Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При пуске холодного двигателя, в процессе тактов впуска и сжатия, часть паров бензина конденсируется (осаждается) на холодных стенках впускной трубы и цилиндров, и к моменту воспламенения горючая смесь сильно обедняется, что затруд­ няет пуск двигателя. Поэтому на период пуска и прогрева дви­ гателя необходимо обеспечить богатую горючую смесь, что до­ стигается закрытием воздушной заслонки карбюратора путем вытягивания кнопки на щитке приборов. При этом значительное увеличение разрежения в смесительной камере вызывает уси­ ленное истечение бензина из главной дозирующей системы и си­ стемы холостого хода. Для предупреждения переобогащения горючей смеси на воздушной заслонке установлен автоматиче­ ский клапан с пружиной, который при закрытой воздушной за­ слонке, под действием разрежения в смесительной камере, от­ крывается и пропускает некоторое количество воздуха.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОДНОКАМЕРНОГО КАРБЮРАТОРА К-22Г

Карбюратор К-22Г, устанавливаемый на двигателе автомо­ биля ГАЗ-51А, имеет компенсацию смеси путем изменения раз­ режения в диффузоре и снабжен балансированной поплавковой камерой. Экономайзер и ускорительный насос карбюратора с общим механическим приводом, ограничитель максимального числа оборотов коленчатого вала пневматический (рис. 35).

Корпус карбюратора отливается из цинкового сплава и со­ стоит из трех частей, соединяемых между собой винтами.

Поплавковая камера при помощи балансировочной трубки соединяется с воздушным патрубком. При таком устройстве в случае загрязнения воздушного фильтра горючая смесь не будет обогащаться, так как давление в воздушном патрубке и поплавковой камере карбюратора уравнивается (баланси­ руется).

В средней части смесительной камеры помещены диффузо­ ры: большой наружный, средний и малый. Наружный диффу­ зор — переменного сечения с раздвигающимися пружинными боковыми пластинками. В карбюраторе имеется семь жиклеров: главный, дополнительный, экономайзера, холостого хода, эмуль­ сионный и два воздушных, установленных в системе холостого хода. Проходное сечение главного жиклера может изменяться специальной регулировочной иглой. Работа карбюратора на раз­ ных режимах происходит следующим образом.

При пуске и прогреве холодного двигателя, когда воздуш­ ная заслонка прикрыта, работают система пуска, главная дози­ рующая система, система холостого хода и ускорительный на­ сос, обеспечивающие приготовление богатой смеси. Топливо в это время поступает из поплавковой камерьГпо каналу к глав­ ному и дополнительному жиклерам, проходит через щ распы­ лители в диффузор и распиливается. Одновременно час!'Ь топли-

62


Рис. 35. Схема карбюратора К-22Т:

/ — пружина ограничителя оборотов; 2 — винт регулировки каче­

ства

горючей смеси; 3 — верхнее распиливающее отверстие систе­

мы

холостого

хода; 4 — отверстие, сообщающееся

с

вакуумным

регулятором опережения зажигания;

5 — топливный

жиклер

хо­

лостого хода;

6 — упругая пластина

большого диффузора;

7

эмульсионный

жиклер; 8 — воздушные

жиклеры;

9 — большой

диффузор; 10 — автоматический клапан;

11— воздушная заслон­

ка;

12 — балансировочная трубка; 13 — распылитель

 

ускоритель­

ного насоса; 14 — блок распылителей

главного и дополнительного

жиклеров; 15 — нагнетательный клапан; 16— поршень ускоритель­ ного насоса и экономайзера; 77 — поплавок; 18 — игольчатый кла­

пан; 19 — тяга

привода ускорительного насоса и экономайзера;

20 — обратный

клапан; 21 — клапан экономайзера; 22 — регули­

ровочная игла главного жиклера; 23 — блок жиклеров; 24 — дрос­ сельная заслонка; 25 — жиклер экономайзера

ва из канала распылителя дополнительного жиклера через жиклер экономайзера поступает к топливному жиклеру холо­ стого хода, а затем через эмульсионный жиклер в канал, где смешивается с воздухом и выходит через распыливающие от­ верстия системы холостого хода в задроссельное пространство.

На малых оборотах холостого хода работает только систе­ ма холостого хода. При этом топливо из канала распылителя дополнительного жиклера через жиклер экономайзера и топ­ ливный жиклер холостого хода поступает в вертикальный канал системы холостого хода, где смешивается с воздухом, поступа­ ющим через первый воздушный жиклер, затем во второй верти­ кальный канал, в- котором еще раз смешивается с воздухом, идущим через второй воздушный жиклер, и поступает через распыливающее отверстие в задроссельное пространство. Состав образующейся в задроссельном пространстве горючей смеси

63


Рис. 36. Схема работы ограничителя максимального чис­ ла оборотов коленчатого вала:

а — дроссельная заслонка полностью открыта; б — пото­ ком смеси дроссельная заслонка прикрывается

регулируют вращением винта 2, изменяющим проходное сечение нижнего распиливающего отверстия системы холостого хода.

