Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Рис. 66. Катушка зажигания: |
|
||
а — электрическая схема; б — разрез |
3 — сердечник; |
||
1 — дополнительное сопротивление; |
2 — крышка; |
||
4 — вторичная обмотка; 5 — первичная |
обмотка; |
6 —■картонные |
|
трубки; 7 — кольцевой магнитопровод; |
8 — кожух; |
9 — изолятор; |
|
ВК-Б — клемма для присоединения |
проводов от |
выключателя |
|
зажигания и включателя стартера; |
ВК — клемма для присоедине |
||
ния провода от включателя стартера; Р — клемма |
для присоеди |
||
нения провода от прерывателя |
|
генератора) в ток высокого напряжения. Она состоит из сердеч ника, на который наматываются вторичная и первичная обмот ки, изолятора, карболитовой крышки с клеммами и корпуса с магнитопроводом. Снаружи на корпусе катушки устанавливают дополнительное сопротивление, включенное последовательно с первичной обмоткой и уменьшающее ее нагрев при работе двигателя на малых оборотах.
Работа катушки зажигания протекает следующим образом. Когда по первичной обмотке протекает ток низкого напряже ния, сердечник намагничивается и вокруг обмоток создается
магнитное поле; при |
размыкании контактов прерывателя ток |
|
в первичной |
обмотке |
прекращается, магнитное поле исчезает |
и пересекает |
витки вторичной обмотки, в которой в это время |
106
индуктируется ток высокого напряжения, достигающий 15^ 20 тыс. В. При этом происходит также пересечение магнитными линиями первичной обмотки, в которой индуктируется ток са моиндукции напряжением до 300 В, и сердечника, в котором возбуждаются вихревые токи, вызывающие нагрев сердечника. Для уменьшения вихревых токов сердечник делают из отдель ных тонких пластин, изолированных друг от друга окалиной.
При работе двигателя на малых оборотах контакты преры вателя находятся в замкнутом состоянии длительный период и ток в первичной цепи успевает достигнуть своего максимума. В результате этого дополнительное сопротивление нагревается, общее сопротивление первичной цепи увеличивается и величина тока в ней снижается, что уменьшает нагрев катушки зажи гания.
При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигате ля время замкнутого состояния контактов прерывателя умень шается и ток в первичной обмотке не успевает достигать мак симальной величины; при этом температура дополнительного сопротивления падает и общее сопротивление первичной цепи снижается, вследствие чего ток в первичной цепи катушки не сколько усиливается. Во время пуска двигателя стартером с по мощью включателя или тягового реле стартера дополнительное сопротивление закорачивается и ток в первичную цепь посту пает, минуя сопротивление, что обеспечивает достаточно высокое
напряжение во |
вторичной |
цепи |
и легкий |
пуск |
двигателя. |
||||
В табл. |
9 дана характеристика обмоток катушки зажигания. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
|
|
|
|
Данные обмотки катушки зажигания |
|
|
|
|||
Тип |
ка |
|
Первичная обмотка |
Вторичная обмотка |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
тушки |
за |
диаметр |
ЧИСЛО |
диаметр |
длина, |
м |
ЧИСЛО |
||
жигания |
|
||||||||
|
провода, |
мм длина, м |
витков |
провода, мм |
витков |
||||
Б-1 |
|
0,72 |
0,25 |
330 |
0,1 |
1700 |
|
19 000 |
Конденсатор (рис. 67) состоит из двух обкладок, представ ляющих собой тонкие слои алюминия, напыленного на обе сто роны промасленной бумажной ленты, или двух лент из алюми ниевой фольги, также изолированных друг от друга бумагой. Для предупреждения замыкания обкладок между собой на лен ту накладывают полосу парафинированной (конденсаторной) бумаги. Одна обкладка через корпус конденсатора соединяется с массой, а от другой — выводится изолированный проводник для присоединения к клемме подвижного контакта прерывателя.
Конденсатор включают в цепь параллельно контактам пре рывателя. Он служит для предохранения контактов прерыва
Ш7
теля от подгорания и для увеличения напряжения во вторичной
обмотке катушки зажигания.
В начале размыкания контактов прерывателя в первичной обмотке катушки зажигания появляется ток самоиндукции, ко торый не проскакивает между контактами, а поступает на за
|
|
ряд |
обкладок |
конденсатора, |
|||
|
|
вследствие чего и не происхо |
|||||
|
|
дит |
сильного искрения |
между |
|||
|
|
контактами. После этого кон |
|||||
|
|
денсатор |
разряжается |
через |
|||
|
|
первичную |
обмотку, |
образуя |
|||
|
|
ток, протекающий в направле |
|||||
|
|
нии, противоположном направ |
|||||
|
|
лению тока низкого напряже |
|||||
|
|
ния. Ток обратного направле |
|||||
|
|
ния очень быстро размагничи |
|||||
Рис. 67. Конденсатор: |
вает сердечник катушки, и в |
||||||
ее вторичной |
обмотке |
индук |
|||||
1 — корпус |
конденсатора; 2 — пара |
||||||
тируется ток |
более высокого |
||||||
финированная бумага; 3 — алюминие |
|||||||
вая фольга; |
4 — изолированный про |
напряжения. |
|
|
|||
|
водник |
|
Прерыватель-распредели |
||||
|
|
тель |
(рис. |
68) |
состоит |
из объ- |
единенных в общем корпусе прерывателя тока низкого
напряжения ираспределителя тока |
высокого |
напря- |
жения. |
|
внутри ко |
П р е р ы в а т е л ь состоит из чугунного корпуса, |
торого помещается приводной валик, соединенный через центро бежный регулятор с кулачком неподвижного опорного диска и подвижного диска. Снаружи корпуса установлен вакуумный регулятор опережения зажигания и конденсатор.
