Файл: Шестопалов, К. С. Устройство и эксплуатация автомобиля учеб. пособие для призывников, обучающихся на водителя автомобиля 3-го кл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
При ежедневном техническом обслуживании нужно прове рить люфт рулевого колеса, состояние сочленений рулевых тяг, сошки, крепление всех деталей и наличие шплинтов.
При первом техническом обслуживании следует закрепить рулевую сошку; проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных цапф, при необходимости устранить неис правности; проверить люфт в рулевом колесе и шарнирах руле вых тяг; проверить уровень масла в картере рулевого механиз ма и при необходимости долить масло; произвести смазку шар нирных сочленений рулевых тяг и втулок шкворней по графику.
При втором техническом обслуживании дополнительно к операциям, выполняемым при ТО-1, надо проверить крепление гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф; прикрепить картер рулевого механизма к раме (кронштейну рамы) и руле вую колонку к кронштейну кабины; проверить люфт и величину трения в рулевом управлении, в шарнирах рулевых тяг, шквор невых соединениях и в случае надобности отрегулировать руле вой механизм и шарниры продольной рулевой тяги; проверить крепление рулевого колеса на валу.
ТОРМОЗА
Тормозная система автомобиля состоит из тормозных меха низмов и тормозного привода.
.Принцип действия тормозных механизмов основан на ис пользовании силы трения, возникающей при торможении между тормозными колодками и тормозным барабаном. Для увеличе ния силы трения к тормозным колодкам приклепывают фрик ционные накладки из материа ла с большим коэффициентом
трения.
Схематически устройство тормоза показано на рис. 132. На неподвижном диске уста новлены две колодки. Опорой для колодок служат неподвиж ная ось и кулак. Кулак скреп лен с рычагом, соединенным тягой с педалью тормоза.
При нажатии на педаль
Рис. 132. Устройство простейшего тормоза:
1 — тормозная педаль; 2 — тяга; 3 — рычаг; 4 — кулак; 5 — стяжная пру жина; 6 — барабан; 7 — колодки; 8— ось колодок; 9 — опорный диск
204
3 ч-
Рис. 133. Схема ножного тормоза автомобиля ГАЗ-51А-
l — педаль тормоза; 2
р“ , " а , °рмо,"ой л : 7 “ ; ; / бй р Г „ т ый тop‘■°з'“ ,, т ш “ т |
-л с д |
кулак поворачивается и раздвигает колодки, прижимая их к ба рабану. Когда давление на педаль прекратится, пружина стяги вает колодки, заставляя их отойти от барабана, а кулак — занять исходное положение; колесо снова получает возможность свободно вращаться.
Так как колодки неподвижны, а барабан вращается, то при торможении колеса возникает сила трения; эта сила создает тормозной момент, стремящийся остановить колесо. В результа те взаимодействия колеса с полотном дороги возникает внешняя сила сопротивления движению, называемая тормозной силой.
Усилие к тормозным механизмам может передаваться по средством гидравлического, пневматического или механического привода.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА А ВТО М О БИ Л Я
С Г И Д Р А В Л И Ч Е С К И М П Р И В О Д О М
На рис. 133 приведена схема ножного тормоза автомобиля ГАЗ-51А. Тормоз колодочный с гидравлическим приводом, дей ствующим на все четыре колеса.
УСТРОЙСТВО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА АВТОМОБИЛЯ ГАЗ
К гидравлическому приводу относятся: педаль, главный тор мозной цилиндр с резервуаром для тормозной жидкости, соеди нительные трубопроводы, шланги, колесные тормозные цилинд
ры, гидровакуумный усилитель. |
ц и л и н д р гидравлического |
|
Г л а в н ы й |
т о р м о з н о й |
|
привода (рис. |
134) чугунный, он |
отлит вместе с резервуаром |
для тормозной жидкости; цилиндр крепится к раме автомобиля. В крышке резервуара имеется пробка с двумя небольшими бо ковыми отверстиями и отражателем. Цилиндр сообщен с резер вуаром двумя отверстиями: малым — компенсационным и боль шим — перепускным. Внутри цилиндра помещен поршень, в днище которого просверлено несколько отверстий, прикрытых звездообразным пластинчатым клапаном. Перед поршнем распо ложена резиновая манжета, на другой конец поршня надето ре зиновое уплотнительное кольцо. Манжета прижата к поршню пружиной. Другой конец пружины прижимает к гнезду впускной (обратный) клапан. В тарелке обратного клапана вмонтирован выпускной (нагнетательный) клапан со слабой пружиной. При отпущенной тормозной педали полость цилиндра перед порш нем сообщается с резервуаром через компенсационное от верстие Б.