При средней нагрузке система холостого хода прекращает свою работу и приготовление смеси осуществляет главная дозирущая система. Ее действие при изменении разрежения в сме­ сительной камере описано выше (см. рис. 31, б).

В известных пределах состав горючей смеси, приготовляе­ мый главной дозирующей системой, можно изменить при помо­ щи регулировочной иглы главного жиклера: при вывертывании иглы смесь обогащается, а при ввертывании — обедняется.

При полной нагрузке шток привода экономайзера под дав­ лением рычага, укрепленного на оси дроссельной заслонки, опу­ скается вниз и открывает клапан экономайзера. При этом топли­ во дополнительно начнет поступать через жиклер экономайзера в распылитель вспомогательного жиклера, обогащая горючую смесь. В это время двигатель будет развивать максимальную мощность.

При резком открытии дроссельной заслонки поршень уско­ рительного насоса быстро опускается вниз и давит на находя­ щееся под ним топливо. Давлением топлива закрывается обрат­ ный клапан, открывается нагнетательный клапан и топливо впрыскивается в смесительную камеру через распылитель уско­ рительного насоса, обогащая горючую смесь.

При увеличении числа оборотов сверх установленной вели­ чины вступает в действие пневматический ограничитель макси­ мального числа оборотов коленчатого вала двигателя (рис. 36). Ограничитель конструктивно объединен с дроссельной заслон­ кой, которая имеет специальную конструкцию с наклонной по­ верхностью (срезом). Ограничитель служит для предупреждения чрезмерного увеличения числа оборотов коленчатого вала на малых нагрузках двигателя и при полностью открытой дроссель­ ной заслонке.

Дроссельная заслонка связана со своим приводом при по­ мощи кулачковой муфты и повертывается в сторону действием

64

пружины ограничителя оборотов. Это позволяет открытой дрос­ сельной заслонке самостоятельно закрываться,- независимо от положения ее привода.

Когда число оборотов увеличивается сверх установленной величины, скорость и напор потока горючей смеси на наклон­ ную поверхность дроссельной заслонки настолько возрастают, что сила давления смеси преодолевает сопротивление пружины и дроссельная заслонка прикрывается, чем и ограничивается максимальное число оборотов коленчатого вала.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОДНОКАМЕРНОГО КАРБЮРАТОРА К-82М

Карбюратор К-82М, устанавливаемый на автомобиле ЗИЛ-164А (рис. 37), двухдиффузорный с балансированной по­ плавковой камерой. Он имеет компенсацию горючей смеси пнев­ матическим торможением топлива, снабжен экономайзерами с механическим и пневматическим приводами и ускорительным насосом с механическим приводом.

Работа карбюратора на разных режимах рассматривается ниже.

При пуске и прогреве холодного двигателя, когда воздуш­ ная заслонка прикрыта, вследствие большого разрежения в сме­ сительной камере и за дроссельной заслонкой, работают глав­ ная дозирующая система, система холостого хода, а также ускорительный насос, обеспечивающие получение богатой горю­ чей смеси. При этом топливо из поплавковой камеры через глав­ ный жиклер и распылитель поступает в смесительную камеру. Одновременно из топливного канала распылителя главного жик­ лера через жиклер холостого хода часть топлива поступает в ви­ де эмульсии в задроссельное пространство.

На малых оборотах холостого хода работает система хо­ лостого хода. При этом топливо из поплавковой Камеры, прой­ дя главный жиклер и жиклер полной мощности, поступает по каналу к жиклеру холостого хода. Одновременно для получе­ ния необходимого состава горючей смеси к топливу подмеши­ вается воздух, поступающий к жиклеру холостого хода через специальное -отверстие. Полученная эмульсия проходит через прямоугольное отверстие и круглое отверстие, сечение которого регулируется винтом, в щель между кромкой дроссельной за­ слонки и стенкой смесительной камеры. В задросеельном про­ странстве эмульсия смешивается с основным потоком воздуха и образует горючую смесь необходимого состава.

При средней нагрузке работает главная дозирующая систе­ ма, В это время топливо из поплавковой камеры поступает че­ рез главный жиклер и жиклер полной мощности. При движении топлива к нему подмешивается воздух, проходящий через воз­ душный жиклер, вследствие чего разрежение около жиклера полной мощности несколько уменьшается. Это вызывает тормо-

3 4-133

65


5

П 15

Рис. 37. Схема карбюратора К-82М:

1 — распылитель ускорительного насоса; 2 — малый диффузор; 3 — кольцевая щель; 4 — автоматический клапан; 5 — воздушная заслонка; 6 — воздушный

жиклер; 7 — жиклер холостого хода; 8 — жиклер полной мощности; 9 — игла;

10 — поршень экономайзера с пневматическим приводом;

11 — толкатель; 7 2 -

тяга; 13 — шток; 14 — фильтр; 15 — игольчатый клапан;

16— поплавок; 17

поршень ускорительного насоса; 18 — обратный клапан; 19 — клапан экономай­

зера; 20 — жиклер экономайзера с пневматическим приводом;

21 — главный

жиклер; 22 — канал привода экономайзера; 23 — дроссельная

заслонка; 2 4 -

винт регулировки качества горючей смеси; 25 — верхнее распыливающее отвер­ стие системы холостого хода; 26 — нагнетательный клапан

жение поступающего топлива и приводит к обеднению состава горючей смеси.

