Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Т о п л и в н ы е ф и л ь т р ы устанавливают по пути следо вания топлива для очистки его от механических примесей. Пер
вый (сетчатый) фильтр |
расположен |
в наливной |
горловине |
|||
|
|
бака, между баком и |
||||
|
|
топливным насосом ус |
||||
|
|
танавливается |
фильтр |
|||
|
|
грубой очистки, сле |
||||
|
|
дующий |
|
(сетчатый) |
||
|
|
фильтр помещен в топ |
||||
|
|
ливном насосе и по |
||||
|
|
следний |
во |
входном |
||
|
|
отверстии |
карбюрато |
|||
|
|
ра (кроме карбюрато |
||||
|
|
ра К-22Г). |
|
г р у |
||
|
|
Ф и л ь т р |
||||
|
|
б о й о ч и с т к и т о п |
||||
|
|
л и в а |
(рис. |
42) |
имеет |
|
|
|
корпус, стакан-отстой |
||||
|
|
ник |
и |
фильтрующий |
||
|
|
элемент. |
Фильтрующий |
|||
|
|
элемент состоит из ла |
||||
|
|
тунных пластин с вы |
||||
|
|
ступами |
и |
отверстия |
||
|
|
ми. Благодаря высту |
||||
Рис. 42. Фильтр грубой очистки топлива: |
пам между пластинами |
|||||
I — корпус; 2 — фильтрующий |
элемент; 3— |
образуются щели высо |
||||
спускная пробка; 4 — стакан-отстойник |
той 0,05 мм, |
в которых |
||||
|
|
задерживаются |
меха |
нические частицы. Снизу отстойника имеется пробка для вы пуска отстоя.
На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 между топливным насосом и карбюратором устанавливает ся фильтр тонкой очистки топлива, состоящий из корпуса, ста кана-отстойника и керамического фильтрующего элемента
(рис. 43).
Т о п л и в о п р о в о |
д ы изготовляют из медных и латунных |
трубок и соединяют с |
приборами питания при помощи шту |
церов и накидных гаек. Топливопровод, закрепленный на раме, соединен с топливопроводом входного отверстия топливного на соса с помощью шланга из бензостойкой резины.
В о з д у ш н ы й ф и л ь т р инерционно-масляного типа служит для очистки воздуха, поступающего в карбюратор, и состоит из корпуса и крышки с фильтрующим элементом из кап ронового волокна (рис. 44). В нижней части корпуса разме щается масляная ванна, заполняемая маслом до уровня метки, имеющейся снаружи корпуса.
Загрязненный наружный воздух под действием разрежения в карбюраторе поступает через кольцевую щель между корпу сом и крышкой фильтра и движется вниз. У поверхности масла
74
/
Рис. 43. Фильтр тонкой очистки |
|
Рис. 44. Воздушный фильтр: |
||||
топлива: |
3 — |
1 — фильтрующий элемент; 2 — барашковая |
||||
1 — корпус; |
2 —■прокладка; |
гайка; 3 — стержень; |
4 — патрубок соедине |
|||
фильтрующий |
элемент; 4 — пру |
ния |
с компрессором; |
5 — трубка сообщения |
||
жина; 5 — стакан-отстойник; |
6— |
с |
картером |
двигателя; 6 — патрубок для |
||
зажим стакана |
|
присоединения |
к карбюратору; 7 — масля |
|||
|
|
|
|
|
ная ванна |
он резко поворачивает вверх. При этом тяжелые крупные части цы пыли, продолжая движение по инерции, ударяются о слой масла и остаются в нем. Поток воздуха частично увлекает за собой капельки масла, а затем, проходя через фильтрующий элемент, оставляет их в нем вместе с остатками механических примесей и через центральный патрубок фильтра поступает в карбюратор. Масло, задержанное фильтрующим элементом, скапливается и постепенно стекает опять в масляную ванну, обеспечивая тем самым увлажнение и самоочистку фильтрую щего элемента.
На двигателе ЗИЛ-130 для подачи воздуха к воздушному фильтру в нижней части капота двигателя имеется специальный воздушный канал с заслонкой, по которому воздух может посту пать снаружи (при эксплуатации в летний период) или из под капотного пространства, подогретый (зимой) в зависимости от положения воздушной заслонки (рис. 45), помещенной в воз душном канале.
Положение заслонки изменяется вручную в зависимости от времени года.
Т о п л и в н ы й н а с о с диафрагменного типа служит для по дачи топлива из топливного бака в карбюратор под избыточным
75
1
а
Рис. 45. Схема подвода воздуха к воздушному фильтру:
а — поступление воздуха снаружи; б — поступление воздуха из подкапотного пространства
/ — воздушный канал; 2 — пружина заслонки; 3 — заслонка; 4 — воздушный фильтр; 5 — капот двигателя; 6 — жалюзи капота
давлением. Корпус насоса, состоящий из верхней и нижней час тей, отливают из цинкового сплава. Между половинками кор пуса устанавливают диафрагму, средняя часть которой соеди нена со штоком. Другим (нижним) концом шток связан с ко ленчатым рычагом, укрепляемым на оси. Под диафрагмой на шток надевают уплотнитель и пружину.
В верхней части корпуса (крышке насоса) помещены впуск ной и выпускной клапаны с пружинами и сетчатый фильтр. Сверху на корпус устанавливают стеклянный стакан отстойника (автомобиль ГАЗ-51) с пробковой уплотняющей прокладкой и закрепляют скобой с гайкой. В топливном насосе автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130 имеются два впускных и один
выпускной |
клапаны, |
а |
отстойник |
расположен непосредственно |
в верхней |
крышке. |
В |
настоящее |
время выпускаются насосы |
большой производительности, имеющие по три впускных и вы пускных клапана.
