Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изготовление пружины складывается из следующих основных операций: отрезка заготовки, навивка ее на оправку на токарно­ винторезном станке в горячем или холодном состоянии (в зави­ симости от диаметров заготовки и пружины и марки стали), нагрев, закалка, отпуск, шлифование торцев и проверка упру­ гости.

Трещины, глубокие коррозионные и эрозионные разрушения на корпусах и крышках клапанов устраняют с помощью электро- и

Рис. 97. Приспособление для наплав-

Рис. 98. Контроль обработки стелли-

ки выпускных

клапанов стеллитом:

товой наплавки

клапана

(а)

и сед-

/ — газовая

печь

для

нагрева; 2 — на-

л а

( б ) :

 

 

плавляемый

клапан;

3

устройство для

/ — наплавка; 2 — шаблон

для

контроля

 

вращения

клапана

 

 

 

 

газосварки (в зависимости от материала). Электросварку приме­ няют также для наплавки твердого сплава стеллита ВЗК на рабо­ чие поверхности тарелок и гнезд клапанов (рис. 97). В этом случае в качестве электродов используют прутки диаметром 5—6 мм из стеллита ВЗК с покрытием ЦН-2к. Наплавку ведут на постоянном токе обратной полярности. Детали предварительно подогревают

до 680—700° С и затем

(после наплавки) отжигают при темпера­

туре 700° С. На рис. 98

показан контроль обработки наплавки.

Для устранения коррозионных, эрозионных и механических раз­ рушений корпусов и'крышек клапанов, работающих в среде с тем­ пературой до 60° С, применяют мастики на основе эпоксидных смол. В качестве наполнителя в этом случае применяют металлические опилки, графит, кварцевую муку.

Для устранения износов у штоков, поршней и втулок, разгру­ зочных цилиндров применяют механическую обработку (проточку, расточку, шлифование).

237


§67. РЕМОНТ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

Кхарактерным дефектам топливной аппаратуры относятся по­ теря плотности прецизионными парами плунжер — втулка топлив­ ного насоса и игла — направляющая (или игла — корпус распыли­ теля) форсунки, потеря плотности клапанными парами и износ

отверстий распылителей.

Втулки плунжеров больше всего изнашиваются в плоскости от­ сечных окон. Увеличение диаметрального зазора (например, на 0,01 мм) прежде цсего сказывается на уменьшении коэффициента подачи топлива (на 8—10%)- Кроме общего износа, на рабочих поверхностях втулки и плунжера образуются продольные риски от попадающих с топливом твердых частиц.

Подобные износы присущи и прецизионной паре игла — на­

правляющая форсунки.

Клапанные пары изнашиваются по разгрузочному пояску и уп­ лотнительному конусу.

Деталям топливной аппаратуры присущи также утрата упруго­ сти и поломка пружин, износ кулачковых валиков и втулок под­ шипников, износ зубчатых венцов и реек, деформация реек.

При ремонте деталей топливной аппаратуры характерными яв­ ляются работы, связанные с:

восстановлением плотности прецизионных и клапанных пар; ремонтом и изготовлением распылителей; ремонтом зубчатых венцов и реек.

При восстановлении плунжерных пар, а также зазоров между иглами и направляющими форсунок прежде всего проводят перекомплектовку, при которой удается использовать до 18—20% старых деталей. Остальные детали (чаще всего плунжеры и иглы) заменяют новыми или наращивают хромированием или химиче­ ским никелированием. Толщина покрытия в этом случае составля­ ет около 60 мк.

Для увеличения диаметра плунжера или иглы на небольшую величину (до 10 мк) применяют восстановление томлением в ма­ сляных ваннах или обработку деталей холодом. При восстановле­ нии томлением детали нагревают в масляной ванне до температу­ ры 225—235° С и выдерживают 5—6 ч. При обработке холодом детали охлаждают в жидком азоте до температуры минус 70° С

ивыдерживают 2—3 ч. В том и другом случаях увеличение раз­ меров деталей обуславливается превращением остаточного аусте­ нита (наличие которого характерно для всех высокоуглеродистых

илегированных сталей, прошедших обычную термическую обра­ ботку) в мартенсит, имеющий больший удельный объем. Таким

образом можно восстанавливать только те детали, которые при изготовлении не подвергались обработке холодом.

-Восстановленные детали подвергают механической обработке разрезными притирами на специализированных станках и приспобсоблениях (рис. 99) для придания им правильной цилиндрической формы. При обработке применяют среднюю и тонкую пасты ГОИ.

238


Рис. 99. Обработка деталей прецизионных пар топливной аппаратуры (притирка):

а — плунжера

насоса; б — иглы форсунки; в, г — цилиндвической и конической

поверхностей

распылителя:

1 — цанговый

зажим;

2 — плунжер;

5 — чугунный притир; 4 — разрезная оправка; 5-—зажимной винт;

б — игла; 7 ~

распылитель; 8 — направляющая

 


У втулок плунжеров, кроме отверстия, притирают торцевую по­ верхность, обеспечивая ее перпендикулярность оси отверстия с

точностью до 0,01 мм.

При обработке плунжер или игла вращается со скоростью 350—450 об/мин. Притиру сообщают возвратно-поступательное движение при числе двойных ходов 30—40 в- минуту. По мере износа притир сжимают при помощи оправки. Продолжительность

притирки 2—3 мин.

