Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Если двигатель заглохнет, сцепление исправно, если будет продолжать работать — неисправно (пробуксовывает).
Пробуксовывание сцепления. Основными причинами пробук совывания сцепления могут быть отсутствие свободного хода пе дали сцепления, замасливание и износ фрикционных накладок диска.
Для проверки величины свободного хода педали необходи мо установить линейку с делениями, как указано на рис. 91.
Нажимая на педаль сцепления рукой до момента упора упорного подшипника (почувствуется резкое увеличение сопро тивления движению педали), заметить показания на линейке от начала нажатия. Для регулировки свободного хода педали надо ослабить контргайку 2 тяги 1 и поворотом сферической гайки 3 изменить длину тяги. Для уменьшения свободного хода педали гайку 3 навертывают, а для увеличения — отвертывают. Затем надо затянуть контргайку и проверить свободный ход педали (при неработающем двигателе). Если нужно, регулиров ку повторяют до получения нормальной величины свободного хода.
При замасливании дисков сцепления также происходит про буксовывание дисков. В этом случае сцепление необходимо разобрать, промыть диски керосином и зачистить фрикционные накладки металлической щеткой. Необходимо при этом устра нить причину попадания масла в сцепление. Можно также про мыть сцепление и без его разборки. Для этого снимают ниж нюю крышку картера сцепления, пускают двигатель и, попере менно включая и выключая сцепление, промывают диски струей керосина, пользуясь промывочным шприцем.
Пробуксовывание дисков может быть и вследствие значи тельного износа фрикционных накладок. Если неисправность не устраняется регулировкой свободного хода педали, необхо димо заменить накладки.
Неполное выключение сцепления чаще всего вызывается слишком большим свободным ходом педали сцепления или же короблением дисков. В первом случае необходимо произвести регулировку свободногохода педали, во втором случае — ре монт или замену дисков.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ
Техническое обслуживание сцепления и его привода заклю чается в систематической проверке и регулировке.
При ежедневном обслуживании нужно проверить свобод ный ход педали и действие сцепления: полное выключение, плавное, без рывков включение и отсутствие пробуксовки.
При первом и втором техническом обслуживаниях, помимо выполнения работ ЕО, следует проверить состояние оттяжной
145
пружины педали сцепления. У автомобилей ГАЗ поворотом кол пачковой масленки надо добавить смазку в упорный подшип ник, смазать также валик рычага привода сцепления.
Если нужно, то производят соответствующие регулировки.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА
Коробка передач дает возможность при одной и той же мощности двигателя изменять тяговую силу на ведущих колесах путем зацепления шестерен различного диаметра, а также обес печивает получение заднего хода и возможность работы двига теля при стоящем автомобиле.
Коробка передач имеет не сколько пар шестерен. При за цеплении шестерен различного диаметра (различного числа зубьев) происходит изменение величины крутящего момента.
Число передач (ступеней) коробки зависит от количества пар шестерен, вводимых в зацеп ление в определенных сочетаниях. На большинстве автомобилей устанавливают механическую ступенчатую коробку передач. Такая коробка состоит из карте ра, ведущего, ведомого и проме жуточного валов с набором шес терен и механизма переключения.
Ведущий вал коробки пере дач соединен через сцепление с маховиком двигателя, а ведомый вал — через механизмы транс миссии с ведущими колесами автомобиля.
Для получения заднего хода служит дополнительный блок с двумя шестернями, изменяющий
Рис. 92. Схема работы |
коробки |
|
передач: |
|
|
а — включена |
передача |
для дви |
жения вперед; |
б — для |
движения |
назад; в — двигатель отъединен от ведущих колес
1 — ведущий |
вал коробки передач; |
2 — ведомый |
вал; 3 — промежу |
точный вал
146
направление вращения ведомого вала по отношению к веду щему.
Схема работы коробки передач показана на рис. 92.
При включении передачи для движения вперед (рис. 92, а) вращение от шестерни ведущего вала передается большой шес терне промежуточного вала, а затем от следующей шестерни промежуточного вала шестерне ведомого вала. Таким образом, в данном случае в передаче вращения от ведущего вала ведо мому участвуют пары шестерен. Благодаря выбранному соот ношению чисел зубьев этих шестерен скорость вращения ведо мого вала меньше, но зато крутящий момент на нем больше, чем у ведущего вала. Если изменить соотношение размеров
ичисел зубьев второй пары шестерен, соответственно изменится
исоотношение скоростей вращения и крутящих моментов веду щего и ведомого валов (передаточное отношение между ва лами).
Введя между шестернями промежуточного и ведомого ва лов еще одну промежуточную шестерню (рис. 92, б)., можно изменить направление вращения ведомого вала (получить зад ний ход).
Когда шестерни ведомого вала выведены из зацепления с шестернями промежуточного вала и шестерней заднего хода, коробка передач находится в нейтральном положении и враще ние от ведущего вала к ведомому не передается (рис. 92, в).
На грузовых автомобилях устанавливаются четырехступен чатые (ГАЗ-51А, ГАЗ-53А) или пятиступенчатые (ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131) коробки передач.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-51А и ГАЗ-53А
На автомобилях ГАЗ-51А и ГАЗ-53А устанавливают короб ку передач, имеющую четыре передачи переднего хода и задний ход (рис. 93). Картер коробки передач литой, чугунный и кре пится на шпильках, ввернутых в задний торец картера сцеп ления.
Ведущий вал опирается на шариковый подшипник, установ ленный в передней стенке картера, и подшипник, находящийся в гнезде заднего торца коленчатого вала.
