Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 66. Катушка зажигания:

 

а — электрическая схема; б — разрез

3 — сердечник;

1 — дополнительное сопротивление;

2 — крышка;

4 — вторичная обмотка; 5 — первичная

обмотка;

6 —■картонные

трубки; 7 — кольцевой магнитопровод;

8 — кожух;

9 — изолятор;

ВК-Б — клемма для присоединения

проводов от

выключателя

зажигания и включателя стартера;

ВК клемма для присоедине­

ния провода от включателя стартера; Р — клемма

для присоеди­

нения провода от прерывателя

 

генератора) в ток высокого напряжения. Она состоит из сердеч­ ника, на который наматываются вторичная и первичная обмот­ ки, изолятора, карболитовой крышки с клеммами и корпуса с магнитопроводом. Снаружи на корпусе катушки устанавливают дополнительное сопротивление, включенное последовательно с первичной обмоткой и уменьшающее ее нагрев при работе двигателя на малых оборотах.

Работа катушки зажигания протекает следующим образом. Когда по первичной обмотке протекает ток низкого напряже­ ния, сердечник намагничивается и вокруг обмоток создается

магнитное поле; при

размыкании контактов прерывателя ток

в первичной

обмотке

прекращается, магнитное поле исчезает

и пересекает

витки вторичной обмотки, в которой в это время

106


индуктируется ток высокого напряжения, достигающий 15^ 20 тыс. В. При этом происходит также пересечение магнитными линиями первичной обмотки, в которой индуктируется ток са­ моиндукции напряжением до 300 В, и сердечника, в котором возбуждаются вихревые токи, вызывающие нагрев сердечника. Для уменьшения вихревых токов сердечник делают из отдель­ ных тонких пластин, изолированных друг от друга окалиной.

При работе двигателя на малых оборотах контакты преры­ вателя находятся в замкнутом состоянии длительный период и ток в первичной цепи успевает достигнуть своего максимума. В результате этого дополнительное сопротивление нагревается, общее сопротивление первичной цепи увеличивается и величина тока в ней снижается, что уменьшает нагрев катушки зажи­ гания.

При увеличении числа оборотов коленчатого вала двигате­ ля время замкнутого состояния контактов прерывателя умень­ шается и ток в первичной обмотке не успевает достигать мак­ симальной величины; при этом температура дополнительного сопротивления падает и общее сопротивление первичной цепи снижается, вследствие чего ток в первичной цепи катушки не­ сколько усиливается. Во время пуска двигателя стартером с по­ мощью включателя или тягового реле стартера дополнительное сопротивление закорачивается и ток в первичную цепь посту­ пает, минуя сопротивление, что обеспечивает достаточно высокое

напряжение во

вторичной

цепи

и легкий

пуск

двигателя.

В табл.

9 дана характеристика обмоток катушки зажигания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

 

 

 

Данные обмотки катушки зажигания

 

 

 

Тип

ка­

 

Первичная обмотка

Вторичная обмотка

 

 

 

 

 

 

 

 

тушки

за­

диаметр

ЧИСЛО

диаметр

длина,

м

ЧИСЛО

жигания

 

 

провода,

мм длина, м

витков

провода, мм

витков

Б-1

 

0,72

0,25

330

0,1

1700

 

19 000

Конденсатор (рис. 67) состоит из двух обкладок, представ­ ляющих собой тонкие слои алюминия, напыленного на обе сто­ роны промасленной бумажной ленты, или двух лент из алюми­ ниевой фольги, также изолированных друг от друга бумагой. Для предупреждения замыкания обкладок между собой на лен­ ту накладывают полосу парафинированной (конденсаторной) бумаги. Одна обкладка через корпус конденсатора соединяется с массой, а от другой — выводится изолированный проводник для присоединения к клемме подвижного контакта прерывателя.

Конденсатор включают в цепь параллельно контактам пре­ рывателя. Он служит для предохранения контактов прерыва­

Ш7


теля от подгорания и для увеличения напряжения во вторичной

обмотке катушки зажигания.

В начале размыкания контактов прерывателя в первичной обмотке катушки зажигания появляется ток самоиндукции, ко­ торый не проскакивает между контактами, а поступает на за­

 

 

ряд

обкладок

конденсатора,

 

 

вследствие чего и не происхо­

 

 

дит

сильного искрения

между

 

 

контактами. После этого кон­

 

 

денсатор

разряжается

через

 

 

первичную

обмотку,

образуя

 

 

ток, протекающий в направле­

 

 

нии, противоположном направ­

 

 

лению тока низкого напряже­

 

 

ния. Ток обратного направле­

 

 

ния очень быстро размагничи­

Рис. 67. Конденсатор:

вает сердечник катушки, и в

ее вторичной

обмотке

индук­

1 — корпус

конденсатора; 2 — пара­

тируется ток

более высокого

финированная бумага; 3 — алюминие­

вая фольга;

4 — изолированный про­

напряжения.

