Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е С И С Т Е М Ы П И Т А Н И Я
При ежедневном техническом обслуживании нужно прове рить наличие топлива в баке и при необходимости произвести его заправку, осмотреть все соединения топливопроводов и кар бюратора для обнаружения подтеканий топлива.
При первом техническом обслуживании надо проверить крепление топливопроводов, карбюратора и топливного насоса, впускного и выпускного трубопроводов, снять и промыть воз душный фильтр, проверить действие воздушной и дроссельной заслонок, спустить отстой из фильтров, смазать ось педали при вода дроссельной заслонки.
При втором техническом обслуживании, кроме работ ТО-1,
следует промыть карбюратор и топливные фильтры, проверить уровень, отрегулировать карбюратор на малые обороты холо стого хода. При переходе на весенне-летнюю и осенне-зимнюю эксплуатацию нужно промыть топливный бак и отрегулировать подогрев горючей смеси соответственно сезону эксплуатации (автомобиль ГАЗ-51 А).
У р о в е н ь т о п л и в а в поплавковой камере проверяют прибором, состоящим из штуцера, резинового шланга и стек лянной трубки с делениями. Штуцер прибора ввертывают вме сто-пробки одного из топливных каналов карбюратора. При работе двигателя на малых оборотах определяют высоту уров ня топлива от плоскости разъема (крышки) карбюратора. Это расстояние у карбюратора К-22Г должно составлять 17—19 мм, а у карбюраторов К-82М и К-88А— 18—19 мм. У карбюраторов К-82М и К-88А уровень можно определить и другим способом. Для этого при работе двигателя на малом числе оборотов хо лостого хода надо вывернуть пробку контроля уровня и смот-
Рис. 50. Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюра тора:
а — при помощи прибора; б — через контрольное отверстие
80
реть в отверстие. Топливо должно находиться на уровне нижней кромки отверстия, но не вытекать из него (рис. 50, а, б).
В карбюраторе К-126Б уровень топлива проверяют через смотровое окно в стенке поплавковой камеры. Уровень должен находиться на расстоянии 19—21 мм от плоскости разъема по плавковой камеры.
Если уровень топлива ненормальный, его регулируют пу тем изменения толщины прокладки под гнездом игольчатого
клапана (при увеличении |
толщины |
прокладки уровень |
пони |
жается) или подгибанием |
упорной пластины рычага поплавка. |
||
Регулировку о д н о к а м е р н о г о |
к а р б ю р а т о р а |
на ма |
лые обороты холостого хода нужно производить на прогретом двигателе в следующем порядке:
—пустить двигатель и полностью открыть воздушную за
слонку;
—упорным винтом дроссельной заслонки установить ми нимальные устойчивые обороты;
—вращением вправо или влево винта системы холостого хода, регулирующего качество горючей смеси, добиться наиболь шего числа оборотов при данном положении дроссельной за слонки;
—упорным винтом дроссельной заслонки уменьшить число оборотов до возможного предела (при дальнейшем вывертыва нии винта двигатель начинает глохнуть);
—постепенно открыть дроссельную заслонку и резко ее за крыть. При этом двигатель не должен останавливаться, в про тивном случае необходимо завертыванием упорного винта не сколько увеличить обороты и снова проверить регулировку, как это было указано выше.
В д в у х к а м е р н |
ы х |
к а р б ю р а т о р а х регулировка ка |
чества горючей смеси |
на |
холостом ходу осуществляется пооче |
редно двумя винтами.
Вначале завертывают оба винта до отказа и отвертывают их обратно на три оборота. Пускают двигатель и упорным вин том дросселя устанавливают минимальные устойчивые обороты. Затем завертывают один из винтов качества до тех пор, пока двигатель начнет глохнуть, после чего винт отвертывают на 1/2 оборота. Также следует произвести регулировку и вторым вин том качества.
Н Е И С П РА ВН О С ТИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ, ИХ П Р И Ч И Н Ы И
СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Неисправности системы питания двигателя можно разде лить на четыре группы:
— неисправности, вызывающие прекращение подачи топ лива в карбюратор;
81
—неисправности, вызывающие образование бедной рабо чей смеси;
—неисправности, вызывающие образование богатой рабо
чей смеси;
— неисправности, вызывающие подтекание топлива.
ПРЕКРАЩЕНИЕ п одачи то п л и ва в карбю рато р
Причины отсутствия подачи топлива в карбюратор могут быть следующие:
—неисправность воздушного клапана в пробке горловины бака, что приводит к образованию в нем вакуума;
—засорение фильтров и топливопроводов;
—замерзание воды в баке и топливопроводах;
—прорыв диафрагмы топливного насоса, внешним призна ком чего является подтекание топлива из отверстия в нижней части корпуса;
—износ или загрязнение клапанов топливного насоса;
—подсос постороннего воздуха в полость над диафрагмой вследствие неплотного крепления крышки насоса.
