Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 58. Принцип работы генератора постоянного тока:

1 ,2 — прлукольца; а, в — рамка пересекает магнитные силовые ли­ нии; б, г — стороны рамки скользят вдоль магнитных силовых линий

в рамке преобразуется в постоянный по направлению ток во внешней цепи. Этот принцип используется в генераторах по­ стоянного тока.

П р о с т е й ш и й г е н е р а ­ т о р п е р е м е н н о г о т о к а отличается тем, что ^онцы рамки присоединяют не к коллектору, состоящему из отдельных полу­ колец, а к двум изолированным друг от друга кольцам, к кото­ рым также прижимаются щетки. При вращении рамки в ней индук­ тируется переменный по направ-

Рис. 59. Принцип работы генерато­ ра переменного тока:

а — схема получения переменного тока; б — графическое изображе­ ние э.д.с. однофазного переменно­ го тока

1, 5 — кольца; 2, 4 — щетки; 3— рамка

93

ад.с.

Рис. 60. Схема получения трехфазного переменного тока:

a — схема трехфазного генератора; б — графическое изображение

э.д.с.

лению и величине ток, который поочередно поступает на щетки и во внешнюю цепь (рис. 59, а). За один оборот рамки ток уве­ личивается от нуля до максимума и снова уменьшается до нуля, а затем, изменив свое направление, опять увеличивается

от нуля до максимума

и уменьшается

до

нуля (рис. 59, б).

Такой

ток

называется

о д н о ф а з н ы м

переменным током.

Время

на

совершение

одного полного

колебания называется

п е р и о д о м . Число периодов в одну секунду называется ч а с ­

т о т о й

т ока . Наибольшее значение тока называется а м п л и ­

т у д о й

т ока .

 

Электрическая цепь, в которой одновременно действуют три

переменные э.д.с. с одинаковыми

амплитудой и частотой, но

смещенные по фазе на угол 120°,

называется т р е х ф а з н о й ,

а ток в цепи — т р е х ф а з н ы м .

 

Простейший трехфазный генератор имеет три обмотки (рам­ ки), сдвинутые в пространстве по отношению друг к другу на

120° (рис. 60).

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для пита­ ния током приборов электрооборудования на малых оборотах и при неработающем двигателе.

Аккумуляторная батарея состоит из шести отдельных двух­ вольтовых аккумуляторов (элементов), соединенных между со­ бой последовательно, что обеспечивает получение в цепи рабо­ чего напряжения в 12 В. Бак батареи изготовляют из эбонита

94


3

6

7

8

a

w

Рис. 61. Аккумуляторная батарея:

1 — отрицательная пластина; 2 — сепаратор; 3 — выводные шты­ ри; 4 — положительна^ пластина; 5 — мастика; 6 — бак; 7 — отри­ цательный выводной йЗтырь батареи; 8 — соединительная шина; 9 — пробка; 10 — положительный выводной штырь; 11 — вентиля­ ционное отверстие; 12 — наливное отверстие; 13 — крышка акку­

мулятора

и разделяют перегородками на шесть отделений, в каждом из которых помещают один аккумулятор (рис. 61).

Аккумулятор состоит из положительных и отрицательных пластин, изолированных друг от друга сепараторами, изготов­ ленными из специально обработанной однослойной фанеры, мипора или мипласта.

Пластины отливают в виде решеток из свинца с добавле­ нием 5—10% сурьмы для механической прочности. В решетку

пластин впрессовывают активную массу

из свинцового сурика

и свинцового глета или окисленного

свинцового порошка,

В аккумуляторы заливают электролит, составляемый из хими* чески чистой серной кислоты удельного веса 1,84 и дистиллиро-» ванной воды. Сверху аккумулятор закрывают крышкой, имею-» щей наливное отверстие, закрываемой резьбовой пробкой с вен­ тиляционным отверстием, через которое внутренняя полость аккумулятора сообщается с атмосферой.

