Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№•

*

Рис. 82. Генератор постоянного тока:

1 — шкив; 2 — передняя крышка; 3 — полюсный башмак; 4 — обмотка возбуждения; 5, 7 и 8 — клеммы М, Я и Ш ; 6 — якорь; 9 — задняя крышка; 10 — щетка; 11 — пружина щеткодержателя; 12 — щеткодержатель; 13 — кол­ лектор; 14 — корпус


 

 

Рис. 63. Реле-регулятор:

 

,

а — общий вид; б — электрическая схема

1 стоика с

неподвижным контактом; 2 -упор якорька;

3 — якорек пеле об-

ратного_тока;

4 — якорек ограничителя тока; 5 -я к о р ек

регулятора напряже­

ния, б

неподвижные контакты; 7 — резиновый амортизатор; 8 — кронштейн;

9оттяжная пружина; 10 — магнитный шунт; 11 — генератор; 12 — аккуму­ ляторная батарея; 13 — стартер; 14 — амперметр; 15 — сопротивления

Реле-регулятор (рис. 63) состоит из трех приборов: регуля­ тора напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока.

Назначение и принцип действия этих приборов заключается в следующем.

Р е г у л я т о р н а п р я ж е н и я служит для поддержания напряжения генератора в пределах 13,8—14,6 В. При увеличе­ нии числа оборотов якоря, когда напряжение генератора будет превышать 14,6 В, сердечник регулятора, намагничиваясь, при­ тягивает якорек и размыкает контакты. Вследствие этого в цепь обмотки возбуждения генератора включается дополнительное сопротивление, снижающее ток в обмотке возбуждения, вслед­ ствие чего магнитный поток между полюсными башмаками ста­ новится меньше и напряжение генератора снижается. После этого контакты смыкаются и процесс повторяется вновь (кон­ такты вибрируют). Таким образом поддерживается постоянное напряжение в цепи.

О г р а н и ч и т е л ь т о к а служит для предупреждения по­ вышения силы тока в цепи генератора свыше установленной величины.

Когда ток в цепи генератора будет превышать нормальную величину, контакты ограничителя тока размыкаются и в цепь обмотки возбуждения генератора включается дополнительно со­ противление, в результате чего ток в обмотке возбуждения и

напряжение, а следовательно, и

ток в цепи

генератора сни­

жаются.

служит для

предохранения

Р е л е о б р а т н о г о т о к а

аккумуляторной батареи от разряда через обмотки генератора на малых оборотах и при неработающем двигателе.

На малых оборотах, когда напряжение генератора мень­ ше, чем аккумуляторной батареи, контакты реле разомкнуты и ток от генератора во внешнюю цепь не поступает, а прохо­ дит по тонкой и толстой обмоткам реле обратного тока.

При увеличении числа оборотов, когда напряжение генера­ тора станет больше напряжения батареи, контакты реле смы­ каются и ток из генератора начнет поступать на зарядку акку­ муляторной батареи. При снижении оборотов, когда напряже­ ние генератора станет меньше напряжения аккумуляторной батареи, ток пойдет из батареи в генератор по толстой обмотке реле обратного тока в обратном направлении, вследствие чего сердечник быстро размагнитится, контакты реле разомкнут­ ся и аккумуляторная батарея окажется отключенной от гене­ ратора.

Клемма Б реле обратного тока соединена с потребителями

ичерез амперметр с аккумуляторной батареей, клемма Я огра­ ничителя тока — с клеммой Я генератора, клемма Ш регулятора напряжения — с клеммой Ш генератора. Клемма М генератора соединена с корпусом (массой) реле-регулятора.

Генератор переменного тока (рис. 64) состоит из статора

иротора. Статор изготовляют в виде кольца из отдельных

101


 

Рис. 64. Генератор переменного тока:

1 и 18— шарикоподшипники; 2

и

12 — крышки;.? — изоляционная втулка; 4 — щет­

кодержатель; 5 — щетка; 6 — пружина щетки;

7 — выводная клемма; 8 — обмотка ста­

тора;

9 — статор; 10 — обмотка

возбуждения

ротора; 11 — полюсы ротора; 13 — мас­

ленка;

14 — вентилятор; 15 — шпонка;

16—шкив; 17 — вал ротора; 19 — контактные

 

кольца ротора; 20 — стяжная шпилька

Рис. 65. Схема реле-регулятора генератора переменного тока:

PH — регулятор напряжения; РЗ — реле защиты

1 — диод, разделяющий

цепи контактов регулятора напряжения и реле защи­

ты; 2 — гасящий диод,

замыкающий ток самоиндукции; 3 — транзистор; 4—

диод, не пропускающий тока самоиндукции в цепь; 5 — выключатель батареи; — выключатель зажигания; 7 — кремниевые диоды генератора; 8 — обмотка статора; 9 — клемма Ш, соединяющаяся с клеммой Ш генератора; 10 — обмот­ ка возбуждения генератора; 11 — сопротивления; 12 — клемма, соединяющаяся с массой

тонких стальных пластин, изолированных друг от друга лаком. На внутренней поверхности статора имеется обмотка, состоящая из трех групп катушек, расположенных под углом 120° по отно­ шению друг к другу. Катушки обмотки соединены между собой последовательно, а группы катушек соединены звездой, т. е. одни концы трех групп соединены между собой, а другие выво­

дятся в цепь.