С увеличением открытия дроссельной заслонки1разрежение во впускном трубопроводе уменьшается. Поэтому поршень эко­ номайзера с пневматическим приводом под действием пружины перемещается вверх и через планку приподнимает иглу, вслед* ствие чего в главный топливный канал к жиклеру полной мощ­ ности начнет поступать дополнительное топливо и горючая смесь несколько обогатится.

Такое частичное обогащение горючей смеси обеспечивает повышение интенсивности разгона автомобиля в процессе от­ крывания дроссельной заслонки.

При полной нагрузке продолжает работать главная дозиру­ ющая система и включается в работу экономайзер с механиче­ ским приводом. Когда открытие дроссельной заслонки прибли­ жается к полному, рычаг заслонки через тягу перемещает шток,

66


Рис. 38. Ограничитель максимального числа оборотов карбюрато-

.

pa К-82М:

 

а — заслонка закрыта

силой давления потока горючей

смеси;

б — заслонка открывается под действием пружины

'

1 — заслонка; 2 — профилированный кулачок; 3 — эластичная тя­

га; 4 — пружина; 5 — винт грубой регулировки; 6 — гайка

тонкой

регулировки; 7 — фильтр; 8 — поршень; 9 — шток; 10 — корпус

который посредством планки опускает вниз толкатель, а послед­ ний отжимает шариковый клапан, что дает возможность топли­ ву дополнительно поступать в главный топливный канал к жик­ леру полной мощности. В этом случае дозировка топлива определяется проходным сечением жиклера полной мощности, рассчитанного на приготовление обогащенной горючей смеси и получение максимальной мощности двигателя.

При резком открытии дроссельной заслонки с помощью ры­ чага, установленного на валике дроссельной заслонки, шток привода ускорительного насоса с планкой быстро опускается вниз, планка штока сжимает пружину и через нее перемещает вниз поршень, который вытесняет топливо из колодца насоса. Давлением топлива обратный клапан закрывается, и топливо, приподнимая нагнетательный клапан, впрыскивается через рас­ пылитель в смесительную камеру, что обеспечивает кратковре­ менное обогащение горючей смеси.

3*

67

Передачей усилия к поршню ускорительного насоса через пружину достигается затяжной впрыск топлива, а также исклю­ чается тормозящее действие ускорительного насоса резкому открытию дроссельной заслонки.

При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигате­

ля сверх установленной величины начинает действовать ограни­ читель максимального числа оборотов. Он состоит из корпу­ са 10, установленного между карбюратором и впускным трубо­ проводом, заслонки 1, профилированного кулачка 2, пружины 4, связанной с кулачком эластичной ленточной тягой 3, винта гай­ ки 6, механизма натяжения пружины и вакуумного механизма, состоящего из поршня 8 и штока 9 (рис. 38).

Работа ограничителя основана на том, что заслонка накло­ нена под углом 9° к направлению потока горючей смеси, а ее ось смещена на 3,2 мм от оси канала корпуса. Под действием напора потока горючей смеси и разрежения заслонка стремится закрыться, но этому противодействует пружина. Когда число оборотов коленчатого вала двигателя достигает максимального, заслонка под напором потока горючей смеси преодолевает сопротивление пружины и прикрывается, поступление горю­ чей смеси уменьшается и обороты коленчатого вала сни­ жаются.

Для улучшения работы ограничителя при изменении на­ грузки на двигатель и уменьшения вибрации заслонки при ра­ боте введен вакуумный механизм. Полость этого механизма за поршнем сообщается с впускным трубопроводом, а полость пе­ ред поршнем — с атмосферой.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВУХКАМЕРНОГО КАРБЮРАТОРА К-126Б

Карбюратор К-126Б, устанавливаемый на автомобиле ГАЗ-53А, двухкамерный с балансированной поплавковой каме­ рой (рис. 39). Каждая камера карбюратора действует самостоя­ тельно, на четыре цилиндра, для чего впускной трубопровод разделен перегородкой на две ветви.

Главная дозирующая система и система холостого хода— самостоятельные для каждой смесительной камеры.

Ускорительный насос, экономайзер и система пуска — об­ щие на две камеры карбюратора.

Вглавную дозирующую систему с пневматическим тормо­ жением топлива входят большой и малый диффузоры, топлив­ ный жиклер и воздушный жиклер с эмульсионной трубкой.

Система холостого хода состоит из топливного и воздушного жиклеров, двух отверстий в смесительной камере и винта для регулирования состава горючей смеси на малых оборотах холо­ стого хода.

Вэкономайзер с механическим приводом входят клапан, общий для обеих камер, два жиклера и два распылителя, кон-

68