Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если двигатель заглохнет, сцепление исправно, если будет продолжать работать — неисправно (пробуксовывает).

Пробуксовывание сцепления. Основными причинами пробук­ совывания сцепления могут быть отсутствие свободного хода пе­ дали сцепления, замасливание и износ фрикционных накладок диска.

Для проверки величины свободного хода педали необходи­ мо установить линейку с делениями, как указано на рис. 91.

Нажимая на педаль сцепления рукой до момента упора упорного подшипника (почувствуется резкое увеличение сопро­ тивления движению педали), заметить показания на линейке от начала нажатия. Для регулировки свободного хода педали надо ослабить контргайку 2 тяги 1 и поворотом сферической гайки 3 изменить длину тяги. Для уменьшения свободного хода педали гайку 3 навертывают, а для увеличения — отвертывают. Затем надо затянуть контргайку и проверить свободный ход педали (при неработающем двигателе). Если нужно, регулиров­ ку повторяют до получения нормальной величины свободного хода.

При замасливании дисков сцепления также происходит про­ буксовывание дисков. В этом случае сцепление необходимо разобрать, промыть диски керосином и зачистить фрикционные накладки металлической щеткой. Необходимо при этом устра­ нить причину попадания масла в сцепление. Можно также про­ мыть сцепление и без его разборки. Для этого снимают ниж­ нюю крышку картера сцепления, пускают двигатель и, попере­ менно включая и выключая сцепление, промывают диски струей керосина, пользуясь промывочным шприцем.

Пробуксовывание дисков может быть и вследствие значи­ тельного износа фрикционных накладок. Если неисправность не устраняется регулировкой свободного хода педали, необхо­ димо заменить накладки.

Неполное выключение сцепления чаще всего вызывается слишком большим свободным ходом педали сцепления или же короблением дисков. В первом случае необходимо произвести регулировку свободногохода педали, во втором случае — ре­ монт или замену дисков.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ

Техническое обслуживание сцепления и его привода заклю­ чается в систематической проверке и регулировке.

При ежедневном обслуживании нужно проверить свобод­ ный ход педали и действие сцепления: полное выключение, плавное, без рывков включение и отсутствие пробуксовки.

При первом и втором техническом обслуживаниях, помимо выполнения работ ЕО, следует проверить состояние оттяжной

145


пружины педали сцепления. У автомобилей ГАЗ поворотом кол­ пачковой масленки надо добавить смазку в упорный подшип­ ник, смазать также валик рычага привода сцепления.

Если нужно, то производят соответствующие регулировки.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА

Коробка передач дает возможность при одной и той же мощности двигателя изменять тяговую силу на ведущих колесах путем зацепления шестерен различного диаметра, а также обес­ печивает получение заднего хода и возможность работы двига­ теля при стоящем автомобиле.

Коробка передач имеет не­ сколько пар шестерен. При за­ цеплении шестерен различного диаметра (различного числа зубьев) происходит изменение величины крутящего момента.

Число передач (ступеней) коробки зависит от количества пар шестерен, вводимых в зацеп­ ление в определенных сочетаниях. На большинстве автомобилей устанавливают механическую ступенчатую коробку передач. Такая коробка состоит из карте­ ра, ведущего, ведомого и проме­ жуточного валов с набором шес­ терен и механизма переключения.

Ведущий вал коробки пере­ дач соединен через сцепление с маховиком двигателя, а ведомый вал — через механизмы транс­ миссии с ведущими колесами автомобиля.

Для получения заднего хода служит дополнительный блок с двумя шестернями, изменяющий

Рис. 92. Схема работы

коробки

передач:

 

а — включена

передача

для дви­

жения вперед;

б — для

движения

назад; в — двигатель отъединен от ведущих колес

1 — ведущий

вал коробки передач;

2 — ведомый

вал; 3 — промежу­

точный вал

146

направление вращения ведомого вала по отношению к веду­ щему.

Схема работы коробки передач показана на рис. 92.

При включении передачи для движения вперед (рис. 92, а) вращение от шестерни ведущего вала передается большой шес­ терне промежуточного вала, а затем от следующей шестерни промежуточного вала шестерне ведомого вала. Таким образом, в данном случае в передаче вращения от ведущего вала ведо­ мому участвуют пары шестерен. Благодаря выбранному соот­ ношению чисел зубьев этих шестерен скорость вращения ведо­ мого вала меньше, но зато крутящий момент на нем больше, чем у ведущего вала. Если изменить соотношение размеров

ичисел зубьев второй пары шестерен, соответственно изменится

исоотношение скоростей вращения и крутящих моментов веду­ щего и ведомого валов (передаточное отношение между ва­ лами).

Введя между шестернями промежуточного и ведомого ва­ лов еще одну промежуточную шестерню (рис. 92, б)., можно изменить направление вращения ведомого вала (получить зад­ ний ход).

Когда шестерни ведомого вала выведены из зацепления с шестернями промежуточного вала и шестерней заднего хода, коробка передач находится в нейтральном положении и враще­ ние от ведущего вала к ведомому не передается (рис. 92, в).

На грузовых автомобилях устанавливаются четырехступен­ чатые (ГАЗ-51А, ГАЗ-53А) или пятиступенчатые (ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131) коробки передач.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-51А и ГАЗ-53А

На автомобилях ГАЗ-51А и ГАЗ-53А устанавливают короб­ ку передач, имеющую четыре передачи переднего хода и задний ход (рис. 93). Картер коробки передач литой, чугунный и кре­ пится на шпильках, ввернутых в задний торец картера сцеп­ ления.

Ведущий вал опирается на шариковый подшипник, установ­ ленный в передней стенке картера, и подшипник, находящийся в гнезде заднего торца коленчатого вала.

