Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 101. Расположение карданных передач на автомобилях:

а —двухосном с приводом на заднюю ось: б — двухосном с приводом на обе оси; в, г — трехосном с приводом на все оси

1 — коробка передач; 2 — промежуточный карданный вал; 3 — промежуточная

опора; 4 — главный карданный вал; 5 — задний ведущий

мост; 6 — раздаточ­

ная коробка; 7 — карданный вал к переднему ведущему

мосту; 8 — передний

ведущий

мост; 9 — промежуточная опора, закрепленная

на картере

среднего

ведущего

моста; 10 — средний ведущий мост; 11 — карданный вал

среднего

 

ведущего моста; 12 — карданный вал заднего моста

 


масло проходит к подшипникам. Вытеканию масла из подшип­ ников препятствуют сальники. Наличие у крестовины двух пар шипов со взаимно перпендикулярными осями позволяет кардану, передавать крутящий момент от одного вала другому под раз­ личными углами.

Карданный вал делают стальным, трубчатым. Так как при изменении наклона вала одновременно меняется и его длина, то один из карданов имеет скользящее соединение. Шлицевой вал вилки этого кардана входит во.внутренние шлицы полого промежуточного вала. Кардан со шлицевым соединением назы­ вается универсальным.

Шлицы и промежуточную опору смазывают консистентной смазкой через пресс-масленки, а игольчатые подшипники кар­ данов — трансмиссионным маслом через пресс-масленки.

У автомобилей с несколькими ведущими мостами крутящий момент от коробки передач передается к раздаточной коробке одним карданным валом, а к ведущим мостам от раздаточной коробки «автомобиля ГАЗ-63 и ЗИЛ-131 ведут два карданных вала, у автомобилей ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157 — три карданных вала. Расположение карданной передачи у автомобилей с различным числом ведущих мостов показано на рис. 101. Карданный вал среднего моста автомобиля ЗИЛ-131 несет двойную нагрузку, так как передает крутящий момент среднему и заднему веду­ щим мостам. Он делается усиленным.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Основные неисправности карданной передачи: вибрация карданных валов, рывки и удары при трогании-с места или при переключении передач.

Вибрация карданных валов на ходу автомобиля вызывает шум, который возрастает с увеличением скорости автомобиля. Причиной может явиться погнутость или вмятины вала, ослаб­ ление креплений деталей, чрезмерный износ крестовин шар­

ниров.

Рывки и удары при трогании с места или при переключе­ нии передач могут быть вызваны сильным износом игольчатых подшипников, крестовин, скользящих шлицевых соединений.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

При ежедневном техническом обслуживании нужно прове­ рять осмотром карданную передачу для обнаружения вытека­ ния смазки через сальники подшипников и шлицевое соеди­

нение.

При первом техническом обслуживании следует проверить и при необходимости закрепить фланцы крепления карданов

6

4 - т

161

 


и промежуточную опору, произвести смазку карданов, опорного подшипника, шлицевых соединений (по графику смазки).

Все болты крепления фланцев должны быть затянуты. Игольчатые подшипники карданов смазывают маслом, приме­ няемым для коробки передач. Смазывать игольчатые подшип­ ники консистентными смазками не допускается.

При втором техническом обслуживании, кроме работ ТО-1, надо проверить люфт в карданах и шлицевых соединениях.

При обнаружении значительного радиального и торцевого зазоров в подшипниках крестовин нужно разобрать карданы и в случае необходимости заменить подшипники или крестовину

всборе с подшипниками.

ВЕ Д У Щ И Е МОСТЫ

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ВЕДУЩЕГО МОСТА

- Ведущий мост состоит из картера с кожухами полуосей, главной передачи, дифференциала и полуосей.

Главная передача. Различают одинарные и двойные глав­ ные передачи.

Главная передача представляет собой одну или две пары шестерен и служит для передачи крутящего момента от кардан­ ной передачи к полуосям под прямым углом, а также для уве­ личения тяговой силы.

Рис. 102. Схема устройства и работы дифференциала:

а — автомобиль идет по прямой, сателлиты не вращаются, ведущие колеса вращаются с одинаковой скоростью; б — автомобиль движется по закруглению, скорости ведущих колес разные, сателлиты враща­ ются вокруг своих осей

1 — ведомая шестерня; 2 — ведущая шестерня; 3 — сателлит; 4 — полуосевая шестерня; 5 — полуось

\

162

Рис. 103.

Крепление ступицы

заднего колеса автомобилей ГАЗ-51А:

1 — винт крепления тормозного

барабана; 2

и 3 — конические роликовые

подшипники; 4 — болт-съемник;

5 — гайка;

6 — контргайка; 7 — замочная

шайба со

штифтом; 8 — шпилька с пружинной

шайбой; 9 — ступица; 10 —

 

кожух полуоси; И — полуось; 12

сальник ступицы

Одинарная главная передача состоит из двух конических шестерен: одной ведущей (малой) и одной ведомой (большой).