 

 

 

водник

 

Прерыватель-распредели­

 

 

тель

(рис.

68)

состоит

из объ-

единенных в общем корпусе прерывателя тока низкого

напряжения ираспределителя тока

высокого

напря-

жения.

 

внутри ко­

П р е р ы в а т е л ь состоит из чугунного корпуса,

торого помещается приводной валик, соединенный через центро­ бежный регулятор с кулачком неподвижного опорного диска и подвижного диска. Снаружи корпуса установлен вакуумный регулятор опережения зажигания и конденсатор.

На подвижном диске установлены: неподвижный контакт («наковальня»), соединенный с массой, подвижный контакт («молоточек»), изолированный от массы и соединенный провод­ ником с изолированной клеммой корпуса, и фитиль для смазки кулачка. Неподвижный контакт установлен на специальной пло­ щадке, закрепляемой на диске винтом. Площадка вместе с кон­ тактом может перемещаться эксцентриком, что дает возмож­ ность регулировать зазор между контактами.

Подвижный контакт при помощи пластинчатой пружины постоянно прижимается к неподвижному контакту. При враще­ нии валика кулачок своими выступами отжимает подвижный контакт и контакты размыкаются, прерывая ток низкого напря­ жения. Смыкание контактов осуществляется пластинчатой пру­ жиной. Нормальный зазор между контактами прерывателя, на­

ходящимися в

полностью

разомкнутом

состоянии,— 0,35—

0,45 мм. Число

выступов

на кулачке

соответствует числу

цилйндров, а скорость вращения валика вдвое меньше скорости вращения коленчатого вала. Контакты изготовлены из тугоплавкового металла — вольфрама.

108


Р а с п р е д е ­ л и т е л ь состоит из ротора, карболитовой крышки с вы­ водными боковыми клеммами и цент­ ральной клеммы с контактным уголь­ ком.

 

Внутри

 

ротора

 

 

 

 

 

 

имеется срез, с по­

 

 

 

 

 

 

мощью

которого

он

 

 

 

 

 

 

фиксируется

в опре­

 

 

 

 

 

 

деленном положении

 

 

 

 

 

 

на кулачке и вра­

 

 

 

 

 

 

щается вместе с ним.

 

 

 

 

 

 

 

В

гнездо

цент­

 

 

 

 

 

 

ральной

 

 

клем­

 

 

 

 

 

 

мы

распределителя

 

 

 

 

 

 

вставляют

 

 

провод

 

 

 

 

 

 

высокого

напряже­

 

 

 

 

 

 

ния от катушки за­

 

 

 

 

 

 

жигания. От боко­

 

 

 

 

 

 

вых выводных клемм

 

 

 

 

 

 

провода

присоеди­

 

 

 

 

 

 

няют к свечам зажи­

 

 

 

 

 

 

гания в порядке ра­

 

 

 

 

 

 

боты цилиндров дви­

 

 

 

 

 

 

гателя

по

направле­

 

 

 

 

 

 

нию

вращения

ро­

 

 

 

 

 

 

тора.

 

высокого

 

 

 

 

 

 

 

Ток

 

 

 

 

 

 

напряжения,

 

индук­

 

 

 

 

 

 

тированный

во

вто­

 

 

 

 

 

 

ричной

обмотке

ка­

 

 

 

 

 

 

тушки

зажигания

в

Рис. 68. Прерыватель-распределитель:

момент

размыкания

контактов

прерыва­

1 — конденсатор; 2 — грузик;

3 — корпус

преры­

теля, поступает че­

вателя-распределителя;

4 — регулировочный экс­

центрик;

5 — кулачок;

б — подвижный

 

контакт;

рез

контактный

уго­

7 — неподвижный контакт; 8 — ротор; 9 — сегмент

лек

на

пластинку

боковой

выводной клеммы;

10 — уголек; 11

ротора,

а

затем

 

че­

крышка

распределителя; 12 — вакуумный

автомат

 

опережения зажигания;

13 — фитиль;

14 — под­

рез

воздушный

про­

вижная

пластина октан-корректора;

15— винт

межуток на боковую

крепления площадки неподвижного контакта; 16

выводную

 

клемму

регулировочные гайки; 17 — диск прерывателя

и по проводу

высо-

 

 

 

 

 

 

кого напряжения на свечу зажигания. При последующем раз­ мыкании контактов ротор повернется и расположится против очередной боковой клеммы и т. д.

109