Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Рис. 96. Коробка передач автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130:
1 картер коробки; 2 —^шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 3 промежуточный вал; 4 — муфта синхронизатора четвертой и пятой
Рис. 97. Устройство и схема работы синхронизатора коробки пере дач автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130:
а — устройство; б — начало |
включения передач; в — передача |
включена |
|
у — муфта; 2 — блокирующий |
палец; 3 — внутренние зубья шес |
терни; 4 — шестерня с конической поверхностью; 5 — опора шари ка фиксирующего пальца; 6 — конусное кольцо; 7 — шарик фикси рующего пальца; 8 — пружина; 9 — фиксирующий палец; 10 ве домый вал коробки; 11 н 12 — конусные поверхности блокирующе го пальца и муфты
На рис. 97, а дано устройство синхронизатора.
При передвижении муфты 1 синхронизатора конусное коль цо 6 перемещается вместе с муфтой и касается конусной поверх ности шестерни 4.
передач; 5 — ведущий |
вал с шестерней |
постоянного зацепления; 6 — ведомый |
|
вал; 7 — ползун; 8 — крышка |
картера |
коробки передачу 9 — пружина предо |
|
хранителя включения |
заднего |
хода; 10 — промежуточный рычаг включения |
первой передачи и заднего хода; 11 — фиксатор рычага переключения передач;
12 — рычаг |
переключения; |
13 и 27 — шестерни четвертой передачи; 14 — фик |
|||
сатор; 15 и 26 — шестерни |
третьей |
передачи; |
16 — муфта |
синхронизатора |
|
второй и третьей передач; 17 и |
24 — шестерни второй |
передачи; 18 — |
|||
шестерня первой передачи и заднего |
хода; 19 ■— червячная шестерня привода |
||||
спидометра; |
20 — ведомая |
шестерня |
привода |
спидометра; |
21 — магнитная |
пробка для |
слива масла; 22 — шестерня первой передачи промежуточного ва |
ла; 23 — крышка люка для установки коробки отборамощности; 25 — шестер ня заднего хода промежуточного вала
153
Сила трения за счет разности скоростей вращения муфты и шестерни заставляет сдвинуться кольцо относительно муфты. Блокирующие поверхности пальцев и отверстий в диске муфты войдут в соприкосновение, и дальнейшее движение муфты пре
кратится.
Только после уравнивания скоростей вращения муфты и шестерни, муфта может быть передвинута, и зубья на ступице муфты войдут в зацепление с зубьями шестерни бесшумно.
Для того чтобы во время движения автомобиля вперед не включился задний ход, установлен предохранитель, который представляет собой плунжер с пружиной, расположенной непо средственно в головке вилки включения заднего хода. Поэтому для включения заднего хода необходимо к рычагу переключе ния передач приложить большее усилие, чтобы отжать плунжер предохранителя.
Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131 устрое ны так же, как коробки автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130, но имеют небольшие конструктивные отличия (без ручного тор моза на коробке, изменена крышка, нет привода спидометра, имеются дополнительные рычаги для управления раздаточной коробкой и передним ведущим мостом).
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА
Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 (рис. 98) установ лена за коробкой передач. При ее помощи осуществляется пе редача крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам автомобиля. Кроме того, в необходимых случаях при помощи раздаточной коробки может быть увеличен крутящий момент, подводимый к ведущим колесам. Раздаточная коробка имеет две передачи: прямую и понижающую.
Ведущий вал раздаточной коробки соединен через фланец карданной передачи с ведомым валом коробки передач. Он ус тановлен в двух подшипниках: шариковом, находящемся в крыш ке картера, и роликовом, смонтированном в выточке вала при вода заднего моста. На шлицах ведущего вала находится по движная шестерня (каретка).
Вал с шестерней привода заднего моста смонтирован в двух шариковых подшипниках, на его шлицах гайкой закреплен фла нец, соединяющийся с карданным валом. На средней части вала установлена ведущая шестерня привода спидометра.
Промежуточный вал установлен в двух шариковых подшип никах. На шлицах промежуточного вала находится шестерня понижающей передачи и промежуточная шестерня включения переднего моста.