Для определения причины отсутствия подачи топлива нуж но отвернуть топливопровод от карбюратора и перемещать ры чаг ручной подкачки или поворачивать за рукоятку коленча тый вал; если при этом струи топлива не наблюдается, необхо димо продуть топливопровод шинным насосом и промыть фильтр-отстойник и фильтр топливного насоса. Если же и после этого подачи топлива не будет, следует проверить исправность топливного насоса путем частичной или полной его разборки. При этом в первую очередь надо обратить внимание на плот ность крепления крышки, состояние клапанов и диафрагмы.
ОБРАЗОВАНИЕ БЕДНОЙ РАБОЧЕЙ СМЕСИ
Признаками и последствиями работы двигателя на бедной рабочей смеси являются:
—выстрелы (хлопки) из карбюратора;
—потеря мощности двигателя (плохо тянет);
—перегрев двигателя.
Выстрелы из карбюратора происходят вследствие того, что бедная рабочая смесь горит медленно и в то время, когда в од ном и том же цилиндре после такта выпуска начинается такт впуска, в камере сгорания еще продолжается догорание рабо чей смеси, отчего свежая горючая смесь воспламеняется и го рение распространяется по впускному трубопроводу в карбю ратор в виде взрыва.
Кроме того, выстрелы из карбюратора могут быть от не плотного закрывания впускного клапана.
82
Потеря мощности двигателя при работе на бедной смеси вызывается медленным сгоранием и, следовательно, меньшим давлением газов в цилиндре, от чего увеличивается площадь нагрева стенок цилиндра.
Перегрев двигателя объясняется тем, что сгорание бедной рабочей смеси происходит медленно и не только в камере сго рания, но и во всем объеме цилиндра.
Неисправности, вызывающие образование бедной рабочей смеси, могут быть следующие:
—отсутствие подачи топлива в карбюратор;
—засорение жиклеров;
—подсос дополнительного воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопроводом и самого трубопровода
сблоком (головкой цилиндров);
—заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем положении;
—пониженный уровень топлива в поплавковой камере.
Определять и устранять перечисленные неисправности нуж но в указанной ниже последовательности:
—проверить наличие подачи топлива приемами, указанны ми выше;
—при исправной подаче установить, нет ли подсоса допол нительного воздуха в соединениях; для этого при работающем двигателе закрыть воздушную заслонку и выключить зажига ние. Затем осмотреть соединения карбюратора и впускного тру бопровода. Наличие мокрых пятен свидетельствует о наличии неплотностей. Для устранения неисправности подтянуть гайки крепления;
—если подсоса воздуха не обнаружено, снять крышку по
плавковой камеры, проверить легкость перемещения |
поплавка |
и игольчатого клапана и продуть жиклеры шинным |
насосом; |
прочищать жиклеры проволокой или другим предметом недо пустимо, так как это приводит к разработке отверстий жик леров;
— проверить уровень топлива в поплавковой камере, при необходимости отрегулировать его приемами, указанными на стр. 80, 81.
ОБРАЗОВАНИЕ БОГАТОЙ РАБОЧЕЙ СМЕСИ
Признаками и последствиями работы двигателя на богатой рабочей смеси являются:
—черный дым и выстрелы из глушителя;
—потеря мощности двигателя;
—перерасход топлива и разжижение масла в картере дви
гателя.
Появление черного дыма из глушителя объясняется нали чием неполностью сгоревших, обуглившихся частиц топлива.
83
Выстрелы из глушителя происходят вследствие того, что некоторая часть паров топлива из-за недостатка воздуха в ци линдрах не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с
кислородом воздуха, воспламеняется.
Выстрелы из глушителя также могут быть и от неплотного
закрывания выпускного клапана.
Потеря мощности двигателя объясняется медленным горе
нием богатой рабочей смеси.
Разжижение масла в картере двигателя происходит вслед ствие конденсации некоторой части паров топлива. Пары топли ва, конденсируясь, осаждаются на стенках цилиндра и стекают
по стенкам в картер.
Образование богатой смеси может быть вызвано следую щими неисправностями:
—износом или неплотным закрытием игольчатого клапа на поплавковой камеры;
—износом или заеданием клапана экономайзера;
—наполнением поплавка топливом вследствие образования
внем трещин;
—разработкой жиклеров;
—сильным загрязнением воздушного фильтра;
—повышенным уровнем топлива в поплавковой камере. Эти неисправности определяют и устраняют в следующем
порядке. Проверяют уровень топлива в поплавковой камере и при необходимости его регулируют. Если уровень окажется нор мальным, необходимо снять и разобрать карбюратор, проверить плотность закрытия игольчатого клапана поплавковой камеры, исправность поплавка, действие клапана экономайзера и про пускную способность жиклеров. Указанные проверки произво дятся специалистом-регулировщиком.