На подвижном диске установлены: неподвижный контакт («наковальня»), соединенный с массой, подвижный контакт («молоточек»), изолированный от массы и соединенный провод ником с изолированной клеммой корпуса, и фитиль для смазки кулачка. Неподвижный контакт установлен на специальной пло щадке, закрепляемой на диске винтом. Площадка вместе с кон тактом может перемещаться эксцентриком, что дает возмож ность регулировать зазор между контактами.
Подвижный контакт при помощи пластинчатой пружины постоянно прижимается к неподвижному контакту. При враще нии валика кулачок своими выступами отжимает подвижный контакт и контакты размыкаются, прерывая ток низкого напря жения. Смыкание контактов осуществляется пластинчатой пру жиной. Нормальный зазор между контактами прерывателя, на
ходящимися в |
полностью |
разомкнутом |
состоянии,— 0,35— |
0,45 мм. Число |
выступов |
на кулачке |
соответствует числу |
цилйндров, а скорость вращения валика вдвое меньше скорости вращения коленчатого вала. Контакты изготовлены из тугоплавкового металла — вольфрама.
108
Р а с п р е д е л и т е л ь состоит из ротора, карболитовой крышки с вы водными боковыми клеммами и цент ральной клеммы с контактным уголь ком.
|
Внутри |
|
ротора |
|
|
|
|
|
|
||||
имеется срез, с по |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мощью |
которого |
он |
|
|
|
|
|
|
|||||
фиксируется |
в опре |
|
|
|
|
|
|
||||||
деленном положении |
|
|
|
|
|
|
|||||||
на кулачке и вра |
|
|
|
|
|
|
|||||||
щается вместе с ним. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
В |
гнездо |
цент |
|
|
|
|
|
|
||||
ральной |
|
|
клем |
|
|
|
|
|
|
||||
мы |
распределителя |
|
|
|
|
|
|
||||||
вставляют |
|
|
провод |
|
|
|
|
|
|
||||
высокого |
напряже |
|
|
|
|
|
|
||||||
ния от катушки за |
|
|
|
|
|
|
|||||||
жигания. От боко |
|
|
|
|
|
|
|||||||
вых выводных клемм |
|
|
|
|
|
|
|||||||
провода |
присоеди |
|
|
|
|
|
|
||||||
няют к свечам зажи |
|
|
|
|
|
|
|||||||
гания в порядке ра |
|
|
|
|
|
|
|||||||
боты цилиндров дви |
|
|
|
|
|
|
|||||||
гателя |
по |
направле |
|
|
|
|
|
|
|||||
нию |
вращения |
ро |
|
|
|
|
|
|
|||||
тора. |
|
высокого |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Ток |
|
|
|
|
|
|
||||||
напряжения, |
|
индук |
|
|
|
|
|
|
|||||
тированный |
во |
вто |
|
|
|
|
|
|
|||||
ричной |
обмотке |
ка |
|
|
|
|
|
|
|||||
тушки |
зажигания |
в |
Рис. 68. Прерыватель-распределитель: |
||||||||||
момент |
размыкания |
||||||||||||
контактов |
прерыва |
1 — конденсатор; 2 — грузик; |
3 — корпус |
преры |
|||||||||
теля, поступает че |
вателя-распределителя; |
4 — регулировочный экс |
|||||||||||
центрик; |
5 — кулачок; |
б — подвижный |
|
контакт; |
|||||||||
рез |
контактный |
уго |
7 — неподвижный контакт; 8 — ротор; 9 — сегмент |
||||||||||
лек |
на |
пластинку |
боковой |
выводной клеммы; |
10 — уголек; 11 — |
||||||||
ротора, |
а |
затем |
|
че |
крышка |
распределителя; 12 — вакуумный |
автомат |
||||||
|
опережения зажигания; |
13 — фитиль; |
14 — под |
||||||||||
рез |
воздушный |
про |
вижная |
пластина октан-корректора; |
15— винт |
||||||||
межуток на боковую |
крепления площадки неподвижного контакта; 16— |
||||||||||||
выводную |
|
клемму |
регулировочные гайки; 17 — диск прерывателя |
||||||||||
и по проводу |
высо- |
|
|
|
|
|
|
кого напряжения на свечу зажигания. При последующем раз мыкании контактов ротор повернется и расположится против очередной боковой клеммы и т. д.
109