Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
При пуске холодного двигателя, в процессе тактов впуска и сжатия, часть паров бензина конденсируется (осаждается) на холодных стенках впускной трубы и цилиндров, и к моменту воспламенения горючая смесь сильно обедняется, что затруд няет пуск двигателя. Поэтому на период пуска и прогрева дви гателя необходимо обеспечить богатую горючую смесь, что до стигается закрытием воздушной заслонки карбюратора путем вытягивания кнопки на щитке приборов. При этом значительное увеличение разрежения в смесительной камере вызывает уси ленное истечение бензина из главной дозирующей системы и си стемы холостого хода. Для предупреждения переобогащения горючей смеси на воздушной заслонке установлен автоматиче ский клапан с пружиной, который при закрытой воздушной за слонке, под действием разрежения в смесительной камере, от крывается и пропускает некоторое количество воздуха.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОДНОКАМЕРНОГО КАРБЮРАТОРА К-22Г
Карбюратор К-22Г, устанавливаемый на двигателе автомо биля ГАЗ-51А, имеет компенсацию смеси путем изменения раз режения в диффузоре и снабжен балансированной поплавковой камерой. Экономайзер и ускорительный насос карбюратора с общим механическим приводом, ограничитель максимального числа оборотов коленчатого вала пневматический (рис. 35).
Корпус карбюратора отливается из цинкового сплава и со стоит из трех частей, соединяемых между собой винтами.
Поплавковая камера при помощи балансировочной трубки соединяется с воздушным патрубком. При таком устройстве в случае загрязнения воздушного фильтра горючая смесь не будет обогащаться, так как давление в воздушном патрубке и поплавковой камере карбюратора уравнивается (баланси руется).
В средней части смесительной камеры помещены диффузо ры: большой наружный, средний и малый. Наружный диффу зор — переменного сечения с раздвигающимися пружинными боковыми пластинками. В карбюраторе имеется семь жиклеров: главный, дополнительный, экономайзера, холостого хода, эмуль сионный и два воздушных, установленных в системе холостого хода. Проходное сечение главного жиклера может изменяться специальной регулировочной иглой. Работа карбюратора на раз ных режимах происходит следующим образом.
При пуске и прогреве холодного двигателя, когда воздуш ная заслонка прикрыта, работают система пуска, главная дози рующая система, система холостого хода и ускорительный на сос, обеспечивающие приготовление богатой смеси. Топливо в это время поступает из поплавковой камерьГпо каналу к глав ному и дополнительному жиклерам, проходит через щ распы лители в диффузор и распиливается. Одновременно час!'Ь топли-
62
Рис. 35. Схема карбюратора К-22Т:
/ — пружина ограничителя оборотов; 2 — винт регулировки каче
ства |
горючей смеси; 3 — верхнее распиливающее отверстие систе |
||||||
мы |
холостого |
хода; 4 — отверстие, сообщающееся |
с |
вакуумным |
|||
регулятором опережения зажигания; |
5 — топливный |
жиклер |
хо |
||||
лостого хода; |
6 — упругая пластина |
большого диффузора; |
7 — |
||||
эмульсионный |
жиклер; 8 — воздушные |
жиклеры; |
9 — большой |
||||
диффузор; 10 — автоматический клапан; |
11— воздушная заслон |
||||||
ка; |
12 — балансировочная трубка; 13 — распылитель |
|
ускоритель |
||||
ного насоса; 14 — блок распылителей |
главного и дополнительного |
жиклеров; 15 — нагнетательный клапан; 16— поршень ускоритель ного насоса и экономайзера; 77 — поплавок; 18 — игольчатый кла
пан; 19 — тяга |
привода ускорительного насоса и экономайзера; |
20 — обратный |
клапан; 21 — клапан экономайзера; 22 — регули |
ровочная игла главного жиклера; 23 — блок жиклеров; 24 — дрос сельная заслонка; 25 — жиклер экономайзера
ва из канала распылителя дополнительного жиклера через жиклер экономайзера поступает к топливному жиклеру холо стого хода, а затем через эмульсионный жиклер в канал, где смешивается с воздухом и выходит через распыливающие от верстия системы холостого хода в задроссельное пространство.
На малых оборотах холостого хода работает только систе ма холостого хода. При этом топливо из канала распылителя дополнительного жиклера через жиклер экономайзера и топ ливный жиклер холостого хода поступает в вертикальный канал системы холостого хода, где смешивается с воздухом, поступа ющим через первый воздушный жиклер, затем во второй верти кальный канал, в- котором еще раз смешивается с воздухом, идущим через второй воздушный жиклер, и поступает через распыливающее отверстие в задроссельное пространство. Состав образующейся в задроссельном пространстве горючей смеси
63
Рис. 36. Схема работы ограничителя максимального чис ла оборотов коленчатого вала:
а — дроссельная заслонка полностью открыта; б — пото ком смеси дроссельная заслонка прикрывается
регулируют вращением винта 2, изменяющим проходное сечение нижнего распиливающего отверстия системы холостого хода.
