Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Опережением зажигания называется воспламенение рабо чей смеси до момента достижения поршнем верхней мертвой точки. Сгорание рабочей смеси в цилиндре происходит очень быстро — в течение 1/500—1/1000 с. Однако с увеличением чис ла оборотов коленчатого вала скорость движения поршня силь но возрастает, а скорость сгорания рабочей смеси данного со става остается почти неизменной и за время горения смеси поршень успеет отойти от в.м.т. вниз на большую величину. В этом случае сгорание рабочей смеси, воспламеняемой при таком же положении поршня относительно в.м.т., как и при более низких оборотах, произойдет в большем объеме, давле ние газов на поршень уменьшится и двигатель не будет разви вать полной мощности. Поэтому с увеличением числа оборотов коленчатого вала рабочую смесь нужно воспламенять с опере жением, т.е. до в.м.т. с таким расчетом, чтобы рабочая смесь полностью сгорела к моменту перехода поршнем в.м.т. (при наименьшем объеме). Следовательно, чем выше обороты колен чатого вала, тем больше должно быть опережение зажигания.
Кроме того, при одном и том же числе оборотов коленчато го вала опережение зажигания должно уменьшаться с откры тием дроссельной заслонки и увеличиваться при ее закрытии. Это объясняется тем, что при открытии дроссельной заслонки увеличивается количество горючей смеси, поступающей в ци линдры, и повышается скорость е е . сгорания. При закрытии дроссельной заслонки, наоборот, количество смеси уменьшается и скорость сгорания ее понижается.
Опережение зажигания автоматически изменяется в зави
симости от числа оборотов |
при |
помощи ц е н т р о б е ж н о г о |
р е г у л я т о р а , состоящего |
из |
двух грузиков, которые наде |
ваются на оси, укрепленные |
на |
площадке приводного валика, |
и стягиваются двумя пружинами. |
|
|
На грузиках имеются штифты, которые входят в прорези |
||
пластины кулачка прерывателя |
(рис. 69, а). |
При повышении оборотов коленчатого вала грузики под действием центробежной силы расходятся в стороны и повора чивают пластину с кулачком в сторону его вращения на неко торый угол, чем и обеспечивается более раннее размыкание кон тактов прерывателя, т. е. опережение зажигания увеличивается. В зависимости от степени открытия дроссельной заслонки опе режение зажигания изменяется также автоматически при по мощи вакуумного регулятора опережения зажигания, полость которого с одной стороны диафрагмы сообщена с атмосферой, с другой стороны, при помощи трубки, с задроссельным про странством карбюратора (рис. 69, б).
В зависимости от степени открытия дроссельной заслонки
изменяется величина разрежения в |
корпусе в а к у у м н о г о |
а в т о м а т а . При закрытии заслонки |
разрежение усиливается, |
диафрагма, преодолевая сопротивление пружины, прогибается наружу и через тягу повертывает подвижный диск в сторону
110
7 |
8 |
Рис. 69. Автоматы опережения зажигания:
а — центробежный; б — вакуумный 1 приводной валик; 2 — грузик; 3 — штифт; 4 — планка с прорезями; 5 — кула
чок; о —диафрагма; 7 — тяга; 8 — подвижный диск
X
р
Рис. 70. Схема соединения приборов зажигания
увеличения опережения зажигания; при открытии заслонки раз режение уменьшается, пружина выгибает диафрагму в проти воположную сторону, и она повертывает диск прерывателя в сторону уменьшения опережения.
Кроме автоматического опережения зажигания, имеется ручное, осуществляемое в зависимости от сорта топлива, при помощи октан-корректора (см. рис. 68). Он состоит из нижней пластины, привернутой винтом к блоку, верхней пластины, за крепленной на корпусе прерывателя-распределителя, и подвиж ной пластины, которая может перемещаться регулировочными гайками вместе с верхней пластиной и корпусом прерывателяраспределителя. Для увеличения опережения зажигания корпус прерывателя-распределителя повертывают навстречу вращению ротора.
