Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е С И С Т Е М Ы П И Т А Н И Я

При ежедневном техническом обслуживании нужно прове­ рить наличие топлива в баке и при необходимости произвести его заправку, осмотреть все соединения топливопроводов и кар­ бюратора для обнаружения подтеканий топлива.

При первом техническом обслуживании надо проверить крепление топливопроводов, карбюратора и топливного насоса, впускного и выпускного трубопроводов, снять и промыть воз­ душный фильтр, проверить действие воздушной и дроссельной заслонок, спустить отстой из фильтров, смазать ось педали при­ вода дроссельной заслонки.

При втором техническом обслуживании, кроме работ ТО-1,

следует промыть карбюратор и топливные фильтры, проверить уровень, отрегулировать карбюратор на малые обороты холо­ стого хода. При переходе на весенне-летнюю и осенне-зимнюю эксплуатацию нужно промыть топливный бак и отрегулировать подогрев горючей смеси соответственно сезону эксплуатации (автомобиль ГАЗ-51 А).

У р о в е н ь т о п л и в а в поплавковой камере проверяют прибором, состоящим из штуцера, резинового шланга и стек­ лянной трубки с делениями. Штуцер прибора ввертывают вме­ сто-пробки одного из топливных каналов карбюратора. При работе двигателя на малых оборотах определяют высоту уров­ ня топлива от плоскости разъема (крышки) карбюратора. Это расстояние у карбюратора К-22Г должно составлять 17—19 мм, а у карбюраторов К-82М и К-88А— 18—19 мм. У карбюраторов К-82М и К-88А уровень можно определить и другим способом. Для этого при работе двигателя на малом числе оборотов хо­ лостого хода надо вывернуть пробку контроля уровня и смот-

Рис. 50. Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюра­ тора:

а — при помощи прибора; б — через контрольное отверстие

80

реть в отверстие. Топливо должно находиться на уровне нижней кромки отверстия, но не вытекать из него (рис. 50, а, б).

В карбюраторе К-126Б уровень топлива проверяют через смотровое окно в стенке поплавковой камеры. Уровень должен находиться на расстоянии 19—21 мм от плоскости разъема по­ плавковой камеры.

Если уровень топлива ненормальный, его регулируют пу­ тем изменения толщины прокладки под гнездом игольчатого

клапана (при увеличении

толщины

прокладки уровень

пони­

жается) или подгибанием

упорной пластины рычага поплавка.

Регулировку о д н о к а м е р н о г о

к а р б ю р а т о р а

на ма­

лые обороты холостого хода нужно производить на прогретом двигателе в следующем порядке:

пустить двигатель и полностью открыть воздушную за­

слонку;

упорным винтом дроссельной заслонки установить ми­ нимальные устойчивые обороты;

вращением вправо или влево винта системы холостого хода, регулирующего качество горючей смеси, добиться наиболь­ шего числа оборотов при данном положении дроссельной за­ слонки;

упорным винтом дроссельной заслонки уменьшить число оборотов до возможного предела (при дальнейшем вывертыва­ нии винта двигатель начинает глохнуть);

постепенно открыть дроссельную заслонку и резко ее за­ крыть. При этом двигатель не должен останавливаться, в про­ тивном случае необходимо завертыванием упорного винта не­ сколько увеличить обороты и снова проверить регулировку, как это было указано выше.

В д в у х к а м е р н

ы х

к а р б ю р а т о р а х регулировка ка­

чества горючей смеси

на

холостом ходу осуществляется пооче­

редно двумя винтами.

Вначале завертывают оба винта до отказа и отвертывают их обратно на три оборота. Пускают двигатель и упорным вин­ том дросселя устанавливают минимальные устойчивые обороты. Затем завертывают один из винтов качества до тех пор, пока двигатель начнет глохнуть, после чего винт отвертывают на 1/2 оборота. Также следует произвести регулировку и вторым вин­ том качества.

Н Е И С П РА ВН О С ТИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ, ИХ П Р И Ч И Н Ы И

СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Неисправности системы питания двигателя можно разде­ лить на четыре группы:

— неисправности, вызывающие прекращение подачи топ­ лива в карбюратор;

81


неисправности, вызывающие образование бедной рабо­ чей смеси;

неисправности, вызывающие образование богатой рабо­

чей смеси;

— неисправности, вызывающие подтекание топлива.

ПРЕКРАЩЕНИЕ п одачи то п л и ва в карбю рато р

Причины отсутствия подачи топлива в карбюратор могут быть следующие:

неисправность воздушного клапана в пробке горловины бака, что приводит к образованию в нем вакуума;

засорение фильтров и топливопроводов;

замерзание воды в баке и топливопроводах;

прорыв диафрагмы топливного насоса, внешним призна­ ком чего является подтекание топлива из отверстия в нижней части корпуса;

износ или загрязнение клапанов топливного насоса;

подсос постороннего воздуха в полость над диафрагмой вследствие неплотного крепления крышки насоса.