Привод насос получает от эксцентрика, имеющегося на рас пределительном валу, непосредственно через двуплечий рычаг
70
Рис. 46. Всасывание топлива насосом двигателя ЗИЛ-130:
1 — крышка; 2 — сетчатый фильтр; 3 — впускные клапаны; 4 — привод ной рычаг; 5 — эксцентрик
насоса (ГАЗ-51А, ГАЗ-53А, ЗИЛ-164А) или через толкающую штангу (ЗИЛ-130). В корпусе насоса установлен также спе циальный рычаг для ручной подкачки.
Когда эксцентрик набегает выступающей частью на тол кающую штангу, последняя нажимает на двуплечий рычаг,
который отклоняется и |
оттягивает |
вниз шток, а вместе с ним |
и диафрагму (рис. 46). |
При этом |
над диафрагмой создается |
разрежение, а в связи с тем, что в топливном баке давление атмосферное, то под действием разности давлений топливо бу< дет поступать из бака по топливопроводу в отстойник и далее через сетчатый фильтр и впускные клапаны в полость над диа фрагмой. Когда выступ эксцентрика пройдет штангу, то под действием пружины шток с диафрагмой поднимается вверх, соз дается избыточное давление топлива (0,17—0,23 кг/см2); под действием которого впускные клапаны закрываются, а выпуск ной открывается, и топливо подается по топливопроводу в по плавковую камеру карбюратора (рис. 47).
Когда уровень топлива в поплавковой камере карбюратора достигнет нормальной величины и игольчатый клапан закроется, топливный насос будет работать вхолостую, так как пружина,
77,
Рис. 47, Выталкивание топлива насосом двигателя ЗИЛ-130:
1 — корпус; 2 — шток; 3 — диафрагма
установленная под диафрагмой, не в состоянии поднять ее кверху, чтобы открыть игольчатый клапан поплавковой камеры, который прижимается к седлу с силой 0,3—0,35 кг/см2. В это время двуплечий рычаг качается на своей оси свободно (холо стой ход).
В п у с к н о й и в ы п у с к н о й т р у б о п р о в о д ы отли вают совместно или отдельно.
Впускной трубопровод отливают из чугуна или алюминие вого сплава, выпускной — всегда из чугуна. На двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 по два выпускных трубопровода и две прием ные трубы, сообщающиеся с общим глушителем. Средняя часть впускного трубопровода омывается горячими отработавшими газами (двигатели ГАЗ-51 и ЗИЛ-164А), проходящими по вы пускному трубопроводу, что обеспечивает подогрев горючей смеси и лучшее испарение топлива. На автомобиле ГАЗ-51А степень подогрева регулируется «на лето и зиму» путем измене ния положения заслонки, имеющейся в выпускном трубопро воде.
При установке заслонки вертикально («на зиму») все отра
ботавшие |
газы |
омывают |
стенку |
впускного |
трубопровода |
(рис. 48, |
а). Если |
заслонка |
будет |
установлена |
горизонтально |
78
(«на лето»), стенку впускного трубопровода омывает только
небольшая |
часть |
отработавших газов (рис. 48, б) |
и, следова |
||||||
тельно, подогрев практически будет выключен. |
|
||||||||
|
Подогрев |
горю |
|
|
|
||||
чей смеси на двига |
|
|
|
||||||
телях |
|
3M3-53 |
и |
|
|
|
|||
ЗИЛ-130 осуществ |
|
|
|
||||||
ляется теплом, от |
|
|
|
||||||
даваемым |
|
горячей |
|
|
|
||||
жидкостью |
системы |
|
|
|
|||||
охлаждения, |
цирку |
|
|
|
|||||
лирующей |
в |
рубаш |
|
|
|
||||
ке |
впускного |
трубо |
|
|
|
||||
провода. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Г л у ш и т е л ь |
|
|
|
|||||
(рис. 49) служит |
|
|
|
||||||
для |
|
|
уменьшения |
|
|
|
|||
шума |
при |
|
выходе |
|
|
|
|||
отработавших газов |
|
|
|
||||||
в |
атмосферу. |
Он |
|
|
|
||||
представляет |
собой |
|
|
|
|||||
трубу |
с |
отверстия |
|
|
|
||||
ми, |
|
помещенную |
|
|
|
||||
внутри |
|
коробки |
из |
|
|
|
|||
листовой |
|
|
стали. |
Рис. 48. Схема положения заслонки подогрева го |
|||||
Пространство вокруг |
|
рючей смеси: |
|
||||||
трубы |
разделено пе |
а — подогрев |
полностью включен; |
б — подогрев |
|||||
регородками |
на |
не |
1 — впускной |
выключен |
|
||||
сколько |
полостей. |
трубопровод; 2 — рубашка подогре |
|||||||
ва; 3 — выпускной трубопровод; 4 — заслонка |
Отработавшие газы, имеющие высокую температуру и выходящие с бздшшой
скоростью из выпускного трубопровода, поступают через при емную трубу глушителя в его корпус. Проходя через отдельные полости корпуса, газы остывают, расширяются и теряют ско рость, следствием чего и является уменьшение шума при их последующем выпуске в атмосферу.
Рис. 49. Глушитель:
1 — труба с отверстиями; 2 — коробка; 3 — перегородки
79