Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
чтобы в результате последующей пригонки вкладыша по постели его разъем не оказался ниже разъема постели.
Наплавленные разъемы предварительно фрезеруют. Подготавливают вкладыши под заливку (внутренние поверхно
сти зачищают, обезжиривают, травят и лудят), затем вкладыши собирают и заливают.
Для снятия стягивающих напряжений предварительно раста
чивают вкладыши с припуском |
1—2 мм на окончательную расточку. |
||||||
|
|
Пригоняют вкладыши по постелям |
|||||
|
и размечают для окончательного фре |
||||||
|
зерования разъемов. |
|
|
||||
|
|
Окончательно растачивают вклады |
|||||
|
ши е припуском на пригонку по шей |
||||||
|
ке вала, растачивают масляные кар |
||||||
|
маны, фрезеруют масляные канавки, |
||||||
|
окончательно |
фрезеруют разъемы. |
|||||
|
ла, |
Пригоняют вкладыши по шейке ва |
|||||
|
устанавливают |
масляный |
зазор, |
||||
|
собирают подшипники. |
следующие |
|||||
|
|
На |
СРП |
применяют |
|||
|
способы заливки вкладышей подшип |
||||||
|
ников: статический (ручной), вибраци |
||||||
Рис. 84. Ручная заливка |
под онный, |
центробежный. |
|
|
|||
шипников баббитом |
|
Статическую заливку широко при |
|||||
меров, подшипников |
меняют для вкладышей больших раз |
||||||
сложной |
конфигурации |
и ползунов. Она |
|||||
наиболее проста (рис. 84). |
Вкладыш |
3, собранный |
с |
шабло |
ном 2, устанавливают на плиту или специальный угольник 1, уп лотняют огнеупорной глиной и асбестом стыки, подогревают вкладыш до температуры 250—300° С, расплавляют баббит и зали вают его вручную в зазор, образованный шаблоном и внутренней поверхностью вкладыша. При заливке баббит перемешивают стальным прутком для облегчения выхода литейным газам и обеспечения этим плотной, качественной заливки.
Сущность вибрационного способа заливки заключается в том, что вкладыш, собранный под заливку, устанавливают на вибра ционный стол, где и производят заливку. Вибрационный стол име ет вертикальные колебания с амплитудой 1,5 мм и частотой 1400 кол/мин. Качество заливки при этом получается более высо кое (по отношению к статической) за счет создания лучших усло вий для выхода литейным газам при вибрации.
При центробежной заливке половинки вкладышей соединяют между собой и закрепляют специальными фланцами на планшай бе токарного или специализированного станка. В отверстие одного из фланцев заводят воронку (рис. 85), пускают станок в ход и. через воронку внутрь вращающихся вкладышей подают порцию расплавленного баббита. Благодаря действию центробежных сил баббит ровным слоем распределяется по внутренней поверхности вкладышей и застывает. Чем быстрее вращаются вкладыши, тем
214
плотнее и равномернее ложится баббит, тем меньше раковин и неплотностей в антифрикционном слое. Однако при чрезмерно большой частоте вращения существенно проявляется ликвация (неравномерное распределение составляющих баббита по толщи не залитого слоя). В результате на внутренней поверхности ока зываются более легкие составляющие (олово), а на периферии — более тяжелые (медь, сурьма). Для снижения явления ликвации
Рис. 85. Приспособление к токарному станку для центробежной заливки под шипников:
/ — шпиндель; 2 — передняя планшайба; |
3 и 5 — передний и |
задний сменные нажимные |
|
диски; 4 — вкладыш; 6, 9 — шарикоподшипники; 7 |
— воронка; |
S — задняя бабка станка; |
|
/0 — асбестовая |
прокладка; |
// — бандаж |
применяют быстрое охлаждение вкладышей (сразу же после за ливки) водяной пылью, подающейся через сопла сжатым воз духом.
Оптимальную частоту вращения при заливке определяют по формуле
где К — коэффициент, зависящий от свойств антифрикционного сплава (для высокооловянистых баббитов /(=14004- 4-1800, для свинцовистых /(=17004-1900);
г — внутренний радиус заливаемого подшипника, см. Центробежная заливка имеет преимущества перед остальными
способами. Слой заливки получается плотным, без пор и раковин, так как давление, развиваемое центробежными силами, способ ствует активному выделению литейных газов из слоя заливаемого металла. Залитый слой имеет мелкозернистую структуру вследст вие быстрого охлаждения и перемешивания баббита в момент застывания. Сокращаются припуски на механическую обработку.
