Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 96. Коробка передач автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130:

1 картер коробки; 2 —^шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 3 промежуточный вал; 4 — муфта синхронизатора четвертой и пятой

Рис. 97. Устройство и схема работы синхронизатора коробки пере­ дач автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130:

а — устройство; б — начало

включения передач; в — передача

включена

у — муфта; 2 — блокирующий

палец; 3 — внутренние зубья шес­

терни; 4 — шестерня с конической поверхностью; 5 — опора шари­ ка фиксирующего пальца; 6 — конусное кольцо; 7 — шарик фикси­ рующего пальца; 8 — пружина; 9 — фиксирующий палец; 10 ве­ домый вал коробки; 11 н 12 — конусные поверхности блокирующе­ го пальца и муфты

На рис. 97, а дано устройство синхронизатора.

При передвижении муфты 1 синхронизатора конусное коль­ цо 6 перемещается вместе с муфтой и касается конусной поверх­ ности шестерни 4.

передач; 5 — ведущий

вал с шестерней

постоянного зацепления; 6 — ведомый

вал; 7 — ползун; 8 — крышка

картера

коробки передачу 9 — пружина предо­

хранителя включения

заднего

хода; 10 — промежуточный рычаг включения

первой передачи и заднего хода; 11 — фиксатор рычага переключения передач;

12 — рычаг

переключения;

13 и 27 — шестерни четвертой передачи; 14 — фик­

сатор; 15 и 26 — шестерни

третьей

передачи;

16 — муфта

синхронизатора

второй и третьей передач; 17 и

24 — шестерни второй

передачи; 18

шестерня первой передачи и заднего

хода; 19 ■— червячная шестерня привода

спидометра;

20 — ведомая

шестерня

привода

спидометра;

21 — магнитная

пробка для

слива масла; 22 — шестерня первой передачи промежуточного ва­

ла; 23 — крышка люка для установки коробки отборамощности; 25 — шестер­ ня заднего хода промежуточного вала

153


Сила трения за счет разности скоростей вращения муфты и шестерни заставляет сдвинуться кольцо относительно муфты. Блокирующие поверхности пальцев и отверстий в диске муфты войдут в соприкосновение, и дальнейшее движение муфты пре­

кратится.

Только после уравнивания скоростей вращения муфты и шестерни, муфта может быть передвинута, и зубья на ступице муфты войдут в зацепление с зубьями шестерни бесшумно.

Для того чтобы во время движения автомобиля вперед не включился задний ход, установлен предохранитель, который представляет собой плунжер с пружиной, расположенной непо­ средственно в головке вилки включения заднего хода. Поэтому для включения заднего хода необходимо к рычагу переключе­ ния передач приложить большее усилие, чтобы отжать плунжер предохранителя.

Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 устрое­ ны так же, как коробки автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130, но имеют небольшие конструктивные отличия (без ручного тор­ моза на коробке, изменена крышка, нет привода спидометра, имеются дополнительные рычаги для управления раздаточной коробкой и передним ведущим мостом).

РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА

Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 (рис. 98) установ­ лена за коробкой передач. При ее помощи осуществляется пе­ редача крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам автомобиля. Кроме того, в необходимых случаях при помощи раздаточной коробки может быть увеличен крутящий момент, подводимый к ведущим колесам. Раздаточная коробка имеет две передачи: прямую и понижающую.

Ведущий вал раздаточной коробки соединен через фланец карданной передачи с ведомым валом коробки передач. Он ус­ тановлен в двух подшипниках: шариковом, находящемся в крыш­ ке картера, и роликовом, смонтированном в выточке вала при­ вода заднего моста. На шлицах ведущего вала находится по­ движная шестерня (каретка).

Вал с шестерней привода заднего моста смонтирован в двух шариковых подшипниках, на его шлицах гайкой закреплен фла­ нец, соединяющийся с карданным валом. На средней части вала установлена ведущая шестерня привода спидометра.

Промежуточный вал установлен в двух шариковых подшип­ никах. На шлицах промежуточного вала находится шестерня понижающей передачи и промежуточная шестерня включения переднего моста.