Свеча зажигания состоит из стального корпуса, внутри ко торого между двумя шайбами зажимается изолятор из керами ческой массы. Латунная верхняя шайба обеспечивает хорошую герметичность свечи, а медная нижняя шайба улучшает отвод тепла от изолятора.
Внутри изолятора |
помещается |
центральный |
электрод, |
|
верхняя |
часть которого |
стальная, а нижняя — из сплава нике |
||
ля и 3% |
марганца. Боковой электрод |
изготовляют |
также из |
сплава никеля и марганца. Свечи зажигания имеют специаль ную маркировку. На двигателе ГАЗ-51 устанавливают свечи
иг
типа М12У, на двигателе ЗИЛ-164А — типа АШУ, на двигателе 3M3-53 — типа А11У и на двигателе ЗИЛ-130 — типа А15Б или А13Б, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.
Обозначения |
в |
маркировке свечей следующие: А — диа |
||
метр |
метрической |
резьбы 14 |
мм; М — диаметр метрической |
|
резьбы 18 мм; |
У — материал |
изолятора — уралит; Б — мате |
||
риал |
изолятора — боркорунд. Цифра указывает длину нижней |
|||
части изолятора |
(в свечах А15Б и А13Б цифры показывают вы |
соту верхнего теплового конуса изолятора, выходящего из корпуса свечи).
В зависимости от типа свечи зазор между электродами устанавливают в пределах 0,6—0,9 мм.
Схема соединения приборов зажигания между собой пока зана на рис. 70.
При замкнутых контактах прерывателя и включенном за жигании ток низкого напряжения с плюсового выводного шты ря аккумуляторной батареи поступает на клемму включателя стартера, через, амперметр и выключатель зажигания на клем му ВК-Б катушки зажигания, через дополнительное сопротив ление и первичную обмотку на клемму Р катушки зажигания, по проводу на клемму прерывателя, по замкнутым контактам на массу и на минусовый штырь аккумуляторной батареи. При пуске двигателя стартером ток низкого напряжения поступает в первичную обмотку через клемму ВК, минуя дополнительное сопротивление.
При размыкании контактов индуктированный ток высокого напряжения из вторичной обмотки поступает на центральную клемму распределителя, по угольку на пластину ротора, на бо ковую клемму, по проводу на центральный электрод свечи в виде искры, на боковой электрод, по массе в аккумуляторную батарею и далее, по пути тока низкого напряжения, в первич ную, а затем во вторичную обмотки катушки зажигания.
КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ
В целях повышения долговечности и надежности работы . приборов зажигания в настоящее время нашла широкое при менение контактно-транзисторная система зажигания (рис. 71). В частности, эта система применена на автомобилях ГАЗ-53А,
ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
Принципиальной особенностью этой системы является то, что ток в первичную обмотку катушки зажигания проходит через транзистор, минуя контакты прерывателя. Через контакты прерывателя проходит только небольшой силы ток (0,7—0,8 А), управляющий транзистором, а это практически исключает эро зийный износ контактов и необходимость их зачистки.
Применение контактно-транзисторной системы позволяет увеличить напряжение тока во вторичной цепи на 25—30%, что
И З
9
Рис. 71. Схема контактно-транзисторной системы зажигания:
1 — тяговое реле стартера; 2 — выключатель зажигания; 3 — добавочное со противление катушки зажигания; 4 — транзисторный коммутатор; 5 и 6 — кон денсаторы; 7 — диод; 8 — диод-стабилизатор; 9 — транзистор; К, Э и Б — электроды транзистора; 10— импульсный трансформатор; 11— сопротивления; 12 — прерыватель; 13 — распределитель; 14 — катушка зажигания; М, К и Р — клеммы транзисторного коммутатора. Пунктирные стрелки — путь тока в цепи управления транзистором. Сплошные стрелки — путь тока в цепи низкого на
пряжения
дает возможность увеличить зазор между электродами свечей зажигания до 1,2—1,3 мм. При увеличенном зазоре повышается тепловая мощность электрической искры, обеспечивающая лег кий пуск и более полное сгорание рабочей смеси, что в свою очередь повышает мощность и экономичность двигателя. При этой системе зажигания отсутствует конденсатор в прерывате ле-распределителе и применяется катушка зажигания с боль-
114
шим количеством витков вторичной обмотки, один конец вто ричной обмотки непосредственно соединяется с массой.
