Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чтобы в результате последующей пригонки вкладыша по постели его разъем не оказался ниже разъема постели.

Наплавленные разъемы предварительно фрезеруют. Подготавливают вкладыши под заливку (внутренние поверхно­

сти зачищают, обезжиривают, травят и лудят), затем вкладыши собирают и заливают.

Для снятия стягивающих напряжений предварительно раста­

чивают вкладыши с припуском

1—2 мм на окончательную расточку.

 

 

Пригоняют вкладыши по постелям

 

и размечают для окончательного фре­

 

зерования разъемов.

 

 

 

 

Окончательно растачивают вклады­

 

ши е припуском на пригонку по шей­

 

ке вала, растачивают масляные кар­

 

маны, фрезеруют масляные канавки,

 

окончательно

фрезеруют разъемы.

 

ла,

Пригоняют вкладыши по шейке ва­

 

устанавливают

масляный

зазор,

 

собирают подшипники.

следующие

 

 

На

СРП

применяют

 

способы заливки вкладышей подшип­

 

ников: статический (ручной), вибраци­

Рис. 84. Ручная заливка

под­ онный,

центробежный.

 

 

шипников баббитом

 

Статическую заливку широко при­

меров, подшипников

меняют для вкладышей больших раз­

сложной

конфигурации

и ползунов. Она

наиболее проста (рис. 84).

Вкладыш

3, собранный

с

шабло­

ном 2, устанавливают на плиту или специальный угольник 1, уп­ лотняют огнеупорной глиной и асбестом стыки, подогревают вкладыш до температуры 250—300° С, расплавляют баббит и зали­ вают его вручную в зазор, образованный шаблоном и внутренней поверхностью вкладыша. При заливке баббит перемешивают стальным прутком для облегчения выхода литейным газам и обеспечения этим плотной, качественной заливки.

Сущность вибрационного способа заливки заключается в том, что вкладыш, собранный под заливку, устанавливают на вибра­ ционный стол, где и производят заливку. Вибрационный стол име­ ет вертикальные колебания с амплитудой 1,5 мм и частотой 1400 кол/мин. Качество заливки при этом получается более высо­ кое (по отношению к статической) за счет создания лучших усло­ вий для выхода литейным газам при вибрации.

При центробежной заливке половинки вкладышей соединяют между собой и закрепляют специальными фланцами на планшай­ бе токарного или специализированного станка. В отверстие одного из фланцев заводят воронку (рис. 85), пускают станок в ход и. через воронку внутрь вращающихся вкладышей подают порцию расплавленного баббита. Благодаря действию центробежных сил баббит ровным слоем распределяется по внутренней поверхности вкладышей и застывает. Чем быстрее вращаются вкладыши, тем

214


плотнее и равномернее ложится баббит, тем меньше раковин и неплотностей в антифрикционном слое. Однако при чрезмерно большой частоте вращения существенно проявляется ликвация (неравномерное распределение составляющих баббита по толщи­ не залитого слоя). В результате на внутренней поверхности ока­ зываются более легкие составляющие (олово), а на периферии — более тяжелые (медь, сурьма). Для снижения явления ликвации

Рис. 85. Приспособление к токарному станку для центробежной заливки под­ шипников:

/ — шпиндель; 2 — передняя планшайба;

3 и 5 — передний и

задний сменные нажимные

диски; 4 — вкладыш; 6, 9 — шарикоподшипники; 7

— воронка;

S — задняя бабка станка;

/0 — асбестовая

прокладка;

// — бандаж

применяют быстрое охлаждение вкладышей (сразу же после за­ ливки) водяной пылью, подающейся через сопла сжатым воз­ духом.

Оптимальную частоту вращения при заливке определяют по формуле

где К — коэффициент, зависящий от свойств антифрикционного сплава (для высокооловянистых баббитов /(=14004- 4-1800, для свинцовистых /(=17004-1900);

г — внутренний радиус заливаемого подшипника, см. Центробежная заливка имеет преимущества перед остальными

способами. Слой заливки получается плотным, без пор и раковин, так как давление, развиваемое центробежными силами, способ­ ствует активному выделению литейных газов из слоя заливаемого металла. Залитый слой имеет мелкозернистую структуру вследст­ вие быстрого охлаждения и перемешивания баббита в момент застывания. Сокращаются припуски на механическую обработку.

