Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
№•
*
Рис. 82. Генератор постоянного тока:
1 — шкив; 2 — передняя крышка; 3 — полюсный башмак; 4 — обмотка возбуждения; 5, 7 и 8 — клеммы М, Я и Ш ; 6 — якорь; 9 — задняя крышка; 10 — щетка; 11 — пружина щеткодержателя; 12 — щеткодержатель; 13 — кол лектор; 14 — корпус
|
|
Рис. 63. Реле-регулятор: |
|
, |
„ |
а — общий вид; б — электрическая схема |
|
1 стоика с |
неподвижным контактом; 2 —-упор якорька; |
3 — якорек пеле об- |
|
ратного_тока; |
4 — якорек ограничителя тока; 5 -я к о р ек |
регулятора напряже |
|
ния, б |
неподвижные контакты; 7 — резиновый амортизатор; 8 — кронштейн; |
9оттяжная пружина; 10 — магнитный шунт; 11 — генератор; 12 — аккуму ляторная батарея; 13 — стартер; 14 — амперметр; 15 — сопротивления
Реле-регулятор (рис. 63) состоит из трех приборов: регуля тора напряжения, ограничителя тока и реле обратного тока.
Назначение и принцип действия этих приборов заключается в следующем.
Р е г у л я т о р н а п р я ж е н и я служит для поддержания напряжения генератора в пределах 13,8—14,6 В. При увеличе нии числа оборотов якоря, когда напряжение генератора будет превышать 14,6 В, сердечник регулятора, намагничиваясь, при тягивает якорек и размыкает контакты. Вследствие этого в цепь обмотки возбуждения генератора включается дополнительное сопротивление, снижающее ток в обмотке возбуждения, вслед ствие чего магнитный поток между полюсными башмаками ста новится меньше и напряжение генератора снижается. После этого контакты смыкаются и процесс повторяется вновь (кон такты вибрируют). Таким образом поддерживается постоянное напряжение в цепи.
О г р а н и ч и т е л ь т о к а служит для предупреждения по вышения силы тока в цепи генератора свыше установленной величины.
Когда ток в цепи генератора будет превышать нормальную величину, контакты ограничителя тока размыкаются и в цепь обмотки возбуждения генератора включается дополнительно со противление, в результате чего ток в обмотке возбуждения и
напряжение, а следовательно, и |
ток в цепи |
генератора сни |
жаются. |
служит для |
предохранения |
Р е л е о б р а т н о г о т о к а |
аккумуляторной батареи от разряда через обмотки генератора на малых оборотах и при неработающем двигателе.
На малых оборотах, когда напряжение генератора мень ше, чем аккумуляторной батареи, контакты реле разомкнуты и ток от генератора во внешнюю цепь не поступает, а прохо дит по тонкой и толстой обмоткам реле обратного тока.
При увеличении числа оборотов, когда напряжение генера тора станет больше напряжения батареи, контакты реле смы каются и ток из генератора начнет поступать на зарядку акку муляторной батареи. При снижении оборотов, когда напряже ние генератора станет меньше напряжения аккумуляторной батареи, ток пойдет из батареи в генератор по толстой обмотке реле обратного тока в обратном направлении, вследствие чего сердечник быстро размагнитится, контакты реле разомкнут ся и аккумуляторная батарея окажется отключенной от гене ратора.
Клемма Б реле обратного тока соединена с потребителями
ичерез амперметр с аккумуляторной батареей, клемма Я огра ничителя тока — с клеммой Я генератора, клемма Ш регулятора напряжения — с клеммой Ш генератора. Клемма М генератора соединена с корпусом (массой) реле-регулятора.
Генератор переменного тока (рис. 64) состоит из статора
иротора. Статор изготовляют в виде кольца из отдельных
101
|
Рис. 64. Генератор переменного тока: |
|||
1 и 18— шарикоподшипники; 2 |
и |
12 — крышки;.? — изоляционная втулка; 4 — щет |
||
кодержатель; 5 — щетка; 6 — пружина щетки; |
7 — выводная клемма; 8 — обмотка ста |
|||
тора; |
9 — статор; 10 — обмотка |
возбуждения |
ротора; 11 — полюсы ротора; 13 — мас |
|
ленка; |
14 — вентилятор; 15 — шпонка; |
16—шкив; 17 — вал ротора; 19 — контактные |
||
|
кольца ротора; 20 — стяжная шпилька |
Рис. 65. Схема реле-регулятора генератора переменного тока:
PH — регулятор напряжения; РЗ — реле защиты
1 — диод, разделяющий |
цепи контактов регулятора напряжения и реле защи |
ты; 2 — гасящий диод, |
замыкающий ток самоиндукции; 3 — транзистор; 4— |
диод, не пропускающий тока самоиндукции в цепь; 5 — выключатель батареи; € — выключатель зажигания; 7 — кремниевые диоды генератора; 8 — обмотка статора; 9 — клемма Ш, соединяющаяся с клеммой Ш генератора; 10 — обмот ка возбуждения генератора; 11 — сопротивления; 12 — клемма, соединяющаяся с массой
тонких стальных пластин, изолированных друг от друга лаком. На внутренней поверхности статора имеется обмотка, состоящая из трех групп катушек, расположенных под углом 120° по отно шению друг к другу. Катушки обмотки соединены между собой последовательно, а группы катушек соединены звездой, т. е. одни концы трех групп соединены между собой, а другие выво
дятся в цепь.