Действие контактно-транзисторной системы зажигания за ключается в следующем. При размыкании контактов прерывате ля цепь тока управления транзистором прерывается и транзи стор «запирается», прерывая ток в первичной цепи. В это время резко уничтожается магнитный поток, который пересекает вит ки вторичной обмотки катушки зажигания, и в ней индуктирует ся ток высокого напряжения до 30 тыс. В. Ускорение запира ния транзистора достигается применением импульсного транс форматора, во вторичной обмотке которого в момент размыкания контактов прерывателя появляется импульс э.д.с. самоиндук ции, действующий на транзистор.
УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ НА ДВИГАТЕЛЕ
Для установки зажигания необходимо:
— установить поршень первого цилиндра в конце такта сжатия. Для этого на двигателе ГАЗ-51 нужно вывернуть свечу и заглушить отверстие бумажной пробкой, затем поворачивать коленчатый вал до выталкивания пробки. Это означает, что в первом цилиндре происходит сжатие (у верхнеклапанных дви гателей 3M3-53 и ЗИЛ-130 начало такта сжатия в первом ци линдре определяют по моменту закрытия впускного клапана этого цилиндра). Открыть люк картера маховика и, поворачи вая коленчатый вал, совместить метку на люке картера махо вика с меткой (шариком) на маховике. На двигателе ЗИЛ-164А для установки поршня нужно вывернуть установочный штифт из крышки распределительных шестерен, вставить его в отвер стие обратным концом и поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока штифт не войдет в углубление на распределительной шестерне. На двигателе 3M3-53 надо совместить риску на шки ве коленчатого вала с центральной риской указателя, укреплен ного на крышке распределительных шестерен. На автомобиле ГАЗ-66 следует совмещать шарик, запрессованный в маховик, с указателем на люке картера сцепления. На двигателе ЗИЛ-130 для установки поршня необходимо совместить отверстие на шки ве коленчатого вала с риской указателя, расположенного на датчике ограничителя максимального числа оборотов;
—установить стрелку октан-корректора на нулевую отмет ку шкалы;
—отъединить трубку вакуумного автомата опережения за жигания и ослабить стяжной винт пластины октан-корректора, снять крышку распределителя;
—присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме прерывателя, а другим — на массу и включить зажи гание;
—поворачивать корпус прерывателя-распределителя про тив направления вращения ротора до начала размыкания
115
контактов. В момент размыкания контактов загорается конт
рольная лампа.
Момент размыкания контактов можно также определить «по искре». Для этого провод высокого напряжения, вынутый из центральной клеммы распределителя, надо держать на рас стоянии 3—4 мм от массы и поворачивать корпус прерывателяраспределителя. В момент размыкания контактов между прово
дом и массой появляется искра;
— выключить зажигание, затянуть винт пластины октанкорректора, установить ротор, закрыть крышку распределителя и заметить, с какой клеммой совпадает пластина ротора. На чиная с этой клеммы, присоединить провода высокого напря жения к свечам в направлении вращения ротора по порядку работы цилиндров двигателя, присоединить трубку вакуумного автомата опережения зажигания;
— пустить двигатель, прогреть его до нормальной темпера туры и, двигаясь со скоростью 25—30 км/ч на прямой пере
даче по |
ровной |
дороге, резко |
увеличить скорость до 45— |
50 км/ч. |
При этом |
в двигателе |
должны быть слышны слабые |
и непродолжительные металлические стуки. Отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а непрекращающиеся стуки — на раннее зажигание. Уточнение угла опережения зажигания в этом случае осуществляется октан-корректором.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
При первом техническом обслуживании надо очистить при боры зажигания от загрязнений, закрепить провода цепей низ кого и высокого напряжения. Смазать ось подвижного контак та прерывателя и фитиль кулачка маслом для двигателя, а при водной валик прерывателя-распределителя консистентной смазкой.