На верхней части опорного диска тормозного механизма
каждого |
колеса установлен |
к о л е с н ы й |
т о р м о з н о й ц и |
л и н д р , |
внутри которого |
имеются два |
поршня, передающие |
206
Рис. 134. Главный тормозной цилиндр:
А — перепускное отверстие; Б — компенсационное отверстие
/ — педаль; 2 — контргайка; 3 — толкатель; |
4 — пробка |
резервуара; |
5 — отражатель; 6 — впускной и выпускной |
клапаны; |
7 — пружина |
впускного клапана; 8 — колпачок; 9 — манжета; 10 — звездообразная пластина; // — поршень; 12 — упорная шайба; 13 — замочное кольцо; 14 — защитный чехол
усилие на колодки (рис. 135). К цилиндру присоединена трубка, по которой поступает тормозная жидкость. Нижние концы коло док опираются на эксцентриковые шайбы, надетые на опорные пальцы, которые крепятся к опорному диску при помощи контр гаек и могут поворачиваться вместе с эксцентриковыми шай бами при регулировке тормозов.
Верхние концы колодок упираются в сухари поршней колес ного тормозного цилиндра. Колодки соединены между собой стяжной пружиной. Между внутренней поверхностью барабана и накладками колодок имеется зазор.
Главный тормозной цилиндр соединяется с колесными ци-/ линдрами при помощи системы т р у б о п р о в о д о в , состоя щей из металлических трубок, тройников, штуцеров и гибкихшлангов из прорезиненной ткани.
В системе ножного тормоза автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 установлен г и д р о в а к у у м н ы й у с и л и т е л ь , при котором уменьшается усилие нажатия на педаль тормоза за счет исполь зования разрежения во впускном трубопроводе двигателя.
> Гидровакуумный усилитель (рис. 136) состоит из камеры усилителя, цилиндра и клапана управления. В корпусе камеры усилителя установлена диафрагма с упорной тарелкой, пружина
207
Рис. 135. Схема колесного тормоза автомобиля ГАЗ-51А:
1 — колодка; 2 — опорный диск тормозного механизма; 3 — стяжная
пружина; |
4 — фрикционная накладка; |
5 — заклепка; |
б — колесный |
тормозной |
цилиндр; 7 — регулировочный эксцентрик; |
8 — опорно-ре |
|
гулировочные пальцы; 9 — перепускной |
клапан для удаления возду |
ха; 10 — KOpnyt колесного тормозного цилиндра; 11 — пружина; 12— резиновая манжета; 13— поршень; 14 — защитный колпак; 15 — су харь
и толкатель (шток). Толкатель одним концом соединен с тарел кой диафрагмы, а другим — с поршнем цилиндра усилителя, в котором установлен шариковый клапан.
Клапан управления при помощи трубопроводов сообщается с главным тормозным цилиндром усилителя. При нажатии педали тормоза тормозная жидкость под давлением поступает через от верстие и клапан в поршне цилиндра усилителя в магистраль к колесным тормозным цилиндрам. Одновременно тормозная жид кость поступает в полости клапана управления и своим давле нием приводит в действие его атмосферный и вакуумный кла паны; открывает атмосферный клапан и закрывает вакуумный. Вследствие этого наружный воздух поступает в левую полость камеры усилителя, тогда как в правой полости сохраняется раз режение. За счет разности давлений в полостях Л и Б создается дополнительное давление в гидравлической магистрали, соеди-
208
Рис. 136. Гидровакуумный усилитель: |
|
|
|
|||
/ — впускной трубопровод двигателя; 2 — корпус |
камеры |
усилителя; 3 — диафрагма; ■# — пружина- |
||||
о — щток; 6 — вакуумный клапан; 7 — воздушный |
клапан; |
8 — поршень; |
9 — перепускные |
клапаны-’ |
||
W — воздушный фильтр; 11 — трубка подачи тормозной |
жидкости |
к |
колесным |
цилиндрам- 12 — |
||
цилиндр усилителя; 13— поршень усилителя; 14 — клапан |
поршня; |
15 — трубка |
подачи |
тормозной |
жидкости к усилителю; 16 — запорный клапан, 17— главный цилиндр; 18— педаль; А, Б — полости камеры усилителя
Рис. 137. Схема работы гидравлического тормоза:
а — положение при нажатой педали; б — положение при отпущен ной педали
няющей усилитель с рабочими цилиндрами тормозных механиз мов колес.
Между впускной трубой и гидровакуумным усилителем ус тановлен запорный клапан, автоматически разъединяющий их при остановке двигателя и позволяющий производить за счет запаса вакуума в системе усилителя одно-два торможения.
Действие тормозов заключается в следующем. При нажатии на тормозную педаль (рис. 137, а) шток главного тормозного цилиндра перемещает поршень с манжетой, которая перекрыва ет компенсационное отверстие цилиндра, вследствие чего в нем создается повышенное давление жидкости, открывается выпуск ной клапан и жидкость по трубопроводам поступает в колесные цилиндры. Под действием давления жидкости поршни в колес ных цилиндрах расходятся и через толкатели прижимают ко лодки к тормозным барабанам. После прекращения нажатия на педаль она под действием пружины отходит в исходное положе ние вместе со штоком и поршнем -главного тормозного цилиндра (см. рис. 137, б). В это время под действием пружин колодки отойдут от барабана и поршни колесных цилиндров займут на чальное положение. Вытесняемая ими из колесных цилиндров жидкость открывает впускной клапан и поступает в главный тормозной цилиндр.
При быстром отпускании тормоза, вследствие сопротивле ния трубопроводов и впускного клапана, цилиндр не успевает
210