Ротор состоит из вала, обмотки возбуждения и шести пар полюсов, создающих магнитное поле. На валу ротора установ
ки
лены два контактных кольца, через которые в обмотку возбуж дения подается электрический ток от аккумуляторной батареи. По контактным кольцам скользят щетки. Ротор вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках статора. На корпусе генератора имеются три клеммы: первая плюсовая, вторая от обмотки возбуждения и третья минусовая, соединен ная на массу. Внутри задней крышки генератора помещен вы прямитель, состоящий из шести кремниевых диодов.
При включении зажигания ток из аккумуляторной батареи поступает в обмотку возбуждения генератора, за счет чего соз дается необходимое магнитное поле. При вращении ротора по переменно под катушками статора проходят северные и южные полюсы ротора, в результате чего в обмотках статора возбуж дается переменный по направлению и величине трехфазный ток.
Переменный ток подводится к выпрямителю ^ генератора, с помощью которого он преобразуется в постоянный, поступаю щий во внешнюю цепь. Когда напряжение генератора станет больше, чем у аккумуляторной батареи, постоянный ток от гене
ратора пойдет на зарядку |
аккумуляторной батареи |
и на пита |
ние других потребителей |
системы электрооборудования авто |
|
мобиля. |
возбуждения ток начнет |
поступать |
При этом в обмотку |
также от генератора, а не от аккумуляторной батареи. Для поддержания постоянного напряжения генератора и предупреж дения его перегрузки в цепь генератора включается реле-регу лятор, состоящий из регулятора напряжения, реле защиты, транзистора, трех диодов и сопротивлений (рис. 65).
Когда напряжение генератора не превышает нормальное, ток в обмотку возбуждения без ограничения поступает через
транзистор. При увеличении напряжения генератора |
свыше |
|
13 В сердечник регулятора |
напряжения притягивает |
якорек и |
контакты смыкаются, в это |
время транзистор пропускать ток |
не сможет и в обмотку возбуждения ток пойдет через допол нительное сопротивление. В результате этого напряжение гене ратора уменьшится, контакты регулятора разомкнутся и про цесс будет повторяться., Если в цепи генератора появится ток больше установленной величины (перегрузка), контакты реле защиты сомкнутся и в обмотку возбуждения ток пойдет не через транзистор, а через дополнительное сопротивление. Такое поло
жение будет повторяться до тех пор, пока генератор будет пере гружен.
НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА
Основные неисправности генератора: загрязнение и износ коллектора и щеток, обрыв или замыкание витков обмоток. За грязненный коллектор протирают ветошью, смоченной бензином, а изношенный протачивают на станке и углубляют изоляцию
104
между пластинами. Изношенные щетки заменяют новыми с по следующей их притиркой по коллектору при помощи полоски стеклянной бумаги, которой необходимо обернуть коллектор (зернистой стороной наружу) и перемещать ее против направ ления вращения якоря. При обратном движении щетку следует приподнимать.
Для обнаружения и устранения обрыва и замыкания в об мотке генератор сдают в ремонт.
Неисправностями реле-регулятора могут быть: окисление контактов, неправильный зазор между контактами, ослабление пружин якорьков, обрыв или замыкание в обмотках. Неисправ ности реле-регулятора устраняются электриком.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА
При первом техническом обслуживании нужно очистить на ружную поверхность генератора, проверить степень натяжения ремня привода генератора, смазать подшипники, проверить крепление проводов.
При втором техническом обслуживании, кроме работ перво го технического обслуживания, следует снять защитную ленту, проверить состояние щеток и коллектора, продуть полость гене ратора сжатым воздухом для удаления пыли.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
Система зажигания служит для преобразования тока низ кого напряжения в ток высокого напряжения и подвода его к свечам для зажигания рабочей смеси в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.
Рабочая смесь в цилиндрах двигателя воспламеняется элек трической искрой, которая проскакивает между электродами свечи зажигания. В связи с тем, что воздушный промежуток между электродами свечи оказывает большое сопротивление электрическому току, необходимо высокое напряжение тока, что бы вызвать искровой разряд. Кроме этого, искровые разряды в цилиндрах должны появляться при определенном положении поршней в цилиндрах и в определенной последовательности, в соответствии с установленным порядком работы цилиндров дви
гателя.
Выполнение этих требований обеспечивается системой бата рейного зажигания, состоящей из источников тока (аккумуля торная батарея, генератор), катушки зажигания, прерывателяраспределителя, конденсатора, свечей зажигания, выключателя (замка) зажигания, проводов низкого и высокого напряжения.
Катушка зажигания (рис. 66) служит для преобразования тока низкого напряжения (поступающего от батареи или
105