Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т о п л и в н ы е ф и л ь т р ы устанавливают по пути следо­ вания топлива для очистки его от механических примесей. Пер­

вый (сетчатый) фильтр

расположен

в наливной

горловине

 

 

бака, между баком и

 

 

топливным насосом ус­

 

 

танавливается

фильтр

 

 

грубой очистки, сле­

 

 

дующий

 

(сетчатый)

 

 

фильтр помещен в топ­

 

 

ливном насосе и по­

 

 

следний

во

входном

 

 

отверстии

карбюрато­

 

 

ра (кроме карбюрато­

 

 

ра К-22Г).

 

г р у ­

 

 

Ф и л ь т р

 

 

б о й о ч и с т к и т о п ­

 

 

л и в а

(рис.

42)

имеет

 

 

корпус, стакан-отстой­

 

 

ник

и

фильтрующий

 

 

элемент.

Фильтрующий

 

 

элемент состоит из ла­

 

 

тунных пластин с вы­

 

 

ступами

и

отверстия­

 

 

ми. Благодаря высту­

Рис. 42. Фильтр грубой очистки топлива:

пам между пластинами

I — корпус; 2 — фильтрующий

элемент; 3—

образуются щели высо­

спускная пробка; 4 — стакан-отстойник

той 0,05 мм,

в которых

 

 

задерживаются

меха­

нические частицы. Снизу отстойника имеется пробка для вы­ пуска отстоя.

На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 между топливным насосом и карбюратором устанавливает­ ся фильтр тонкой очистки топлива, состоящий из корпуса, ста­ кана-отстойника и керамического фильтрующего элемента

(рис. 43).

Т о п л и в о п р о в о

д ы изготовляют из медных и латунных

трубок и соединяют с

приборами питания при помощи шту­

церов и накидных гаек. Топливопровод, закрепленный на раме, соединен с топливопроводом входного отверстия топливного на­ соса с помощью шланга из бензостойкой резины.

В о з д у ш н ы й ф и л ь т р инерционно-масляного типа служит для очистки воздуха, поступающего в карбюратор, и состоит из корпуса и крышки с фильтрующим элементом из кап­ ронового волокна (рис. 44). В нижней части корпуса разме­ щается масляная ванна, заполняемая маслом до уровня метки, имеющейся снаружи корпуса.

Загрязненный наружный воздух под действием разрежения в карбюраторе поступает через кольцевую щель между корпу­ сом и крышкой фильтра и движется вниз. У поверхности масла

74


/

Рис. 43. Фильтр тонкой очистки

 

Рис. 44. Воздушный фильтр:

топлива:

3

1 — фильтрующий элемент; 2 — барашковая

1 — корпус;

2 —■прокладка;

гайка; 3 — стержень;

4 — патрубок соедине­

фильтрующий

элемент; 4 — пру­

ния

с компрессором;

5 — трубка сообщения

жина; 5 — стакан-отстойник;

6

с

картером

двигателя; 6 — патрубок для

зажим стакана

 

присоединения

к карбюратору; 7 — масля­

 

 

 

 

 

ная ванна

он резко поворачивает вверх. При этом тяжелые крупные части­ цы пыли, продолжая движение по инерции, ударяются о слой масла и остаются в нем. Поток воздуха частично увлекает за собой капельки масла, а затем, проходя через фильтрующий элемент, оставляет их в нем вместе с остатками механических примесей и через центральный патрубок фильтра поступает в карбюратор. Масло, задержанное фильтрующим элементом, скапливается и постепенно стекает опять в масляную ванну, обеспечивая тем самым увлажнение и самоочистку фильтрую­ щего элемента.

На двигателе ЗИЛ-130 для подачи воздуха к воздушному фильтру в нижней части капота двигателя имеется специальный воздушный канал с заслонкой, по которому воздух может посту­ пать снаружи (при эксплуатации в летний период) или из под­ капотного пространства, подогретый (зимой) в зависимости от положения воздушной заслонки (рис. 45), помещенной в воз­ душном канале.

Положение заслонки изменяется вручную в зависимости от времени года.

Т о п л и в н ы й н а с о с диафрагменного типа служит для по­ дачи топлива из топливного бака в карбюратор под избыточным

75


1

а

Рис. 45. Схема подвода воздуха к воздушному фильтру:

а — поступление воздуха снаружи; б — поступление воздуха из подкапотного пространства

/ — воздушный канал; 2 — пружина заслонки; 3 — заслонка; 4 — воздушный фильтр; 5 — капот двигателя; 6 — жалюзи капота

давлением. Корпус насоса, состоящий из верхней и нижней час­ тей, отливают из цинкового сплава. Между половинками кор­ пуса устанавливают диафрагму, средняя часть которой соеди­ нена со штоком. Другим (нижним) концом шток связан с ко­ ленчатым рычагом, укрепляемым на оси. Под диафрагмой на шток надевают уплотнитель и пружину.

В верхней части корпуса (крышке насоса) помещены впуск­ ной и выпускной клапаны с пружинами и сетчатый фильтр. Сверху на корпус устанавливают стеклянный стакан отстойника (автомобиль ГАЗ-51) с пробковой уплотняющей прокладкой и закрепляют скобой с гайкой. В топливном насосе автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 имеются два впускных и один

выпускной

клапаны,

а

отстойник

расположен непосредственно

в верхней

крышке.

