Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заполняться жидкостью и в нем создается некоторое разреже­ ние. В это время пружинная пластина звездообразного клапана отжимает манжету от поршня и жидкость из камеры за голов­ кой поршня через отверстия в поршне, отжав края манжеты, перетекает в цилиндр. При этом камера за головкой поршня заполняется жидкостью из резервуара через перепускное отвер­ стие А (см. рис. 134). По мере продолжающегося поступления жидкости из трубопроводов ее избыток перетекает из цилиндра через компенсационное отверстие Б обратно в резервуар.

Нормальное действие тормоза обеспечивается при установ­ лении правильных величин свободного и рабочего хода педали тормоза.

С в о б о д н ы й х о д педали получается за счет зазора ме­ жду толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра. При отсутствии этого зазора толкатель не позволяет поршню занять крайнее переднее положение, вследствие чего не будет полного растормаживания колес. Если же зазор окажется слишком боль­ шим, величина перемещения поршня при нажатии педали может оказаться недостаточной для полного торможения.

Для проверки и регулировки величины свободного хода пе­ дали тормоза необходимо:

установить линейку с делениями торцом на пол кабины и, нажимая на педаль до положения начала торможения, опре­ делить величину свободного хода педали, который должен быть

впределах 8—14 мм;

отвернуть контргайку штока поршня главного тормозного цилиндра и вращать головку штока до получения необходимой величины свободного хода педали тормоза, после чего завер­ нуть контргайку.

Величина р а б о ч е г о х о д а педали, измеряемая по пе­ ремещению педали от начала движения поршня главного ци­ линдра до момента полного затормаживания колес, зависит от величины зазоров между колодками и барабанами тормозных механизмов; чем эти зазоры больше, тем больше рабочий ход педали. При нормальных зазорах между колодками и барабана­ ми полное торможение должно наступать примерно на половине полного хода педали от ее верхнего положения до пола кабины.

Если рабочий ход педали слишком велик, зазоры между ко­ лодками и барабанами колес необходимо отрегулировать, поль­ зуясь регулировочными эксцентриками колодок (квадратные концы стержней эксцентриков выступают из опорного диска с внутренней стороны колеса). Каждый эксцентрик вращают сна­ чала до получения легкого касания колодки о барабан, а затем обратно настолько, чтобы колесо вращалось свободно. При ре­ гулировке мост должен быть приподнят домкратом, чтобы коле­ со не касалось земли.

211


ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Надежность работы тормозной системы с гидравлическим приводом в значительной степени зависит от правильного при­ менения тормозных жидкостей. Для заполнения системы гид­ равлического привода используют специальную тормозную жид­ кость. К тормозным жидкостям предъявляются следующие ос­ новные требования: они должны иметь низкую температуру замерзания и высокую температуру кипения; не вызывать кор­ розии металлических деталей и разрушения уплотнительных ре­ зиновых деталей; должны быть стабильными в работе и при длительном хранении (не расслаиваться и не образовывать сгу­ стков); должны обладать смазывающими свойствами.

Отечественная промышленность выпускает тормозные жид­ кости следующих марок: БСК, ЭСК и ГТЖ-22.

Тормозные жидкости БСК и ЭСК (оранжевого или красно­ го цвета), изготовленные на хорошо очищенном касторовом мас­ ле и на спиртах, обладают невысокими вязкостно-температур­ ными свойствами. При использовании их в условиях относитель­ но сильных морозов (—30° С и ниже) наблюдается недостаточно надежная работа тормозов. Поэтому в северных районах приме­ нять их не рекомендуется.

Тормозная жидкость ГТЖ-22 (зеленого цвета) обладает хо­ рошими вязкостно-температурными свойствами, в частности, имеет относительно высокую температуру кипения. Это позволя­ ет применять ее летом и зимой на всей территории Советского Союза. Разрушительных действий на резиновые детали гидрав­ лического привода жидкость ГТЖ-22 не оказывает, однако сма­ зочные свойства ее значительно хуже, чем у БСК и ЭСК.

Необходимо помнить, что тормозная жидкость ядовита и при попадании в желудок вызывает сильное отравление. Жид­ кости разных марок смешивать нельзя. Недопустимо и категори­ чески запрещается добавлять в тормозную жидкость хотя бы небольшое количество минерального масла, так как от этого быстро приходят в негодность все резиновые детали привода.

Для нормального действия гидравлического привода тормо­ зов необходимо, чтобы жидкость в резервуаре главного тормоз­ ного цилиндра находилась на уровне 15—20 мм ниже кромки заливного отверстия резервуара и чтобы в системе не было воз­ духа, так как в противном случае из-за упругости воздуха пе­ даль будет пружинить и «проваливаться».

НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗОВ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

К неисправностям тормозов с гидравлическим приводом относятся: неправильная регулировка свободного хода педали, попадание воздуха в систему привода, разбухание манжет, за­ сорение компенсационного отверстия или воздушных отверстий в пробке главного тормозного цилиндра, износ колесных цилинд-

212


ров или манжет, неплотности в соединении вакуумного трубо­ провода, засорение воздушного фильтра усилителя, порыв ка­ меры диафрагмы усилителя.

Признаки неисправностей: слабое действие тормозов или их заедание, неодновременное торможение колес, «проваяивание» или жесткость педали, а также подтекание тормозной жидкости из главного и рабочих цилиндров, штуцеров и шлангов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОРМОЗОВ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Безопасность движения автомобиля зависит от исправности тормозов, поэтому их техническому состоянию уделяется особое внимание.

При ежедневном техническом обслуживании по возвращении с линии следует проверить действие тормозов и герметичность гидравлического привода, при необходимости устранять неис­ правности. Проверку действия тормозов повторяют и при выезде автомобиля из парка.