Ведомый вал вращается на двух подшипниках: роликовом, расположенном в торце ведущего вала, и шариковом, помещен­ ном в задней стенке картера коробки. На шлицах ведомого вала установлены блок скользящих шестерен (каретка) первой и вто­ рой передач и каретка третьей и четвертой передач. На ведомом валу находятся также ведущая шестерня привода спидометра и фланец, к которому крепятся барабан ручного тормоза и вил­ ка промежуточного карданного вала.

Блок шестерен промежуточного вала, состоящий из четырех шестерен, вращается на цилиндрических роликовых подшипни-

147


о

Рис. 93. Коробка передач автомобиля ГАЗ-51 А:

 

1 — ведущий вал коробки передач; 2 — рычаг

переключения

передач;

3 — предохранитель (скоба) заднего

хода; 4,

5,

6 — вилки

переклю­

чения; 7 — блок скользящих шестерен

(каретка)

первой и второй пе­

редач; 8 — ведомый вал коробки передач; 9 — крышка с сальником; 10 — шестерня спидометра; 11 — фланец для крепления кардана; 12—

шестерня первой передачи и заднего, хода промежуточного

вала;

13 — блок промежуточных шестерен заднего хода; 14, 15 и 16

— шее-'

терни второй, третьей передач постоянного зацепления промежуточно­ го вала; 17 — картер коробки передач

ках, установленных на неподвижной оси. Блок шестерен заднего хода также вращается на неподвижной оси.

Механизм переключения передач состоит из рычага пере­ ключения, ползунов, трех вилок переключения, фиксаторов, зам­ ков и предохранителя включения заднего хода.

Рис. 94. Механизм переключения коробки передач автомобилей ГАЗ-51 А, ГАЗ-53А:

о: — схема работы замков; б — фиксатор; в — механизм переключе­ ния

1 — штифт; 2 — стержень; 3 — пружина и шарик фиксатора; 4 — ры­ чаг переключения С шаровой опорой; 5 -— предохранитель включения заднего хода; 6 — ползуны; 7 — вилки переключения; 8 — фиксатор; 9 — крышка картера коробки передач; 10 — выемки в ползуне

Устройство механизма переключения коробки передач пока­ зано на рис. 94.

В крышке помещены фиксаторы, представляющие собой шарики, прижимаемые пружинами к ползунам, на которых сде­ ланы соответствующие выемки. Фиксаторы удерживают ползу­ ны, а с ними вилки и шестерни в нейтральном или включенном положениях.

Одновременное движение двух ползунов исключается зам­ ками, которые состоят из стержней, расположенных между каж­ дым крайним и средним ползунами, и штифта, помещенного

вотверстии среднего ползуна. На ползунах сделаны небольшие выемки. Когда происходит движение одного из ползунов, стер­ жень выходит из выемки, имеющейся на этом ползуне, и входит

ввыемку на соседнем, не позволяя сдвинуть его с места.

Чтобы предупредить случайное включение заднего хода, устанавливают специальный предохранитель. На автомобиле ГАЗ-51 А и ГАЗ-53А он состоит из стопорной пластины с

149



передача

Задний

ход ,

Рис. 95. Работа коробки передач автомобиля ГАЗ-51 А

 

пружиной, тяги и рычажка привода, расположенного около го­ ловки рычага переключения передач. Для включения заднего хода нужно пальцем отжать кверху рычажок привода и припод­

нять стопорную пластину,

что позволит нижнему концу рыча­

га переключения передач

войти в паз вилки и включить

задний ход.

 

150

Работа коробки передач автомобиля ГАЗ-51А показана на рис. 95.

В нейтральном положении вращается ведущий вал и со­ единенный с ним при помощи шестерни постоянного зацепле­ ния промежуточный вал.

При включении первой передачи крутящий момент от ве­ дущего вала через промежуточный вал и его малую шестерню передается большой шестерне ведомого вала. За счет уменьше­ ния скорости увеличивается усилие на ведомом валу.

На второй и третьей передачах зацепляются соответствую­ щие шестерни ведомого и промежуточного валов. Отношение диаметров передающих шестерен или чисел их зубьев (переда­ точное число) уменьшается и соответственно уменьшается уси­ ление на ведомом валу.

Четвертая передача — прямая. Она включается перемеще­ нием каретки третьей :— четвертой передачи до полного зацеп­ ления с ведущим валом. Крутящий момент от ведущего вала передается непосредственно ведомому валу, при этом скорости вращения обоих валов одинаковы. При заднем ходе между шес­ тернями первой передачи промежуточного и ведомого валов включен блок шестерен заднего хода.

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130

На автомобилях ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 установлена коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну передачу заднего хода (рис. 96).

Ведущий вал коробки установлен на двух шариковых под­ шипниках. Передний подшипник находится в гнезде фланца коленчатого вала двигателя, задний — в гнезде передней части картера.

Ведомый вал коробки опирается одним концом на ролико­ вый подшипник, помещенный в выточке ведущего вала, а другим концом на подшипник,, установленный в картере коробки.

Промежуточный вал также установлен на двух подшипни­

ках: передний — роликовый (ролики подшипника

работают по

шейке вала), задний — шариковый.

неподвижной

Блок шестерен заднего хода вращается на

оси на двух подшипниках.

 

Шестерни постоянного зацепления и шестерни второй, тре­ тьей и четвертой передач имеют косые зубья, а остальные шес­ терни — первой передачи и заднего хода — прямые зубья.

Пятая передача прямая, т. е. при ее включении число обо­ ротов ведомого вала коробки равно числу оборотов коленчатого вала двигателя.

Вторая и третья, четвертая и пятая передачи включаются при помощи синхронизаторов, обеспечивающих безударное включение шестерен.

151