Ведомый вал вращается на двух подшипниках: роликовом, расположенном в торце ведущего вала, и шариковом, помещен ном в задней стенке картера коробки. На шлицах ведомого вала установлены блок скользящих шестерен (каретка) первой и вто рой передач и каретка третьей и четвертой передач. На ведомом валу находятся также ведущая шестерня привода спидометра и фланец, к которому крепятся барабан ручного тормоза и вил ка промежуточного карданного вала.
Блок шестерен промежуточного вала, состоящий из четырех шестерен, вращается на цилиндрических роликовых подшипни-
147
о
Рис. 93. Коробка передач автомобиля ГАЗ-51 А: |
|
|||
1 — ведущий вал коробки передач; 2 — рычаг |
переключения |
передач; |
||
3 — предохранитель (скоба) заднего |
хода; 4, |
5, |
6 — вилки |
переклю |
чения; 7 — блок скользящих шестерен |
(каретка) |
первой и второй пе |
редач; 8 — ведомый вал коробки передач; 9 — крышка с сальником; 10 — шестерня спидометра; 11 — фланец для крепления кардана; 12—
шестерня первой передачи и заднего, хода промежуточного |
вала; |
13 — блок промежуточных шестерен заднего хода; 14, 15 и 16 |
— шее-' |
терни второй, третьей передач постоянного зацепления промежуточно го вала; 17 — картер коробки передач
ках, установленных на неподвижной оси. Блок шестерен заднего хода также вращается на неподвижной оси.
Механизм переключения передач состоит из рычага пере ключения, ползунов, трех вилок переключения, фиксаторов, зам ков и предохранителя включения заднего хода.
Рис. 94. Механизм переключения коробки передач автомобилей ГАЗ-51 А, ГАЗ-53А:
о: — схема работы замков; б — фиксатор; в — механизм переключе ния
1 — штифт; 2 — стержень; 3 — пружина и шарик фиксатора; 4 — ры чаг переключения С шаровой опорой; 5 -— предохранитель включения заднего хода; 6 — ползуны; 7 — вилки переключения; 8 — фиксатор; 9 — крышка картера коробки передач; 10 — выемки в ползуне
Устройство механизма переключения коробки передач пока зано на рис. 94.
В крышке помещены фиксаторы, представляющие собой шарики, прижимаемые пружинами к ползунам, на которых сде ланы соответствующие выемки. Фиксаторы удерживают ползу ны, а с ними вилки и шестерни в нейтральном или включенном положениях.
Одновременное движение двух ползунов исключается зам ками, которые состоят из стержней, расположенных между каж дым крайним и средним ползунами, и штифта, помещенного
вотверстии среднего ползуна. На ползунах сделаны небольшие выемки. Когда происходит движение одного из ползунов, стер жень выходит из выемки, имеющейся на этом ползуне, и входит
ввыемку на соседнем, не позволяя сдвинуть его с места.
Чтобы предупредить случайное включение заднего хода, устанавливают специальный предохранитель. На автомобиле ГАЗ-51 А и ГАЗ-53А он состоит из стопорной пластины с
149
передача |
Задний |
ход , |
|
Рис. 95. Работа коробки передач автомобиля ГАЗ-51 А |
|
пружиной, тяги и рычажка привода, расположенного около го ловки рычага переключения передач. Для включения заднего хода нужно пальцем отжать кверху рычажок привода и припод
нять стопорную пластину, |
что позволит нижнему концу рыча |
га переключения передач |
войти в паз вилки и включить |
задний ход. |
|
150
Работа коробки передач автомобиля ГАЗ-51А показана на рис. 95.
В нейтральном положении вращается ведущий вал и со единенный с ним при помощи шестерни постоянного зацепле ния промежуточный вал.
При включении первой передачи крутящий момент от ве дущего вала через промежуточный вал и его малую шестерню передается большой шестерне ведомого вала. За счет уменьше ния скорости увеличивается усилие на ведомом валу.
На второй и третьей передачах зацепляются соответствую щие шестерни ведомого и промежуточного валов. Отношение диаметров передающих шестерен или чисел их зубьев (переда точное число) уменьшается и соответственно уменьшается уси ление на ведомом валу.
Четвертая передача — прямая. Она включается перемеще нием каретки третьей :— четвертой передачи до полного зацеп ления с ведущим валом. Крутящий момент от ведущего вала передается непосредственно ведомому валу, при этом скорости вращения обоих валов одинаковы. При заднем ходе между шес тернями первой передачи промежуточного и ведомого валов включен блок шестерен заднего хода.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130
На автомобилях ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 установлена коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода (рис. 96).
Ведущий вал коробки установлен на двух шариковых под шипниках. Передний подшипник находится в гнезде фланца коленчатого вала двигателя, задний — в гнезде передней части картера.
Ведомый вал коробки опирается одним концом на ролико вый подшипник, помещенный в выточке ведущего вала, а другим концом на подшипник,, установленный в картере коробки.
Промежуточный вал также установлен на двух подшипни
ках: передний — роликовый (ролики подшипника |
работают по |
шейке вала), задний — шариковый. |
неподвижной |
Блок шестерен заднего хода вращается на |
|
оси на двух подшипниках. |
|
Шестерни постоянного зацепления и шестерни второй, тре тьей и четвертой передач имеют косые зубья, а остальные шес терни — первой передачи и заднего хода — прямые зубья.
Пятая передача прямая, т. е. при ее включении число обо ротов ведомого вала коробки равно числу оборотов коленчатого вала двигателя.
Вторая и третья, четвертая и пятая передачи включаются при помощи синхронизаторов, обеспечивающих безударное включение шестерен.
151