ПОДТЕКАНИЕ ТОПЛИВА
Неисправности, вызывающие подтекание топлива, сле дующие:
—неплотно затянуты пробки жиклеров и топливных ка
налов;
—неплотность в соединениях топливопроводов (плохая за тяжка ниппельных гаек);
—трещины в топливопроводах;
—прорыв диафрагмы топливного насоса.
Подтекание топлива необходимо немедленно устранить, так как при этом неизбежен перерасход и возникает опасность воспламенения топлива.
В случае если произойдет воспламенение топлива, надо пре кратить подачу топлива, перекрыв кран и приняв меры для ту шения пожара путем закрытия мест воспламенения брезентом, забрасывания песком или с помощью огнетушителя.
Г л а в а IV
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
О С Н О В Н Ы Е С В Е Д Е Н И Я ПО ЭЛЕ К Т РО Т Е Х Н И КЕ
Электрический ток на автомобиле используют для воспла менения рабочей смеси в цилиндрах двигателя, пуска двигателя стартером, освещения, сигнализации, питания контрольно-изме рительных приборов и дополнительного оборудования.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, ПРОВОДНИКИ И ИЗОЛЯТОРЫ
Любое вещество состоит из большого количества молекул, диаметр которых настолько мал, что, например, на длине 1 мм может разместиться более пяти миллионов молекул. Молекула состоит из еще более мелких частиц, называемых атомами.
Атом состоит из ядра, имеющего положительный заряд электричества, одного или нескольких электронов, заряженных
отрицательно. |
т о к о м |
называется направленное |
Э л е к т р и ч е с к и м |
||
движение электронов в |
проводнике |
под действием внешних |
электрических сил. |
электрического тока относятся все ме |
|
К п р о в о д н и к а м |
таллы, уголь, растворы кислот, щелочей и солей.
Вещества, в которых невозможно вызвать направленного движения электронов, т. е. нельзя вызвать появление электри ческого тока, называют и з о л я т о р а м и . К ним относятся ре зина, эбонит, пластмасса, стекло, фарфор, слюда и др.
Вещества, которые по проводимости занимают промежуточ ное положение, называются полупроводниками; к ним относят ся графит, кремний, германий, селен.
85
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ц е п ь и |
е д и н и ц ы |
и з м е р е н и я |
ЭЛЕКТРИЧЕСТВА |
Э л е к т р и ч е с к о й |
ц е п ь ю |
называется |
замкнутый кон |
тур, состоящий из соединенных между собой проводников, по
требителей |
и источника тока (рис. |
51, |
а). |
Различают в нут» |
|
р е н н ю ю |
(источник тока) и в н е ш н ю ю |
(проводники |
и по |
||
требители) |
части электрической цепи; |
их |
сокращенно |
назы |
|
вают внутренней и внешней цепями. |
цепи условно принято от |
||||
Направление тока во внешней |
«плюса» к «минусу», а в действительности ток во внешней цепи течет от отрицательного полюса, имеющего избыток электронов,
к положительному, имеющему недостаток электронов. |
является |
|||||
Причиной, |
вызывающей |
движение |
электронов, |
|||
э л е к т р о д в и ж у щ а я сила |
(э.д.с.). |
|
|
|
||
Часть электродвижущей силы, затрачиваемой на преодоле |
||||||
ние сопротивления |
внешней |
цепи, называется |
н а п р я ж е |
|||
нием. Э.д.с. |
и напряжение |
измеряют в вольтах |
при |
помощи |
||
вольтметра. |
|
измеряют |
в амперах |
при помощи ампер |
||
Величину тока |
||||||
метра. |
|
|
|
|
|
|
Противодействие проводников движению электронов назы |
||||||
вается с о п р о т и в л е н и е м , |
измеряемым омами. |
Сопротивле |
ние проводника зависит от его длины, площади поперечного се чения и материала. Чем больше длина и меньше поперечное сечение, тем больше сопротивление проводника. Медные про водники имеют меньшее сопротивление, чем алюминиевые, а алюминиевые меньшее, чем стальные. На сопротивление про водника влияет также и его температура. Металлические про водники при повышении температуры сопротивление увеличи вают, а уголь и электролиты — уменьшают.
Рис. 51. Электрическая цепь и соединение источников тока:
а — электрическая цепь; 6 — последовательное; в — параллельное
86