Подобным образом притирают и отверстия втулок и направ­ ляющих. В данном случае по мере износа притир разжимается ко­

нической оправкой.

После притирки детали тщательно промывают в дизельном топ­ ливе и бензине, обмеряют миниметром и сортируют на группы по размерам диаметров с интервалом 0,002 мм.

После притирки плунжерные пары (как и иглы с направляю­ щими или корпусами распылителей) комплектуют по размерам и производят совместную доводку.

При правильном подборе деталей пары плунжер, например, должен входить во втулку примерно на 0,2 длины его рабочей по­ верхности.

Совместную притирку деталей пары производят тонкой пастой продолжительностью 0,5—1 мин. Притертые поверхности должны быть матовыми, без заметных штрихов и царапин.

Притертые детали тщательно промывают, смачивают в чистом отфильтрованном дизельном топливе, ставят в рабочее положение и проверяют на «движение». Например, если плунжер, выдвину­ тый из втулки на 7з своей длины, плавно, без заеданий и прихва­ тов перемещается во втулке под действием собственного веса при любом угле поворота (вокруг своей оси) относительно втулки, ус­ тановленной в вертикальное положение, взаимная притирка пары считается удовлетворительной.

В дальнейшем плунжерные пары проходят дополнительные ис­ пытания на плотность с использованием специализированных стен­ дов (рис. 100) на давления, предусмотренные инструкциями заво- дов-изготовителей. Испытания производят чаще всего дизельным топливом при температуре 18—22° С. Различают динамические и статические испытания на плотность.

При динамических испытаниях применяют передачу постоянно­ го давления груза на плунжер с проверкой времени выдавливания жидкости через зазор плунжерной пары. Например, для плунжер­ ных пар дизеля ЗД6 время, характеризующее плотность, установ­ лено 10—20 с; давление в надплунжерном пространстве

300±5 кгс/см2.

Статические испытания проводят при неподвижном плунжере, который устанавливают в среднее положение по высоте рабочего хода. В этом случае о плотности плунжерной пары судят по вре­ мени падения давления в определенном интервале.

Например, определяют плотность плунжерных пар дизелей 18Д при следующих условиях: давление в надплунжерном прост-

240


ранстве 400±5 кгс/см2, время падения давления с 400 до 100кгс/см2 не менее 45—50 с.

Неплотность клапанных пар топливных насосов устраняют при­ тиркой конуса клапана по конусу седла тонкой пастой при окруж­

ной

скорости

клапана

 

250—

 

 

 

 

350 об/мин. Плотность клапан­

 

 

 

 

ных пар проверяют опрессов­

 

 

 

 

кой сжатым воздухом на дав­

 

 

 

 

ление 5 кгс/см2. При этом кла­

 

 

 

 

панная пара не должна давать

 

 

 

 

утечки

воздуха

в

 

течение

 

 

 

 

15

с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распылители форсунок при

 

 

 

 

ремонте

тщательно

очищают

 

 

 

 

(ультразвуковым способом) от

 

 

 

 

нагара и притирают уплотни­

 

 

 

 

тельные

поверхности

 

тонкой

 

 

 

 

пастой

при

350—450

об/мин.

 

 

 

 

Для притирки конусной уплот­

 

 

 

 

нительной

поверхности

снача­

 

 

 

 

ла используют чугунный при­

 

 

 

 

тир, а затем притирают конус

 

 

 

 

иглы до появления на нем ров­

 

 

 

 

ного

матового пояска.

 

прове­

 

 

 

 

 

Качество

притирки

 

 

 

 

 

ряют

опрессовкой

дизельным

 

 

 

 

топливом

при

температуре

 

 

 

 

18—22° С.

Пружину

форсунки

 

 

 

 

(или

приспособления

 

для оп­

 

 

 

 

рессовки) затягивают до дав­

 

 

 

 

ления

открытия

иглы

и руч­

 

 

 

 

ным насосом создают давле­

 

 

 

 

ние 380 кгс/см2 для многодыр­

 

 

 

 

чатых

 

распылителей

и

 

 

 

 

230

кгс/см2 — для

остальных.

 

 

 

 

Далее

по

времени

 

падения

 

 

 

 

давления

в определенном ин­

 

 

 

 

тервале определяют время при­

 

 

 

 

тирки

(оно должно составлять

 

 

 

 

не

менее

15

с при

 

падении

Рис. 100. Стенд для испытания плун-

давления от 350 до 300 кгс/см2

жерных пар на гидравлическую

плот-

для

многодырчатых распыли­

 

ность:

 

 

телей

и не

менее 5 с при па­

/ — с то л ; 2 — б а к с т о п л и в о м ; 3 — ф и л ьтр ;

4 — п р у ж и н а ;

5 — з а щ е л к а ;

б — г р у зы ;

7 —

дении

 

давления

от

 

200 до

а м о р т и з а т о р ;

8 — к о р п у с с

и сп ы ту е м о й

п л у н ­

180 кгс/см2— для остальных).

 

ж е р н о й п а р о й

 

 

 

 

 

и

Плотность плунжерных пар

 

 

 

 

распылителей

можно определить также путем ее сравнения с

максимальной и минимальной допускаемой плотностью эталонных пар.

16 О . К . Б а л я к и н

241