Ротор состоит из вала, обмотки возбуждения и шести пар полюсов, создающих магнитное поле. На валу ротора установ­

ки


лены два контактных кольца, через которые в обмотку возбуж­ дения подается электрический ток от аккумуляторной батареи. По контактным кольцам скользят щетки. Ротор вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках статора. На корпусе генератора имеются три клеммы: первая плюсовая, вторая от обмотки возбуждения и третья минусовая, соединен­ ная на массу. Внутри задней крышки генератора помещен вы­ прямитель, состоящий из шести кремниевых диодов.

При включении зажигания ток из аккумуляторной батареи поступает в обмотку возбуждения генератора, за счет чего соз­ дается необходимое магнитное поле. При вращении ротора по­ переменно под катушками статора проходят северные и южные полюсы ротора, в результате чего в обмотках статора возбуж­ дается переменный по направлению и величине трехфазный ток.

Переменный ток подводится к выпрямителю ^ генератора, с помощью которого он преобразуется в постоянный, поступаю­ щий во внешнюю цепь. Когда напряжение генератора станет больше, чем у аккумуляторной батареи, постоянный ток от гене­

ратора пойдет на зарядку

аккумуляторной батареи

и на пита­

ние других потребителей

системы электрооборудования авто­

мобиля.

возбуждения ток начнет

поступать

При этом в обмотку

также от генератора, а не от аккумуляторной батареи. Для поддержания постоянного напряжения генератора и предупреж­ дения его перегрузки в цепь генератора включается реле-регу­ лятор, состоящий из регулятора напряжения, реле защиты, транзистора, трех диодов и сопротивлений (рис. 65).

Когда напряжение генератора не превышает нормальное, ток в обмотку возбуждения без ограничения поступает через

транзистор. При увеличении напряжения генератора

свыше

13 В сердечник регулятора

напряжения притягивает

якорек и

контакты смыкаются, в это

время транзистор пропускать ток

не сможет и в обмотку возбуждения ток пойдет через допол­ нительное сопротивление. В результате этого напряжение гене­ ратора уменьшится, контакты регулятора разомкнутся и про­ цесс будет повторяться., Если в цепи генератора появится ток больше установленной величины (перегрузка), контакты реле защиты сомкнутся и в обмотку возбуждения ток пойдет не через транзистор, а через дополнительное сопротивление. Такое поло­

жение будет повторяться до тех пор, пока генератор будет пере­ гружен.

НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА

Основные неисправности генератора: загрязнение и износ коллектора и щеток, обрыв или замыкание витков обмоток. За­ грязненный коллектор протирают ветошью, смоченной бензином, а изношенный протачивают на станке и углубляют изоляцию

104


между пластинами. Изношенные щетки заменяют новыми с по­ следующей их притиркой по коллектору при помощи полоски стеклянной бумаги, которой необходимо обернуть коллектор (зернистой стороной наружу) и перемещать ее против направ­ ления вращения якоря. При обратном движении щетку следует приподнимать.

Для обнаружения и устранения обрыва и замыкания в об­ мотке генератор сдают в ремонт.

Неисправностями реле-регулятора могут быть: окисление контактов, неправильный зазор между контактами, ослабление пружин якорьков, обрыв или замыкание в обмотках. Неисправ­ ности реле-регулятора устраняются электриком.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА

При первом техническом обслуживании нужно очистить на­ ружную поверхность генератора, проверить степень натяжения ремня привода генератора, смазать подшипники, проверить крепление проводов.

При втором техническом обслуживании, кроме работ перво­ го технического обслуживания, следует снять защитную ленту, проверить состояние щеток и коллектора, продуть полость гене­ ратора сжатым воздухом для удаления пыли.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Система зажигания служит для преобразования тока низ­ кого напряжения в ток высокого напряжения и подвода его к свечам для зажигания рабочей смеси в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.

Рабочая смесь в цилиндрах двигателя воспламеняется элек­ трической искрой, которая проскакивает между электродами свечи зажигания. В связи с тем, что воздушный промежуток между электродами свечи оказывает большое сопротивление электрическому току, необходимо высокое напряжение тока, что­ бы вызвать искровой разряд. Кроме этого, искровые разряды в цилиндрах должны появляться при определенном положении поршней в цилиндрах и в определенной последовательности, в соответствии с установленным порядком работы цилиндров дви­

гателя.

Выполнение этих требований обеспечивается системой бата­ рейного зажигания, состоящей из источников тока (аккумуля­ торная батарея, генератор), катушки зажигания, прерывателяраспределителя, конденсатора, свечей зажигания, выключателя (замка) зажигания, проводов низкого и высокого напряжения.

Катушка зажигания (рис. 66) служит для преобразования тока низкого напряжения (поступающего от батареи или

105