215
Если подшипники имеют дефекты в виде отдельных неболь ших трещин и выкрашиваний, а сцепление антифрикционного ме талла с материалом вкладыша хорошее, то практикуют ремонт с применением наплавки антифрикционного сплава (баббита) водо- родно-кислородным пламенем горелкой 2 (рис. 86). В этом случае дефекты вырубают. Вкладыши 1 подшипника погружают в ванну 4 с водой с таким расчетом, чтобы шов накладывался в нижнем положении, а место наплавки возвышалось над водой на 5—6 мм.
Таким |
способом |
не только устраняют отдельные дефекты, |
но и |
||||
|
|
|
при небольших износах наплав |
||||
1 |
2 |
3 |
ляют всю |
внутреннюю |
поверх |
||
ность вкладыша. Валики при |
|||||||
|
|
|
|||||
|
|
|
этом откладывают по образую |
||||
|
|
|
щим, соответственно поворачивая |
||||
|
|
|
вкладыш |
(чтобы валики все вре |
|||
|
|
|
мя откладывались в нижнем по |
||||
|
|
|
ложении). Общее направление |
||||
|
|
|
отложения |
валиков — от |
середи |
||
|
|
|
ны к краям. Присадочные прут |
||||
|
|
|
ки 3 диаметром 6—8 мм отлива |
||||
Рис. 86. |
Наплавка |
вкладыша под |
ют из того металла, которым за |
||||
лит подшипник. |
|
|
|||||
|
шипника |
Ремонт дейдвудных подшипни |
|||||
|
|
|
ков. Особое положение |
в |
техно |
логии ремонта подшипников занимает ремонт дейдвудных подшип ников, которые представляют собой втулки, облицованные по внутреннему диаметру планками из антифрикционного материала. На судах ледокольного типа дейдвудные подшипники часто зали вают баббитом. Ранее для облицовки их широко использовали планки из бакаута (тропического дерева). В настоящее время ис пользуют: планки текстолита марки ПТК-С, планки лигнофоля (древесно-слоистого пластика) марки ДСП-A и ДСП-Б, планки композитного пластика марки ДТСП-5, планки из капролона, ре зино-металлические планки, цилиндрические вкладыши из анти фрикционной резины марки «8130» и цилиндрические вкладыши из капролона.
К ремонту дейдвудных подшипников относятся: замена анти фрикционного материала, восстановление посадочных мест дейд вудных втулок и заварка трещин на втулках.
Если втулки залиты баббитом, то их ремонтируют путем перезаливки с последующей механической обработкой. Применяют как статическую, так и центробежную заливку.
Планки из пластиков (текстолита, лигнофоля, композитного пластика, капролона) заменяют следующим образом:
удаляют из дейдвудных втулок старые планки; из плит пластика соответствующей толщины на фрезерном
станке нарезают заготовки планок и обрабатывают их по боковым поверхностям (рис. 87, а). Причем, если используют лигнофоль или композитный пластик, то заготовки отрезают с таким расче
216
том, чтобы в дальнейшем торцы волокон березового шпона пла стика были обращены к дейдвудному (гребному) валу (рис. 87, б). Длину планок обычно принимают в пределах 350—
500 мм. Планки из текстолита выполняют возможно большими по длине;
обрабатывают планки по поверхности, прилегающей ко втулке (на фрезерном станке специальными фрезами, обеспечивая обра ботку поверхности по радиусу, соответствующему внутреннему ра диусу дейдвудной втулки);
Рис. 87. Приспособление для фрезерования боковых поверхностей планок (а);
плита марки ДСП-A и изготовленная |
из нее планка (б): |
1 — стол фрезерного станка; 2 — корпус приспособления; |
3 — скоба; 4 — кондуктор; 5 — план |
ка; 6 — фреза |
|
набирают планки во втулки и растачивают по внутреннему диаметру на необходимый размер; растачивают боковые масляные карманы или фрезеруют продольные смазочные канавки (в зави симости от требований чертежа).
На Находкинском СРЗ сконструирован и изготовлен специаль ный автоматизированный сханок, который после соответствующей настройки обрабатывает планки по спинке и боковым поверхно стям с последующей отрезкой их от заложенной в станок плиты лигнофоля.
Если по каким-либо причинам дейдвудные втулки не выпрессовывались, то планки после их обработки по боковым и наружной поверхностям набирают во втулки и растачивают переносной борштангой, которую устанавливают по оси валопровода (рис. 88). Используют также фалылвтулки, в которых планки окончательно обрабатывают по внутренней поверхности. После этого планки на бирают в штатные втулки.