В двойной главной передаче две пары шестерен: одна пара конических и одна пара цилиндрических. За счет двух пар шес­

6*

163


терен в двойной передаче получается большое передаточное число при сравнительно небольших размерах шестерен. Двой­ ные передачи устанавливают на большегрузных автомобилях.

Дифференциал дает возможность вращаться ведущим коле­ сам с различной скоростью при поворотах автомобиля и неров­ ностях дороги, что необходимо для уменьшения износа шин.

Дифференциал (рис. 102) состоит из коробки, внутри кото­ рой на пальце или крестовине установлены сателлиты — неболь­ шие конические шестерни. Сателлиты зацеплены с шестернями полуосей. Коробка дифференциала вращается на двух кониче­ ских роликовых подшипниках. К фланцу коробки приклепывают ведомую шестерню главной передачи. При движении автомо­ биля усилие от главной передачи передается на коробку диф­ ференциала, затем через палец или крестовину на сателлиты, а от них через полуосевые шестерни и полуоси к ступицам ве­ дущих колес.

При движении автомобиля по прямой и ровной дороге са­ теллиты, каждый из которых можно рассматривать как равно­ плечий рычаг, не вращаются вокруг своих осей, так как встре­ чают со стороны шестерен полуосей одинаковое сопротивление. В этом случае колеса будут вращаться с одинаковой скоростью. Во время поворота автомобиля сателлиты встречают неодина­ ковое сопротивление от шестерен полуосей, вследствие чего они начнут вращаться вокруг своих осей, создавая тем самым воз­ можность вращения полуосей, а следовательно, и колес с раз­ ным числом оборотов.

Однако дифференциал имеет и отрицательную сторону — он часто приводит к пробуксовыванию колес на скользкой и грязной дороге.

Полуоси служат для передачи крутящего момента от диф­ ференциала непосредственно ведущим колесам. Каждая полу­ ось соединена одним концом с шестерней полуоси, другим — со ступицей колеса (рис. 103).

ЗАДНИЕ МОСТЫ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ

Устройство заднего моста автомобиля ГАЗ-51А показано на

рис. 104.

Главная передача одинарная, с шестернями, имеющими спи­ ральные зубья, установлена в картере, имеющем разъем в про­ дольной вертикальной плоскости.

Вал ведущей конической шестерни установлен на двух ко­ нических и одном цилиндрическом роликовых подшипниках. Конические подшипники помещены в стакане, вставленном в гнездо картера главной передачи. Стакан закрыт крышкой, в ко­ торой расположен комбинированный сальник. Между подшипни­ ками на валу надеты распорная втулка и регулировочные про­ кладки, служащие для регулирования затяжки подшипников.

164


 

Рис. 104. Задний мост автомобиля ГАЗ-51А:

I — фланец; 2 — вал ведущей шестерни; 3 — стакан

подшипников;

4 — правая

часть картера главной передачи; 5 — крестовина диффе­

ренциала;

6 — сателлит; 7 — полуось;

8 — кожух полуоси; 9 — шес­

терня полуоси; 10 — правая

чашка

дифференциала;

11 — ведомая

шестерня;

1 2 — левая чашка

дифференциала; 13 — левая часть кар­

тера главной передачи; 1 4 — маслоуловитель; 15 — шайбы; 16 — под­ шипники; 1 7 — ведущая шестерня

15

Рис. 105. Задний мост автомобиля ГАЗ-53А:

/ — регулировочный винт упора ведомой шестерни; 2 — регулировоч­

ные прокладки;

3 — стакан подшипников; 4 — фланец;

5 — гайка;

6 — вал

ведущей

шестерни; 7 — регулировочные прокладки; 8 — кар­

тер; 9 — болт-съемник;

1 0 — полуось;

// — правая чашка

дифферен­

циала;

1 2 — крышка

подшипника;

13 — шестерня полуоси;

1 4

крестовина сателлитов;

15 — ведомая

шестерня; 1 6 — левая

чашка

дифференциала;

1 7 — упорная шайба

шестерни полуоси;

18 — гайка;

19 — сателлит; 20 — упорная шайба сателлита; 2 1 — маслоуловитель; 22 — ведущая шестерня

Подшипники затягивают гайкой вместе с фланцем карданного шарнира.

Коробка дифференциала состоит из двух чашек, между ко­ торыми установлена крестовина. Коробка дифференциала вмес­ те с находящимися в ней деталями и ведущей шестерней вра­ щается на двух конических роликовых подшипниках, установ­ ленных в картере. Для уменьшения трения между коробкой дифференциала и опорными поверхностями сателлитов и шесте­ рен полуосей находятся бронзовые шайбы.

166