215

Если подшипники имеют дефекты в виде отдельных неболь­ ших трещин и выкрашиваний, а сцепление антифрикционного ме­ талла с материалом вкладыша хорошее, то практикуют ремонт с применением наплавки антифрикционного сплава (баббита) водо- родно-кислородным пламенем горелкой 2 (рис. 86). В этом случае дефекты вырубают. Вкладыши 1 подшипника погружают в ванну 4 с водой с таким расчетом, чтобы шов накладывался в нижнем положении, а место наплавки возвышалось над водой на 5—6 мм.

Таким

способом

не только устраняют отдельные дефекты,

но и

 

 

 

при небольших износах наплав­

1

2

3

ляют всю

внутреннюю

поверх­

ность вкладыша. Валики при

 

 

 

 

 

 

этом откладывают по образую­

 

 

 

щим, соответственно поворачивая

 

 

 

вкладыш

(чтобы валики все вре­

 

 

 

мя откладывались в нижнем по­

 

 

 

ложении). Общее направление

 

 

 

отложения

валиков — от

середи­

 

 

 

ны к краям. Присадочные прут­

 

 

 

ки 3 диаметром 6—8 мм отлива­

Рис. 86.

Наплавка

вкладыша под­

ют из того металла, которым за­

лит подшипник.

 

 

 

шипника

Ремонт дейдвудных подшипни­

 

 

 

ков. Особое положение

в

техно­

логии ремонта подшипников занимает ремонт дейдвудных подшип­ ников, которые представляют собой втулки, облицованные по внутреннему диаметру планками из антифрикционного материала. На судах ледокольного типа дейдвудные подшипники часто зали­ вают баббитом. Ранее для облицовки их широко использовали планки из бакаута (тропического дерева). В настоящее время ис­ пользуют: планки текстолита марки ПТК-С, планки лигнофоля (древесно-слоистого пластика) марки ДСП-A и ДСП-Б, планки композитного пластика марки ДТСП-5, планки из капролона, ре­ зино-металлические планки, цилиндрические вкладыши из анти­ фрикционной резины марки «8130» и цилиндрические вкладыши из капролона.

К ремонту дейдвудных подшипников относятся: замена анти­ фрикционного материала, восстановление посадочных мест дейд­ вудных втулок и заварка трещин на втулках.

Если втулки залиты баббитом, то их ремонтируют путем перезаливки с последующей механической обработкой. Применяют как статическую, так и центробежную заливку.

Планки из пластиков (текстолита, лигнофоля, композитного пластика, капролона) заменяют следующим образом:

удаляют из дейдвудных втулок старые планки; из плит пластика соответствующей толщины на фрезерном

станке нарезают заготовки планок и обрабатывают их по боковым поверхностям (рис. 87, а). Причем, если используют лигнофоль или композитный пластик, то заготовки отрезают с таким расче­

216


том, чтобы в дальнейшем торцы волокон березового шпона пла­ стика были обращены к дейдвудному (гребному) валу (рис. 87, б). Длину планок обычно принимают в пределах 350—

500 мм. Планки из текстолита выполняют возможно большими по длине;

обрабатывают планки по поверхности, прилегающей ко втулке (на фрезерном станке специальными фрезами, обеспечивая обра­ ботку поверхности по радиусу, соответствующему внутреннему ра­ диусу дейдвудной втулки);

Рис. 87. Приспособление для фрезерования боковых поверхностей планок (а);

плита марки ДСП-A и изготовленная

из нее планка (б):

1 — стол фрезерного станка; 2 — корпус приспособления;

3 — скоба; 4 — кондуктор; 5 — план­

ка; 6 — фреза

 

набирают планки во втулки и растачивают по внутреннему диаметру на необходимый размер; растачивают боковые масляные карманы или фрезеруют продольные смазочные канавки (в зави­ симости от требований чертежа).

На Находкинском СРЗ сконструирован и изготовлен специаль­ ный автоматизированный сханок, который после соответствующей настройки обрабатывает планки по спинке и боковым поверхно­ стям с последующей отрезкой их от заложенной в станок плиты лигнофоля.

Если по каким-либо причинам дейдвудные втулки не выпрессовывались, то планки после их обработки по боковым и наружной поверхностям набирают во втулки и растачивают переносной борштангой, которую устанавливают по оси валопровода (рис. 88). Используют также фалылвтулки, в которых планки окончательно обрабатывают по внутренней поверхности. После этого планки на­ бирают в штатные втулки.

При наличии резино-металлических планок во время ремонта старые планки удаляют, подбирают новые с небходимым разме­ ром по высоте и устанавливают их во втулки. При возможности использования старых планок с целью уменьшения зазора на спин­ ки планок наклеивают листовую резину толщиной до 2—3 мм.