При первом техническом обслуживании нужно проверить со­ стояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, уровень жидкости в бачке главного тормозного цилинд­ ра, свободный ход педали тормоза и при необходимости долить жидкость и отрегулировать тормоза.

При втором техническом обслуживании надо выполнить ра­ боты, предусмотренные ТО-1, снять ступицы с тормозными ба­ рабанами, проверить состояние тормозных барабанов, колодок, накладок, пружин и подшипников колес; закрепить опоры осей колодок ножного тормоза передних задних колес; закрепить опорные тормозные диски к поворотным цапфам и кожухам по­ луосей; проверить величину свободного и рабочего хода педали тормоза. При попадании воздуха в.систему гидравлического привода необходимо произвести прокачивание тормозной си­ стемы.

Чтобы удалить воздух из системы, надо выполнить следую­

щее:

— вывернуть болт-пробку из перепускного клапана тормоз­ ного колесного цилиндра правого заднего колеса и завернуть штуцер с резиновым шлангом. Шланг опустить в банку с тор­ мозной жидкостью;

отвернуть на '/г—3А оборота перепускной клапан и не­ сколько раз нажать на тормозную педаль до прекращения вы­ хода пузырьков воздуха из шланга;

задержав педаль в нажатом положении, завернуть пере­ пускной клапан, вывернуть штуцер и ввернуть болт-пробку;

производя доливку жидкости в главный тормозной ци­ линдр, последовательно удалить воздух из тормозных цилиндров правого заднего, правого переднего, левого переднего и левого заднего колес.

213


ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Ножной тормоз автомобилей ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и ЗИЛ 131 колодочный, действует на все колеса. Тормозные колодки опираются на оси и сближаются тормозными пружинами", а раз­ водятся тормозными кулаками. Разжимный кулак поворачива­ ется регулировочным рычагом, на который действует шток тор­ мозной камеры. Тормозной механизм колеса имеет червячное" регулировочное приспособление. Пневматический привод при ма­ лом усилии водителя обеспечивает надежное торможение тяже­ лого автомобиля.

Устройство пневматического привода. К системе привода от­ носятся: компрессор, манометр, регулятор давления, воздушные баллоны, предохранительный клапан, тормозной кран, тормоз­ ные камеры, разобщительный кран, соединительная головка, воздухоприводы и соединительные шланги, сливной кран и кран отбора воздуха.

Схема пневматической системы привода тормозов автомо­ биля показана на рис. 138. Во время работы двигателя компрес­ сор нагнетает воздух в баллоны под давлением до 7 кг/см2. Воз­ душные баллоны соединены с тормозным краном, который при нажатии на педаль приводится в действие и соединяет тормоз­ ные камеры колес с воздушными баллонами. Диафрагмы тор­ мозных камер под давлением воздуха прогибаются и при помо­ щи штоков и рычагов поворачивают валы с разжимными кула­ ками, раздвигая колодки. При отпускании педали тормозной кран перекрывает доступ воздуха из баллонов и соединяет тор­ мозные камеры с атмосферой; пружины сжимают колодки и рас­ тормаживают колеса.

На автомобиле установлен поршневой двухцилиндровый к о м п р е с с о р с одной ступенью сжатия. Он установлен на го­ ловке цилиндров двигателя и приводится в действие клиновид­ ным ремнем от шкива коленчатого вала (рис. 139). Блок цилинд­ ров компрессора установлен на картере. В верхней части блока имеются два впускных клапана с пружинами, открывающимися под действием разрежения при ходе поршней вниз. Кроме того, впускные клапаны могут быть открыты принудительно, с помо­ щью установленных под ними плунжеров.

В головке над каждым цилиндром расположены стальные пластинчатые выпускные клапаны с пружинами; они открыва­ ются при образовании в цилиндрах давления во время движения поршней вверх. Камеры выпускных камер соединены через шту­ цер и трубопроводы с воздушными баллонами пневматической системы тормозов.

Коленчатый вал компрессора установлен на двух шарико­ вых подшипниках. Система смазки компрессора принудительная, масло подается под давлением из главной магистрали двигателя и подводится к компрессору через отверстие в задней крышке, а затем поступает по каналам коленчатого вала к шатунным под-

214


138. Схема ножного тор- с пневматическим при­

водом:

1 — компрессор; 2 — воздухо­ очиститель; 3 — регулятор дав­

ления;

4 — манометр; 5 — тор­

мозная

педаль; 6 — предохра-

"нительный клапан; 7 — воздуш­

ный баллон; 8 — тормозной кран; 9 — тормозная камера колеса; 10 ■ ■поворотный разжимный кулак, 11 — стяжная пружина; 12 ■ колодки

Рис. 139. Компрессор:

/ — картер; 2 — передняя крышка картера; 3 — шкив; 4 — сальник коленчато­ го вала; 5 — шарикоподшипники коленчатого вала; 6 — блок цилиндров; 7 — шатун; 8 — поршень с кольцами; 9 — поршневой палец с заглушками; 10 — го­

ловка цилиндров; 11 — пробка нагнетательного клапана;

12 — пружина нагне­

тательного клапана; 13 — нагнетательный

клапан; 14 — седло

нагнетательного

клапана;

15 — кольцевая гайка затяжки

подшипников;

16 — задняя крышка

картера;

17— уплотнитель с пружиной; 18— коленчатый

вал;

19 — основание

картера

компрессора; 20 — ограничитель

подъема впускного

клапана; 21

впускной

клапан; 22 — шток впускного клапана; 23 — коромысло штоков с

пружиной; 24 — плунжер с уплотнительными кольцами