При наличии резино-металлических планок во время ремонта старые планки удаляют, подбирают новые с небходимым разме ром по высоте и устанавливают их во втулки. При возможности использования старых планок с целью уменьшения зазора на спин ки планок наклеивают листовую резину толщиной до 2—3 мм.
Если втулки имеют резиновый или капролоновый вкладыш, то при ремонте прежде всего удаляют старый вкладыш, втулку уста навливают в специальную прессформу, внутрь втулки заводят сер
217
дечник соответствующей формы и размера и в кольцевой зазор между втулкой и сердечником запрессовывают сырую антифрик ционную резину, разогретую до температуры 30—40° С, или зали вают без давления расплавленный капролактан. Сырую резину после этого вулканизируют при температуре 120—130° С в течение 40—60 мин, капролактану дают остыть.
Посадочные места дейдвудных втулок можно восстанавливать (наращивать) металлизацией, электромеханической обработкой с
добавочным металлом и с помощью эпоксидных составов. При ис пользовании эпоксидных составов в качестве наполнителя приме няют стекловолокно, которое наклеивают в несколько слоев на по садочное место. После окончательного отверждения нанесенный слой обрабатывают (протачивают) на токарно-винторезном стан ке на необходимый диаметр. Толщина покрытия в этом случае должна быть не менее 0,5 мм.
Трещины на втулках ликвидируют с помощью электроили газосварки. Концы трещин при этом засверливают сверлом диа метром 5—6 мм и разделывают.
§62. РЕМОНТ ВАЛОВ МЕХАНИЗМОВ И ВАЛОПРОВОДОВ
'При ремонте валов механизмов и валопроводов характерны работы, связанные с устранением: деформаций валов, дефектов
рабочих шеек, трещин, коррозионных разрушений и поломок ва лов.
Деформации валов устраняют правкой (механической, терми ческой или термомеханической).
Дефекты рабочих шеек (эллиптичность, конусность, бочкообразность, задиры и др.) устраняют механической обработкой (про точкой с последующим шлифованием). В некоторых случаях (при текущих ремонтах) для устранения небольших по размерам де
218
фектов применяют ручную опиловку, калибровку и шлифование шеек.
Для восстановления первоначального размера шейки вала ее наращивают электронаплавкой с последующей механической обра
боткой. Применяют также гальванические покрытия и другие ви ды наращивания.
Перед электронаплавкой шейку вала протачивают до удаления следов износа. При небольшом объеме работы применяют ручную наплавку, а при больших — механизированную.
При ручной наплавке валики откладывают на шейке по обра зующей в определенной последовательности. При наплавке валов
из углеродистых и слаболегированных сталей применяют электро ды типа Э42А и Э50А.
При механизированной наплавке шейку наплавляют под слоем флюса ОСЦ-45 или АН-348, как правило, по винтовой линии, используя сварочный полуавтомат типа ПШ-5. В качестве приса дочного материала используют сварочную проволоку марки Св08 или Св08А. Если шейке вала после наплавки необходимо придать специальные (антикоррозионные) свойства, то используют легиро ванную проволоку. Вал устанавливают в центры токарно-винто резного станка, а сварочный полуавтомат закрепляют на суп порте.
Трещины, коррозионные разрушения и поломки валов устра няют с помощью электросварки, применяя соответствующие элект роды, присадочную проволоку и флюсы. При этом трещины по концам засверливают и разделывают под сварку, коррозионные разрушения вырубают или протачивают до чистого металла, кромки отломанных частей валов разделывают и отломанные час ти с помощью специальных приспособлений собирают под сварку. После этого ведут сварочный процесс. Как и при сварке стальных корпусных деталей, здесь применяют предварительный подогрев для снижения сварочных напряжений.
Шейки ответственных валов после наплавки и предварительной механической обработки подвергают упрочняющей обкатке ро ликом.
Ремонт коленчатых валов. Особенности ремонта коленчатых валов заключаются в технологии протачивания и шлифования рамовых и мотылевых шеек на токарно-винторезных станках. Если шейки валов имеют высокую поверхностную твердость (в резуль тате поверхностной закалки, азотирования и т. д.), то их обработ ку производят шлифованием на специализированных круглошли фовальных станках.
Существует два способа протачивания рамовых шеек на токар но-винторезных станках: при выпрямленной оси коленчатого ва ла; при свободно упруго изогнутой оси под действием собственного веса вала.
Наиболее распространен первый способ, хотя он и более трудо емок из-за работ по регулированию и поддержанию в прямоли нейном положении вала на станке.
219