Вал привода переднего моста вращается в двух шариковых подшипниках. На нем установлена шестерня привода переднего моста, а также закреплен фланец кардана переднего моста.
154
3
|
Рис. 98. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66: |
|
|||
1 — шестерня |
включения заднего моста и понижающей |
передачи; |
|||
2 — шестерня |
вала привода заднего моста; |
3 — ведущая |
шестерня |
||
привода спидометра; 4 — ведомая шестерня |
привода спидометра; |
||||
5 — промежуточный вал; 6 — шестерня включения |
переднего моста; |
||||
7 — вал |
привода переднего моста; 8 — шестерня |
привода |
переднего |
||
моста; |
9 — шестерня понижающей передачи; |
10 — ведущий |
вал раз |
||
|
|
даточной коробки |
|
|
|
Управление раздаточной коробкой осуществляется из каби ны двумя рычагами. Один из них служит для переключения пе редач в раздаточной коробке, другой —■для включения передне го моста.
Подвижная шестерня ведущего вала передвигается рычагом так же, как и шестерня коробки передач, с предварительным выключением сцепления. Передний ведущий мост при движении можно включать, не выключая сцепления.
Передний мост включается не только на труднопроходи мых участках пути (грязь, глубокий снег или песок), но и на скользкой дороге, когда его включение увеличивает устойчи-
155
Рис. 99. Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131:
/ — вал привода переднего моста; 2 — пневматическая диафрагменная камера; 3 — ведущий вал; 4 и 10— шестерни низшей передачи; 5 — муф та включения высшей передачи; 6 — шестерня вала привода среднего моста; 7 — муфта включения переднего моста; 8 — шестерня высшей пе редачи; 9 — муфта включения низшей передачи
вость автомобиля. При переходе в раздаточной коробке на низ шую передачу включение переднего моста обязательно во избе жание перегрузки большим крутящим моментом заднего моста и карданной передачи. Во время движения по хорошим дорогам передний мост следует выключать для уменьшения износа его деталей, снижения расхода горючего и увеличения срока служ бы шин.
Для предотвращения перегрузки карданной передачи и ве дущего заднего моста в механизме переключения раздаточной коробки предусмотрен замок с сухарями и пружиной, предотвра щающей возможность включения низшей передачи при выклю ченном переднем мосте и выключение переднего моста при вклю ченной низшей передаче. Кроме того, во избежание самопроиз вольного выключения передач и привода переднего моста
.имеются два шариковых фиксатора.
156
На трехосном автомобиле (ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131) раздаточная коробка может передавать крутящий момент сразу всем ведущим мостам.
На автомобиле ЗИЛ-157 ставят одноходовую двухступен чатую раздаточную коробку. Эта коробка имеет три выходных вала: ведомый вал, вал привода среднего моста и вал привода переднего моста. Автомобиль ЗИЛ-131 оборудован двухходовой раздаточной коробкой (рис. 99), имеющей два выходных вала: ведомый вал и вал привода переднего моста. Обе раздаточные коробки имеют люки для установки коробок отбора мощности. На автомобиле ЗИЛ-131 для облегчения управления автомоби лем при работе в сложных условиях, а также для предохранения от перегрузок агрегатов трансмиссии имеется электропневматическое управление включения переднего моста. Оно автоматически включает передний мост при включении первой передачи в раз даточной коробке. Привод переднего моста включается при по мощи электровоздушного клапана и штока в пневматической диафрагменной камере. При включении привода переднего моста в кабине на щитке приборов зажигается сигнальная лампа.
НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ
Основные признаки неисправностей коробок: шум при ра боте, повышенный нагрев, самопроизвольное выключение пере дач, затрудненное включение передач и переднего моста, течь масла.
Шум при работе может быть вызван недостаточным коли чеством масла или плохим его качеством, а также износом зубьев шестерен, шлицевых соединений, подшипников.
Повышенный нагрев вызывается недостатком масла или слишком тугой затяжкой подшипников валов.
