений корпусов и'крышек клапанов, работающих в среде с тем пературой до 60° С, применяют мастики на основе эпоксидных смол. В качестве наполнителя в этом случае применяют металлические опилки, графит, кварцевую муку.
Для устранения износов у штоков, поршней и втулок, разгру зочных цилиндров применяют механическую обработку (проточку, расточку, шлифование).
237
§67. РЕМОНТ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
Кхарактерным дефектам топливной аппаратуры относятся по теря плотности прецизионными парами плунжер — втулка топлив ного насоса и игла — направляющая (или игла — корпус распыли теля) форсунки, потеря плотности клапанными парами и износ
отверстий распылителей.
Втулки плунжеров больше всего изнашиваются в плоскости от сечных окон. Увеличение диаметрального зазора (например, на 0,01 мм) прежде цсего сказывается на уменьшении коэффициента подачи топлива (на 8—10%)- Кроме общего износа, на рабочих поверхностях втулки и плунжера образуются продольные риски от попадающих с топливом твердых частиц.
Подобные износы присущи и прецизионной паре игла — на
правляющая форсунки.
Клапанные пары изнашиваются по разгрузочному пояску и уп лотнительному конусу.
Деталям топливной аппаратуры присущи также утрата упруго сти и поломка пружин, износ кулачковых валиков и втулок под шипников, износ зубчатых венцов и реек, деформация реек.
При ремонте деталей топливной аппаратуры характерными яв ляются работы, связанные с:
восстановлением плотности прецизионных и клапанных пар; ремонтом и изготовлением распылителей; ремонтом зубчатых венцов и реек.
При восстановлении плунжерных пар, а также зазоров между иглами и направляющими форсунок прежде всего проводят перекомплектовку, при которой удается использовать до 18—20% старых деталей. Остальные детали (чаще всего плунжеры и иглы) заменяют новыми или наращивают хромированием или химиче ским никелированием. Толщина покрытия в этом случае составля ет около 60 мк.
Для увеличения диаметра плунжера или иглы на небольшую величину (до 10 мк) применяют восстановление томлением в ма сляных ваннах или обработку деталей холодом. При восстановле нии томлением детали нагревают в масляной ванне до температу ры 225—235° С и выдерживают 5—6 ч. При обработке холодом детали охлаждают в жидком азоте до температуры минус 70° С
ивыдерживают 2—3 ч. В том и другом случаях увеличение раз меров деталей обуславливается превращением остаточного аусте нита (наличие которого характерно для всех высокоуглеродистых
илегированных сталей, прошедших обычную термическую обра ботку) в мартенсит, имеющий больший удельный объем. Таким
образом можно восстанавливать только те детали, которые при изготовлении не подвергались обработке холодом.
-Восстановленные детали подвергают механической обработке разрезными притирами на специализированных станках и приспобсоблениях (рис. 99) для придания им правильной цилиндрической формы. При обработке применяют среднюю и тонкую пасты ГОИ.
238
Рис. 99. Обработка деталей прецизионных пар топливной аппаратуры (притирка):
а — плунжера |
насоса; б — иглы форсунки; в, г — цилиндвической и конической |
поверхностей |
распылителя: |
1 — цанговый |
зажим; |
2 — плунжер; |
5 — чугунный притир; 4 — разрезная оправка; 5-—зажимной винт; |
б — игла; 7 ~ |
распылитель; 8 — направляющая |
|
У втулок плунжеров, кроме отверстия, притирают торцевую по верхность, обеспечивая ее перпендикулярность оси отверстия с
точностью до 0,01 мм.
При обработке плунжер или игла вращается со скоростью 350—450 об/мин. Притиру сообщают возвратно-поступательное движение при числе двойных ходов 30—40 в- минуту. По мере износа притир сжимают при помощи оправки. Продолжительность
притирки 2—3 мин.
Подобным образом притирают и отверстия втулок и направ ляющих. В данном случае по мере износа притир разжимается ко
нической оправкой.
После притирки детали тщательно промывают в дизельном топ ливе и бензине, обмеряют миниметром и сортируют на группы по размерам диаметров с интервалом 0,002 мм.
После притирки плунжерные пары (как и иглы с направляю щими или корпусами распылителей) комплектуют по размерам и производят совместную доводку.
При правильном подборе деталей пары плунжер, например, должен входить во втулку примерно на 0,2 длины его рабочей по верхности.
Совместную притирку деталей пары производят тонкой пастой продолжительностью 0,5—1 мин. Притертые поверхности должны быть матовыми, без заметных штрихов и царапин.
Притертые детали тщательно промывают, смачивают в чистом отфильтрованном дизельном топливе, ставят в рабочее положение и проверяют на «движение». Например, если плунжер, выдвину тый из втулки на 7з своей длины, плавно, без заеданий и прихва тов перемещается во втулке под действием собственного веса при любом угле поворота (вокруг своей оси) относительно втулки, ус тановленной в вертикальное положение, взаимная притирка пары считается удовлетворительной.