Е м к о с т ь ю а к к у м у л я т о р а называется то количество электричества, которое может дать полностью заряженный аккумулятор при десятичасовом режиме разряда (до напряже­

ния 1,7

В).

Емкость

аккумулятора выражается ампер-часами

(А-ч) и зависит от

количества и размера Параллельно соеди*

ненных пластин, а также от температуры электролита.

при

Например,

заряженный аккумулятор

емкостью 70 А-ч

температуре

электролита 30° С способен

поддерживать в

цепи

ток 7 А

в

течение 10 часов, после чего

его напряжение

по­

низится

до

1,7

В. Чем больше размер и количество пластин и

95


выше температура электролита, тем больше разрядная емкость

аккумулятора.

Емкость аккумуляторной батареи, состоящей из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно, равна емкости одного аккумулятора.

В табл. 8 приведена характеристика аккумуляторных ба­ тарей.

 

Аккумуляторные батареи

 

Таблица 8

 

 

 

 

 

Емкость при

Номиналь­

Модель автомо­

 

10-часовом

Тип аккумуляторной батареи

ное напря­

биля

разряде,

 

жение, В

 

 

А-ч

 

 

 

ГАЗ-51А

З-СТ-70 ПД (две батареи, со-

70

12

 

единенные последовательно)

84

12

ЗИЛ-164А

З-СТ-84 ПДС (две батареи, со-

ГАЗ-53А и ГАЗ-66

единенные последовательно)

68

12

6-СТ-68 ЭМ

ЗИЛ-130

6-СТ-78 ЭМ

78

12

Цифры и буквы в приведенных типах аккумуляторных ба­

тарей означают:

цифры 3 или 6 (в начале) — число аккумулято­

ров в батарее,

буквы СТ — батарея стартерного

типа,

число

после букв СТ — номинальная емкость батареи в

А т,

буквы

Э и П — материал бака — эбонит, П — асфальтопековая мас­ са с кислотоупорными вставками), последние буквы — материал сепараторов — мипласт, ДС и МС — дерево или мипласт, комбинированные со стекловолокном).

НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

■В процессе эксплуатации в аккумуляторной батарее могут возникать следующие неисправности: окисление выводных шты­ рей, подтекание электролита через трещины сосуда, быстрый саморазряд, короткое замыкание и сульфитация пластин.

Окисление выводных штырей приводит к увеличению со­ противления во внешней цепи и даже к прекращению тока. Для устранения неисправности нужно снять со штырей наконечники проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы и укрепить по­ следние на штырях. После этого штыри и клеммы надо сверху смазать тонким слоем технического вазелина.

Подтекание электролита через трещины бака обнаружи­ вают осмотром. Для устранения неисправности батарею сдают в ремонт. При вынужденной временной эксплуатации батареи с этой неисправностью необходимо периодически добавлять в неисправную банку электролит, а не дистиллированную воду.

96


Быстрый саморазряд может быть следствием загрязнения поверхности батареи и электролита. Для устранения неисправ­ ности следует протереть поверхность батареи и заменить элек­ тролит.

Короткое замыкание внутри банки чаще всего вызывается осыпавшейся активной массой и вследствие разрушения сепа­ раторов. В том и другом случаях батарею разбирают и устра­ няют неисправности.

Сульфитация пластин заключается в том, что на пластинах образуется крупнокристаллический сернокислый свинец. Плас­ тины при этой становятся нетокопроводимыми, и аккумулятор­ ная батарея не принимает заряда.

Основные причины, вызывающие сульфатацию, следующие:

разряд батареи ниже 1,7 В на один аккумулятор;

оголение пластин вследствие понижения уровня электро­

лита;

продолжительное хранение батареи без подзарядки;

пониженная плотность электролита.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

При ежедневном техническом обслуживании по окончании работы надо отсоединить батарею от цепи, пользуясь выклю­ чателем, соединяющим батарею с массой (автомобиль ГАЗ-66).