Самопроизвольное выключение передач может быть из-за износа ползунов, износа зубьев и шлицев, механических повреж дений вилок переключения, ослабления или поломки пружин фиксаторов механизма переключения передач или механизма включения переднего моста.
Затрудненное включение передачи переднего моста вызыва ется износом подшипников, валов, шлицевых соединений, по вреждением вилок переключения передач, ослаблением крепле ния вилки включения переднего моста.
Течь масла возникает из-за чрезмерно большого количества масла, слабой затяжки болтов крышек, износа прокладок и сальников, образования трещин в картере и крышках.
Большие перегрузки коробок, а также неумелое включение передач и мостов могут привести к поломке зубьев шестерен, муфт, повреждению рычагов, шлицев, шпонок.
157
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ
При ежедневном техническом обслуживании коробок нужно проверить внешним осмотром отсутствие подтеканий и на ощупь нагрев картеров коробок.
При первом техническом обслуживании следует проверить крепление коробок, герметичность крышек, действие рычагов включения и переключения, проверить и при необходимости до лить масло в картеры коробок.
При втором техническом обслуживании надо проверить со стояние шестерен, валов и подшипников коробок, заменить мас ло по таблице смазки.
Масло целесообразно менять сразу после остановки авто мобиля, пока оно теплое. После слива масла из картера зали вают маловязкое масло или керосин до половины уровня. Затем, подняв ведущие мосты, дают проработать трансмиссии 3— 5 минут, сливают промывающее масло или керосин и заливают свежее масло до уровня наливного отверстия.
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Карданная передача позволяет передавать вращение (кру тящий момент) от коробки передач к главной передаче под переменным углом, что достигается за счет применения шар ниров.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ и УСТРОЙСТВО КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач главной передаче. Взаимное расположение валов этих механизмов и расстояние между ними во время движения авто мобиля постоянно меняются. Коробка передач неподвижно при креплена к двигателю, установленному на раме, ведущий же мост автомобиля присоединен к раме не жестко, а на рессорах, которые, пружиня, допускают изменение расстояния между мос том и рамой. Передача крутящего момента в таких условиях возможна лишь при наличии в механизме универсальных шар ниров.
Карданная передача состоит из шарниров (карданов), ва лов и промежуточных опор.
На автомобилях ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А, ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 (рис. 100) применяются два карданных вала: промежуточный и главный. Промежуточный вал позволяет сделать главный вал более коротким и жестким и уменьшить его вибрацию. Проме жуточный вал, передний конец которого соединен с ведомым
156
7
Рис. 100. Карданная передача:
а — устройство карданного шарнира; б — карданная передача автомобиля ЗИЛ-130
/ — ведомая вилка переднего кардана; 2 — пластина-замок; 3 — ведущая вилка кардана; 4 — масленка крестовины; 5 — промежуточный карданный вал; б — крышка подшипника; 7 — стакан; 8 — иглы подшипника; 9 — саль ник; 10— шип крестовины; 11 — предохранительный клапан смазочного ка
нала |
крестовины; 12 — крестовина; |
13 — ведущая вилка заднего |
кардана |
||
промежуточного вала; |
14 — пробка; |
15 — полый шлицевой |
вал |
ведущей |
|
вилки |
заднего кардана; |
16 — промежуточная опора с резиновой подушкой; |
|||
17—■подшипник опоры; 18 — сальник; 19 — прорезиненный |
чехол; 20 — ос |
||||
|
|
новной карданный вал |
|
|
валом коробки передач карданом, подвешивают на опоре, со стоящей из корпуса, прикрепленного к раме, и шарикового под шипника, заключенного в резиновое амортизационное кольцо. Главный карданный вал — двухшарнирный; с помощью перед него шарнира он соединен с промежуточным валом, а с помощью заднего — с валом ведущей шестерни главной передачи.
В вилках кардана устанавливают стальные стаканы с иголь чатыми подшипниками и закрепляют их стопорными кольцами или пластинками с болтами. Вилки соединены между собой крестовиной, шипы которой входят в игольчатые подшипники вилок. Внутри крестовины просверлены каналы, по которым
1 5 9