При средней нагрузке система холостого хода прекращает свою работу и приготовление смеси осуществляет главная дозирущая система. Ее действие при изменении разрежения в сме сительной камере описано выше (см. рис. 31, б).
В известных пределах состав горючей смеси, приготовляе мый главной дозирующей системой, можно изменить при помо щи регулировочной иглы главного жиклера: при вывертывании иглы смесь обогащается, а при ввертывании — обедняется.
При полной нагрузке шток привода экономайзера под дав лением рычага, укрепленного на оси дроссельной заслонки, опу скается вниз и открывает клапан экономайзера. При этом топли во дополнительно начнет поступать через жиклер экономайзера в распылитель вспомогательного жиклера, обогащая горючую смесь. В это время двигатель будет развивать максимальную мощность.
При резком открытии дроссельной заслонки поршень уско рительного насоса быстро опускается вниз и давит на находя щееся под ним топливо. Давлением топлива закрывается обрат ный клапан, открывается нагнетательный клапан и топливо впрыскивается в смесительную камеру через распылитель уско рительного насоса, обогащая горючую смесь.
При увеличении числа оборотов сверх установленной вели чины вступает в действие пневматический ограничитель макси мального числа оборотов коленчатого вала двигателя (рис. 36). Ограничитель конструктивно объединен с дроссельной заслон кой, которая имеет специальную конструкцию с наклонной по верхностью (срезом). Ограничитель служит для предупреждения чрезмерного увеличения числа оборотов коленчатого вала на малых нагрузках двигателя и при полностью открытой дроссель ной заслонке.
Дроссельная заслонка связана со своим приводом при по мощи кулачковой муфты и повертывается в сторону действием
64
пружины ограничителя оборотов. Это позволяет открытой дрос сельной заслонке самостоятельно закрываться,- независимо от положения ее привода.
Когда число оборотов увеличивается сверх установленной величины, скорость и напор потока горючей смеси на наклон ную поверхность дроссельной заслонки настолько возрастают, что сила давления смеси преодолевает сопротивление пружины и дроссельная заслонка прикрывается, чем и ограничивается максимальное число оборотов коленчатого вала.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОДНОКАМЕРНОГО КАРБЮРАТОРА К-82М
Карбюратор К-82М, устанавливаемый на автомобиле ЗИЛ-164А (рис. 37), двухдиффузорный с балансированной по плавковой камерой. Он имеет компенсацию горючей смеси пнев матическим торможением топлива, снабжен экономайзерами с механическим и пневматическим приводами и ускорительным насосом с механическим приводом.
Работа карбюратора на разных режимах рассматривается ниже.
При пуске и прогреве холодного двигателя, когда воздуш ная заслонка прикрыта, вследствие большого разрежения в сме сительной камере и за дроссельной заслонкой, работают глав ная дозирующая система, система холостого хода, а также ускорительный насос, обеспечивающие получение богатой горю чей смеси. При этом топливо из поплавковой камеры через глав ный жиклер и распылитель поступает в смесительную камеру. Одновременно из топливного канала распылителя главного жик лера через жиклер холостого хода часть топлива поступает в ви де эмульсии в задроссельное пространство.
На малых оборотах холостого хода работает система хо лостого хода. При этом топливо из поплавковой Камеры, прой дя главный жиклер и жиклер полной мощности, поступает по каналу к жиклеру холостого хода. Одновременно для получе ния необходимого состава горючей смеси к топливу подмеши вается воздух, поступающий к жиклеру холостого хода через специальное -отверстие. Полученная эмульсия проходит через прямоугольное отверстие и круглое отверстие, сечение которого регулируется винтом, в щель между кромкой дроссельной за слонки и стенкой смесительной камеры. В задросеельном про странстве эмульсия смешивается с основным потоком воздуха и образует горючую смесь необходимого состава.
При средней нагрузке работает главная дозирующая систе ма, В это время топливо из поплавковой камеры поступает че рез главный жиклер и жиклер полной мощности. При движении топлива к нему подмешивается воздух, проходящий через воз душный жиклер, вследствие чего разрежение около жиклера полной мощности несколько уменьшается. Это вызывает тормо-
3 4-133 |
65 |
5
П 15
Рис. 37. Схема карбюратора К-82М:
1 — распылитель ускорительного насоса; 2 — малый диффузор; 3 — кольцевая щель; 4 — автоматический клапан; 5 — воздушная заслонка; 6 — воздушный
жиклер; 7 — жиклер холостого хода; 8 — жиклер полной мощности; 9 — игла; |
|
10 — поршень экономайзера с пневматическим приводом; |
11 — толкатель; 7 2 - |
тяга; 13 — шток; 14 — фильтр; 15 — игольчатый клапан; |
16— поплавок; 17— |
поршень ускорительного насоса; 18 — обратный клапан; 19 — клапан экономай |
зера; 20 — жиклер экономайзера с пневматическим приводом; |
21 — главный |
жиклер; 22 — канал привода экономайзера; 23 — дроссельная |
заслонка; 2 4 - |
винт регулировки качества горючей смеси; 25 — верхнее распыливающее отвер стие системы холостого хода; 26 — нагнетательный клапан
жение поступающего топлива и приводит к обеднению состава горючей смеси.