При первом техническом обслуживании нужно очистить аккумуляторную батарею от загрязнений, прочистить вентиля­ ционные отверстия в пробках, проверить крепление наконечни­ ков проводов, проверить уровень электролита и при необходи­ мости долить дистиллированную воду.

В случае окисления штырей и клемм следует зачистить и смазать их, как указано выше.

При втором техническом обслуживании, кроме работ ТО-1,

надо проверить крепление аккумуляторной батареи в гнезде, проверить уровень и плотность электролита, проверить степень , заряженности аккумуляторов нагрузочной вилкой. Если напря­ жение на выводных штырях каждого аккумулятора окажет­ ся ниже 1,7 В, нужно снять батарею для стационарного за­ ряда.

ГЕНЕРАТОР И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР

Генератор на автомобиле служит для питания всех потре­ бителей электрической энергией и для зарядки аккумуляторной батареи при среднем и большом числах оборотов коленчатого вала двигателя.

На автомобилях применяют генераторы постоянного и пе­ ременного тока.

4 4-138

97


Генератор постоянного тока (рис. 62) состоит из корпуса, полюсных башмаков с обмоткой возбуждения, якоря, щеткодер­ жателей со щетками и крышек с подшипниками.

Корпус генератора имеет цилиндрическую форму и изго­ товляется из мягкой стали. С внутренней стороны к корпусу привинчивают полюсные башмаки, также изготовленные из мяг­ кой стали. На полюсные башмаки наматывают обмотку воз­ буждения, которая служит для увеличения магнитного поля.

Между полюсными башмаками вращается якорь. На вал якоря напрессован сердечник, состоящий из тонких железных пластинок, изолированных друг от друга окалиной (окись желе­ за) или лаком. На сердечнике имеются пазы, в которые закла­ дывается обмотка якоря, изготовленная в виде отдельных сек­ ций, концы которых припаивают к пластинкам (ламелям) кол­ лектора. Коллектор, медные ламели которого изолированы друг от друга слюдой, служит для преобразования переменного тока (который получается в обмотке якоря) в постоянный (протека­ ющий во внешней цепи).

По коллектору скользят угольно-графитовые щетки, кото­ рые помещены в щеткодержателях и прижимаются к коллекто­ ру с помощью пружин.

Обмотка возбуждения одним концом присоединена к мас­ се, а вторым — к клемме Ш генератора. Минусовая щетка со­ единена с массой, а плюсовая при помощи изолированного про­ водника — с клеммой Я генератора.

Полюсные башмаки и корпус генератора намагничены и

образуют слабое магнитное поле, называемое о с т а т о ч н ы м м а г н е т и з м о м . При вращении якоря его обмотка пересекает магнитные силовые линии остаточного магнетизма и в ней ин­ дуктируется слабый ток. Часть этого тока поступает в обмотку возбуждения, при этом полюсные башмаки намагничиваются сильнее, магнитный поток увеличивается и напряжение на щет­ ках генератора повышается.

Вследствие того, что генератор получает привод от колен­ чатого вала двигателя, а обороты последнего изменяются в ши­ роких пределах (от 400 до 5000), напряжение в цепи генерато­ ра на больших оборотах может достигнуть недопустимой вели­ чины, при которой будут перегорать лампы, нагреваться обмотка якоря и нарушаться нормальная работа всех приборов электрооборудования. Кроме того, при сильно разряженной ба­ тарее и при питании большого числа приборов в генераторе может возникнуть чрезмерно большой ток, который может вы­ звать сгорание изоляции обмотки якоря. И наконец в связи с тем, что аккумуляторная батарея соединена с генератором параллельно, при малых оборотах, когда напряжение на щет­ ках генератора сильно уменьшается, ток из батареи может пойти в генератор, что приведет к быстрому разряду батареи и нагре­ ву обмоток генератора. Для устранения' этих нежелательных явлений на автомобиле устанавливают реле-регулятор.