При втором техническом обслуживании, кроме работ перво го технического обслуживания, нужно: вывернуть свечи зажи гания, очистить их от нагара, проверить величину зазора между электродами и при необходимости отрегулировать; проверить и, если потребуется, отрегулировать зазор между контактами пре рывателя; проверить состояние проводов низкого и высокого напряжения; проверить на ходу автомобиля правильность уста новки момента зажигания.
НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Неисправности системы зажигания — перебои в зажигании в отдельных цилиндрах или полное прекращение искрообразования в свечах.
116
Перебои в отдельных цилиндрах могут быть в результате |
|
порчи изоляции проводов высокого напряжения, |
присоединяемых |
к свечам, неисправности свечи и конденсатора, |
обгорания кон |
тактов или неправильного зазора между ними.
К неисправностям свечи относятся трещины изолятора, обгорание электродов или неправильный зазор между ними, отло жение нагара.
Для нахождения неисправной свечи нужно при работающем на малых оборотах двигателе поочередно соединять централь ный электрод свечи с массой при помощи отвертки или отъеди нять от свечей провода высокого напряжения. Если при этом перебои в двигателе увеличиваются, то свеча исправна, а если работа двигателя не изменяется, то данная свеча неисправна, Кроме того, неработающая свеча несколько холоднее.
Зазор между электродами свечи проверяют круглым щупом и регулируют подгибанием бокового электрода.
Очень частая причина перебоев в цилиндрах — окисление и обгорание контактов прерывателя, которые в этом случае оказывают большое сопротивление протеканию тока, в резуль тате чего снижается ток в первичной обмотке и напряжение во вторичной цепи.
При малом зазоре между контактами прерывателя время на размыкание контактов уменьшается и сердечник катушки зажигания полностью не размагничивается. При слишком боль шом зазоре уменьшается время замкнутого состояния контактов и сердечник не успевает полностью намагничиваться. В том и другом случаях во вторичной обмотке уменьшается напряже ние и появляются перебои в цилиндрах.
Обгоревшие контакты прерывателя зачищают специальной абразивной пластинкой, имеющейся в комплекте инструментов водителя, надфилем или сложенной вдвое стеклянной бумагой.
Для проверки и регулировки зазора между контактами сле дует снять крышку распределителя и ротор, повернуть за руко ятку коленчатый вал до полного размыкания контактов и щупом проверить зазор, который должен быть равен 0,35—0,45 мм.
Если зазор неправильный, нужно ослабить стопорный винт пластины неподвижного контакта и поворотом эксцентрика уста новить нормальный зазор, после чего затянуть стопорный винт и снова проверить зазор щупом.
Отсутствие искры во всех свечах может быть вызвано неис правностью первичной или вторичной цепей.
Д л я о п р е д е л е н и я н е и с п р а в н о с т и п е р в и ч ной ц е п и нужно взять контрольную лампу с двумя провода ми и присоединить один провод к массе автомобиля, а ^другой
последовательно присоединять |
(при включенном |
зажигании |
|
и разомкнутых контактах прерывателя) |
к включателю стартера, |
||
к входной и выходной клеммам |
замка |
зажигания, |
к входной |
и выходной клеммам катушки зажигания и, наконец, к клемме низкого напряжения прерывателя. Отсутствие в цепи контакта
117