С увеличением открытия дроссельной заслонки1разрежение во впускном трубопроводе уменьшается. Поэтому поршень эко номайзера с пневматическим приводом под действием пружины перемещается вверх и через планку приподнимает иглу, вслед* ствие чего в главный топливный канал к жиклеру полной мощ ности начнет поступать дополнительное топливо и горючая смесь несколько обогатится.
Такое частичное обогащение горючей смеси обеспечивает повышение интенсивности разгона автомобиля в процессе от крывания дроссельной заслонки.
При полной нагрузке продолжает работать главная дозиру ющая система и включается в работу экономайзер с механиче ским приводом. Когда открытие дроссельной заслонки прибли жается к полному, рычаг заслонки через тягу перемещает шток,
66
Рис. 38. Ограничитель максимального числа оборотов карбюрато-
. |
pa К-82М: |
|
а — заслонка закрыта |
силой давления потока горючей |
смеси; |
б — заслонка открывается под действием пружины |
' |
|
1 — заслонка; 2 — профилированный кулачок; 3 — эластичная тя |
||
га; 4 — пружина; 5 — винт грубой регулировки; 6 — гайка |
тонкой |
регулировки; 7 — фильтр; 8 — поршень; 9 — шток; 10 — корпус
который посредством планки опускает вниз толкатель, а послед ний отжимает шариковый клапан, что дает возможность топли ву дополнительно поступать в главный топливный канал к жик леру полной мощности. В этом случае дозировка топлива определяется проходным сечением жиклера полной мощности, рассчитанного на приготовление обогащенной горючей смеси и получение максимальной мощности двигателя.
При резком открытии дроссельной заслонки с помощью ры чага, установленного на валике дроссельной заслонки, шток привода ускорительного насоса с планкой быстро опускается вниз, планка штока сжимает пружину и через нее перемещает вниз поршень, который вытесняет топливо из колодца насоса. Давлением топлива обратный клапан закрывается, и топливо, приподнимая нагнетательный клапан, впрыскивается через рас пылитель в смесительную камеру, что обеспечивает кратковре менное обогащение горючей смеси.
3* |
67 |
Передачей усилия к поршню ускорительного насоса через пружину достигается затяжной впрыск топлива, а также исклю чается тормозящее действие ускорительного насоса резкому открытию дроссельной заслонки.
При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигате
ля сверх установленной величины начинает действовать ограни читель максимального числа оборотов. Он состоит из корпу са 10, установленного между карбюратором и впускным трубо проводом, заслонки 1, профилированного кулачка 2, пружины 4, связанной с кулачком эластичной ленточной тягой 3, винта гай ки 6, механизма натяжения пружины и вакуумного механизма, состоящего из поршня 8 и штока 9 (рис. 38).
Работа ограничителя основана на том, что заслонка накло нена под углом 9° к направлению потока горючей смеси, а ее ось смещена на 3,2 мм от оси канала корпуса. Под действием напора потока горючей смеси и разрежения заслонка стремится закрыться, но этому противодействует пружина. Когда число оборотов коленчатого вала двигателя достигает максимального, заслонка под напором потока горючей смеси преодолевает сопротивление пружины и прикрывается, поступление горю чей смеси уменьшается и обороты коленчатого вала сни жаются.
Для улучшения работы ограничителя при изменении на грузки на двигатель и уменьшения вибрации заслонки при ра боте введен вакуумный механизм. Полость этого механизма за поршнем сообщается с впускным трубопроводом, а полость пе ред поршнем — с атмосферой.
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВУХКАМЕРНОГО КАРБЮРАТОРА К-126Б
Карбюратор К-126Б, устанавливаемый на автомобиле ГАЗ-53А, двухкамерный с балансированной поплавковой каме рой (рис. 39). Каждая камера карбюратора действует самостоя тельно, на четыре цилиндра, для чего впускной трубопровод разделен перегородкой на две ветви.
Главная дозирующая система и система холостого хода— самостоятельные для каждой смесительной камеры.
Ускорительный насос, экономайзер и система пуска — об щие на две камеры карбюратора.
Вглавную дозирующую систему с пневматическим тормо жением топлива входят большой и малый диффузоры, топлив ный жиклер и воздушный жиклер с эмульсионной трубкой.
Система холостого хода состоит из топливного и воздушного жиклеров, двух отверстий в смесительной камере и винта для регулирования состава горючей смеси на малых оборотах холо стого хода.
Вэкономайзер с механическим приводом входят клапан, общий для обеих камер, два жиклера и два распылителя, кон-
68