Для определения причины отсутствия подачи топлива нуж­ но отвернуть топливопровод от карбюратора и перемещать ры­ чаг ручной подкачки или поворачивать за рукоятку коленча­ тый вал; если при этом струи топлива не наблюдается, необхо­ димо продуть топливопровод шинным насосом и промыть фильтр-отстойник и фильтр топливного насоса. Если же и после этого подачи топлива не будет, следует проверить исправность топливного насоса путем частичной или полной его разборки. При этом в первую очередь надо обратить внимание на плот­ ность крепления крышки, состояние клапанов и диафрагмы.

ОБРАЗОВАНИЕ БЕДНОЙ РАБОЧЕЙ СМЕСИ

Признаками и последствиями работы двигателя на бедной рабочей смеси являются:

выстрелы (хлопки) из карбюратора;

потеря мощности двигателя (плохо тянет);

перегрев двигателя.

Выстрелы из карбюратора происходят вследствие того, что бедная рабочая смесь горит медленно и в то время, когда в од­ ном и том же цилиндре после такта выпуска начинается такт впуска, в камере сгорания еще продолжается догорание рабо­ чей смеси, отчего свежая горючая смесь воспламеняется и го­ рение распространяется по впускному трубопроводу в карбю­ ратор в виде взрыва.

Кроме того, выстрелы из карбюратора могут быть от не­ плотного закрывания впускного клапана.

82


Потеря мощности двигателя при работе на бедной смеси вызывается медленным сгоранием и, следовательно, меньшим давлением газов в цилиндре, от чего увеличивается площадь нагрева стенок цилиндра.

Перегрев двигателя объясняется тем, что сгорание бедной рабочей смеси происходит медленно и не только в камере сго­ рания, но и во всем объеме цилиндра.

Неисправности, вызывающие образование бедной рабочей смеси, могут быть следующие:

отсутствие подачи топлива в карбюратор;

засорение жиклеров;

подсос дополнительного воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопроводом и самого трубопровода

сблоком (головкой цилиндров);

заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем положении;

пониженный уровень топлива в поплавковой камере.

Определять и устранять перечисленные неисправности нуж­ но в указанной ниже последовательности:

проверить наличие подачи топлива приемами, указанны­ ми выше;

при исправной подаче установить, нет ли подсоса допол­ нительного воздуха в соединениях; для этого при работающем двигателе закрыть воздушную заслонку и выключить зажига­ ние. Затем осмотреть соединения карбюратора и впускного тру­ бопровода. Наличие мокрых пятен свидетельствует о наличии неплотностей. Для устранения неисправности подтянуть гайки крепления;

если подсоса воздуха не обнаружено, снять крышку по­

плавковой камеры, проверить легкость перемещения

поплавка

и игольчатого клапана и продуть жиклеры шинным

насосом;

прочищать жиклеры проволокой или другим предметом недо­ пустимо, так как это приводит к разработке отверстий жик­ леров;

— проверить уровень топлива в поплавковой камере, при необходимости отрегулировать его приемами, указанными на стр. 80, 81.

ОБРАЗОВАНИЕ БОГАТОЙ РАБОЧЕЙ СМЕСИ

Признаками и последствиями работы двигателя на богатой рабочей смеси являются:

черный дым и выстрелы из глушителя;

потеря мощности двигателя;

перерасход топлива и разжижение масла в картере дви­

гателя.

Появление черного дыма из глушителя объясняется нали­ чием неполностью сгоревших, обуглившихся частиц топлива.

83


Выстрелы из глушителя происходят вследствие того, что некоторая часть паров топлива из-за недостатка воздуха в ци­ линдрах не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с

кислородом воздуха, воспламеняется.

Выстрелы из глушителя также могут быть и от неплотного

закрывания выпускного клапана.

Потеря мощности двигателя объясняется медленным горе­

нием богатой рабочей смеси.

Разжижение масла в картере двигателя происходит вслед­ ствие конденсации некоторой части паров топлива. Пары топли­ ва, конденсируясь, осаждаются на стенках цилиндра и стекают

по стенкам в картер.