В дальнейшем плунжерные пары проходят дополнительные ис пытания на плотность с использованием специализированных стен дов (рис. 100) на давления, предусмотренные инструкциями заво- дов-изготовителей. Испытания производят чаще всего дизельным топливом при температуре 18—22° С. Различают динамические и статические испытания на плотность.
При динамических испытаниях применяют передачу постоянно го давления груза на плунжер с проверкой времени выдавливания жидкости через зазор плунжерной пары. Например, для плунжер ных пар дизеля ЗД6 время, характеризующее плотность, установ лено 10—20 с; давление в надплунжерном пространстве
300±5 кгс/см2.
Статические испытания проводят при неподвижном плунжере, который устанавливают в среднее положение по высоте рабочего хода. В этом случае о плотности плунжерной пары судят по вре мени падения давления в определенном интервале.
Например, определяют плотность плунжерных пар дизелей 18Д при следующих условиях: давление в надплунжерном прост-
240
ранстве 400±5 кгс/см2, время падения давления с 400 до 100кгс/см2 не менее 45—50 с.
Неплотность клапанных пар топливных насосов устраняют при тиркой конуса клапана по конусу седла тонкой пастой при окруж
ной |
скорости |
клапана |
|
250— |
|
|
|
|
|||||
350 об/мин. Плотность клапан |
|
|
|
|
|||||||||
ных пар проверяют опрессов |
|
|
|
|
|||||||||
кой сжатым воздухом на дав |
|
|
|
|
|||||||||
ление 5 кгс/см2. При этом кла |
|
|
|
|
|||||||||
панная пара не должна давать |
|
|
|
|
|||||||||
утечки |
воздуха |
в |
|
течение |
|
|
|
|
|||||
15 |
с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Распылители форсунок при |
|
|
|
|
||||||||
ремонте |
тщательно |
очищают |
|
|
|
|
|||||||
(ультразвуковым способом) от |
|
|
|
|
|||||||||
нагара и притирают уплотни |
|
|
|
|
|||||||||
тельные |
поверхности |
|
тонкой |
|
|
|
|
||||||
пастой |
при |
350—450 |
об/мин. |
|
|
|
|
||||||
Для притирки конусной уплот |
|
|
|
|
|||||||||
нительной |
поверхности |
снача |
|
|
|
|
|||||||
ла используют чугунный при |
|
|
|
|
|||||||||
тир, а затем притирают конус |
|
|
|
|
|||||||||
иглы до появления на нем ров |
|
|
|
|
|||||||||
ного |
матового пояска. |
|
прове |
|
|
|
|
||||||
|
Качество |
притирки |
|
|
|
|
|
||||||
ряют |
опрессовкой |
дизельным |
|
|
|
|
|||||||
топливом |
при |
температуре |
|
|
|
|
|||||||
18—22° С. |
Пружину |
форсунки |
|
|
|
|
|||||||
(или |
приспособления |
|
для оп |
|
|
|
|
||||||
рессовки) затягивают до дав |
|
|
|
|
|||||||||
ления |
открытия |
иглы |
и руч |
|
|
|
|
||||||
ным насосом создают давле |
|
|
|
|
|||||||||
ние 380 кгс/см2 для многодыр |
|
|
|
|
|||||||||
чатых |
|
распылителей |
и |
|
|
|
|
||||||
230 |
кгс/см2 — для |
остальных. |
|
|
|
|
|||||||
Далее |
по |
времени |
|
падения |
|
|
|
|
|||||
давления |
в определенном ин |
|
|
|
|
||||||||
тервале определяют время при |
|
|
|
|
|||||||||
тирки |
(оно должно составлять |
|
|
|
|
||||||||
не |
менее |
15 |
с при |
|
падении |
Рис. 100. Стенд для испытания плун- |
|||||||
давления от 350 до 300 кгс/см2 |
жерных пар на гидравлическую |
плот- |
|||||||||||
для |
многодырчатых распыли |
|
ность: |
|
|
||||||||
телей |
и не |
менее 5 с при па |
/ — с то л ; 2 — б а к с т о п л и в о м ; 3 — ф и л ьтр ; |
||||||||||
4 — п р у ж и н а ; |
5 — з а щ е л к а ; |
б — г р у зы ; |
7 — |
||||||||||
дении |
|
давления |
от |
|
200 до |
а м о р т и з а т о р ; |
8 — к о р п у с с |
и сп ы ту е м о й |
п л у н |
||||
180 кгс/см2— для остальных). |
|
ж е р н о й п а р о й |
|
||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
и |
Плотность плунжерных пар |
|
|
|
|
||||||||
распылителей |
можно определить также путем ее сравнения с |
максимальной и минимальной допускаемой плотностью эталонных пар.
16 О . К . Б а л я к и н |
241 |