В

настоящее

время выпускаются насосы

большой производительности, имеющие по три впускных и вы­ пускных клапана.

Привод насос получает от эксцентрика, имеющегося на рас­ пределительном валу, непосредственно через двуплечий рычаг

70

Рис. 46. Всасывание топлива насосом двигателя ЗИЛ-130:

1 — крышка; 2 — сетчатый фильтр; 3 — впускные клапаны; 4 — привод­ ной рычаг; 5 — эксцентрик

насоса (ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А) или через толкающую штангу (ЗИЛ-130). В корпусе насоса установлен также спе­ циальный рычаг для ручной подкачки.

Когда эксцентрик набегает выступающей частью на тол­ кающую штангу, последняя нажимает на двуплечий рычаг,

который отклоняется и

оттягивает

вниз шток, а вместе с ним

и диафрагму (рис. 46).

При этом

над диафрагмой создается

разрежение, а в связи с тем, что в топливном баке давление атмосферное, то под действием разности давлений топливо бу< дет поступать из бака по топливопроводу в отстойник и далее через сетчатый фильтр и впускные клапаны в полость над диа­ фрагмой. Когда выступ эксцентрика пройдет штангу, то под действием пружины шток с диафрагмой поднимается вверх, соз­ дается избыточное давление топлива (0,17—0,23 кг/см2); под действием которого впускные клапаны закрываются, а выпуск­ ной открывается, и топливо подается по топливопроводу в по­ плавковую камеру карбюратора (рис. 47).

Когда уровень топлива в поплавковой камере карбюратора достигнет нормальной величины и игольчатый клапан закроется, топливный насос будет работать вхолостую, так как пружина,

77,


Рис. 47, Выталкивание топлива насосом двигателя ЗИЛ-130:

1 — корпус; 2 — шток; 3 — диафрагма

установленная под диафрагмой, не в состоянии поднять ее кверху, чтобы открыть игольчатый клапан поплавковой камеры, который прижимается к седлу с силой 0,3—0,35 кг/см2. В это время двуплечий рычаг качается на своей оси свободно (холо­ стой ход).

В п у с к н о й и в ы п у с к н о й т р у б о п р о в о д ы отли­ вают совместно или отдельно.

Впускной трубопровод отливают из чугуна или алюминие­ вого сплава, выпускной — всегда из чугуна. На двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 по два выпускных трубопровода и две прием­ ные трубы, сообщающиеся с общим глушителем. Средняя часть впускного трубопровода омывается горячими отработавшими газами (двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А), проходящими по вы­ пускному трубопроводу, что обеспечивает подогрев горючей смеси и лучшее испарение топлива. На автомобиле ГАЗ-51А степень подогрева регулируется «на лето и зиму» путем измене­ ния положения заслонки, имеющейся в выпускном трубопро­ воде.

При установке заслонки вертикально («на зиму») все отра­

ботавшие

газы

омывают

стенку

впускного

трубопровода

(рис. 48,

а). Если

заслонка

будет

установлена

горизонтально

78

(«на лето»), стенку впускного трубопровода омывает только

небольшая

часть

отработавших газов (рис. 48, б)

и, следова­

тельно, подогрев практически будет выключен.

 

 

Подогрев

горю­

 

 

 

чей смеси на двига­

 

 

 

телях

 

3M3-53

и

 

 

 

ЗИЛ-130 осуществ­

 

 

 

ляется теплом, от­

 

 

 

даваемым

 

горячей

 

 

 

жидкостью

системы

 

 

 

охлаждения,

цирку­

 

 

 

лирующей

в

рубаш­

 

 

 

ке

впускного

трубо­

 

 

 

провода.

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л у ш и т е л ь

 

 

 

(рис. 49) служит

 

 

 

для

 

 

уменьшения

 

 

 

шума

при

 

выходе

 

 

 

отработавших газов

 

 

 

в

атмосферу.

Он

 

 

 

представляет

собой

 

 

 

трубу

с

отверстия­

 

 

 

ми,

 

помещенную

 

 

 

внутри

 

коробки

из

 

 

 

листовой

 

 

стали.

Рис. 48. Схема положения заслонки подогрева го­

Пространство вокруг

 

рючей смеси:

 

трубы

разделено пе­

а — подогрев

полностью включен;

б — подогрев

регородками

на

не­

1 — впускной

выключен

 

сколько

полостей.

трубопровод; 2 — рубашка подогре­

ва; 3 — выпускной трубопровод; 4 — заслонка

Отработавшие газы, имеющие высокую температуру и выходящие с бздшшой

скоростью из выпускного трубопровода, поступают через при­ емную трубу глушителя в его корпус. Проходя через отдельные полости корпуса, газы остывают, расширяются и теряют ско­ рость, следствием чего и является уменьшение шума при их последующем выпуске в атмосферу.

Рис. 49. Глушитель:

1 — труба с отверстиями; 2 — коробка; 3 — перегородки

79