Вал привода переднего моста вращается в двух шариковых подшипниках. На нем установлена шестерня привода переднего моста, а также закреплен фланец кардана переднего моста.

154


3

 

Рис. 98. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66:

 

1 — шестерня

включения заднего моста и понижающей

передачи;

2 — шестерня

вала привода заднего моста;

3 — ведущая

шестерня

привода спидометра; 4 — ведомая шестерня

привода спидометра;

5 — промежуточный вал; 6 — шестерня включения

переднего моста;

7 — вал

привода переднего моста; 8 — шестерня

привода

переднего

моста;

9 — шестерня понижающей передачи;

10 — ведущий

вал раз­

 

 

даточной коробки

 

 

 

Управление раздаточной коробкой осуществляется из каби­ ны двумя рычагами. Один из них служит для переключения пе­ редач в раздаточной коробке, другой —■для включения передне­ го моста.

Подвижная шестерня ведущего вала передвигается рычагом так же, как и шестерня коробки передач, с предварительным выключением сцепления. Передний ведущий мост при движении можно включать, не выключая сцепления.

Передний мост включается не только на труднопроходи­ мых участках пути (грязь, глубокий снег или песок), но и на скользкой дороге, когда его включение увеличивает устойчи-

155

Рис. 99. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131:

/ — вал привода переднего моста; 2 — пневматическая диафрагменная камера; 3 — ведущий вал; 4 и 10— шестерни низшей передачи; 5 — муф­ та включения высшей передачи; 6 — шестерня вала привода среднего моста; 7 — муфта включения переднего моста; 8 — шестерня высшей пе­ редачи; 9 — муфта включения низшей передачи

вость автомобиля. При переходе в раздаточной коробке на низ­ шую передачу включение переднего моста обязательно во избе­ жание перегрузки большим крутящим моментом заднего моста и карданной передачи. Во время движения по хорошим дорогам передний мост следует выключать для уменьшения износа его деталей, снижения расхода горючего и увеличения срока служ­ бы шин.

Для предотвращения перегрузки карданной передачи и ве­ дущего заднего моста в механизме переключения раздаточной коробки предусмотрен замок с сухарями и пружиной, предотвра­ щающей возможность включения низшей передачи при выклю­ ченном переднем мосте и выключение переднего моста при вклю­ ченной низшей передаче. Кроме того, во избежание самопроиз­ вольного выключения передач и привода переднего моста

.имеются два шариковых фиксатора.

156


На трехосном автомобиле (ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131) раздаточная коробка может передавать крутящий момент сразу всем ведущим мостам.

На автомобиле ЗИЛ-157 ставят одноходовую двухступен­ чатую раздаточную коробку. Эта коробка имеет три выходных вала: ведомый вал, вал привода среднего моста и вал привода переднего моста. Автомобиль ЗИЛ-131 оборудован двухходовой раздаточной коробкой (рис. 99), имеющей два выходных вала: ведомый вал и вал привода переднего моста. Обе раздаточные коробки имеют люки для установки коробок отбора мощности. На автомобиле ЗИЛ-131 для облегчения управления автомоби­ лем при работе в сложных условиях, а также для предохранения от перегрузок агрегатов трансмиссии имеется электропневматическое управление включения переднего моста. Оно автоматически включает передний мост при включении первой передачи в раз­ даточной коробке. Привод переднего моста включается при по­ мощи электровоздушного клапана и штока в пневматической диафрагменной камере. При включении привода переднего моста в кабине на щитке приборов зажигается сигнальная лампа.

НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

Основные признаки неисправностей коробок: шум при ра­ боте, повышенный нагрев, самопроизвольное выключение пере­ дач, затрудненное включение передач и переднего моста, течь масла.

Шум при работе может быть вызван недостаточным коли­ чеством масла или плохим его качеством, а также износом зубьев шестерен, шлицевых соединений, подшипников.

Повышенный нагрев вызывается недостатком масла или слишком тугой затяжкой подшипников валов.