Если втулки имеют резиновый или капролоновый вкладыш, то при ремонте прежде всего удаляют старый вкладыш, втулку уста­ навливают в специальную прессформу, внутрь втулки заводят сер­

217


дечник соответствующей формы и размера и в кольцевой зазор между втулкой и сердечником запрессовывают сырую антифрик­ ционную резину, разогретую до температуры 30—40° С, или зали­ вают без давления расплавленный капролактан. Сырую резину после этого вулканизируют при температуре 120—130° С в течение 40—60 мин, капролактану дают остыть.

Посадочные места дейдвудных втулок можно восстанавливать (наращивать) металлизацией, электромеханической обработкой с

добавочным металлом и с помощью эпоксидных составов. При ис­ пользовании эпоксидных составов в качестве наполнителя приме­ няют стекловолокно, которое наклеивают в несколько слоев на по­ садочное место. После окончательного отверждения нанесенный слой обрабатывают (протачивают) на токарно-винторезном стан­ ке на необходимый диаметр. Толщина покрытия в этом случае должна быть не менее 0,5 мм.

Трещины на втулках ликвидируют с помощью электроили газосварки. Концы трещин при этом засверливают сверлом диа­ метром 5—6 мм и разделывают.

§62. РЕМОНТ ВАЛОВ МЕХАНИЗМОВ И ВАЛОПРОВОДОВ

'При ремонте валов механизмов и валопроводов характерны работы, связанные с устранением: деформаций валов, дефектов

рабочих шеек, трещин, коррозионных разрушений и поломок ва­ лов.

Деформации валов устраняют правкой (механической, терми­ ческой или термомеханической).

Дефекты рабочих шеек (эллиптичность, конусность, бочкообразность, задиры и др.) устраняют механической обработкой (про­ точкой с последующим шлифованием). В некоторых случаях (при текущих ремонтах) для устранения небольших по размерам де­

218

фектов применяют ручную опиловку, калибровку и шлифование шеек.

Для восстановления первоначального размера шейки вала ее наращивают электронаплавкой с последующей механической обра­

боткой. Применяют также гальванические покрытия и другие ви­ ды наращивания.

Перед электронаплавкой шейку вала протачивают до удаления следов износа. При небольшом объеме работы применяют ручную наплавку, а при больших — механизированную.

При ручной наплавке валики откладывают на шейке по обра­ зующей в определенной последовательности. При наплавке валов

из углеродистых и слаболегированных сталей применяют электро­ ды типа Э42А и Э50А.

При механизированной наплавке шейку наплавляют под слоем флюса ОСЦ-45 или АН-348, как правило, по винтовой линии, используя сварочный полуавтомат типа ПШ-5. В качестве приса­ дочного материала используют сварочную проволоку марки Св08 или Св08А. Если шейке вала после наплавки необходимо придать специальные (антикоррозионные) свойства, то используют легиро­ ванную проволоку. Вал устанавливают в центры токарно-винто­ резного станка, а сварочный полуавтомат закрепляют на суп­ порте.

Трещины, коррозионные разрушения и поломки валов устра­ няют с помощью электросварки, применяя соответствующие элект­ роды, присадочную проволоку и флюсы. При этом трещины по концам засверливают и разделывают под сварку, коррозионные разрушения вырубают или протачивают до чистого металла, кромки отломанных частей валов разделывают и отломанные час­ ти с помощью специальных приспособлений собирают под сварку. После этого ведут сварочный процесс. Как и при сварке стальных корпусных деталей, здесь применяют предварительный подогрев для снижения сварочных напряжений.

Шейки ответственных валов после наплавки и предварительной механической обработки подвергают упрочняющей обкатке ро­ ликом.

Ремонт коленчатых валов. Особенности ремонта коленчатых валов заключаются в технологии протачивания и шлифования рамовых и мотылевых шеек на токарно-винторезных станках. Если шейки валов имеют высокую поверхностную твердость (в резуль­ тате поверхностной закалки, азотирования и т. д.), то их обработ­ ку производят шлифованием на специализированных круглошли­ фовальных станках.

Существует два способа протачивания рамовых шеек на токар­ но-винторезных станках: при выпрямленной оси коленчатого ва­ ла; при свободно упруго изогнутой оси под действием собственного веса вала.

Наиболее распространен первый способ, хотя он и более трудо­ емок из-за работ по регулированию и поддержанию в прямоли­ нейном положении вала на станке.

219