Образование богатой смеси может быть вызвано следую­ щими неисправностями:

износом или неплотным закрытием игольчатого клапа­ на поплавковой камеры;

износом или заеданием клапана экономайзера;

наполнением поплавка топливом вследствие образования

внем трещин;

разработкой жиклеров;

сильным загрязнением воздушного фильтра;

повышенным уровнем топлива в поплавковой камере. Эти неисправности определяют и устраняют в следующем

порядке. Проверяют уровень топлива в поплавковой камере и при необходимости его регулируют. Если уровень окажется нор­ мальным, необходимо снять и разобрать карбюратор, проверить плотность закрытия игольчатого клапана поплавковой камеры, исправность поплавка, действие клапана экономайзера и про­ пускную способность жиклеров. Указанные проверки произво­ дятся специалистом-регулировщиком.

ПОДТЕКАНИЕ ТОПЛИВА

Неисправности, вызывающие подтекание топлива, сле­ дующие:

неплотно затянуты пробки жиклеров и топливных ка­

налов;

неплотность в соединениях топливопроводов (плохая за­ тяжка ниппельных гаек);

трещины в топливопроводах;

прорыв диафрагмы топливного насоса.

Подтекание топлива необходимо немедленно устранить, так как при этом неизбежен перерасход и возникает опасность воспламенения топлива.

В случае если произойдет воспламенение топлива, надо пре­ кратить подачу топлива, перекрыв кран и приняв меры для ту­ шения пожара путем закрытия мест воспламенения брезентом, забрасывания песком или с помощью огнетушителя.


Г л а в а IV

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

О С Н О В Н Ы Е С В Е Д Е Н И Я ПО ЭЛЕ К Т РО Т Е Х Н И КЕ

Электрический ток на автомобиле используют для воспла­ менения рабочей смеси в цилиндрах двигателя, пуска двигателя стартером, освещения, сигнализации, питания контрольно-изме­ рительных приборов и дополнительного оборудования.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, ПРОВОДНИКИ И ИЗОЛЯТОРЫ

Любое вещество состоит из большого количества молекул, диаметр которых настолько мал, что, например, на длине 1 мм может разместиться более пяти миллионов молекул. Молекула состоит из еще более мелких частиц, называемых атомами.

Атом состоит из ядра, имеющего положительный заряд электричества, одного или нескольких электронов, заряженных

отрицательно.

т о к о м

называется направленное

Э л е к т р и ч е с к и м

движение электронов в

проводнике

под действием внешних

электрических сил.

электрического тока относятся все ме­

К п р о в о д н и к а м

таллы, уголь, растворы кислот, щелочей и солей.

Вещества, в которых невозможно вызвать направленного движения электронов, т. е. нельзя вызвать появление электри­ ческого тока, называют и з о л я т о р а м и . К ним относятся ре­ зина, эбонит, пластмасса, стекло, фарфор, слюда и др.

Вещества, которые по проводимости занимают промежуточ­ ное положение, называются полупроводниками; к ним относят­ ся графит, кремний, германий, селен.

85

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ц е п ь и

е д и н и ц ы

и з м е р е н и я

ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Э л е к т р и ч е с к о й

ц е п ь ю

называется

замкнутый кон­

тур, состоящий из соединенных между собой проводников, по­

требителей

и источника тока (рис.

51,

а).

Различают в нут»

р е н н ю ю

(источник тока) и в н е ш н ю ю

(проводники

и по­

требители)

части электрической цепи;

их

сокращенно

назы­

вают внутренней и внешней цепями.

цепи условно принято от

Направление тока во внешней

«плюса» к «минусу», а в действительности ток во внешней цепи течет от отрицательного полюса, имеющего избыток электронов,

к положительному, имеющему недостаток электронов.

является

Причиной,

вызывающей

движение

электронов,

э л е к т р о д в и ж у щ а я сила

(э.д.с.).

 

 

 

Часть электродвижущей силы, затрачиваемой на преодоле­

ние сопротивления

внешней

цепи, называется

н а п р я ж е ­

нием. Э.д.с.

и напряжение

измеряют в вольтах

при

помощи

вольтметра.

 

измеряют

в амперах

при помощи ампер­

Величину тока

метра.

 

 

 

 

 

 

Противодействие проводников движению электронов назы­

вается с о п р о т и в л е н и е м ,

измеряемым омами.

Сопротивле­

ние проводника зависит от его длины, площади поперечного се­ чения и материала. Чем больше длина и меньше поперечное сечение, тем больше сопротивление проводника. Медные про­ водники имеют меньшее сопротивление, чем алюминиевые, а алюминиевые меньшее, чем стальные. На сопротивление про­ водника влияет также и его температура. Металлические про­ водники при повышении температуры сопротивление увеличи­ вают, а уголь и электролиты — уменьшают.

Рис. 51. Электрическая цепь и соединение источников тока:

а — электрическая цепь; 6 — последовательное; в — параллельное

86