Самопроизвольное выключение передач может быть из-за износа ползунов, износа зубьев и шлицев, механических повреж­ дений вилок переключения, ослабления или поломки пружин фиксаторов механизма переключения передач или механизма включения переднего моста.

Затрудненное включение передачи переднего моста вызыва­ ется износом подшипников, валов, шлицевых соединений, по­ вреждением вилок переключения передач, ослаблением крепле­ ния вилки включения переднего моста.

Течь масла возникает из-за чрезмерно большого количества масла, слабой затяжки болтов крышек, износа прокладок и сальников, образования трещин в картере и крышках.

Большие перегрузки коробок, а также неумелое включение передач и мостов могут привести к поломке зубьев шестерен, муфт, повреждению рычагов, шлицев, шпонок.

157


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

При ежедневном техническом обслуживании коробок нужно проверить внешним осмотром отсутствие подтеканий и на ощупь нагрев картеров коробок.

При первом техническом обслуживании следует проверить крепление коробок, герметичность крышек, действие рычагов включения и переключения, проверить и при необходимости до­ лить масло в картеры коробок.

При втором техническом обслуживании надо проверить со­ стояние шестерен, валов и подшипников коробок, заменить мас­ ло по таблице смазки.

Масло целесообразно менять сразу после остановки авто­ мобиля, пока оно теплое. После слива масла из картера зали­ вают маловязкое масло или керосин до половины уровня. Затем, подняв ведущие мосты, дают проработать трансмиссии 3— 5 минут, сливают промывающее масло или керосин и заливают свежее масло до уровня наливного отверстия.

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

Карданная передача позволяет передавать вращение (кру­ тящий момент) от коробки передач к главной передаче под переменным углом, что достигается за счет применения шар­ ниров.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ и УСТРОЙСТВО КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач главной передаче. Взаимное расположение валов этих механизмов и расстояние между ними во время движения авто­ мобиля постоянно меняются. Коробка передач неподвижно при­ креплена к двигателю, установленному на раме, ведущий же мост автомобиля присоединен к раме не жестко, а на рессорах, которые, пружиня, допускают изменение расстояния между мос­ том и рамой. Передача крутящего момента в таких условиях возможна лишь при наличии в механизме универсальных шар­ ниров.

Карданная передача состоит из шарниров (карданов), ва­ лов и промежуточных опор.

На автомобилях ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А, ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 (рис. 100) применяются два карданных вала: промежуточный и главный. Промежуточный вал позволяет сделать главный вал более коротким и жестким и уменьшить его вибрацию. Проме­ жуточный вал, передний конец которого соединен с ведомым

156

7

Рис. 100. Карданная передача:

а — устройство карданного шарнира; б — карданная передача автомобиля ЗИЛ-130

/ — ведомая вилка переднего кардана; 2 — пластина-замок; 3 — ведущая вилка кардана; 4 — масленка крестовины; 5 — промежуточный карданный вал; б — крышка подшипника; 7 — стакан; 8 — иглы подшипника; 9 — саль­ ник; 10— шип крестовины; 11 — предохранительный клапан смазочного ка­

нала

крестовины; 12 — крестовина;

13 — ведущая вилка заднего

кардана

промежуточного вала;

14 — пробка;

15 — полый шлицевой

вал

ведущей

вилки

заднего кардана;

16 — промежуточная опора с резиновой подушкой;

17—■подшипник опоры; 18 — сальник; 19 — прорезиненный

чехол; 20 — ос­

 

 

новной карданный вал

 

 

валом коробки передач карданом, подвешивают на опоре, со­ стоящей из корпуса, прикрепленного к раме, и шарикового под­ шипника, заключенного в резиновое амортизационное кольцо. Главный карданный вал — двухшарнирный; с помощью перед­ него шарнира он соединен с промежуточным валом, а с помощью заднего — с валом ведущей шестерни главной передачи.

В вилках кардана устанавливают стальные стаканы с иголь­ чатыми подшипниками и закрепляют их стопорными кольцами или пластинками с болтами. Вилки соединены между собой крестовиной, шипы которой входят в игольчатые подшипники вилок. Внутри крестовины просверлены каналы, по которым

1 5 9